Побег шифровальщика: «Сапфир» в куче навоза
© istockphoto.com/demaerre
Кто такой «Сапфир»?

Побег шифровальщика: «Сапфир» в куче навоза

Предатели и перебежчики - неизбежное зло. Как правило из СССР уезжали не только по политическим мотивам, но также из маниакального желания обогатиться. Бегство на Запад майора КГБ Виктора Шеймова и его семьи - не исключение
Реклама
Побег шифровальщика: «Сапфир» в куче навоза
© istockphoto.com/demaerre
Кто такой «Сапфир»?
Читайте нас на: 

В начале 1980-х в среде сотрудников советских спецслужб и МИД СССР широкое распространение получила тенденция «втихую» уходить внаём к противнику. Уходить в шпионы. На профессиональном жаргоне это называется стать «кротом». Продолжая занимать престижные должности в советских синекурах, они фактически работали на США, исправно поставляя за океан сверхценную информацию.

Пропала семья шифровальщика, поиски ничего не дали

Летом 1980 года сотрудникам силовых структур СССР были розданы фото исчезнувшей семьи Шеймовых: Виктора, Ольги и пятилетней дочери. Чтобы стимулировать поиск, через комитетскую и милицейскую агентуру был распространён слух, будто глава семейства - ответственный сотрудник Комитета госбезопасности. Тогда же Следственное управление КГБ по факту пропажи семьи возбудило уголовное дело.

Удивительным образом поиски семьи пересеклись с другим уголовным делом. 28 декабря 1980 года сотрудники отдела по охране метрополитена ГУВД Мосгорисполкома на станции «Ждановская» убили заместителя начальника Секретариата КГБ СССР майора Афанасьева. 14 января 1981 года Генеральной прокуратурой при участии Второго главка КГБ они были арестованы.

Милиционеры, с трудом вспоминая детали содеянного, давали показания о совершённых ими многочисленных злодеяниях. Однажды на допросе один из них вспомнил об убийстве какой-то семьи. Так уголовное дело «Убийство на Ждановской» дополнилось версией, родившейся на Лубянке, о причастности арестованных и к пропаже Шеймовых. Установить истину можно было, лишь отыскав трупы.

Виктор Шеймов.
© wikipedia.org
Виктор Шеймов.

В распоряжение московской облпрокуратуры для поиска в лесном массиве возможных мест захоронения трупов командование Московского ВО выделило (!) полк солдат-срочников. Специальным оборудованием они бурили скважины глубиной до 1,5 метра на расстоянии 2-3 метров друг от друга. Несмотря на все предпринятые усилия, версия об убийстве Шеймовых милиционерами со станции «Ждановская» не нашла подтверждения.

Герой с нуля

Виктор Шеймов родился в Москве в 1946 году в еврейской семье. В 1969 году, окончив МВТУ им. Баумана, попал на работу в НИИ Министерства обороны, где занимался разработкой систем наведения ракет. Там на него положили глаз вербовщики из КГБ и предложили должность специалиста шифровальных систем. В 1971-м Шеймов приступил к работе в самом засекреченном подразделении КГБ - Восьмом главном управлении, которое обеспечивало безопасность и функционирование всей шифровальной связи Советского Союза.

Лично Шеймов специализировался на защите шифровальной связи советских посольств и резидентур Комитета за рубежом. Как известно, местные спецслужбы из кожи вон лезут, чтобы насовать «жучков» во все уголки наших представительств.

Работа в Восьмом главке высокооплачиваемая и престижная. Вместе с тем жизнь шифровальщика тяжела, и не только из-за кропотливого изнурительного труда - давит секретность, особенно за границей. Ведь чужие шифры - клад для любой разведки! Если, допустим, перед спецслужбой стоит дилемма: кого вербовать - министра или шифровальщика, она предпочтёт последнего. Министры приходят и уходят, а секреты криптографии остаются неизменными годами.

Ориентировка на поиск семьи Шеймовых.
© Соцсети
Ориентировка на поиск семьи Шеймовых.

Почему? Да потому, что шифровальщик может дать ключ к разгадке многих секретов и не только текущего дня, но и тех, что накопились в архивных файлах за последние 10-20 лет. Это, прежде всего, обмен шифротелеграммами резидента и Центра, что сулит прямой выход на затаившихся в недрах родных спецслужб «кротов».

В Восьмом главке Шеймов дослужился до начальника отдела, курирующего шифровальную связь наших посольств. По партийной линии выбился в заместители секретаря партийной организации. Однако, несмотря на все достижения по форме, его угнетало чувство неудовлетворённости по содержанию. Это чувство, как он признаётся в мемуарах, «превращалось в отрицание всего "совкового"».

Как жить дальше? Приспосабливаться, делать своё дело и, закрыв глаза, ждать, когда всё переменится само собой? Попроситься в отставку и распрощаться с КГБ? Открыто выступить против режима, как Сахаров?.. 

Бежать всей семьёй

Зная возможности КГБ, прагматик Шеймов выбрал самый рациональный, хотя и самый рисковый во всех отношениях вариант - бежать на Запад. Причём, с женой и дочкой. Вопрос был в том, как бежать? За границу, даже в Болгарию, всей семьёй не выпускали. Оставалось одно: связаться с сильной разведкой - с СИС или с ЦРУ. Лучше с американцами, с англичанами каши не сваришь.

В бассейне «Москва» проходили встречи с американскими «коллегами».
© wikipedia.org
В бассейне «Москва» проходили встречи с американскими «коллегами».

И судьба предоставила Шеймову такой шанс во время служебной командировки в Польшу.

Госпожа «удача» приходит к тем, кто её ищет

За несколько суток пребывания на территории советского посольства в Варшаве Шеймов хорошо изучил распорядок жизни российской колонии и в ожидании вечера, когда будет демонстрироваться очередной свежий фильм из Москвы, осуществил рекогносцировку и всё просчитал. А после обеда провёл блиц-подготовку: пожаловался приставленному к нему охраннику на расстройство желудка.

Вечером служащие густыми колоннами двинулись в кинозал культурного центра. Шеймов, на ходу бросил своему охраннику: «Я - в туалет, сейчас вернусь!». В кабинке с помощью заранее припрятанных за бачком плоскогубцев открыл окно и спрыгнул на тротуар. Затем - такси. Небрежно бросил водителю по-английски: American Embassy!

Так 31 октября 1979 года в Варшаве Шеймов, обманув бдительного охранника, предпринял стремительный бросок в американское посольство, где сотрудники резидентуры ЦРУ тотчас раскрыли объятия ему навстречу, едва он назвал свою должность. 

После побега.
© Соцсети
После побега.

Несколько контрольных вопросов. Кто начальник линии «Х» - научно-технической разведки? Ваша должность и денежное довольствие? Чем занимаетесь в Москве? Сколько лет состоите в КПСС и в системе КГБ? Записав домашний адрес и телефон визитёра, американцы предложили ему немедленно выехать в США. Но Шеймова это не устраивало, он поставил свои условия: личная встреча со связником после возвращения в Москву и организация вывоза его самого, жены и малолетней дочери в Штаты.

По признанию «Сапфира» (кодовое имя, присвоенное цэрэушниками Шеймову), его московская шпионосессия ограничилась тремя встречами с сотрудником ЦРУ, действовавшим под «крышей» посольства США. Встречи проходили в бассейне «Москва» - для «наружки» заговорщики недосягаемы. Да и со стороны всё выглядит естественно: плывут рядом две резиновые шапочки, поди догадайся, что это шпионы!

На явках Шеймов передавал лишь строго дозированные сведения о своей работе. Стратегические секреты выдавать отказался категорически, так как опасался, что в этом случае американцы принудят его остаться в Союзе в качестве «крота».

Их называют «кротами»

Двойные агенты - на профессиональном сленге КГБ «кроты» - едва ли не самый востребованный сюжет шпионских историй. В англо-американских литературных кругах считают, что впервые этот термин употребил Фрэнсис Бэкон в «Истории правления короля Генриха VII». Однако популярным его сделал автор шпионских боевиков, творивший под псевдонимом Джон Ле Карре. 

«Кроты» - кошмар любого руководителя любой спецслужбы. Продавая противнику стратегические секреты, одни «кроты» готовятся к «мягкой посадке» в Западном полушарии, другие - в Восточном. Ким Филби, Гай Бёрджесс, Дональд Маклин из «Кембриджской пятёрки», - неуязвимые «кроты» Второй мировой войны, совершили «мягкую посадку» в Москве. Сотрудники советской внешней разведки Олег Лялин, Олег Гордиевский и Василий Митрохин - звёздные «кроты» холодной войны, со скандалом «приземлились» в Лондоне.

Олдрич Эймс, наш влиятельный «крот» в ЦРУ, прозванный его коллегами «смертельным шпионом», ибо все 13 выданных им офицеров-перевёртышей СВР были расстреляны. Американская Фемида упекла Эймса на бессрочное пребывание в тюрьме без права на помилование. Та же участь постигла и Роберта Хансена, нашего самого результативного «крота», снабдившего нас большим объёмов секретов общегосударственного значения, чем кто-либо за всю историю Соединённых Штатов.

На финишной прямой

В ходе второй встречи связник сообщил Шеймову, что президент США и руководство ЦРУ санкционировали организацию побега. От Шеймова требовалось лишь передать фотографии для документов и сообщить полные антропологические данные свои и членов семьи. Заодно связник поинтересовался, как подопечный и его домочадцы переносят качку? Шеймов решил, что за границу их будут транспортировать морским путём. Однако связник, не подтвердив, но и не опровергнув догадку, потребовал одного: не суетиться и ждать сигнала.

Предатель в Штатах не бедствовал.
© Соцсети
Предатель в Штатах не бедствовал.

Получив заверения, Шеймов и его жена, которая к тому времени была посвящена в планы мужа, стали активно готовиться к побегу. Так, Ольга незамедлительно сняла некоторые вещи с антресолей, хотелось захватить с собой и семейные альбомы, и вещи, любимые с детства, но Шеймов был непреклонен: ничто не должно указывать на подготовку к побегу.

Хитроумному Шеймову пришла в голову мысль представить исчезновение как несчастный случай, как гибель всей семьи. Это исключило бы преследование их родителей со стороны КГБ. Но главное - ничто не должно было вынудить начальство сразу предпринять решительные меры по замене или модификации всего объёма технической информации, которую предатель собирался передать американцам.

Оставались родители. Как быть с ними? В день своего рождения Виктор заехал к родителям и, походя, между прочим, сказал: «Мама, мне предстоит командировка… Сложная, в чём-то даже опасная. Прошу тебя, не верь, если услышишь, что я погиб. Не верь, пока не увидишь мой труп». Мать очень удивилась, но спрашивать ни о чём не решилась - такая уж работа у сына. 

От винта!

Операцию решено было проводить в пятницу - на работе не хватятся до понедельника. Чтобы сбить с толку возможных преследователей, Ольга приобрела билеты на поезд Москва-Ужгород, а Виктор предупредил начальство, что уезжает на дачу к приятелю, где отсутствует телефонная связь.

Постарались и американцы. В целях создания отвлекающего манёвра, а также для того, чтобы растащить силы «наружки», все сотрудники резидентуры ЦРУ в Москве, действовавшие с посольских позиций, с 18 и до 23 часов без устали кружили по городу, имитируя выход на встречу со своей агентурой.

В пятницу в 22 часа 30 минут из Внуково стартовал военно-транспортный самолёт НАТО, накануне прибывший в Москву, чтобы забрать из американского посольства несколько тонн отработавшей свой ресурс электронной аппаратуры. На место второго пилота сел загримированный и переодетый в американскую военную форму Виктор Шеймов. Жену и дочь доставили к самолёту в контейнерах.

Сегодня не представляется возможным определить, сколько времени руководство КГБ не имело представления о побеге Шеймова. Противоречивы и высказывания на этот счёт бывших руководителей Комитета. По утверждению В.А. Крючкова, экс-главы КГБ СССР, после назначения в мае 1982 года председателем Комитета госбезопасности В.И. Федорчука было проведено повторное расследование дела об исчезновении шифровальщика Шеймова, его жены и ребёнка. Контрразведчики настаивали на версии убийства всей семьи и отрицали версию её вывоза из СССР американцами.

Логика подсказывает, что лишь после вербовки полковником Черкашиным В.И. в апреле 1985 года начальника контрразведывательного подразделения ЦРУ Олдрича Эймса, было точно установлено, что Шеймов и его семья были вывезены американцами в США в мае 1980 года.

Дела шкурные

По прибытии в США Шеймовых поселили в двухэтажном коттедже под Вашингтоном. Аренда дома и сада, продукты питания и прислуга - всё за счёт ЦРУ. Виктору изменили внешность с помощью пластической операции и вручили медаль. Кроме того, его определили под охрану американского федерального закона «О защите помощников, способствующих процветанию Соединённых Штатов Америки».

Однако, несмотря на все усилия, цэрэушным покровителям не удалось представить Шеймова бескорыстным борцом с советским режимом, то есть канонизации предателя не произошло.

Цирроз печени приговорил предателя и неудачливого провокатора к мучительной смерти.
© wikipedia.org
Цирроз печени приговорил предателя и неудачливого провокатора к мучительной смерти.

«Корыстный шпионаж Шеймова, обильно проплаченный ЦРУ, - отмечал авторитетный исследователь деятельности западных спецслужб Филипп Найтли в журнале "Панорама", - базируется, в равной степени, на намерении покупателя (ЦРУ) приобрести товар (информацию) и на желании продавца (Шеймова) получить наличные. Идеологические же и политические мотивы, которыми в своё время руководствовались члены "атомной шпионской группы": Энрико Ферми, Клаус Фукс или члены "Кембриджской пятерки": Ким Филби, Гай Берджесс, Дональд Маклин, Джон Кернкросс, Энтони Блант, шифровальщику-предателю попросту чужды».

В конце 1980-х Шеймов, пытаясь оправдать своё предательство в глазах американской общественности, выступил с рядом сенсационных разоблачений. В частности заявил, что из материалов КГБ, к которым он как шифровальщик имел доступ, ему стало известно, что именно это ведомство организовало покушение на Папу Римского Иоанна-Павла II в 1981 году и президента Пакистана Зия уль-Хака в 1988 году.

Для «кукловодов» Шеймова выступление обернулось полным провалом. Ведь американские журналисты, знатоки спецслужб, отслеживавшие передвижения шифровальщика-оборотня, были осведомлены, что с мая 1980 года он не имел никакого отношения к КГБ и ни к каким секретам допущен не был. Тогда последовал дубль второй: в 1993 году издательство Naval Institute Press выпустило книгу Шеймова на русском языке «Башня секретов: документальный шпионский детектив», где он от третьего лица рассказывает о своей работе в КГБ и о побеге в США.

И опять промашка. Даже американские рецензенты из «Вашингтон пост» нашли в опусе «нарциссизм, глубину и постоянство той любви, которую автор питает к самому себе. ОН придумал план побега. ОН осуществил его вопреки всем препятствиям. ОН утёр нос ЦРУ и КГБ, показав обеим спецслужбам мастер-класс. Прямо-таки, непревзойдённый творец гениальных операций и бриллиант в куче навоза!» 

Журнал «Тайм» отозвался о предателе ещё жёстче. В статье о его книге, озаглавленной «Shame on you, Victor!» - «Позор тебе, Виктор!» (по-английски shame - шейм означает «стыд, позор») эксперты ФБР, пожелавшие остаться анонимными, сначала пожурили изменника за то, что он отказался от сотрудничества с ЦРУ на долгосрочной основе - не стал его полноценным «кротом» в КГБ, - а закончили пассажем-ультиматумом: «Виктор, не строй из себя Снегурочку, когда ЦРУ водит тебя в номера!»

Вслед за этой критической кампанией в американской прессе Шеймов и вовсе сошёл со сцены. Скончался изменник в США в 2019 году от цирроза печени - подвели бесконечные возлияния. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама