Латышская родина: у вас её не было, это подарок России, живите и помните
© РИА Новости
В центре Риги 16 марта прошёл марш в честь латышских нацистов.

Латышская родина: у вас её не было, это подарок России, живите и помните

Неонацизм по-латышски: ненависть к России больше, чем любовь к собственной стране - латыши это те же нацисты, только в новой оболочке
Реклама
Латышская родина: у вас её не было, это подарок России, живите и помните
© РИА Новости
В центре Риги 16 марта прошёл марш в честь латышских нацистов.
Читайте нас на: 

Латышские легионеры СС явно соскучились по своему ежегодному шествию: по причине коронавируса и действующего в Латвии жёсткого карантинного режима его не было ни в 2020-м, ни в 2021 году. Справедливости ради нужно сказать, что и в текущем году это ежегодное мероприятие было официально запрещено городскими властями, но собравшиеся заявили, что колонна пойдёт возложить цветы к памятнику Свободы, чтобы почтить память «борцов за независимость Латвии против оккупации СССР». Не более того…

Ранее власти Латвии переименовали столичную улицу Антонияс с расположенным на ней посольством Российской Федерации, в котором мне пришлось работать во время длительной зарубежной командировки в эту страну в течение пяти лет (1994-1999), теперь она носит название Независимости Украины.

Фактически речь идёт об откровенном восхвалении тех, кто воевал в рядах гитлеровцев, пытаясь препятствовать Красной армии, и тех, против кого борется Россия сегодня в освобождении Европы от нацизма. Казалось бы, оправдывать их сегодня - это фантасмагория, это настоящий абсурд! Но нет - для Латвии и ряда других стран такое поведение успело стать нормой, которая вдобавок связана ещё и с попытками спровоцировать Россию. 

Неприглядная история латышского нацизма

Латышский легион СС был сформирован властями нацистской Германии в 1943 году. В него входили латыши, прошедшие службу в Waffen SS и в местной полиции. В последние годы Великой Отечественной войны Латышский добровольческий легион не только принимал активное участие в боевых действиях на стороне гитлеровской Германии, но и проводил карательные операции против мирного населения на территории северо-западных областей СССР.

Латышский легион СС был сформирован властями нацистской Германии в 1943 году.
© Фото из архива
Латышский легион СС был сформирован властями нацистской Германии в 1943 году.

С этой целью после войны эти «герои» объединились в банды «лесных братьев» и под руководством бывших гитлеровских диверсантов продолжали систематический террор в отношении жителей Латвийской ССР, о чём, в частности, свидетельствуют архивные материалы управления ФСБ по Владимирской области. Как отмечалось в обвинении, после разгрома гитлеровской Германии на территории Курляндии (западная часть Латвии) остались многие нацистские каратели, диверсанты и террористы. Перейдя на нелегальное положение, они объединялись в банды, чтобы продолжать борьбу против СССР.

День 16 марта выбран не случайно, в этот день в 1944 году латвийские части войск СС (15 и 19-я пехотные дивизии СС) впервые участвовали в совместных боевых действиях против наступающих частей Красной армии у города Остров в Псковской области. Главным организатором этого мероприятия выступает националистическая организация Daugavas Vanagi («Ястребы Даугавы»), которую в 1945 году учредили бывшие латышские легионеры СС, бежавшие из страны.

Сегодня в Латвии не только открыто проходят неонацистские акции, но и выпускаются книги, реабилитирующие нацизм. В 2020 году в Риге издательством Музея авиации Латвии под названием «Мой полёт в Японию» выпущены мемуары Г. Цукурса, которого представили как «успешного лётчика», однако ни слова не сказано о том, что он жестокий преступник военного времени, запятнавший себя участием в массовых убийствах латвийских евреев.

В 2020 году в Риге издали мемуары палача Холокоста Цукурса под названием «Мой полёт в Японию».
© eg.ru
В 2020 году в Риге издали мемуары палача Холокоста Цукурса под названием «Мой полёт в Японию».

Примерно в это же время была переиздана книга бывшего легионера 19-й гренадёрской дивизии СС В. Лациса «Латышский легион в свете истины», в которой автор оправдывает карательные действия нацистов против мирного населения на территории Белоруссии. В сентябре 2019 г. Следственный комитет России возбудил уголовное дело против Лациса по статье 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма»). Однако в Латвии экс-легионер не только не попал в поле зрения правоохранительных органов, но даже избирался в Сейм, а в 2010 году возглавлял парламентскую комиссию по исполнению закона о гражданстве.

Тот факт, что Нюрнбергский трибунал признал войска СС преступными, не особо смущает современных латышских националистов. Один из мифов современной Латвии заключается в том, что освобождение Латвийской ССР осенью 1944 года от гитлеровской оккупации вызвало ответную реакцию у латышей, которые чуть ли не массово ушли в леса и начали борьбу за независимость с советской властью. Но так ли это было на самом деле? По оценкам подавляющего большинства историков, легионеры СС - не герои Второй мировой, они не воевали за независимость Латвии и в лучшем случае были насильно привлечены оккупационными силами на службу, а зачастую добровольно вступали в нацистские легионы.

Тот факт, что Нюрнбергский трибунал признал войска СС преступными, не особо смущает современных латышских националистов.
© Фото из архива.
Тот факт, что Нюрнбергский трибунал признал войска СС преступными, не особо смущает современных латышских националистов.

В поисках национальной идентичности

Проявление откровенно реваншистских националистических настроений в Латвии не случайно. Если вернуться к истории этой страны 100-летней давности, обнаружим, что до 1918 года на её современной территории самостоятельного государства не существовало. Орден меченосцев, Тевтонский и Ливонский ордены, Ганзейский союз, Королевство Швеция, Речь Посполитая, Российская империя - именно они либо осуществляли непосредственную юрисдикцию над этим районом Балтии или его частями, либо держали их в сфере своего влияния.

При этом история красноречиво говорит о том, что формирование латышского этноса происходило главным образом в рамках Российской империи, частью которой земли современной Латвии стали в 1710 году согласно российско-шведскому Ништадтскому миру (Лифляндия), продолжилось в 1772 году согласно первому разделу Польши (польская Ливония) и завершилось в 1795 году по результатам второго раздела Польши (Курляндия).

Историки отмечают также, что провозглашение независимости Латвии 18 ноября 1918 г. не было отражением воли населения этих земель бывшей Российской империи. Согласно заявлению первого государственного органа, взявшего на себя всю полноту власти на территории Лифляндской и Курляндской губерний России после падения Временного правительства, - Исполнительного комитета совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии (Исколат), - «латышский пролетариат… никогда и нигде не высказывал желания и не проявлял тенденции к отделению от России».

Провозгласивший же независимость Латвии «Народный совет» не отражал мнения многочисленных слоёв населения страны, действовал под прямым британским влиянием и под надзором германских войск, которые по условиям Компьенского перемирия (1918 г.) были оставлены в Латвии в целях недопущения установления Советской власти.

Только благодаря России/СССР Латвийское государство стало признанием Москвы 18 ноября 1918 года и  6 сентября 1991 года независимым государством. 
© pribalt.info/Вилис Ридзениекс
Только благодаря России/СССР Латвийское государство стало признанием Москвы 18 ноября 1918 года и  6 сентября 1991 года независимым государством. 

Разразившаяся затем кровавая гражданская война между сторонниками и противниками Советской власти, в которой Народный совет опирался на иностранную помощь, завершилась победой прозападного лагеря и жёстким подавлением левых сил внутри страны. Вновь созданное государство получило признание со стороны Советской России и стран Запада, но самостоятельным участником международных отношений не стало, что и привело в 1934 году к установлению в Латвии диктаторского режима ультранационалистического толка.

Согласно действовавшим накануне Второй мировой войны нормам и правилам международного права, события июня 1940 года в Латвии, Литве и Эстонии оккупацией не являлись. Первые советские базы были созданы в этом регионе на договорной основе ещё в 1939 году, а дополнительный контингент советских войск вошёл в эти страны мирно, никто сопротивления ему не оказывал. В связи с этим не выдерживает никакой критики и широко распространяемая характеристика периода нахождения Латвии в составе СССР как «периода оккупации». Вряд ли в мировой истории можно найти такой пример, когда в высшие органы власти «оккупируемой» страны избирались бы представители от «оккупированных» территорий! Наоборот, на мой личный взгляд, а он подкрепляется пятилетним опытом общения с представителями различных уровней власти в Латвии, эти обстоятельства в какой-то мере способствовали увеличению крена с латышского национального самосознания к местному национализму. Всё это и привело к тому, что Латвия декларировала «восстановление» своей независимости в нарушение конституции той страны, частью которой она в тот момент являлась. В итоге в основу современного латвийского политического режима были положены русофобия, дискриминация, сегрегация и неонацизм. Последователи на Украине.

Независимые прибалтийские государства на карте Малой советской энциклопедии (апрель 1940).
© wikipedia.org
Независимые прибалтийские государства на карте Малой советской энциклопедии (апрель 1940).

Сегодня Латвия далеко не одинока в своих взглядах относительно итогов Второй мировой войны и отношений с Россией. С 2014 года многие эксперты и наблюдатели заговорили о процессе прибалтизации Украины. Если внимательно присмотреться к недавним событиям, то между Латвией и страной «победившего майдана» сегодня действительно много общего. И тут, и там повестку дня формируют националисты, которые, как говорят, ненавидят Россию больше, чем любят собственную страну. В чём это проявляется?

Во-первых, в обоих регионах многочисленные националистические организации образовались на волне провозглашения независимости постсоветских республик в 1991 году.

Во-вторых, хотя националистические партии на Украине и в Латвии не занимают на сегодняшний день ключевых позиций, они в то же время очень активны и агрессивны, а многие из их активистов были движущей силой как на майдане, так и во время событий в странах Балтии в начале 1990-х годов.

В-третьих, следует также отметить то, что для большинства прибалтийских и украинских националистов характерна героизация своих предшественников, участников событий времён Второй мировой войны.

В-четвёртых, политики в странах Балтии, как и украинские власти, не учитывают национальные интересы своих стран, для них понятие национального интереса чуждо. Наблюдается полный отказ от национального интереса в пользу интеграции в НАТО и Европейский союз и солидарности с антироссийской политикой их военно-политического руководства - и это обстоятельство прочно объединяет Украину и страны Балтии.

Солдаты войск НАТО на полигоне Адажи в Латвии.
© army.mil
Солдаты войск НАТО на полигоне Адажи в Латвии.

Стоит отметить, что в этих двух моделях национализма есть некоторые различия. Так, по мнению польского политолога Р. Ласецки украинский национализм до недавнего времени был локализован в Галиции, а выйти за эти рамки ему помогли майдан и государственный переворот на Украине. В то же время в странах Балтии национализм победил сразу после распада СССР, и коренное население, судя по всему, не противится этим идеям.

Второе различие заключается в том, что у Литвы, Латвии и Эстонии не было, как выражаются на Западе, «полновесной» истории нахождения в составе Советского Союза, но был опыт независимости, приобретённой после Октябрьской революции 1917 года. У Украины же, если не считать периода Гражданской войны в России, такого опыта не было. Таким образом, страны Балтии больше тяготели к своей независимости, нежели Украина. Здесь сыграли свою роль такие факторы, как геополитика, национальный вопрос и религия. В связи с упоминанием последнего фактора нельзя забывать, что украинцы - это, прежде всего, русскоязычные славяне, а прибалты - совсем другой культурно-исторический код и совсем иное мировоззрение.

Перспективы диалога существуют

В сентябре 2022 года исполняется 31 год с момента официального выхода Латвии, Литвы и Эстонии из состава СССР. С того момента и по настоящее время официальная пропаганда и правящие круги Латвии постоянно позиционируют Россию как основную угрозу стабильности в регионе и мире и постоянно тиражируют тезис о вине СССР в нынешних проблемах развития своего государства. По этой причине в отечественном и международном общественном сознании Латвия, как и Литва и Эстония, вызывает ассоциации последовательного антироссийского раздражителя. Попытки компенсировать неспособность вести созидательную политику русофобией и реваншизмом закончатся, к сожалению, не завтра.

Поэтому можно смело утверждать, что рост неонацистских настроений в Латвии тесно связан с поиском национальной идентичности и попытками собственного позиционирования на новом витке исторической спирали после того, как история этой страны, начиная с 1991 года, пошла по второму кругу политической, экономической, правовой и культурно-исторической несостоятельности.

В результате её русофобская и националистическая версия была превращена Западом в инструмент разрушения самих прибалтийских народов и подрыва возможности восстановления их добрососедства с Россией.

Под прикрытием этой пропаганды особенно ярко расцветает в Латвии местный неонацизм. Однако та вакханалия, которая происходит сегодня в этой сфере, не вечна. Россия будет продолжать укреплять свои позиции в этом регионе, и делать это она будет прежде всего исходя из опыта истории российско-балтийских отношений. Тех самых, в основе которых в трудных условиях почти непрерывной борьбы за своё выживание лежит вечное стремление России получить выход на побережье Балтийского моря. Делать это она была вынуждена раньше, добиваться этого она будет и сегодня. Но при этом наша страна выступает за выравнивание отношений с Латвией и поддержание их на уровне, позволяющем вести политический диалог и развивать экономические связи. Здесь имеется солидный потенциал реализации, поскольку такой вариант отвечал бы и интересам России.

При этом в нашей стране рассчитывают на неизбежный рост латышского национального самосознания в сторону усиление влияния той категории латвийских политиков, которых называют государственниками, то есть ставящих во главу угла не привносимые извне установки, а именно чаяния населения без разделения его на «своих» и «чужих». Появление рано или поздно в этой политической среде настоящих независимых личностей, способных решительно отстаивать действительно национальные интересы своей страны, может быстро и радикально поменять ситуацию в Латвии и вокруг неё, а следовательно, восстановить её региональный и международный авторитет и повысить привлекательность как политического и экономического партнёра Российской Федерации. Но наша готовность к диалогу - это далеко не улица с односторонним движением.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама