«F-35 - очень сложная, очень дорогая и очень раскрученная машина, но пока её недостаткам нет конца»
Особое внимание военного руководства США привлёк тот факт, что при производстве двигателя для многоцелевых истребителей F-35 используется сплав кобальта и самария китайского происхождения, что является нарушением федеральных правил закупок для нужд обороны США. В результате Пентагон приостановил поставки истребителя F-35.
О том, почему в США вспомнили о китайском происхождении конструкционных особенностей их «суперистребителя» F-35, еженедельнику «Звезда» рассказал военный эксперт-аналитик, полковник в отставке Михаил Тимошенко.
- Начнём с того, что претензия комиссии к происхождению материала сама по себе смешна и абсурдна. Неужели в управлении Пентагона этого не знали раньше, с самого начала производства? (смеётся)
- Вот в этом-то и вопрос. Ведь эксплуатация самолёта началась ещё в 2015-2016 годах, а у Трампа в годы его президентства была бы возможность предъявить претензии и к Lockheed Martin, и к Honeywell, изготавливавшей эти самые двигатели с «чайна-сюрпризом».
- Как я понимаю, история вокруг этого «внезапного» открытия - враньё от начала до конца. Скорее всего, к тому моменту у F-35 вскрылась ещё какая-то чертовщина, где используется кобальтово-самариевый сплав, потому что машина создана с массой недостатков, которые вскрываются постепенно и регулярно. Ну что теперь сделать? Надо же как-то обосновать приостановку поставок - они же все оплачены.
- Михаил Владимирович, а может ли оказаться так, что недостатки F-35 уже так достали всех, что Пентагон хочет прикрыть лавочку?
- Нет, я полагаю, что столкнулись с каким-то плохо устраняемым недостатком в конструкции истребителя. Разумеется, никто не собирается полностью прекращать производство этой машины, и тут дело лишь в попытке заткнуть очередную брешь в надёжности конструкции «тридцать пятого». Собственно, в 2018 году в управлении Пентагона насчитали почти 900 дефектов, в том числе способных привести и к потере машины, и к гибели пилота. Среди них часто упоминались резкие скачки давления в кабине пилота, из-за которых можно получить серьёзную баротравму, и сбои в системе катапультирования, способные превратить пилота в инвалида, и хлипкий корпус, из-за которого стали невозможными перехваты на сверхзвуковой скорости... И как бы специалисты ни модифицировали машину, всё время вскрывается новая либо хорошо забытая старая проблема.
- То есть история с тайваньской авантюрой США здесь не играет роли, а дело сугубо в самой конструкции «тридцать пятого»?
- С моей точки зрения, связь между этими двумя событиями как-то трудно увязывается, так что я не думаю о такой вероятности.
- Михаил Владимирович, а что если два оружейных гиганта (Lockheed Martin и Honeywell International Inc) что-то не поделили? Ведь компания Honeywell ещё и располагает заводом в Шанхае и активно сотрудничает с китайскими корпорациями, за что её мог «сдать» Lockheed.
- Я думаю, что не в этом дело. Давайте будем откровенными: F-35 - очень сложная, очень дорогая и очень раскрученная машина, но недостатки вылезают один за другим постоянно. Если сплав, привлекший особое внимание военных, используется для изготовления двигателей для всех модификаций F-35 (а их три: наземный F-35A, с коротким взлётом и вертикальной посадкой F-35B и палубный F-35C), это означает, в самой основе платформы есть какой-то недостаток, связанный с использованием этого материала. Тем более что в компании старательно помалкивают на эту тему.
- А как же публичные заверения Lockheed в том, что вскрывшаяся проблема не влияет на надёжность их детища?
- Компания может и открыто врать, почему нет. Они же врут масштабно, как с терактами 9/11 в 2001 году - куда делся самолёт, который якобы влетел в здание Пентагона? Обломки до сих пор не найдены. Так что здесь мы имеем дело с попыткой навесить лапшу на уши.
То ли из-за того, что изначально была слишком малая партия, и отказы, допустим, не были сплошными - к примеру, на одной машине тот или иной недостаток проявляется, а повторяется только через 10-12 машин. Критичны ли эти недостатки или нет - мне трудно судить, но сам факт того, что они проявляются с завидной регулярностью, уже многое говорит об изделии, которое продвигают на рынок. Причём отказы проявляются в различных системах.
Например, два года назад американские военные потребовали от производителя немалую компенсацию - около 70 млн долл. - из-за глючного программного оборудования Electronic equipment logs (EEL). А ведь это ПО - всё равно что цифровой журнал, где фиксируется состояние бортовых систем и отслеживается состояние и срок службы комплектующих истребителя. После обнаружения этой ошибки, приведшей к появлению целых томов с неверными данными, ВВС США пришлось потратить огромные средства на саму проверку и на создание электронных копий. А если приводить наиболее свежие случаи, то можно вспомнить о крушении F-35C при заходе на посадку на USS Carl Vinson в начале февраля этого года. В результате самолёт повредил антенны авианосца, что привело к проблемам со связью и навигацией корабля, и затонул. Главное, чтобы враньё было масштабным.