В Босфорском проливе обнаружены мины Вооружённых сил Украины (ВСУ), дрейфующие вследствие срыва с якорей.

Мина - не иголка в морском «стоге»

Хотя обнаружение украинских морских мин в проливе Босфор вселяет беспокойство, у России есть все необходимые средства для поиска, обнаружения и обезвреживания дрейфующих боеприпасов
31 марта 2022, 11:00
Реклама
Мина - не иголка в морском «стоге»
© pixabay.com
В Босфорском проливе обнаружены мины Вооружённых сил Украины (ВСУ), дрейфующие вследствие срыва с якорей.
Читайте нас на: 

Как известно, совсем недавно прошла новость об угрозе для судоходства, блуждающей по всей акватории Чёрного моря - минах Вооружённых сил Украины (ВСУ), дрейфующих вследствие срыва с якорей. Как сообщали ранее ФСБ и Черноморский флот ВМФ России, около 420 якорных мин были установлены на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный.

Привет из прошлого

Хуже всего, что часть этих мин была произведена ещё в первой половине прошлого века, соответственно, у них нет самоликвидатора или механизмов самозатопления после заданного времени (что нарушает современные правила войны на море), и при любом раздражителе боеприпасы могут повести себя непредсказуемо. Одна из таких мин, стоящих на вооружении ВСУ - малая якорная мина (тип МЯМ). Этот тип боеприпаса был принят на вооружение СССР в 1943 году. МЯМ применялся в Великой Отечественной войне, а также в Корейской войне (1950-1953).

Боеприпас разрабатывался, в первую очередь, для противодействия мелкосидящим целям и создавал точечную опасную зону; в качестве взрывателя используются три гальваноударных колпака, внешне напоминающие шипы, - при столкновении с кораблём целостность такого колпака нарушается, приводя к запуску химические реакции. Масса заряда взрывчатого вещества (ВВ) составляет 20 кг (общая масса - до 175 кг), в качестве ВВ используются ТНТ, аммотол, ТА, ТГА. Время приведения в боевое положение - 10-20 минут.

Постановка может осуществляться автоматическим либо штерто-грузовым способом, либо с поверхности, с высоты до 2,5 м на глубину от 2,5 до 50 м с заглублением до 2 м от поверхности. Скорость хода при постановке не должна превышать 21 узел (около 39 км/ч). На глубине 2,5 м мина может использоваться как донная.

Морская малая якорная мина (тип МЯМ) отправлена Киевом в свободное плавание в Чёрное море и Босфор.
© allmines.net
Морская малая якорная мина (тип МЯМ) отправлена Киевом в свободное плавание в Чёрное море и Босфор.

Наравне с ней ВСУ применили и речную якорную мину Р-1, разработанную во второй половине 1930-х гг. и имеющую аналогичные предохранитель и взрыватели. В отличие от МЯМ, боезаряд Р-1 вдвое больше и заправлен тротиловым ВВ. У обоих типов боеприпаса минимальный минный интервал - 20 м.

Здесь даже непрофессионал понимает, что физическая изношенность и последствия длительного хранения боеприпасов способны повлиять на состояние ВВ, что может даже спровоцировать самопроизвольный подрыв, а также на конструкцию. Собственно, из-за деградации минрепов и их креплений мины и пустились в дрейф, подкрепляемый Основным Черноморским течением (ОЧТ).

Хотя течение и обеспечивает циркуляцию воды вдоль всего берега Чёрного моря, попадание мин на российскую территорию маловероятно. Во-первых, здесь играют важную роль природные процессы: ветер может как замедлить, так и ускорить дрейф, а также увести боеприпасы в «Очки Книповича» (два огромных замкнутых круговорота с длиной волны 350-400 км).

Кроме того, велика вероятность, что дрейфующие боеприпасы, как и обнаруженные 26 марта, будут направляться к проливу Босфор ввиду разницы течений: черноморское течение (солёность воды - 18‰) является выталкивающим, соответственно, находящиеся у поверхности мины могут выйти за пределы Чёрного моря. Учитывая активность судоходства в канале шириной всего 700 м, дрейфующие боеприпасы не проскочат незамеченными.

Охотники за минами наготове

К слову, у Турции самые многочисленные минно-тральные силы в акватории - 11 кораблей базируются в Босфоре и могут выполнять операции как в Чёрном, так и в Мраморном морях. У Болгарии и Румынии по четыре корабля такого типа. Причём три из четырёх болгарских тральщиков были построены в СССР по проекту 1265 «Яхонт». Первоначально из-за недостаточного освоения материала промышленностью и высокой токсичности смол для изготовления стеклопластика корпус изготавливался из древесины, а полимер использовался только в качестве покрытия для обеспечения лучшей герметизации. Полное водоизмещение «Яхонта» составляет 460 т, а длина - 49 м. Комфорт пребывания экипажа обеспечивался за счёт системы круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов - в системе вентиляции устанавливались воздухоохладители и воздухонагреватели (на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата), что в 1970-е годы делало службу на корабле данного проекта более комфортной, чем на других. Защита от магнитных мин обеспечивалась за счёт деталей корпуса, выполненных из маломагнитной стали Ю3 и лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ), а также усовершенствования размагничивающих устройств. Автономность базового проекта составляет 15 суток, экипаж 48 человек (в т.ч. 6 офицеров). Четвёртый тральщик - бельгийский Tripartite, переданный ВМС Болгарии в 2003 году. Этот тип кораблей (во Франции известен как класс Eridan) конструировался в 1980-1990-е годы совместными усилиями трёх стран: Бельгия поставляла всю электронику, Франция устанавливала тральное снаряжение, а в Нидерландах производили силовую установку.

Наконец у турецкого минного тральщика TCG «Anamur» появилась работа. Спасибо Украине.
© wikipedia.org
Наконец у турецкого минного тральщика TCG «Anamur» появилась работа. Спасибо Украине.

У России есть все необходимые средства для обнаружения и обезвреживания морских мин: в боевом составе Черноморского флота служат тральщики проекта 266М «Аквамарин-М», являющиеся ровесниками «Яхонта», а также три новейших корабля проекта 12700 «Александрит».

Для них поиск и обезвреживание дрейфующей мины не составляет особого труда. Корабли проекта 266М защищены от магнитных мин благодаря материалам корпуса (маломагнитная сталь и лёгких сплавы) и наличию специального диэлектрического покрытия на деталях, а также за счёт снижения акустического поля. Корабли проекта «Аквамарин-М» тоже оснащены противоатомной и противохимической защитой. Их мореходность не ограничена, а применение оружия возможно при волнении до 4 баллов.

Тральщик проекта 266М «Аквамарин-М». ТТХ

  • Водоизмещение - 873 т.
  • Длина - 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,6 м.
  • Скорость полного хода - 17 узлов.
  • Дальность плавания - 2700 миль при 12 узлах.
  • Силовая установка - 2 дизеля М-503Б, 5000 л.с., 2 винта в насадках.
  • Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230, 2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 2 реактивных бомбомёта РБУ-1200, тралы.
  • В качестве радиотехнического вооружения применяются СУ МР-104 «Рысь», РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», 2 навигационные РЛС «Дон-Д», гидроакустическая станция миноискания МГ-69 «Лань», гидроакустическая станция миноискания МГ-79 «Мезень», гидроакустическая станция звукоподводной связи МГ-26 «Хоста».
  • Экипаж - 68 чел.
Тральщик «Иван Голубец» проекта 266М.
© mil.ru
Тральщик «Иван Голубец» проекта 266М.

Твёрдость и настойчивость

Что касается «Александрита», полное водоизмещение такого корабля составляет 890 т (стандартное - 800 т), длина - 61,6 м, осадка - 2,7 м.

Особенность проекта - самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Такой технологией владеет единственное в России предприятие - ОАО «СНСЗ» (Средне-Невский судостроительный завод, входит в Объединённую судостроительную корпорацию). Оно же - единственный в мире завод, способный изготавливать по этой технологии монолитные корпуса длиной до 80 м. По сравнению со стальными корпусами стеклопластиковый более прочен и не обладает магнитными свойствами, а значит - живучесть корабля при поиске мин выше. Кроме того, масса такого корпуса значительно меньше, а срок службы - больше.

Корабль оснащён новейшей гидроакустической станцией «Ливадия-М», предназначенной для поиска якорных, донных и придонных мин, а также для обеспечения их уничтожения. На борту присутствует и аппаратура для размагничивания - хотя сам корпус и не намагничивается, там достаточно оборудования, способного создать поля, притягивающие магнитные мины. Ввиду того, что современные мины имеют универсальные взрыватели, реагирующие на различные виды излучения, проект 12700 оснащён средствами снижения электромагнитного излучения, электростатического поля и акустических шумов. Так, 2500-сильные двигатели установлены на демпфирующую платформу, в трубопроводах используются гибкие вставки, шумящие механизмы установлены на изолированные амортизаторы, а различные детали, включая гребные винты, покрыты резиной, что значительно снижает вибрационные шумы.

Тральщик «Александр Обухов» (проект 12700 «Александрит»).
© kremlin.ru
Тральщик «Александр Обухов» (проект 12700 «Александрит»).

Корабль проекта 12700 «Александрит». ТТХ

  • Дальность плавания составляет 1500 миль (2414 км) при скорости 10 узлов; автономность - 10 суток; полная скорость хода - 17 узлов.
  • Радиоэлектронное вооружение - КС «Рубероид», ПГАС «Анапа», ГАС ЗС «Структура-35», ГИСЗ «Алтын-М».
  • Артиллерия - 1×14,5-мм МТПУ.
  • Зенитная артиллерия - 1×6×30-мм АК-306 (1500 выстрелов).
  • Ракетное вооружение - ПУ ЗРК 9К38 «Игла» (8 ЗУР 9М39).
  • Минно-торпедное вооружение - УДМ, УДМ-2, УДМ-500, МТПК-1, МТПК-2, МРПК-1, ПМР-1, ПМР-2, ОУКТ,  ОУКТ-Б, ПКТ,  ПКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», ШАТ-У.
  • Экипаж - 44 человека.
  • В систему поиска мин входят безэкипажные катера «Сканда», разработанные ЦМКБ «Алмаз» на базе моторной лодки БЛ-680.
  • Радиус применения безэкипажного катера «Сканда» в автономном режиме - 150 км.
  • Максимальная спускоподъёмная масса катера - 2200 кг.
  • Длина безэкипажного катера - 7 м, ширина - 2,5 м.
  • Средняя осадка катера при полном водоизмещении - 1 м; скорость при полном водоизмещении - от 20 узлов; мореходность - 3 балла.
  • Автономность катера при скорости 10 узлов - 8 часов; глубина поиска гидролокатором бокового обзора - 200 м.
Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама