«Ленинский комсомол». Путь к последнему причалу
На «Остров фортов»
В лихие девяностые субмарину собирались утилизировать - «пустить на иголки». Спасти лодку удалось по инициативе командования ВМФ России, благодаря сотрудникам проекта «Остров фортов» и неутомимой энергии ветеранов флота.
В прошлом году К-3 из акватории судоремонтного предприятия «Нерпа» перевели на Кронштадтский морской завод, где ей практически полностью заменили обшивку лёгкого корпуса - за 64 года старый «китель» изрядно поизносился. Потом субмарине, общая длина которой составляет более 107 метров, предстоял сухопутный маршрут в специально построенный павильон. Ничего подобного в мире ещё не делалось, вот почему уникальная инженерно-логистическая операция вполне достойна Книги рекордов Гиннеса.
«Ленинский комсомол» - это не только памятник истории отечественного ВМФ и нашего подводного флота, но и памятник инженерам, конструкторам, кораблестроителям. Современная Россия продолжает традиции, заложенные создателями «Ленинского комсомола».
В 2013 года на вооружение ВМФ РФ были приняты новые стратегические атомные подводные крейсеры «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей») и «Александр Невский», на следующий год - «Владимир Мономах», в 2020 году - «Князь Владимир», 21 декабря 2021 года место в боевом строю занял «Князь Олег». Именно эти РПКСН в настоящее время составляют основу морских стратегических сил России. Вместе с ними на страже морских границ стоят многоцелевых атомные подводные лодки 4-го поколения проектов 885 «Ясень» и 885М «Ясень-М», вооружённые крылатыми ракетами. Программа предусматривает строительство ещё девяти таких же кораблей (один проекта «Ясень» и восемь - проекта «Ясень-М»).
Но курс в океан этой могучей атомной громаде проложил «Ленинский комсомол».
Вслед за «Наутилусом»
В середине прошлого века только атомные субмарины США бороздили просторы Мирового океана. У советского ВМФ первая АПЛ появилась через три года после ввода в строй американского атомного первенца - «Наутилуса». Могли бы сделать и раньше, ещё в конце сороковых, но курировавший атомную промышленность Лаврентий Берия решил, что сначала бомба, а всё остальное потом. И Сталин поддержал его, потому что сил на две ядерные программы у страны тогда не было.
Решение о разработке атомной подводной лодки в СССР приняли в сентябре 1952 года - Постановление Совмина СССР «О проектировании и строительстве объекта 627» (главный конструктор лодки В.Н. Перегудов, главный конструктор АЭУ Н.А. Доллежаль). Закладка опытовой атомной торпедной лодки (проект 627) состоялась в г. Молотовск (Северодвинск) на заводе №402 (ныне «Севмаш») 24 сентября 1955 года (к этому времени «Наутилус» установил уже не один рекорд, а в Вашингтоне разрабатывалась программа создания атомных подводных лодок с баллистическими ракетами). В разработке и строительстве нашей атомной субмарины участвовали около 135 НИО, КБ и заводов. Первым командиром был назначен капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко.
1 июля 1958 года субмарина К-3 проекта 627 «Кит» (по классификации НАТО - November) вошла в состав ВМФ и стала третьей в мире атомной подводной лодкой и первой в мире ПЛ, несущей на борту ядерное оружие - 6 торпед с ядерной боеголовкой. В отличие от экспериментального «Наутилуса» К-3 являлась полноценным боевым кораблём.
Основные характеристики подводной лодки К-3:
- водоизмещение: надводное - 3065 т, подводное - 4750 т;
- размеры: длина - 107,4 м, ширина - 7,96 м, осадка (по КВЛ) - 5,65 м;
- скорость хода: надводная - 15,2 узла (28,2 км/ч), подводная - 25 узлов (46,3 км/ч);
- силовая установка - двухвальная, два ядерных водо-водяных реактора типа ВМ-А, тепловая мощность - 2x70 МВт, мощность на валу - 2x17500 л.с.;
- дальность плавания - неограниченная; автономность - до 60 суток;
- глубина погружения - 300 м;
- вооружение - 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 противокорабельных и самонаводящихся противолодочных торпед, в обычной комплектации - 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн);
- экипаж - 104 человека.
К-3 получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях, даже без выхода реакторов на полную мощность, был достигнут подводный ход в 28 узлов. Изначально лодка готовилась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой большого калибра (Т-15), однако, за явной технической несостоятельностью и «бессмысленностью с военной точки зрения», проект был пересмотрен под традиционное торпедное вооружение. 23 июля 1959 года за успешное освоение новой техники командиру атомной подводной лодки капитану 1 ранга Леониду Гавриловичу Осипенко присвоили звание Героя Советского Союза.
В 1961 году субмарина была включена в состав сформированной 3-й дивизии подводных лодок 1-й флотилии подводных лодок Северного флота с местом базирования - губа Малая Лопатка (Западная Лица). В 1962 году К-3 уже под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова впервые в истории ВМФ СССР выполнила длительный поход под арктическими льдами и всплыла в районе Северного полюса.
Экипаж был награждён орденами и медалями, а руководитель похода командующий флотилией контр-адмирал А.И. Петелин, командир К-3 капитан 2 ранга Л.М. Жильцов и командир электромеханической боевой части инженер-капитан 3 ранга Р.А. Тимофеев стали кавалерами Золотой звезды Героя СССР. Ну а К-3 получила почётное наименование «Ленинский комсомол», унаследовав название от североморской подводной лодки М-106, погибшей в 1943 году.
Трудная служба
Так как лодка была принципиально новой, к тому же проектировалась и строилась в сжатые сроки, в К-3 часто возникала необходимость ремонта и усовершенствований. Слабым местом считались неудачно спроектированные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические трещины, сказывалось и большое количество сварных швов, оставшихся из-за бессчётных переделок. Нередким было переоблучение экипажа, однако это считалось «неизбежным злом» для революционно нового корабля.
8 сентября 1967 года при возвращении с боевой службы на глубине 49 метров в первом и втором отсеках АПЛ возник пожар. Волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Однако командир, его заместитель по политической части и другие офицеры организовали борьбу за живучесть центрального поста и спасение личного состава. Лодка сохранила ход и самостоятельно вернулась в базу, но 39 человек всё-таки погибли. Они были похоронены в братской могиле недалеко от посёлка Заозёрный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность воинскому долгу все матросы, старшины и офицеры были занесены в Книгу почёта Краснознамённого Северного флота.
В последующие годы подводная лодка «Ленинский комсомол» участвовала в учениях, выполняла задачи автономной боевой службы. В 1972 году субмарина приняла участие в учениях на приз Главкома ВМФ. В 1975 году экипаж АПЛ был награждён Памятным знаменем Министерства обороны и Главного политического управления СА и ВМФ.
За 40 лет морской службы «Ленинским комсомолом» командовали 12 офицеров: Л.Г. Осипенко, Л.М. Жильцов, Г.С. Первушин, Ю.Ф. Степанов, А.Я. Жуков, А.Н. Базько, А.А. Растворов, О.В. Бурцев, С.В. Мурашов. Л.В. Бондаренко, Е.А. Федоров, А.В. Тищенко. Леонид Осипенко и Лев Жильцов стали контр-адмиралами и Героями Советского Союза, Анатолий Жуков - начальником штаба 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, а Олег Бурцев - вице-адмиралом.
14 марта 1989 года К-3 была переклассифицирована из крейсерской в большую и получила наименование Б-3. Всего за время нахождения в боевом строю К-3 (Б-3) совершила шесть боевых служб и прошла 128 443 мили. Её именем названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане.
В 1991 году АПЛ Б-3 «Ленинский комсомол» была выведена из состава Северного флота - по решению Морской коллегии при Правительстве РФ первая советская атомная подводная лодка должна была быть переоборудована в плавучий музей. Но до последнего времени для осуществления этого проекта не было средств. Только сейчас появилась полная определённость: последним причалом «Ленинского комсомола» станет «Остров фортов» в Кронштадте.
Глобальное присутствие
С К-3 начался серийный выпуск атомных подводных лодок проекта 627А «Кит». Всего в период с 1958-го по 1964-й год было построено 12 таких субмарин. Как свидетельствуют специалисты, первые советские атомные лодки, имея вдвое более мощную ядерную энергетическую установку и хорошие скоростные качества, чем у американских АПЛ, уступали им в скрытности. Но как бы там ни было, с проекта 627 «Кит» гонка подводных ядерных вооружений перешла в практическую плоскость.
Военные специалисты супердержав поняли: атомный двигатель позволяет субмаринам неделями скрытно маневрировать в океане и доставлять свой разрушительный потенциал к берегам противника в необходимый момент. В конечном счёте строительство стратегического флота в СССР и США свелось к созданию атомных подводных лодок с баллистическими и крылатыми ракетами на борту.
Уже к 1961 году советский флот имел девять атомных лодок - четыре ракетных и пять торпедных. Тогда же начала складываться концепция глобального присутствия ВМФ СССР в стратегически важных районах Мирового океана, одной из форм которой стала боевая служба. Атомные подводные лодки совершали плавания в Северную и Центральную Атлантику, в Средиземное море, выполняли межтеатровые переходы между Северным флотом и Тихоокеанским подо льдами, активно осваивали Арктику.
К системному несению боевой службы советские подводники приступили в 1963 году, а с сентября 1966-го боевая служба стала непрерывной, как и холодная война.