Почему США провалились в Афганистане и Ираке, а Россия преуспела в Сирии
Почувствуйте разницу
Вошедшая в Сирию осенью 2015 года Россия преследовала две основные цели: во-первых, сохранить сирийскую государственность и, во-вторых, разгромить запрещённые в России группировки ИГИЛ, «Аль-Каиду» и другие так или иначе связанные с ними джихадистские террористические организации. Однако по ходу действия Москва решила для себя ещё одну важную задачу, пусть и не очень афишируемую поначалу, - возврат и укрепление прежде частично утраченных или ослабленных в ходе и после дезинтеграции СССР позиций в мире и на Ближнем Востоке.
Вашингтон заявлял, что первейшими целями начатой им в 2001 году операции в Афганистане является уничтожение организаций «Аль-Каида» и «Талибан» (здесь и далее - запрещённые в РФ террористические организации), которых подозревали в причастности к терактам 11 сентября 2001 года, уничтожение известного террориста Бен-Ладена, а также построение в Афганистане светского государства. Применительно к первой задаче, слухи о причастности талибов (боевики организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность) к терактам 11 сентября 2001 года оказались преувеличены. А вот Бен-Ладена американцы убили только в 2011 году, что стало одной из немногих реальных побед Вашингтона наряду с ликвидацией муллы Мохаммада Омара, лидера «Талибана».
Что касается построения светского государства, то эта задача так и осталась плодом воспалённых мозгов американских стратегов, задумавших нечто вроде утопии, не имеющей никакого отношения к действительности.
Сложнее оказалось с Ираком. Страдающие интеллектуальной импотенцией, американцы не смогли придумать ничего умнее, чем показывать в ООН пробирку с белым порошком, доказывая, что Саддам Хусейн производит оружие массового уничтожения, и утверждая, что он тесно связан с джихадистами. Ни то, ни другое действительности не соответствовало. Никакого ОМУ Саддам создать не мог, а джихадистов он всячески преследовал. Тем не менее Саддаму в вину ставили именно это. Потом, уже на закате своей жизни, Колин Пауэлл говорил, что с порошком его «подставила» своя же разведка. Бывший госсекретарь, конечно же, врал, как и любой американский дипломат. Других причин для своего вторжения в Ирак США так и не смогли придумать, заставив политологов теряться в догадках, что же двигало тогда Джорджем Бушем-младшим: стремление довести до конца то, что начал его отец в 1990-1991 гг., или жадность и желание иракской нефти заодно с обеспечением американского господства в регионе.
Как всё начиналось
Российские Военно-космические силы вошли в Сирию по приглашению её президента Башира Асада 30 сентября 2015 года, фактически за несколько дней, отделявших это государство от уничтожения. Обстановка требовала немедленно приступить к нанесению авиационных ударов по складам с оружием и боеприпасами, командным пунктам, узлам связи, боевой технике и живой силе террористов. Поскольку количество боевых машин и лётчиков было поначалу ограниченным, график боевой работы носил чрезвычайно напряжённый характер.
Первый перерыв в нанесении ракетно-бомбовых ударов наступил в ночь с 6 на 7 октября, когда по объектам джихадистов из акватории Каспийского моря был нанесён удар дозвуковыми крылатыми ракетами 3К14 «Калибр-НК». Стреляли с бортов ракетного корабля «Дагестан» и малых ракетных кораблей Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» на дальность более чем тысяча километров через воздушное пространство сразу трёх стран: Ирана, Ирака и Сирии. Были поражены все цели.
В отличие от российских военных, американцев и прочих натовцев ни в Афганистан, ни в Ирак никто не приглашал и их приходу, тем более не радовался. Американское вторжение в Афганистан началось 7 октября 2001 года, хотя резолюция Совета Безопасности ООН №1386, дававшая добро на начало боевых действий, была принята только 20 декабря 2001 г, то есть спустя почти два с половиной месяца. Что касается агрессии против Ирака, она началась вообще без согласия международного сообщества 20 марта 2003 года.
Соотношение сил и средств
В Сирии Россия воюет менее шести с половиной лет. За это время через неё прошли около 70 тысяч российских военнослужащих - рядовых и сержантов, прапорщиков, офицеров и генералов. Они набрались бесценного боевого опыта. Авиация стала основной ударной силой. ВКС работают в Сирии в тесном взаимодействии с Силами специальных операций и военной полиции. Наши потери за то время составили около 250 человек.
По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, с 2015 по 2018 год российские ВКС уничтожили около 90 тысяч террористов, на конец 2020 года эта цифра увеличилась до 133 тыс. человек. Среди них около 2,5 тыс. террористов оказались выходцами из РФ и около 2 тысяч - из стран СНГ.
В Афганистане американцы «коптили небо» фактически ровно 20 лет - с августа 2001-го по сентябрь 2021 года. На пике их военного присутствия в Афганистане в 2011 году численность только американских войск превышала 100 тысяч человек. Кроме того, в стране тогда находились ещё не менее 30 тысяч военных из 48 стран мира, главным образом, членов НАТО.
В 2003 году началось вторжение США в Ирак, закончившееся в начале 2022 года тем, что остатки американских войск просто выбросили из страны пинком. Из этих 18 лет надо убрать ещё пять, так как с 2009-го по 2014-й в Ираке американских войск фактически не было. Они вошли туда снова после того, как ИГИЛ захватил значительную часть страны. Так и не добившись от ООН резолюции, дающей право вторгнуться в Ирак, проглотив от Германии и Франции отказ присоединиться к войскам США, а от Турции разрешение на использование её аэродромов, Вашингтон всё равно напал на Ирак, использовав территорию Кувейта. Правда, на этот раз свои войска в Ирак направили всего 9 стран, самых верных американских холопов.
В Ираке к началу второй иракской войны (20 марта 2003 г. - декабрь 2011 г.) в распоряжении сухопутных войск Багдада имелось от 300 до 400 тысяч человек в составе 23 дивизий и нескольких бригад, в том числе элитной Республиканской гвардии, около 2200 танков, 2400 БТР и БМП и примерно 4000 артиллерийских систем. Авиация, ВМС и ПВО фактически в боевых действиях не принимали участия. Значительная часть боевой техники требовала ремонта, личный состав был деморализован, уровень боевой подготовки находился на «уровне плинтуса».
Американская коалиция, на стороне которой участвовали части и подразделения ещё 9 иностранных государств, располагала 4 дивизиями: 3-й механизированной, 101-й воздушно-штормовой, 1-й дивизией морской пехоты США и 1-й британской бронетанковой. Все они наступали на Багдад с юга. Через несколько дней после начала войны США открыли и северный фронт. Из Курдистана с севера на юг наступала одна из механизированных бригад США.
Коалиция имела 760 танков (640 своих американских «Абрамсов» и ещё 120 британских «Челленджеров»), 1200 БТР, 900 артсистем, около 900 боевых самолётов, 340 вертолётов. Кроме того, в водах Персидского залива находилось примерно три четверти ВМС США, в том числе 13 подводных лодок, 7 авианосных групп, крейсеры, эсминцы, фрегаты и т.д.
Хотя коалиционная группировка оказалась на этот раз намного слабее той, что была во время первой иракской войны (1990-1991 гг.), американцы одержали победу уже через несколько недель. В Ирак они вторглись 20 марта, 9 апреля взяли Багдад, а 1 мая Джордж Буш-младший объявил об окончании боевых действий в Ираке. Иракские потери в живой силе составили по разным данным от 3 до 34 тысяч человек убитыми, американские - не более 140 человек. Другое дело, выиграв сражение за Ирак, США сразу же стали проигрывать войну, и в конце концов, вчистую её проиграли, не имея дальнейших планов.
Вашингтон остановился впоследствии на аресте и казни Саддама Хусейна, передаче власти в Ираке в руки иракских шиитов, то есть фактически в руки тех же иранцев, а также на дебаасизации страны, то есть на запрете партии Баас, что было равносильно запрету КПСС в СССР и означало отстранение суннитов-баасистов от ключевых должностей в силовых структурах, политике и экономике Ирака. Позднее это приведёт к гражданской войне, возникновению и расцвету ИГИЛ, который захватит чуть ли не всю территорию страны, а ещё позже - к закреплению Ирана в этой арабской стране и к тому, что американских военных будут пинками выпихивать из Ирака. Но это произойдёт в основном уже в ходе третьей иракской войны (2014 - 2021 гг.).
Цена вопроса
По различным данным, российская операция в Сирии за 6 лет обошлась Москве примерно в 10-15 млрд долларов, в то время как США израсходовали на 20-летнюю афганскую кампанию от одного до двух триллионов долларов.
По одним данным, безвозвратные потери многонациональной коалиции в Афганистане составили не менее 3000 человек, 80% из которых были американцы. По другим, количество убитых американских военных превысило 2,5 тыс. чел., а раненых около 20,7 тыс. чел.
При этом количество убитых афганских военнослужащих составило примерно 66 тыс. человек и ещё 48 тысяч мирного населения. По неофициальным данным, последнюю цифру следует умножить раза в два, если не в три. Что касается потерь в Ираке, то силы коалиции, по официальным данным, потеряли около 4,8 тыс. чел., а мирные жители от 100 до 300 тыс. человек.
Потери российской армии в Сирии на сегодняшний день составили не более 250 человек.
Счёт нашим боевым потерям в Сирии был открыт 23 ноября 2015 года. В тот день турецкие ВВС, действуя из засады, сбили на севере Сирии Су-24 российских ВКС. Погиб подполковник Олег Пешков. Его штурмана капитана Константина Мурахтина удалось спасти, но в ходе спасательной операции погиб наш морпех Александр Позынин. После этого в Хмеймиме развернули систему С-400. 17 ноября 2015 года террористы взорвали над Синаем российский самолёт А321 с 224 пассажирами, летевшими из Шарм-эш-Шейха. Спустя 9 месяцев наш спецназ в окрестностях Алеппо ликвидировал главаря террористов Абу Мухаммеда Аднани, который организовал этот теракт. Ещё 15 человек погибли, когда в районе Латакии лётчик израильского истребителя, чтобы спрятаться от огня сирийских зенитчиков, трусливо поднырнул под наш самолёт-разведчик Ил-20. Несколько медиков-женщин погибли во время миномётного обстрела российского военного госпиталя в окрестностях Алеппо.
Итоги и уроки
Подводя итоги российской военной операции в Сирии, можно однозначно сказать, что Москва за сравнительно короткий срок сумела одержать в этой арабской стране неоспоримую победу. Пусть не все сирийские территории на сегодняшний день освобождены. Пусть до сих пор вокруг Идлиба существует серьёзный очаг напряжённости, в котором нашли приют десятки тысяч недобитых джихадистов, а северные районы находятся под контролем курдов, которые не хотят подчиняться сирийскому правительству, не говоря уже о районе Голанских высот, оккупированных Израилем. Пусть до сих пор нет ясности в том, когда удастся полностью решить вопросы политического урегулирования и экономического восстановления в Сирии, тем не менее, сирийскую государственность и нынешний режим, каким бы нехорошим он кому-то не представлялся, удалось спасти.
Одним из результатов успешной работы наших военных в Сирии стал резкий рост спроса на российское оружие. Портфель заказов на российскую военную технику по итогам 2015 года вырос на 26 млрд долл. В частности, вырос спрос на такие виды российской боевой техники, как танки Т-90, боевые машины поддержки танков (БМПТ), вертолёты Ми-28 и Ка-52, самолёты Су-30 и Су-35 и др. Только в 2015 году зарубежные страны получили оружия на 14,5 млрд долл.
Среди факторов, которые, безусловно, способствовали достижению успеха, стало, во-первых, соответствие поставленных задач реальной обстановке. Москва, в отличие от Вашингтона, не стремилась навязать сирийцам свои представления о будущем их государства или политической системы. По этой причине удалось сохранить сирийское государство и не оказаться в тупике при переделке традиционного афганского государства, больше приспособленного для феодального строя.
Во-вторых, считает известный учёный и генеральный директор Российского союза по международным делам Андрей Кортунов, Россия сумела договориться с такими ведущими региональными державами, как Турция и Иран, которые имели здесь свои жизненно важные интересы. В целом это способствовало созданию ими Астанинского формата, который оказался на удивление и эффективным, и устойчивым. А вот среди почти полусотни союзников США в Афганистане таких интересов ни у кого не оказалось. В результате Москва (вместе с Тегераном и Анкарой) сумела достигнуть своих целей.
В-третьих, Россия более тщательно готовилась к своим действиям в Сирии. На общую задачу работали не только военные, но и дипломаты, разведка, специалисты в различных областях. Кроме того, к своим противникам российские военные всегда относились очень серьёзно, не давая место шапкозакидательству.