Не только кинетическим оружием удивит мир Россия
«Резкий» - на выход!
Для Российского Военно-Морского Флота задача обороны прибрежной морской зоны была, есть и будет одной из самых насущных задач. Это вызвано и большой протяжённостью морских границ нашего государства, и наличием в прибрежной морской зоне большого количества стратегически важных объектов военного и экономического назначения. Сторожевики предназначены для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подлодками противника; артиллерийской поддержке морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; а также для патрулирования зоны ответственности с целью блокады. Иными словами, наглухо закрыть прибрежный морской фланг от посягательств.
Сегодня на смену устаревшим боевым судам пришли новые и совершенные корветы - корабли проекта 20380.
Со сдаточной базы Амурского судостроительного завода (АСЗ) во Владивостоке на ходовые испытания вышел четвёртый серийный корвет проекта 20380 «Резкий», построенный для Тихоокеанского флота. В течение нескольких дней, сообщила пресс-служба АСЗ, корабелы вместе с экипажем проверят работу навигационного оборудования, энергоустановок, оценят управляемость и остойчивость корабля. Кроме того, им предстоит оценить соответствие мореходных, манёвренных и ходовых качеств ранее утверждённой документации, а также надёжность работы всего комплекса оборудования и механизмов корвета.
Многоцелевой сторожевой корабль «Резкий» заложили в 2016 году. 1 июля 2021 года корвет сошёл со стапелей, а в ноябре 2021-го был доставлен транспортным доком «Зея» во Владивосток для подготовки к испытаниям и сдаче заказчику. Корабелы провели швартовные испытания и электромагнитную обработку, и сейчас корвет полностью подготовлен для ходовых испытаний.
Впереди у «Резкого» государственные испытания, после чего корабль войдёт в состав Тихоокеанского флота. Ожидается, что это произойдёт ко Дню Победы 2022 года.
Характеристики корветов проекта 20380
- Длина корветов - более 100 метров.
- Водоизмещение - 2220 тонн.
- Дальность походов - до 4000 миль.
- Вооружение - противокорабельный ракетный комплекс «Уран» и ЗРК «Редут», торпеды и мощный арсенал радиолокационного и радиоэлектронного оборудования, 100-мм артиллерийская установка А-190, крупнокалиберные пулемётные и гранатомётные установки.
Тем временем на стапелях Амурского судостроительного завода продолжается строительство корветов «Грозный» и «Бравый».
Нам не страшен «Байрактар»
Фрегат Черноморского флота «Адмирал Эссен» уничтожил беспилотник ВСУ Bayraktar TB2 из корабельного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Штиль». В состав комплекса входит зенитная управляемая ракета 9М317МЭ (унифицирована с ракетой сухопутных ЗРК «Бук-М2» и «Бук-М3») - одноступенчатая ракета с твёрдотопливным двигателем. При стартовом весе около 580 кг эта ракета несёт осколочную боевую часть весом 62 кг. На траектории боеприпас разгоняется до скоростей 1500-1550 метров в секунду. «Штиль» способен уничтожать цели на высоте до 15 км и на расстоянии до 50 км.
Отличительная особенность ЗРК «Штиль» - применение зенитной управляемой ракеты с подпалубным вертикальным стартом. Пуск ракет осуществляется катапультным способом - пороховая катапульта выбрасывает ракету над палубой, где она осуществляет доворот на цель, после чего включаются маршевые двигатели. Ракеты и всё оборудование выполнены по модульной схеме, что облегчает эксплуатацию и гарантирует сохранность боеприпасов.
ЗРК «Штиль», являющийся дальнейшим развитием комплекса М-22 «Ураган», впервые был представлен на международной выставке Defexpo India в 2004 году. Первоначально комплекс предназначался для экспортных поставок, в первую очередь - в Китай и Индию. Однако с 2014 года ВМФ России вооружается «Штилем» (первыми носителями комплекса стали фрегаты проекта 11356Р «Буревестник», который, в свою очередь, также изначально проектировался для экспорта и обозначался как проект 11356 типа «Тальвар»).
«Штиль» разработан для борьбы со средствами воздушного нападения, включая беспилотники, поэтому «Байрактар», даже будучи на большом удалении, не остался незамеченным и впоследствии был уничтожен.
Характеристики ЗРК «Штиль»
- Количество обстреливаемых одновременно летящих целей: от 2 до 12.
- Зона пеленгов целей: до 360 градусов.
- Зона высот полётов целей:
- самолётов: 15 - 15 000 м,
- ПКР: 5 - 10 000 м.- Дальность действия:
- по самолётам на высотах более 1000 м: 32 км,
- по самолётам на высотах менее 1000 м: 15-18 км,
- по ПКР: 8-12 км.- Скорости целей: до 830 м/с.
- Время реакции (в режиме дежурства): 10-19 секунд.
ЗУР 9М317МЭ- Габариты:
- длина - 5083 мм,
- максимальный диаметр корпуса - 360 мм,
- размах рулей - 820 мм.- Стартовая масса: 581 кг.
- Масса в ТПК (транспортно-пусковом контейнере): 1040 кг.
- Масса боевой части: 62 кг.
ЗУР 9М317Э- Габариты:
- длина - 5550 мм,
- максимальный диаметр корпуса - 400 мм,
- размах рулей - 860 мм.- Стартовая масса изделия: 715 кг.
- Масса боевой части: 70 кг.
- Возможная зона применения: от 3 до 50 км.
- Максимальная скорость полёта: 1230 м/с.
- Максимальные перегрузки поражаемых целей: 12 g.
- Время работы бортового оборудования: 65 с.
- Время готовности к пуску: 14 с.
- Манёвренность: 24 g.
- Высота поражаемых целей: от 5 м до 25 км.
Без шума и пыли
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») предложили новый способ снижения авиационного шума. В ходе работы над проектом «Развитие инновационных технологий снижения авиационного шума, основанных на использовании плазменных актуаторов и эффекта экранирования» исследователи ЦАГИ разработали комбинированный способ снижения шума реактивной струи для перспективной компоновки типа «летающее крыло».
Предложенный способ включает два подхода к снижению шума реактивной струи (один из основных источников шума самолёта на взлёте). Это, во-первых, снижение высокочастотной части звукового воздействия за счёт экранирования при расположении двигателя над фюзеляжем, а во-вторых, низкочастотной - с помощью активной системы управления с использованием плазменных актуаторов (перспективный тип привода, разрабатываемый для управления аэродинамическими потоками и влияющий как на аэродинамический профиль самого летательного аппарата, так и на эффективность работы его двигателей).
«Наш коллектив много лет развивает различные подходы к управлению шумом турбулентной струи. Наиболее многообещающими с точки зрения ожидаемого эффекта являются активные методы управления, хотя они наиболее сложны для реализации. Более просты пассивные методы типа экранирования, однако они также имеют ограниченную область применимости. В данном проекте мы впервые их объединили в одной системе. Таким образом, два способа снижения шума - активный и пассивный - должны дополнять друг друга для достижения максимального эффекта», - рассказал начальник отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», руководитель проекта, доктор физико-математических наук Виктор Копьев.
В ходе патентных исследований в заглушённой камере АК-2 ЦАГИ проведены испытания отклика ближнего поля изолированной струи на воздействие с помощью плазменного актуатора в составе активной системы управления с обратной связью.
Вместе с тем учёные разработали аналитическую модель ближнего поля струи с учётом возмущений, которые создаются мелкомасштабными турбулентными пульсациями и пакетами волн неустойчивости. Благодаря полученным данным, как отметили в институте, на следующем этапе станет возможной разработка алгоритма управления актуатором для подавления источников возмущения. Это приведёт к снижению низкочастотного шума (возникает при взаимодействии реактивной струи и элементов планера), что в сочетании с экранированием на высоких частотах будет способствовать снижению акустической заметности.
Нежданный гость с «Зелёного континента»
Австралия начала поставки бронеавтомобилей Bushmaster на Украину. Согласно контракту, ВСУ получат 20 единиц общей стоимостью 38 млн долл. Бронетранспортёр с колёсной формулой 4х4 разработан австралийской оборонной корпорацией ADI (ныне - филиалом ТНК Thales) в 1991 году и изначально предназначен для перевозки войск, грузов и оборудования на большие расстояния без непосредственного участия в боях.
С 1998 года машина выпускается в различных модификациях: бронетранспортёр (IMV), командно-штабная машина (С2), патрульная машина, транспортный автомобиль, машина огневой поддержки, защищённый медицинский автомобиль и самоходный миномёт калибра 81 мм. Все модификации спроектированы с учётом возможности доставки военно-транспортными самолётами C-130 Hercules и испытаны на Ближнем Востоке, в Африке и в Тихоокеанском регионе.
Особенности машины - большой забронированный цельносварной корпус объёмом 11 куб. м и нетипичная для большинства бронеавтомобилей большая площадь остекления. Днище бронеавтомобиля имеет V-образную форму, что защищает экипаж и десант от взрывных устройств мощностью до 9,5 кг в тротиловом эквиваленте. Уровень баллистической защиты рассчитан на пули калибра 7,62 мм, но может быть усилен по желанию заказчика.
Бронеавтомобиль Bushmaster имеет переднее расположение двигателя, за ним расположена кабина экипажа, далее следует отсек для десанта. И кабина, и десантный отсек выполнены в одном объёме. Сидения десантников выполнены так, что можно размещать вооружение и личные вещи каждого солдата рядом с его местом. Для размещения дополнительных запасов служат накладные отсеки по бортам корпуса, а в пол вмонтирован 270-литровый бак для питьевой воды.
На крыше возможна установка турели для размещения 7,62-мм либо крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта. Предусмотрена возможность установки вместо турели как дистанционно управляемых модулей вооружения с пулемётным вооружением или 40-мм автоматическим гранатомётом натовского образца, так и ПТРК. Дополнительное оснащение машины может включать акустические системы для оповещения о присутствии снайпера PILAR, а также датчики оповещения о лазерном облучении машины.
ТТХ бронеавтомобиля Bushmaster
- Экипаж: 1 + 9 человек.
- Двигатель: дизельный Caterpillar 3126 АТААС (300 л.с.)/Caterpillar 3126E (300 л.с.).
- Трансмиссия: семиступенчатый автомат Allison MD-3070 PT/ZF 6HP502 ECOMAT G2.
- Колёсная формула - 4х4.
- Колея - 2,1 м, колёсная база - 3,9 м, клиренс - 0,46 м.
- Ёмкость топливных баков - 319 литров.
- Скорость по шоссе - до 120 км/ч, запас хода по шоссе - до 1000 км.
- Преодолеваемые препятствия: подъём - 60 град., стенка - 0,4 м, брод - 1,2 м.
У «Адьютанта» глаз - алмаз
На Международной выставке оборонных технологий ArmHighTech 2022, прошедшей в Ереване, Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в оборонный холдинг «Алмаз-Антей») продемонстрировал свою продукцию, включая такие новинки, как мишенно-тренировочный комплекс «Адъютант», созданный для подготовки расчётов ПВО. Аппарат моделирует разнообразные, труднопредсказуемые для зенитных расчётов траектории полёта мишеней, имитирующих современные средства воздушного нападения (в том числе - рои беспилотников). Сюда же относится и моделирование поведения вертолётов в «режиме зависания», делающем летательный аппарат практически невидимым для радаров.
Комплекс может самостоятельно выбирать тип своего поведения в воздухе, исходя из параметров скорости, ветра и других факторов. В отличие от тренировочных комплексов предыдущего поколения, у «Адьютанта» возможно многократное использование мишеней.
«Мишени "Адъютанта" могут (и должны) применяться многократно, их основное назначение - первичное обучение и постоянное поддержание уровня боевой подготовки расчётов зенитных ракетных комплексов по обнаружению, сопровождению и имитации обстрела различных воздушных целей. И только полностью исчерпавшие свой ресурс мишени применяются для отстрела при боевых стрельбах. Это позволяет за счёт резкого снижения средней стоимости мишени многократно повысить время учебной работы и, соответственно, качество подготовки расчётов ПВО», - подчеркнул директор проекта «Мишенные комплексы» ИЭМЗ «Купол» Игорь Анатольевич Иванов.
Учитывая многократно усложнившиеся техники воздушного нападения, такие учебные комплексы крайне востребованы как в Вооружённых силах РФ, так и за рубежом.