«Для нас атомная подводная лодка - как ребёнок. Мы выпускаем её в опасный мир, её нужно собрать, вывести на воду, научить ходить, дышать»
«"Севмаш" построил и передал ВМФ 136 атомных подводных лодок»
- Михаил Анатольевич, 19 марта отмечается День моряка-подводника. Что значит этот праздник для корабелов?
- История подводного флота России насчитывает более 115 лет. Моряки, несущие службу на подводных кораблях, всегда были нашей славой и гордостью, примером патриотизма, сплочённости и взаимовыручки, настоящего морского братства. Для корабелов «Севмаша» этот праздник, несомненно, тоже имеет особое значение. Более 82 лет на берегах Белого моря руками трудового коллектива предприятия поддерживается слава России как великой морской державы, а над подлодками, сошедшими со стапелей верфи, гордо реет Военно-морской флаг. Мы вносим свой вклад в создание и модернизацию подводного флота страны. «Севмаш» построил и передал ВМФ 136 атомных подводных лодок.
- Возглавляемое вами предприятие уже более 80 лет строит атомный подводный флот страны. Проведите небольшой исторический экскурс, как менялся облик субмарин от первой АПЛ, построенной в цехах завода, до тех, которые сегодня готовятся сойти со стапелей. Общеизвестно, что на вашем предприятии было построено немало уникальных проектов, лодок-рекордсменов...
- Создание на «Севмаше» первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» фактически совершило революцию в подводном кораблестроении и Военно-морском флоте страны. Атомная энергия дала подводной лодке возможность не всплывать на поверхность для подзарядки, как это было на дизельных предшественниках. Кроме того, были сняты ограничения по дальности и автономности плавания, повышена скрытность АПЛ.
Конечно, от первого до четвёртого поколения пройден колоссальный путь. Современные корабли по всем показателям многократно превосходят не только «ветеранов» 1 и 2 поколений, но и достаточно современные атомоходы 3-го поколения. Заказчик в лице Министерства обороны РФ требует от всей кооперационной цепочки - от проектанта до поставщиков оборудования, - не только неукоснительного исполнения сроков строительства заказов, но и новых разработок, улучшающих характеристики АПЛ.
Во все времена подводные лодки «Севмаша» удостаивались положительных отзывов, к отдельным кораблям применимы эпитеты «первые» и «самые». Установленные этими подводными лодками рекорды не превзойдены до сих пор и вряд ли это произойдёт в обозримом будущем.
На «Севмаше» были построены первая в мире ПЛ с баллистическими ракетами проекта 611 Б-67, первая в мире титановая проекта 661 К-162 - так называемая «золотая рыбка», самая глубоководная атомная подлодка проекта 685 «Комсомолец» и, конечно, самая большая АПЛ проекта 941 «Акула» - «Дмитрий Донской».
Последний за свои размеры был занесён в Книгу рекордов Гиннеса. В течение сорока лет этот корабль несёт службу в рядах ВМФ. В последние годы он обеспечивает испытания атомных подводных лодок четвёртого поколения, строящихся на «Севмаше».
- А чем сегодня удивляют наши корабелы? Какие лодки сегодня строятся на предприятии? В чём их особенность?
- В цехах предприятия идёт напряжённая работа: на стапелях две линейки кораблей проектов «Борей-А» и «Ясень-М», а также АПЛ «Хабаровск». На завершающем этапе - атомная подводная лодка «Белгород». В прошлом году сдаточная программа была насыщенной, в 2022 году планируем держать темп. Считаю, что со всеми поставленными задачами и наши сдаточные команды, и военные экипажи справляются с должным качеством. С началом навигации продолжатся испытания спущенных на воду в прошлом году кораблей «Красноярск» и «Генералиссимус Суворов».
Корабли четвёртого поколения, строящиеся на «Севмаше», это новое слово в обороне нашей страны. 21 декабря 2021 года, в день рождения предприятия, мы передали Военно-морскому флоту АПЛ «Князь Олег» проекта «Борей-А» и «Новосибирск» проекта «Ясень-М». Они стали 135 и 136-м атомоходами, построенными на наших стапелях. Можно сказать, что мы вышли на новый уровень строительства современных атомных подводных лодок.
Промышленность набрала обороты, кооперация предприятий, которая была нарушена в 90-е годы, вновь собрана и нацелена на результат. Конструкторские бюро «Малахит» и «Рубин» спроектировали отличные атомные подводные ракетоносцы, которые ставят наш флот на ступень выше. Они кардинально отличаются от АПЛ предыдущего поколения. Это корабли, которые оснащены по последнему слову техники.
Если говорить об АПК проекта «Ясень-М», то это технически более сложные корабли, чем атомоход проекта «Ясень» «Северодвинск». В 2021 году мы передали в состав ВМФ головной ракетоносец «Казань» и первый серийный АПК «Новосибирск». В проекте реализовано новое направление - интеллектуализация боевых действий. Впервые внедрены передовые информационные технологии в радиоэлектронном вооружении корабля, что даёт возможность повысить оперативность и качество боевого управления. Корабли насыщены современным оборудованием, компьютерной техникой. Они обладают новыми характеристиками с точки зрения физических полей, манёвренности.
Что касается атомных крейсеров проекта «Борей-А», то из таких кораблей будет сформирован новый состав стратегических атомоходов. Головной корабль проекта - «Князь Владимир» - вошёл в состав флота в 2020 году. В 2021-м ряды стратегов пополнил первый серийный корабль проекта - «Князь Олег». Нет необходимости сравнивать эти АПК с зарубежными образцами, поскольку в составе других флотов мира таких ракетоносцев нет.
В проекте «Борей-А» конструкторы воплотили последние научные и технические разработки. Это корабли, которые имеют совершенно новые качества: намного улучшены их тактико-технические характеристики, сделан шаг в оптимизации физических полей, систем управления оружием, манёвренных свойств.
«Благодаря высоким темпам строительства атомных подводных ракетоносцев на "Севмаше" с ВМС США был достигнут паритет по морским ядерным силам»
- На Коллегии Минобороны Верховный Главнокомандующий заявил, что в интересах Военно-морского флота в 2021 году поставлена одна новая и одна отремонтированная подводные лодки. Как ваше предприятие выполняет гособоронзаказ и что вам предстоит выполнить в этом году?
- Выполнение государственного оборонного заказа на «Севмаше» идёт в строгом соответствии с утверждёнными графиками. В этом году нам предстоит насыщенная сдаточная программа. Ряду кораблей предстоят швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.
- Чем отличается процесс строительства головного проекта, и о чём говорят буквы «М» и «А» в названиях проектов «Ясень» и «Борей»?
- Строительство головного корабля серии - это решение кардинально новых задач, освоение проекта. Серийные подлодки зачастую выпускаются быстрее, так как технология создания АПЛ конкретного проекта была освоена на головном атомоходе. Однако истории известны случаи, когда первый корабль линейки передавали ВМФ позднее, чем его последователей.
- По вашему мнению, удаётся ли нам удерживать лидерство в подводном кораблестроении по сравнению с другими мировыми морскими державами? И как решался вопрос с импортозамещением? На сегодняшний день мы полностью независимы в этом вопросе?
- Исторически сложилось так, что первая атомная подводная лодка в мире была построена в США. Впоследствии темпы подводного кораблестроения в этой стране считали рекордными. Однако этот миф был развенчан. Если сравнивать скорость строительства на примере АПЛ проекта 667А, то в сравнении «Севмаша» с американской верфью в Гротоне последняя проигрывает в два раза. В 1970 году корабелы нашего предприятия установили абсолютный рекорд: Военно-морскому флоту были переданы шесть атомоходов, вооружённых баллистическими ракетами. Кроме того, один из кораблей проекта 667А вступил в строй через 18 месяцев после закладки - это тоже своего рода рекорд.
Во многом благодаря высоким темпам строительства атомных подводных ракетоносцев на «Севмаше» с ВМС США был достигнут паритет по морским ядерным силам, заключено первое соглашение между СССР и Америкой в 1972 году.
Сегодня отечественная промышленность держит ритм строительства, новые корабли пополняют ряды стратегических и многоцелевых АПЛ. За последние два года «Севмаш» передал ВМФ четыре корабля - два атомохода проекта «Борей-А» «Князь Владимир» и «Князь Олег», а также два подводных крейсера проекта «Ясень-М» - «Казань» и «Новосибирск». При строительстве атомных подводных лодок предприятие использует только детали и материалы отечественного производства. Уверен, наши темпы не дают западным потенциальным противникам расслабляться.
«Производственная формула "Севмаша" основывается на качестве, экономическом эффекте и строгом соблюдении сроков»
- Как воплощаются в жизнь конструкторские мысли, изложенные на бумаге? Это совместный труд проектанта и строителей? Сколько вообще длится постройка корабля от его закладки до подъёма на нём Андреевского флага? И отслеживаете ли вы дальнейший путь своих лодок или всё заканчивается на том, когда субмарина отправляется к своему месту службы?
- У корабля, как у человека, своя судьба. Она начинается с технического задания, которое выдаёт Министерство обороны и военная наука. Это непростая техника. Дальше в работу вступают конструкторские бюро. После проекта разрабатывают документацию. А затем на стапеле «Севмаша» в железе воплощается в жизнь атомная подводная лодка. Над её строительством работает многотысячный высококвалифицированный коллектив - мы трудимся в тесной связке не только с проектантом, но и с многочисленными предприятиями кооперации, военным представительством и с личным составом Беломорской военно-морской базы.
Каждая атомная подводная лодка, выпущенная со стапелей «Севмаша» и переданная Военно-морскому флоту, для нас - как родная. Мы не только отслеживаем дальнейшую судьбу кораблей, но и несём гарантийные обязательства, обеспечиваем сервисное обслуживание АПЛ.
- Какие новые технологии используются заводом в строительстве АПЛ, как обновляется в связи с этим парк предприятия?
- Производственная формула «Севмаша» основывается на качестве, экономическом эффекте и строгом соблюдении сроков. При этом состав Военно-морского флота находится в стадии активного обновления, и современные корабли нужны на всех рубежах. Поэтому «Севмаш» как завод-строитель совместно с проектантами решает поставленную задачу: внедряет новую технологию создания АПЛ - блочно-модульный метод. По нашим расчётам его внедрение позволит сократить сроки строительства на 18 месяцев.
Для реализации проекта нам потребуется построить новый цех агрегатирования, дополнительный пролёт цеха №7, заменить краны в эллинге №2, модернизировать транспортно-передаточный комплекс. Потребуется построить окрасочные камеры, провести техническое перевооружение корпусообрабатывающего, корпусно-сварочного, механомонтажного и трубозаготовительного производств, модернизировать цех изготовления стеклопластиковых конструкций, создать единую измерительную сеть предприятия.
Ряд этих задач уже решается в рамках действующих федеральных целевых программ и программы организационно-технического развития «Севмаша». В 2021 году эпидемиологическая ситуация незначительно повлияла на темпы технического перевооружения, но ни одна программа не была свёрнута. Продолжается модернизация стапельно-сдаточного, неметаллического, металлургического производств. Большую часть объектов планируем завершить уже в этом году. В рамках техперевооружения в эксплуатацию введены сотни единиц оборудования и техники.
За свою историю верфь пережила две модернизации, позволившие создать уникальные корабли, опередившие своё время. А решение стоящей перед «Севмашем» глобальной задачи по переходу на новый технический уровень обеспечит строительство АПЛ 5-го поколения для укрепления обороноспособности и экономического потенциала нашей страны.
«Благодаря цифровизации и трёхмерному моделированию значительно повышена точность расчётов и эффективность конструкторско-технологической подготовки всех процессов»
- Слышала про создание цифрового макета атомной подводной лодки... Расскажите об этом поподробнее.
- На «Севмаше» впервые в России был создан цифровой макет атомной подводной лодки. Комплексная работа началась ещё десять лет назад в рамках исполнения Указа Президента РФ. Конечно, процесс перевода проектирования и строительства кораблей в «цифру» непрост. Однако у российского кораблестроения есть успешный опыт реализации передовой технологии.
«Севмаш» совместно с Северным ПКБ, конструкторскими бюро «Рубин», «Малахит» и «Алмаз» создал единое проектно-производственное пространство.
Первыми цифровую трансформацию прошли корабли, которые на тот момент ещё только проектировались. В связке с Северным ПКБ мы организовали цифровое взаимодействие при модернизации крейсера проекта 11442М. А на проекте заказа специального назначения была отработана новая система моделирования корпуса для выпуска плазово-технологической документации и раскроя металла. Эта работа выполнялась совместно с Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит» и Центральным конструкторским бюро «Рубин». После анализа внедрения новой системы мы выяснили, что количество вопросов производства сократилось более чем в восемь раз. Это безусловное преимущество перед традиционным подходом.
В процессе работы внедрялись технологии реверсного проектирования, объёмного лазерного сканирования, а также оптико-электронные инструменты измерений. Всё это даёт возможность вовремя принимать необходимые инженерные решения и избегать дорогостоящих и трудозатратных переделок.
Конечно, цифровизация производства требует обновления рабочих мест, обучения персонала методам проектирования и подготовки производства. Мы закупили и установили программное обеспечение, наладили каналы передачи информации и баз данных. Отмечу, что вложения принесли хороший результат.
Благодаря цифровизации и трёхмерному моделированию значительно повышена точность расчётов и эффективность конструкторско-технологической подготовки всех процессов - от раскроя металла до стыковки отсеков. Внедрение новых технологий даёт экономический эффект и повышает степень проработки проекта.
Однако говорить об итогах пока рано. Процесс цифровизации продолжается. На предприятии идёт масштабирование, новые технологии и инструментарий планомерно внедряются на производстве. Президент Российской Федерации Владимир Путин дал чёткие указания по поводу перевода кораблестроения в «цифру», и «Севмаш», в том числе благодаря совместной работе с КБ, сравнялся, а в вопросах реверсного проектирования и лазерного сканирования вышел на лидирующие позиции в мире.
- Судя по регулярным сообщениям в СМИ о сдаче той или иной новой подводной лодки, загрузка завода весьма высока. Как удаётся одновременно строить в цехах несколько субмарин, которые по размерам своим огромны? Хватает ли производственных мощностей и кадрового потенциала для сдачи заказчику в срок?
- Для строительства атомных подводных лодок третьего поколения - настоящих рекордсменов с точки зрения габаритов - на «Севмаше» был построен эллинг №2. Он является самым большим крытым сооружением для строительства АПЛ в Европе. Заказы размещаются на стапельных нитках. Создание атомоходов идёт в строгом соответствии с утверждёнными графиками, заказчик в лице Министерства обороны контролирует ход строительства на всех этапах.
Кадровый потенциал «Севмаша» и его производственные мощности полностью соответствуют поставленным перед предприятием задачам. Как отметил 21 декабря 2021 года президент РФ Владимир Путин, «Севмаш» - лидирующее предприятие по производству атомных подводных лодок.
«Люди, работающие на "Севмаше", - это уникальная порода. Это люди высочайшей квалификации. Талантливые, преданные выбранной сфере»
- Какие уникальные специалисты работают на заводе, как говорят, штучные, которых нет в других отраслях? И где их готовят?
- Таких специалистов на «Севмаше» достаточно много - ведь сложнее, чем атомные подводные лодки, техники не придумано. На производстве требуется почти ювелирная точность, широкий спектр знаний и умение решать нестандартные вопросы. Некоторым специальностям, востребованным на заводе, в университетах и техникумах не учат. Таких людей мы готовим сами - проводим отбор и учим всему, что нужно, на производстве. Из необычных профессий - поддувальщица, вулканизаторщик, гравёр, испытатель на герметичность.
Хочу подчеркнуть, что люди, работающие на «Севмаше», - это уникальная порода. Это люди высочайшей квалификации. Талантливые, преданные выбранной сфере. У них есть искра в глазах. Человек, который влюблён в своё дело, творит с полной самоотдачей не просто за зарплату, но ещё и из интереса, любви к профессии. Это главная отличительная черта коллектива «Севмаша».
- Существует ли преемственность поколений? Много ли корабельных династий сегодня трудится на заводе?
- Преемственность поколений на «Севмаше», безусловно, существует. По примеру своих родителей на предприятие приходят специалисты, с детства знакомые с кораблестроением, вдохновлённые на продолжение семейного дела. На сегодняшний день на верфи - 166 династий. Все они вместе с другими членами трудового коллектива завода вносят свой - очень весомый - вклад в создание атомного морского щита нашей страны.
- А как в целом обстоят дела с кадровым вопросом? Как привлекаете выпускников вузов и кто главный поставщик инженерных кадров? Какие меры социальной поддержки есть для них на предприятии? Насколько престижна сегодня профессия корабела-«подводника»?
- Кадровый вопрос сегодня стоит не так остро, как раньше. Сейчас на предприятии трудится свыше 30 тысяч человек. Массового набора нет - набираем квалифицированных специалистов и рабочих.
Предприятие ведёт масштабную профориентационную работу. Воспитываем смену с детского сада - проводим уроки с «Лодкой в чемодане», вовлекаем детей конкурсами. У школьников есть уникальная возможность посетить специализированную смену «Корабелы будущего» во Всероссийском детском центре «Орлёнок», осваивая там азы кораблестроения. Кроме того, работаем с 26 вузами по всей стране.
Абитуриенты могут заключить целевой договор от «Севмаша» с лучшими учебными заведениями страны, такими как Севастопольский государственный университет, ЛЭТИ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, БГТУ им. В.Г. Шухова и другие. Они получают приоритет при поступлении в высшее учебное заведение, дополнительную стипендию от верфи, им гарантировано прохождение производственной и преддипломной практики на нашем предприятии. При этом завод оплачивает не только сам труд, но и проезд к месту прохождения практики и обратно, а также проживание в Северодвинске. По окончании обучения целевикам гарантировано трудоустройство.
За последние годы отмечается большой процент вернувшихся к нам после получения диплома студентов. Люди выбирают север, «Севмаш» и подводное кораблестроение.
- А что касается рабочих профессий, одно время именно в этом был острый дефицит... Знаю, для решения этого вопроса на предприятии даже функционирует научная рота. Насколько помогает эта программа, поддержанная Министерством обороны?
- Задача по созданию специализированного военного подразделения была поставлена президентом РФ Владимиром Путиным в 2018 году. «Севмаш» стал первым предприятием отрасли, где была создана научно-производственная рота. Главная цель - сохранение высококвалифицированного трудового коллектива предприятия. Для службы в НПР отбираются студенты профессиональных училищ и вузов - базовых образовательных учреждений «Севмаша». Ребята, которые отслужили в этом подразделении, возвращаются на предприятие. По итогу 2021 года 70 процентов вчерашних военнослужащих трудоустроились на завод.
К несению службы на «Севмаше» уже приступил восьмой призыв НПР - шестьдесят девять новобранцев. Работать они будут в тех же цехах и подразделениях, где основная часть проходила практику во время учёбы в профильных учебных заведениях.
Режим дня сформирован с учётом производственного графика «Севмаша». Основные профессии - слесарь-монтажник судовой, сборщик корпусов металлических судов, сварщик, инженеры различных специальностей.
«Мы выпускаем подлодку в опасный мир с меняющимися условиями, с глубинами, жесточайшими условиями службы, атомным реактором и тем оружием, которое несут эти корабли»
- Михаил Анатольевич, в канун такого праздника хочется поговорить не только о серьёзных вещах... Поделитесь, какие эмоции испытываете вы лично и коллектив при сдаче очередного корабля флоту? Какие есть традиции, ритуалы? Как происходит подготовка к церемонии? Признайтесь, волнение испытываете? Помните свой первый корабль?
- Для нас атомная подводная лодка - как ребёнок. Мы выпускаем её в опасный мир с меняющимися условиями, с глубинами, жесточайшими условиями службы, атомным реактором и тем оружием, которое несут эти корабли. Поэтому за те годы, что строится АПЛ, её нужно не только собрать, но и вывести на воду, научить ходить, дышать. Вывести в море, испытать все системы. Корабль закладывается на стапеле, на стапеле он созревает, проходит необходимые стадии «взросления». Дальше начинаются испытания. Корабль учат ходить, с ним возятся, как с ребёнком. Это непрерывный процесс, в котором задействовано большое количество людей. Это решение массы сложнейших технических задач, работа всей кооперации, поставщиков оборудования - турбины, реактора, насоса... Это интересная, но в то же время сложнейшая работа.
Поэтому когда мы передаём атомоход Военно-морскому флоту, у многих - слезы на глазах. Потому что наши корабелы воспринимают подводные лодки как своё произведение, как дело всей жизни. Все работающие над созданием АПЛ воспринимают это именно так. Другие здесь не выживают.
После передачи ВМФ мы продолжаем переживать за каждый корабль, обязательно отслеживаем его судьбу, продолжаем общение с экипажами, с которыми за время испытаний у корабелов «Севмаша» формируются крепкие дружеские отношения.
Мои наиболее яркие воспоминания связаны с головной АПЛ проекта 941 «Дмитрий Донской». Я пришёл на завод в 1977 году и сразу попал на строительство этого ракетного крейсера. Тогда на стапеле находился только корпус, проходили гидравлические испытания, начиналась погрузка оборудования. На этом корабле я работал слесарем-монтажником, монтировал главную энергетическую установку. Это был грандиозный проект! Мне кажется, что этот корабль - из фантазий Жюля Верна. Ни один из флотов мира не имеет подобных атомоходов.
А вообще я горжусь каждым кораблём, построенным на «Севмаше» и несущим службу в рядах ВМФ. Для меня предприятие - это вся моя жизнь.
- Мне часто удавалось наблюдать, как при закладке корабля крепится табличка. Это навечно? И где её потом можно увидеть? Где хранится, если хранится, горлышко от бутылки, которую разбивают о борт корабля при его сдаче?
- Установка закладной доски корабля и разбитие бутылки о борт при выводе из эллинга - это давние традиции. Горлышко обычно хранится на корабле - в кают-компании или у командира. А закладная доска остаётся с кораблём навечно. После вывода АПЛ из состава ВМФ некоторые таблички возвращаются на «Севмаш» - в нашем музее есть такие примеры.
- Знаю, что на флоте есть ритуал посвящения в подводники при первом погружении. А касается ли это заводской сдаточной команды, участвующей в испытаниях?
- Да, этот ритуал касается всех, кто впервые погружается на атомной подводной лодке - в том числе и сдаточную команду. В процессе посвящения нужно поцеловать намазанную солидолом кувалду и выпить плафон забортной морской воды. Я и сам погружался на атомной подводной лодке проекта 955 «Владимир Мономах», выходя на ракетные стрельбы.
Так что, думаю, каждый, кто из заводчан погружался на глубину, в какой-то степени чувствует себя подводником, а 19 марта ощущает свою причастность к этому празднику.