Американская орбитальная тысяча
Лучше меньше, да лучше
Согласно последним данным, американцы располагают 849 космическими аппаратами различного назначения. Из этого числа более 350 спутников выполняют исключительно военные задачи. Согласно планам, к началу 2022 финансового года (начинается 1 октября), в космос предполагали вывести ещё несколько десятков спутников. К началу 2026 года на околоземных орбитах может быть размещено до 1000 американских аппаратов, как непосредственно военного назначения, так и выполняющих задачи в интересах различных государственных и частных структур.
По всей видимости, современная американская космическая архитектура, во всяком случае та её часть, отвечающая за военно-техническое направление, теперь характеризуется уже не увеличением массы космических аппаратов, а её уменьшением. Ещё несколько лет назад аналитики Пентагона начали говорить о том, что крупногабаритные многотонные спутники, во-первых, весьма уязвимы для противоспутниковых средств противника, во-вторых - экономически невыгодны. Лучше иметь в космосе большое число спутников средних размеров или даже маломерных, обладающих значительным техническим ресурсом, который позволяет максимально увеличить время их активного существования.
Для реализации данных планов Агентство при поддержке Космического командования и Управления перспективных программ Министерства обороны разработало программу Blackjack, предусматривающую вывод на орбиту большого числа малогабаритных спутников для решения различных задач - от обеспечения связи до предупреждения о ракетном нападении.
Выступая в конце июня прошлого года в институте Брукингса, заместитель председателя Объединённого комитета начальников штабов генерал Пол Сельва отметил, что «спутники становятся всё меньше, поэтому миниатюризация является ключевой частью того, что происходит в спутниковом секторе. Но это не просто миниатюризация. Это интеграция, то есть возможность сделать небольшой спутник, который будет выполнять несколько задач».
В качестве примера генерал привёл успешный запуск 60 малых спутников связи, которые осуществила компания SpaceX в мае 2019 года в рамках программы Starlink (Созвездие тысячи спутников), которая должна обеспечить дешёвую глобальную широкополосную связь.
В основу программы Blackjack положена концепция так называемой «умной пыли» (smart dust) и «роя дронов» (swarm of drones), согласно которой малогабаритные спутники объединяются в единую сенсорную сеть для выполнения конкретных боевых задач, где каждый космический аппарат выполняет определённую задачу. Согласно оценкам специалистов SDA, новая космическая архитектура обеспечит семь основных уровней действия орбитальных средств.
1. Транспортный. Обеспечивает круглосуточную передачу данных и связь.
2. Слежения. Обеспечивает общее слежение за космической обстановкой, передачу целеуказаний и предупреждение о запусках ракет.
3. Оперативный. Обеспечивает сопровождение разведанных и опасных в данной ситуации целей.
4. Оперативный (сдерживания). Обеспечивает слежение за космической обстановкой во время предполагаемой боевой активности спутников в определённый момент времени.
5. Навигационный. Предоставляет альтернативные данные позиционирования, навигации и синхронизации в случае, если данные от GPS-спутников будут заблокированы или недоступны.
6. Боевое управление. Выдача команд и обеспечение связи при использовании искусственного интеллекта, который обеспечивает самостоятельное формулирование задач, самостоятельное определение приоритетов.
7. Поддержка. Включает наземные средства командования и управления и пользовательские терминалы, а также службы быстрого реагирования.
В качестве ближайшей цели командование SDA планирует разработку космического транспортного уровня, состоящего из ячеистой сети для связи и передачи данных на низкой околоземной орбите.
Согласно оценкам аналитиков SDA и космического командования, оперативная спутниковая группировка США военного времени может насчитывать до 500 аппаратов.
Оптико-электронное слежение
По заявлению командующего Космическим командованием генерала Джона Рэймонда, сегодня авиационно-космический контур разведки, действующий в интересах Глобальной системы оперативного управления американскими вооружёнными силами, состоит из четырёх основных уровней:
1. Авиационного. Включает беспилотные средства разведки, стратегические и тактические самолёты-разведчики, в том числе самолёты боевого управления и целеуказания E-8 JSTARS.
2. Космического. Включает спутники опто-электронной разведки (КН-11 и перспективный КН-12), радиолокационной разведки (Lacrosse, Topaz) и радиотехнической разведки (Magnum, Mentor, Intruder), а также спутники системы предупреждения о ракетном нападении (DSP, SBIRS);
3. Глобальной системы связи. Включает спутники связи и ретрансляции WGS, QUASAR, TDRSS, MUOS, DSCS, TACSAT, FLEETSATCOM, Milstar;
4. Навигационного. Включает спутники NAVSTAR и метеорологические спутники DMSP.
Основу орбитальных средств разведки составляют спутники опто-электронной (видовой) разведки семейства КН - Keyhole («Замочная скважина»).
Справка
Работы по созданию этой системы начались в США в конце 1950-х. Их вели ВВС и ЦРУ в рамках программы WS-117L по трём взаимосвязанным проектам - «Корона», «Сентри» и «Мидас». Лучшие результаты были достигнуты в ходе исследований по проекту «Корона», согласно которому на экспериментальных спутниках типа «Дискавери» отрабатывалось функционирование аппаратуры фоторазведки, а также возвращение отснятой на орбите плёнки на Землю в капсулах. В итоге удалось разработать спутник видовой разведки, получивший обозначение КН.
Он комплектовался капсулой с несколькими кассетами с плёнкой. После завершения фотографирования капсула отстреливалась, входила в плотные слои атмосферы, на высоте 18 км сбрасывала головной термообтекатель, выпускала парашют, и далее её либо подхватывал в воздухе крючком специальный транспортный самолёт, либо капсула падала и её подбирал вертолёт или корабль. На случай падения в океан в капсуле была сделана солевая пробка, которая за двое суток растворялась, и капсула тонула.
Программа «Корона» не сразу принесла результат: первые 12 запусков были неудачными. Спутники выводились на нерасчётную орбиту, капсулы терялись, тонули. Только запуск Discoverer 13 позволил 29 июня 1960 года успешно подхватить капсулу в воздухе. Программа «Корона» была сверхсекретной, её публичным прикрытием считались биологические эксперименты на мышах.
В августе 1960 года были получены первые снимки территории СССР из космоса, необходимые американским специалистам для оценки работ по советской ракетной программе в связи с вынужденным прекращением в мае 1960 года полётов высотных самолётов-разведчиков U-2. Для возвращения фотоплёнки использовались капсулы производства фирмы «Дженерал электрик» (размер 0,7 х 0,8 м, масса около 90 кг), которые отстреливались от космического аппарата и после торможения опускались на парашюте в назначенном районе Тихого океана.
Несмотря на отдельные неудачи (например, одна из капсул из-за неполадок упала в советском районе Арктики), проект «Корона» положил начало оперативным системам космической фоторазведки, применявшимся до середины 80-х годов.
Для координации усилий различных ведомств в области космической разведки в августе 1960 года организовано Национальное управление по разведке (NRO - National Reconnaissance Office), куда вошли представители ЦРУ, ВВС и ВМС США, а в 1961-м был сформирован национальный центр дешифровки фотоизображений (NPIC - National Photo Interpretation Centre), расположенный в пригороде Вашингтона.
В настоящее время данное Управление эксплуатирует спутник КН-11 и ведёт работы по программе «Мисти», предусматривающей создание спутника оптико-электронной разведки нового поколения.
Эксплуатация спутников семейства КН-11 фирмы Lockheed Corporation началась в 1976 году. Этот аппарат стал первым американским разведывательным спутником, который использовал оптико-электронную цифровую фотокамеру и передавал полученные изображения практически сразу после фотографирования. Шестнадцать спутников KH-11 были запущены между 1976 и 2013 годами ракетами-носителями Titan IIID и Titan 34D, с одним аварийным пуском. Аппарат KH-11 заменил спутник KH-9 Hexagon, последний из которых был потерян при аварии ракеты-носителя в 1986 году. Согласно оценкам, KH-11 напоминают по габаритам и форме космический телескоп «Хаббл». Во всяком случае, вывод на орбиту данных аппаратов производится в одинаковых контейнерах.
Основное отличие спутника КН-11 от его предшественников - наличие новой широкоформатной картографической камеры ICMS (Improved Crystal Metric System), которая позволяет определять координаты объектов с высокой точностью (ранее эти задачи решались с помощью камеры, устанавливаемой на КН-9). Кроме того, КН-11 оснащены более совершенными подсистемами электропитания, передачи данных и орбитального маневрирования, благодаря чему возросла их эффективность (количество снимков в течение суток), автономность и продолжительность эксплуатации. Масса ИСЗ увеличилась на 1,5 т, и составляет примерно 14 т. Согласно различным источникам, разрешающая способность спутника КН-11 может составлять несколько десятков сантиметров.
В конце февраля 1990 года состоялся первый запуск спутника видовой разведки нового поколения (по всей видимости, речь может идти о спутниках семейства КН-12) по программе «Мисти». Согласно данным средств слежения и информации радиолюбителей, запуск был неудачным. Несколько раз аппарат менял орбиту и совершал манёвры для восстановления ориентации. Последние данные об этом спутнике относятся к 1997 году. Второй аппарат данной серии вывели на орбиту в составе ракеты-носителя Titan IV 22 мая 1999 года. Однако после отделения связь с аппаратом так и не была установлена. Согласно некоторым источникам, в июне 2012 года ракета-носитель Delta IV вывела в космос третий спутник по программе «Мисти». С другой стороны, в июне 2007 года американские СМИ высказали предположение, что в то время директор Национальной разведки США Джон Майкл Макконнелл закрыл эту программу по финансовым соображениям. Однако официальной информации на этот счёт не поступало.
Сообразим на троих?
В рамках развития комплексной программы противоракетной обороны Соединённых Штатов Пентагон в середине августа текущего года выступил с инициативой объединить усилия Космического командования, Командования космической и противоракетной обороны Сухопутных войск и Киберкомандования. Таким образом, американцы в процессе решения данной «триединой» задачи попытаются закольцевать возможности указанных структур по предупреждению и противодействию ракетно-ядерной атаке потенциального противника.
Прежде всего, речь идёт об интеграции разведывательных орбитальных средств Космического командования, наземных и космических средств Киберкомандования и Армии. Согласно оценкам Пентагона, данная концепция соответствует стратегии национальной обороны, которая призывает вооружённые силы развивать нелетальные возможности, включая те, которые могут вывести из строя информационные сети и спутники противника.
Выступая на симпозиуме по космосу и противоракетной обороне в Хантсвилле (штат Алабама), командующий Космическим командованием генерал Джеймс Дикинсон отметил, что объединение усилий данных командований является обязательным условием для достижения и сохранения преимущества Соединённых Штатов в области ПРО.