В других СМИ
Загрузка...
Окрылённость морской пехоты
© Фото автора
Морской десант - на взлёт!

Окрылённость морской пехоты

Среди подразделений «чёрных беретов» есть и такие, что могут обрушиться на врага не только с моря и с суши, но и с небесных высот
09 февраля 2022, 11:00
Реклама
Окрылённость морской пехоты
© Фото автора
Морской десант - на взлёт!
Читайте нас на: 

Двустороннее межвидовое тактическое учение было в самом разгаре, когда батальонная тактическая группа морской пехоты с больших десантных кораблей стремительно, с присущим «чёрным беретам» напором, высадилась на берег. Опорный пункт условного противника был атакован с трёх направлений. Но, как это часто бывает в реалиях двусторонних учебных боёв, никто не хотел уступать инициативу. Атакующим не помог даже мощный артналёт по позициям «противника». И тогда командир морского десанта решил ввести в бой резерв - парашютный десант из состава десантно-штурмовой роты гвардии капитана Дмитрия Бекетова.

Двумя группами морпехи-парашютисты сумели блокировать командный пункт, нарушить систему управления «противника» и нанести ему удар с тыла. Это помогло батальонной тактической группе успешно завершить выполнение ближайшей задачи.

Наука по небу летать

«Крылатая морская пехота» - так иногда называют бойцов десантно-штурмовых подразделений. И их «крылья» за последнее время окрепли - недавно на вооружение в подразделения поступил новый десантный парашют - Д-10, который весит на несколько килограммов меньше прежнего Д-6, позволяет легко разворачиваться по ветру, выполнять горизонтальное скольжение. На таком парашюте можно с большей точностью приземления совершать прыжки на воду, лес и быстро гасить купол в сильный ветер.

Под куполом Д-10.
© Фото автора
Под куполом Д-10.

Справка

Д-10 имеет купол в форме патиссона площадью 100 кв. м, отличающийся улучшенными характеристиками. Парашют применяется при выполнении учебно-тренировочных и боевых прыжков с самолёта Ан-2, вертолётов Ми-8 и Ми-6, военно-транспортных самолётов Ан-12, Ан-26, Ан-22, Ил-76. Скорость полёта на выброске составляет 140-400 км/ч, минимальная высота прыжка - 200 м со стабилизацией 3 секунды, максимальная - 4 тысячи метров с полётной массой парашютиста до 140 кг. Скорость снижения составляет 5 м/с. Развороты купола осуществляются специальными стропами управления.

Но как бы ни усовершенствовались средства доставки десантников с неба на землю, главным звеном их эффективности остаются навыки и умение самих бойцов, применяющих такие парашютные крылья. Именно для выработки боевых качеств парашютистов морской пехоты и существует в программе их боевой учёбы воздушно-десантная подготовка, или, как её сокращённо называют в войсках - ВДП.

Как рассказал корреспонденту «Звезды» заместитель командира отдельного батальона морской пехоты по воздушно-десантной подготовке гвардии капитан Сергей Байдаков, в наземную подготовку личного состава десантно-штурмовой роты входят ознакомление с теоретическими основами парашютного прыжка, изучение материальной части парашютов, парашютных приборов и снаряжения парашютиста, обучение укладке парашютов для прыжка, отработка навыков подгонки снаряжения и крепления оружия для десантирования с неба, поэлементная тренировка парашютного прыжка на снарядах воздушно-десантного комплекса и непосредственно предпрыжковый тренинг.

Капитан Сергей Байдаков - профи воздушно-десантной подготовки.
© Фото автора
Капитан Сергей Байдаков - профи воздушно-десантной подготовки.

ВДП - целая наука, не терпящая дилетантства, расхлябанности и малодушия. Поэтому в батальоне с особым вниманием относятся к подготовке офицеров, способных, как говорится, с чувством, толком и расстановкой провести каждое занятие по её программе. Офицеры и сержантский состав десантно-штурмовой роты получают необходимые знания и навыки в ходе инструкторско-методических и показных занятий, на которых самым тщательным образом отрабатываются вопросы организации и методика проведения занятий по учебной тематике ВДП. Результативности подобных занятий способствует особое отношение командиров и бойцов к парашютной науке - любовь к небу свойственна большинству из них. Командир роты гвардии капитан Дмитрий Бекетов, его заместитель гвардии старший лейтенант Иван Кононов - два из трёх командиров взводов - успешно сдали зачёты на квалификацию «Парашютист-инструктор» и теперь с гордостью носят соответствующий, весьма почитаемый в войсках нагрудный знак.

Тренировки в парашютном городке.
© Фото автора
Тренировки в парашютном городке.

Наставники особой заточки

Заместитель командира батальона морской пехоты по ВДП гвардии капитан Сергей Байдаков в своё время окончил знаменитое гвардейское Рязанское ВВДКУ. Добровольно сменил голубой берет на чёрный. Службу начинал командиром взвода в отдельном батальоне Черноморского флота. Затем был заместителем командира десантно-штурмовой роты по ВДП, командиром роты морской пехоты. На его счету 117 парашютных прыжков. Об успехах в службе офицера говорит и полученная им медаль «За боевое отличие». Сергей Байдаков и его помощник - начальник склада воздушно-десантной техники младший сержант Иван Нечай приложили немало сил и энергии, чтобы в их войсковой части был создан собственный учебный парашютно-десантный комплекс с необходимым комплектом макетов и тренажёров. А с учётом того, что большая часть боевой учёбы морпехов проходит на полигонах и в полевых выходах, энтузиасты своего дела предусмотрели и комплект мобильных макетов для отработки элементов парашютных прыжков. И теперь он успешно используется для полноценных тренировок по ВДП во время полевых занятий. Конечно, двоим, даже очень преданным делу, специалистам это было бы не по силам. И здесь сказался энтузиазм и мастеровитость моряков всей десантно-штурмовой роты - ведь для себя гвардейцы старались.

Идёт посадка в вертолёт.
© Фото автора
Идёт посадка в вертолёт.

Вообще же, офицеры воздушно-десантной службы и десантно-штурмовых, разведывательных подразделений морской пехоты по-особому заточены на то, чтобы обучить личный состав смелому и грамотному совершению прыжков с парашютом, быстрой и грамотной подготовке личного оружия и грузов для десантирования парашютным способом. Многие из этих «спецов» могут, что называется, с завязанными глазами уложить парашют, проверить правильность снаряжённости парашютиста к прыжку. Ошибок в их функционале быть не может. Ибо за каждой боевой укладкой парашюта - жизнь человека.

Поэтому у парашютистов морской пехоты незыблем принцип: каждый обязан лично укладывать свой парашют. Это многократно повышает ответственность, и после двух-трёх учебных укладок боец в состоянии под наблюдением инструктора правильно подготовить парашют к прыжку. На каждом занятии морпех-парашютист с самого начала приучается к чёткости, аккуратности, точному и безукоризненному выполнению требований регламентов по воздушно-десантной подготовке. Многолетняя практика показывает, что опасные ситуации под куполом парашюта возникают только тогда, когда проявляется небрежность в укладке парашюта или нарушаются правила совершения прыжка. Бывает, что неким образом это связано с естественной боязнью прыжка, с недостаточной психологической подготовкой по преодолению страха. Поэтому программа занятий по наземной подготовке парашютиста включает не только тренировку тела, вестибулярного аппарата, но и психологическую закалку воли, воспитание смелости, решительности, мужества. Подготовка к прыжку длится долгие часы, дни, а иногда недели, хотя сам прыжок - всего лишь краткий миг в жизни парашютиста. Но и он - серьёзный ратный труд.

Секунды особого счёта.
© Фото автора
Секунды особого счёта.

Серьёзная мера секунд

- Высота обычного тренировочного прыжка - 800 метров, - поясняет гвардии капитан Байдаков. - В полёте парашютист находится примерно каких-то 240 секунд. Из них три секунды стремительного стабилизированного полёта и секунду во время выхода строп основного купола - в невесомости. Каждая из этих секунд с момента отделения от воздушного судна до касания земли или воды - это работа внимания, мысли, рук. Десантирование требует полной осознанности полёта и его целенаправленности. На всякий случай надо помнить, что время раскрытия запасного парашюта - 20 секунд. Сверхдрагоценное время! Поэтому всё, что необходимо сделать в воздухе, отрабатывается до автоматизма ещё на земле, чтобы боец мог на уровне мышечной памяти выполнить любую задачу, а в случае чрезвычайной ситуации, успешно её преодолеть.

Прямая речь

«Тот, кто ни разу не покидал самолёт, откуда города и сёла кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймёт чести и гордости десантника».

Герой Советского Союза генерал армии В.Ф. Маргелов.

С неба - на землю - в бой!
© Фото автора
С неба - на землю - в бой!

Особая пора воздушно-десантной подготовки - сборы, которые два раза в год проходят на базе бригады морской пехоты Черноморского флота. Их высокая обучающая динамика позволяет в полной мере закрепить теорию и практику предыдущих плановых занятий ВДП, а главное - предоставляет прекрасную возможность подняться в небо на борту вертолёта и самолёта, чтобы с высоты птичьего полёта окунуться в бездну воздушной стихии.

- На сборах мы совершаем парашютные прыжки днём и ночью, на воду, - делится впечатлениями гвардии сержант Ибрагим Ибрагимов. - Каждый раз при этом испытываешь ни с чем не сравнимое чувство полёта, хотя он и продолжается считанные минуты. И с каждым прыжком всё больше понимаешь важность обстоятельной подготовки к нему, которая и даёт уверенность в своих возможностях парашютиста.

Кстати, как говорят сами моряки десантно-штурмового подразделения, годовую программу по парашютным прыжкам они выполняют вовсе не только потому, что за это идёт льготная выслуга лет, но, в первую очередь, из чувства любви к небу.

Стропы рвут меня вверх, выстрел купола - стоп!
И - как не было этих минут.
Нет свободных падений с высот, но зато
Есть свобода раскрыть парашют!

Владимир Высоцкий.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама