Боже храни Америку от выжившего из ума Байдена: новая военно-морская стратегия США
Господство и только господство
…Да, как-то сник и глаза закрыл. Одним словом, слегка закемарил дедушка Байден, причём в самый неподходящий момент и на глазах полутора тысяч человек (не считая миллионов телезрителей), которые пришли в первые дни апреля на церемонию спуска на воду очередного подводного атомохода «Дэлавэр» класса «Вирджиния». Но всё закончилось благополучно. Президент вовремя оклемался, моргнул, слегка подобрался, а съехавшая было ладонь снова расправилась и пристроилась в районе правого виска «пустой головы» американского «главковерха»...
«Дэлавэр», как и положено, успешно скользнула со стапелей в океан, увеличивая тем самым шансы ВМС получить в следующем году уже 180,5 млрд долл., что на 5% больше, чем в году текущем.
Основная роль в будущих американских «победах» отводится флоту как самому востребованному и самому воюющему виду Вооружённых сил. Сегодня концепция развития ВМС предусматривает единую программу модернизации всего, что связано с морем, т.е. непосредственно ВМС, Корпус морской пехоты и Береговую охрану.
В начале 2021 года Пентагон опубликовал базовый документ касательно комплексного развития морских сил в свете современной концепции сетецентрических и многоуровневых (доменных) боевых действий. Даже озаглавили сей доклад весьма символически - «Преимущество на море: господство путём межведомственной интеграции военно-морских сил».
Это, по сути, стратегия развития флота с учётом геополитической ситуации и современных угроз, во всяком случае, так, как их видит американская власть. Авторами данной концепции выступили главнокомандующий ВМС адмирал Майкл Гилдэй, командующий Корпусом морской пехоты генерал Дэвид Бергер и глава Береговой охраны адмирал Карл Шульц.
Как отмечают составители, документ «содержит стратегические рекомендации по достижению доминирования военно-морских служб в условиях повседневной конкуренции, в кризисных ситуациях и в случае конфликта в ближайшее десятилетие». Доклад, в частности, предполагает более широкое взаимодействие всех трёх структур, которые в США относятся к военно-морскому делу, а также призывает к «активным усилиям, направленным на модернизацию имеющихся сил, и дальнейшее полноценное сотрудничество с союзниками и партнёрами». «Наши ВМС, Корпус морской пехоты и береговая охрана совместно должны поддерживать объективную решимость для того, чтобы конкурировать с нашими соперниками и обеспечивать их сдерживание, а при необходимости - победу над ними, ускоренными темпами формируя модернизированные и интегрированные, включающие все военно-морские силы будущего... Наши действия в этом десятилетии сформируют баланс сил на море до конца нынешнего столетия».
Ёмко, а главное - откровенно. Само собой, названы и потенциальные, точнее, непосредственные угрозы. «Несколько государств ставят под сомнение существующий баланс сил в ключевых регионах и пытаются подорвать существующий мировой порядок. Значительный технологический прогресс и агрессивная модернизация вооружённых сил нашими соперниками подтачивают наши военные преимущества. Распространение высокоточного ракетного оружия большой дальности означает, что США более не могут рассчитывать на свободный доступ в мировой океан в случае конфликта».
Присутствуют и имена коварных американских недругов, которые спят и видят, как бы запереть американцев на Гудзоне и лишить их «доступа в мировой океан». Традиционно тяжесть пентагоновских бед легла на Россию и Китай. Объясняют генералы это просто, а главное, - беспроигрышно - «возрастающей активностью военно-морских сил» этих стран, а также «проявленным стремлением доминировать в ключевых международных водах и явным желанием перекроить мировой порядок в свою пользу». «Ревизионистские подходы, которые Китай и Россия применят в военно-морской сфере, угрожают интересам США, подрывают альянсы и партнёрства», бодро заключают авторы Доклада.
Комментировать в данном случае особо нечего. Тем более, что «песня» о злобных русских и китайцах льётся уже давно изо всех американских «утюгов», и порядком надоела. Единственно, что хочется выделить. Если заметили, то в Пентагоне говорят о российских и китайских «ревизионистских подходах» исключительно в будущем времени. Пока же никто американцам не угрожает, и, в частности, флот их видят везде, где только возможно. Недаром, самый воюющий...
Авианосцы и все прочие
Главная военно-техническая мысль во флотской стратегии Пентагона заключается в том, что Вооружённым силам США сегодня необходимо иметь «запас прочности» для активных и успешный боевых действий сразу в двух региональный конфликтах. Для этой цели числа кораблей и судов, которые находятся в составе ВМС, критически недостаточно.
Если сегодня насчитывается, согласно американским данным, 274 корабля вместе с судами обеспечения, то к 2039 году в составе флота должно находится уже 400 кораблей. Причём это количество выше того, что предусмотрено уже утверждённым 30-летним планом развития американских ВМС - 355 кораблей. Похоже, затраты американцев существенно не смущают. Ведь для 400 кораблей, согласно оценкам Доклада, потребуется от 4 до 6 млрд долл. ежегодного приращения к бюджету ВМС.
Что настоятельно рекомендуется американскому руководству? Прежде всего, довести число авианосцев до 13, т.е. спустить на воду к 2039 году ещё два корабля. Планируется построить 19 надводных кораблей малого класса, 7 десантных кораблей-амфибий и 22 корабля обеспечения. Последний момент заслуживает особого внимания.
Большое число таких кораблей и судов связано с необходимостью обеспечивать тыловую поддержку авианосным ударным группам (АУГ) и кораблям береговой зоны, которые должны тесно взаимодействовать с силами, ведущими боевые действия в разных районах на суше. Кораблей береговой зоны, таких как минные тральщики, предлагается построить 12.
Какой вывод напрашивается из данной информации? Принципиально, только один. Американцы не хотят дополнительно строить тяжёлые подводные и надводные корабли, а полностью сосредотачиваются на авианосцах, каждый из которых по мощи равен небольшим ВВС, кораблях и судах, способных оказывать максимальную огневую и тыловую поддержку наземным силам одновременно на разных и, вероятно, весьма разнесённых ТВД.
Роль авианосцев в современных военных конфликтах, которые отличаются скоротечностью, резко меняющейся обстановкой, сокращающей до минимума время на принятие решения, а также необходимостью наносить точечные, но максимально эффективные удары, казалось бы, переоценить трудно.
Сегодня в составе ВМС США находятся 11 авианосцев, 10 - типа «Нимиц» (90 самолётов и вертолётов) и один - нового типа «Форд» (также 90 самолётов и вертолётов).
1. «Нимиц» (CVN-68) в составе флота с 3 мая 1975 года. Два ядерных реактора А-4W со сроком активного существования более 13 лет, как показала практика, могут обеспечить дальность плавания до 1 609 300 км. Эти корабли имеют броню на основе композиционного материала типа кевлар.
2. «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) - с 18 октября 1977 года.
3. «Карл Винсон» (CVN-70) - с 1981 года.
4. «Теодор Рузвельт» (CVN-71) - с 1986 года. Сыграл одну из ключевых ролей в операции «Буря в пустыне».
5. «Авраам Линкольн» (CVN-72) - с 1989 года. Это первый авианосец американского флота, на котором стали служить женщины.
6. «Джордж Вашингтон» (CVN-73) - с 1992 года.
7. «Джон Стеннис» (CVN-74) - с 1995 года. В 2016 году принимал участие в крупнейших международных военно-морских учениях, в которых были задействованы армии 26 стран.
8. «Гарри Трумэн» (CVN-75) - с 1998 года. С его палубы в рамках борьбы с ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ) было совершено множество боевых вылетов.
9. «Рональд Рейган» (CVN-76) - с 2003 года. Благодаря усовершенствованной тормозной системе, этот корабль может принимать тяжёлые самолёты.
10. «Джордж Буш» (CVN-77) - с 2009 года. Один из самых больших военных кораблей в мире.
«Джордж Буш» стал последним американским авианосцем типа «Нимиц». В 2009 году началось строительство корабля класса «Форд». Головной корабль вошёл в состав действующего флота 31 мая 2017 года. Затраты составили 13 млрд долларов. «Джеральд Форд» имеет крайне малое радиолокационное сечение, оборудован 25 палубами и улучшенной системой взлёта и посадки.
Причём форсируются работы ещё по двум кораблям этого типа - «Джон Ф. Кеннеди» (строится) и «Энтерпрайз» (подписан контракт).
ВМС Соединённых Штатов определяют свой ударный потенциал числом АУГ, каждая из которых включает многоцелевой авианосец, способный выполнять задачи перехвата, уничтожать подводные лодки и наземные цели, и 6 кораблей сопровождения.
Командование ВМС считает, что эффективный состав боевого флота - 13 авианосцев - является достаточным, что бы иметь минимум 4 АУГ (что было в конце 1980-х годов), которые можно постоянно держать в передовых районах, пока остальные 9 находятся на ремонте, занимаются боевой подготовкой или перемещаются в районы развёртывания.
В таком случае Тихоокеанский флот мог бы иметь 4 АУГ в составе 3-го флота ВМС и 2 - в 7-м флоте, действующих, соответственно, в северо-западной части Тихого океана и в районе Юго-Восточной Азии. Одна АУГ из 7-го флота постоянно действует в Индийском океане. В Атлантике действует 2-й флот, имеющий 4 АУГ. Стратегически важный 6-й флот имеет 2 АУГ, одна из которых, по необходимости, развёртывается в Индийском океане.
Однако…
В середине декабря прошлого года отставной капитан ВМС США Джерри Хендрикс, который ранее работал в исполнительном комитете по делам военно-морской авиации и противоракетной обороны начальника штаба ВМС, сделал весьма примечательное заявление.
«Авианосцы перестали быть просто морскими платформами и превратились практически в мистические символы американской национальной мощи, - сказал Хендрикс. - Они стали символами нашей нации, её величия, и теперь в них видят залог национального престижа».
Между тем сегодня Россия и Китай форсируют работы по созданию противокорабельных ракет, предназначенных для поражения авианосцев. При этом дальность стрельбы таких ракет намного превышают дальность стрельбы ракетного оружия, размещённого на палубной авиации. Таким образом, далеко не ясно, как АУГ смогут вести успешные боевые действия и избежать серьёзных повреждений самих авианосцев или даже их уничтожения.
Брайан Кларк, бывший специальный помощник начальника штаба ВМС США отметил, что при наиболее благоприятном сценарии АУГ может сбить 450 ракет такого противника. Между тем Китай способен выпустить до 600 ракет с расстояния более чем в 1600 километров.
Потеря даже одного авианосца, которые, без сомнения являются вечным символом американской военно-морской мощи, может вызвать непредсказуемые негативные моральные последствия для военно-политического руководства и народа Соединённых Штатов. В этой связи, по словам Хендрикса, «из-за страха потерять национальный престиж и даже их политическую власть», президенты США могут вообще не захотеть развёртывать авианосцы: «Потому что потеря одного авианосца может оказать существенное воздействие на ход национальных дискуссий».
«Как нация мы должны начинать дискуссии, которые подготовят американский народ к войне, - сказал Хендрикс. - К сожалению, вероятность начала конфликта довольно высока, но наша нация не готова к серьёзным боевым потерям своих ВМС, и она совершенно не готова к потере авианосцев. Нам необходимо вернуть авианосцам статус реального оружия - чтобы к ним перестали относиться как к мистическим единорогам».
Моника лучше Байдена
Планы по наращиванию сил американских флота могут так и остаться планами. Ещё в середине декабря 2018 года министр ВМС Ричард Спенсер, выступая на слушаниях подкомиссии Сената по боевой готовности видов Вооружённых сил, предупредил, что, в случае недофинансирования программа по тыловому обеспечению американских кораблей и судов выполнена не будет.
Особенно это касается ремонта и модернизации государственных верфей, используемых ВМС. Если 20-летняя программа по модернизации этих верфей не будет профинансирована в размере 21 млрд долл. (оценка ВМС), то в таком случае не будут осуществлены уже свёрстанные планы по вводу в состав действующего флота новых кораблей и судов. Более того, «на годы вперёд» снизится уровень боевой готовности уже имеющихся сил.
Такое положение дел уже негативно сказывается на боевых возможностях авианосцев США. В конце сентября прошлого года Военно-морской институт США опубликовал статью эксперта Сэма ЛаГрона о современной боеготовности авианосцев.
Согласно приведённым данным, в 2018 году отмечалось практически месячное отсутствие американских авианосцев в операциях. «В течение 22 дней во флоте подтверждали, что ни одна их авианосная группа не задействована в операциях в какой-либо части света и доступна для выполнения миссий, связанных с национальной безопасностью…» - говорится в статье.
В качестве основной причины называется именно беспрецедентное продление сроков техобслуживания, ремонта и модернизации кораблей из-за устаревшего и негодного оборудования верфей, предназначенных для ремонта авианосцев. При этом потери боевых возможностей ВМС впечатляют: 1300 дней морских операций с 2000 по 2016 год, что равняется семи полугодовым походам АУГ. Характерным примером стал авианосец «Эйзенхауэр», который должен был с июня 2017 года простоять в доке 6 месяцев, но остался там на полтора года, до февраля 2019 года.
«По данным Счётной палаты за 2017 год, - говорится в статье Ричарда Спенсера, - доступные в настоящий момент мощности в сухих доках судостроительных заводов не соответствуют потребностям будущих операций. В ВМС предполагают, что заводы не смогут выполнить 73 из 218 операций по техобслуживанию, которые запланированы на будущие 23 года. В частности, это касается авианосцев и 50 подлодок…».
...Хочешь - спи, хочешь - не спи, но дополнительные деньги старику Байдену отстегнуть флоту придётся. А то ведь, как «доминировать» прикажете?
---
* Террористическая организация, запрещённая в РФ.