Историческая память и сделки с совестью
Огромное количество книжных магазинов, равно как и бескрайние просторы интернета, заполнены аудиовизуальной и иной продукцией разного качества и вкуса, отражающей чей-то конкретный взгляд как на события, так и на итоги прошедшей войны. И глядя, например, на множество короткометражных постановочных фильмов, повествующих о нелёгкой доле немецкого солдата на Восточном фронте, довольно быстро начинаешь понимать, для какого потребителя создаются эти произведения и в каких целях.
Не вызывает сомнений и другое обстоятельство: закончившаяся 77 лет тому назад война продолжается, хотя и в совершенно иных видах и формах. В новой, информационной войне хороши любые уловки, позволяющие хотя бы ненамного изменить (или хотя бы скорректировать) те самые итоги войны. И каждый успех, хотя бы и временный, легко засчитывается как победа в прошлой, неудачной для агрессоров войне.
Для усиления восприятия «неправильных итогов войны» мобилизуются всякого рода «учёные» люди, в основном предатели Родины, надёжно окопавшиеся в Великобритании, в США, и заканчивая юной совсем исторической порослью, избравшей для себя в качестве земли обетованной территорию бывшего рейха. Их «творческое» наследие, растиражированное во многих тысячах экземпляров, продолжает отравлять юные, неопытные в восприятии исторической реальности головы. Впрочем, именно на таких потребителей «творения» и рассчитаны.
И вот уже прозвучало в ноябре 2017 года знаменитое выступление Коли из Нового Уренгоя в немецком бундестаге, и выложены в YouTube те самые высокохудожественные ролики, расплодившиеся в неимоверном количестве, но подтверждающие слова подростка - немецкие солдаты не хотели воевать, но им пришлось… Затем злобные русские либо уничтожили их в бою, либо уморили в собственном плену, так и не дав возможности им (в общем-то неплохим людям) вернуться домой, не позволив воспользоваться плодами так и не достигнутых в реальной истории побед.
Целые государства, отколовшиеся в 1991 году от Советского Союза, всемерно обиженных на итоги завершившейся в 1945 году войны, также стараются сказать своё собственное слово. По любой теме, лишь бы оно шло вразрез с официальной трактовкой прошлых событий со стороны страны-победителя.
Деятельность специальных отрядов НКВД-НКГБ в годы войны тоже не осталась без внимания. Анонимные украинские исследователи даже решились на написание в Википедии статьи на данную тему - несмотря на официальное неприятие русского языка и отвращение ко всему советскому наследию - от празднования Дня Победы до георгиевских ленточек.
Для примера возьмём статью про отряд «Олимп». Оставим в стороне мелочи вроде того, что данное подразделение создавалось в системе НКВД СССР (НКГБ СССР в данный период просто не существовало). Идём дальше. «Бойцам отряда "Олимп" приписывали проведение теракта в г. Овруче 14 сентября 1943 года». И тут же, не отходя от кассы, публикуется собственное мнение: «Но в ходе поездки рабочей группы историков в Овруч 18 ноября 2009 года было установлено, что никакого теракта не было проведено». Комментарии излишни, если не добавить, что статья об «Олимпе» подготовлена в рамках реализации проекта «История Украины 1917-1991 годов», в подготовке которой (естественно) принимали участие известные украинские учёные. После боевой операции, напомним, прошло 66 лет - каких свидетелей удалось найти «группе историков»? Думаю, что никаких. А раз свидетелей нет, то, значит, и подвига отряда «Олимп» вовсе не было. Такая вот незамысловатая логика.
Развивая тему, те же самые авторы констатируют, что «бойцы отряда "Олимп", пребывая в тылу немецких войск, занимались бытовым разложением», организуя «совместные попойки». В качестве источника таких сведений цитируются плоды научной деятельности печально известного работника Свободного университета Берлина, выступающего под маской «запрещённого властями РФ историка, прервавшего информационную блокаду с помощью друзей по фейсбуку». Если окончательно принимать во внимание опубликованные доводы, то совсем становится непонятным, каким образом в такой обстановке немецкие оккупационные силы так и не сумели окончательно ликвидировать «банды вечно пьяных партизан». Ну а бойцы УНА-УНСО, УПА (экстремистские организации, запрещённые в РФ) и прочих украинских националистических формирований были жуткими трезвенниками, и только поэтому не смогли победить ни Красную Армию, ни вермахт.
Неистребимое желание дать собственную оценку исторических событий почти восьмидесятилетней давности демонстрируют и другие участники Второй мировой войны, причём в данном процессе участвуют и бывшие союзники СССР. Престижная «Нью-Йорк таймс» 16 апреля 2020 года опубликовала статью Катарины Селье под заголовком: «Алексей Ботян, советский шпион, провозглашённый "героем", скончался в возрасте 103 лет». Оставим за скобками морально-этические особенности автора материала, которого совершенно не смущали ни прошлые союзнические отношения между двумя странами в период войны, ни (по-человечески) уважаемый возраст А. Ботяна.
В достаточно небольшом по объёму материале проводится ревизия не только подвига легендарного советского разведчика, совершённого в конце войны, но и оценка деятельности российского президента В. Путина, не раз выступавшего по теме спасения польского Кракова в 1945 году.
Проведённый американским корреспондентом анализ различных источников показал, что взрывать немцам Краков не было никакого резона: им требовалось быстро покинуть город, так как части Красной Армии сделали фланговый обход города, чтобы не штурмовать в лоб. Да и сам Ягеллонский замок был слишком далеко от Кракова - целых 110 километров. А ничего, что немцы успевали за считанные дни перебрасывать целые танковые дивизии с одного фронта на другой, и расстояния там были совершенно иные?!
Возникает резонный вопрос: для каких целей фашисты так основательно минировали и Краков, и его пригороды? Если следовать логике американcких, польских и других учёных, то (наверное) по привычке. К тому же напомним, что немного западнее от Кракова начинались исторические немецкие территории, а до взятия Берлина оставалось меньше четырёх месяцев. Никто даже не рассматривает ту версию, что президенту России может быть известно о Краковской операции значительно больше, нежели остальным. Документы спецгруппы «Олимп» хранятся в архиве Лубянки, и вряд ли когда-нибудь к ним будет разрешён открытый доступ. Потому что порядок такой; любое государство обязано хранить собственные секреты.
Никто пока не опроверг тот факт, что Польшу освобождали наши бойцы, но если дело так и дальше пойдёт, то в будущей трактовке это могут сделать уже американцы. К тому же последние полякам больше по душе, нежели русские. И никого даже не беспокоит то обстоятельство, что столь «лёгкое» освобождение Кракова и всей Польши обошлось в 477 тыс. убитых и более чем в полтора миллиона раненых солдат и офицеров Красной Армии. Много это или мало?.. Надо спросить у сегодняшних потомков, насколько были бы они рады своим родственникам, если бы тем удалось вернуться с этой проклятой войны…
На сегодняшний день гораздо реальнее то обстоятельство, что польская властная верхушка, стремясь выслужиться перед своими заокеанскими покровителями, ежегодно сносит памятники тем самым воинам, что зимой 1945 года ценой жизней почти полумиллиона своих солдат освободили их после пятилетней оккупации.
Убеждён, что не все поляки такие. Более того, знаю это. Настоящие патриоты тем и хороши, что, заботясь о своей родине, они не забывают и чужих заслуг: ремонтируют и восстанавливают памятники, делают всё, что возможно для того, чтобы жители Польской Республики никогда не забыли, благодаря кому они живут сейчас в свободной стране. Так, например, поступает общество «Курск», одно из самых известных патриотических объединений не только в Польше, но и за её пределами. Его инициативы по установке памятника советским сапёрам, разминировавшим в 1945-м Краков, широко известны. Однако польские власти не находят для этого оснований - их историческая правда заканчивается сразу, как только возникают вопросы об освободительной миссии Красной Армии.
Советским солдатам было без разницы, какие страны освобождать; их цель была совершенно простая: «Добить гада в его логове!» И с этими задачами Красная Армия справилась не из-за каких-либо конъюнктурных соображений, а по многовековой привычке наказывать агрессора за его вероломство и жестокость, попутно освобождая другие народы от тирании. Балканские страны, например, об этом помнят, и поэтому не спешат избавляться от красок русского триколора на собственных флагах. И это - правильно. Ведь много веков известно: русские не начинают сами войн, они их обычно заканчивают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.