«Адская утка» - основа ударной мощи российской фронтовой авиации
© РИА Новости
Истребитель-бомбардировщик Су-34 выполняет множество задач в зоне СВО.

«Адская утка» - основа ударной мощи российской фронтовой авиации

В зоне специальной военной операции истребители-бомбардировщики Су-34 выполняют по 4-5 боевых вылетов в день
27 октября 2023, 11:00
Реклама
«Адская утка» - основа ударной мощи российской фронтовой авиации
© РИА Новости
Истребитель-бомбардировщик Су-34 выполняет множество задач в зоне СВО.
Читайте нас на: 

В первой половине октября министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу проверил выполнение государственного оборонного заказа на предприятии оборонно-промышленного комплекса «Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова». В частности, глава российского военного ведомства проинспектировал лётно-испытательную станцию и цех окончательной сборки продукции предприятия, входящего в состав ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и осуществляющего серийный выпуск, ремонт и модернизацию истребителей-бомбардировщиков Су-34.

Министр обороны поставил руководству предприятия задачу по наращиванию темпов производства и ремонта «тридцать четвёртых» с учётом их большой востребованности.

«Эта машина - основная рабочая лошадь, у них по четыре, по пять вылетов каждый день, поэтому надо поджаться, поторопиться. У нас же есть предприятия, которые в этом году на программу 2024 года, они с опережением идут. Так и здесь надо организовать работу», - подчеркнул Сергей Шойгу.

Глава российского военного ведомства отметил, что в текущем году благодаря совместным усилиям промышленности и Министерства обороны поставка новых самолётов Су-34 и доработка уже эксплуатирующихся в войсках осуществляются в соответствии с графиками.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу во время посещения Новосибирского авиационного завода имени В.П. Чкалова.
© mil.ru
Министр обороны РФ Сергей Шойгу во время посещения Новосибирского авиационного завода имени В.П. Чкалова.

Почему Минобороны РФ столь большое внимание уделяет тематике «тридцать четвёртого»? Потому что именно истребители-бомбардировщики Су-34 сейчас уверенно превращаются в основу ударной мощи российской фронтовой авиации. Когда Сергей Шойгу сообщил о том, что в ходе специальной военной операции Су-34 играет роль «основной рабочей лошади» наших ВКС, он ничуть не преувеличивал. Замечу, что создатели «тридцать четвёртого» в начале своей работы вряд ли могли помыслить, что их детище ожидает столь большой успех.

Явление «тридцать четвёртого»

С чего всё началось? Пожалуй - с запуска американцами в 1980 году финансирования проекта по созданию на базе всепогодного истребителя четвёртого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle двухместной ударной машины, способной работать по «земле» (будущий F-15E Strike Eagle). Спустя год в СССР стартовал серийный выпуск истребителя-перехватчика четвёртого поколения Т-10С, впоследствии переименованного в Су-27.

Пример американцев оказался заразительным, так что в ОКБ Сухого тоже приняли решение о создании новой ударной машины на платформе своего истребителя четвёртого поколения. Исходно она получила название Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик, заводское обозначение Т-10В). Первоначально в новом самолёте, с оглядкой на Strike Eagle, предполагалось использовать тандемную схему размещения лётчика и штурмана. Однако позже разработчики пришли к выводу, что для повышения эффективности боевого применения ударной машины необходимо разместить рабочие места экипажа в ряд, как на тактическом фронтовом бомбардировщике с крылом изменяемой стреловидности Су-24.

Это решение в совокупности с большим объёмом кабины (в ней даже можно было встать в полный рост!) и её бронекапсулы из титанового сплава, а также размещением перед кабиной РЛС переднего обзора Ш-141 с активной фазированной антенной решёткой, привело, во-первых, к появлению у Т-10В легко узнаваемого «утиного» профиля, а, во-вторых - к смещению центра тяжести машины вперёд. Последнее пришлось «лечить» установкой на самолёте переднего горизонтального оперения. Так у будущего «тридцать четвёртого» появилась аэродинамическая схема «продольный триплан».

Эскизный проект нового истребителя-бомбардировщика был готов в 1987-м. 13 апреля 1990 года лётчик-испытатель Анатолий Иванов поднял Т-10В в его первый полёт. В 1991-м в должность главного конструктора машины вступил Роллан Мартиросов.

Пилот и штурман в кабине самолёта.
© РИА Новости
Пилот и штурман в кабине самолёта.

К сожалению, развал СССР и экономические проблемы «лихих девяностых» надолго «подвесили» тему Су-27ИБ, с 1994 года официально именовавшегося фронтовым сверхзвуковым истребителем-бомбардировщиком Су-34. Чтобы хоть как-то «пристроить» свою машину, ОКБ Сухого оказалось вынуждено дорабатывать Су-32 - экспортную версию самолёта. Так, например, в 1995-м на международном авиакосмическом авиасалоне в Ле Бурже Су-34 предстал в облике морского истребителя Су-32FN (Fighter Navy). В хвостовой балке этого «тридцать второго» на месте, ранее зарезервированном на Су-34 под установку РЛС для сканирования задней полусферы, предполагалось разместить магнитометр. С его помощью, а также посредством сбрасываемых радиогидроакустических буёв, российский Fighter Navy должен был находить подводные лодки противника. «Продать» столь узкоспециализированный вариант машины не получилось. Поэтому в 1999 году ОКБ Сухого презентовало экспортную версию Су-32МФ (многофункциональный).

В том же 1999-м Су-32МФ установил целую серию мировых авиарекордов, что стало зримым доказательством достаточно неординарных характеристик нового истребителя-бомбардировщика. Примерно тогда же руководство ВС РФ осознало, что «Сухой» создал самолёт, способный не только поднимать в воздух такую же боевую нагрузку, как фронтовой бомбардировщик Су-24М (8000 кг), но и использовать куда более широкую номенклатуру вооружения и более современное бортовое радиоэлектронное оборудование, чем «двадцать четвёртый».

При этом перегоночная дальность у «тридцать четвёртого» с использованием подвесных топливных баков оказалась существенно выше, чем у «двадцать четвёртого» - 4500 км против 3055 км без дозаправки в полёте. С дозаправкой Су-34 должен был преодолевать 7000 км (в 2010-м выяснилось, что с двумя дозаправками в полёте Су-34 может «махнуть» и на все 8000 км). «Бонусом» к этому прилагалось ещё одно заметное отличие Су-34 от Су-24М - «тридцать четвёртый» мог не без успеха вести манёвренный воздушный бой против иностранных истребителей. Иными словами, в случае необходимости Су-34 был способен действовать без истребительного прикрытия. У «двадцать четвёртого» такого «козыря» не имелось.

Все вместе эти обстоятельства привели к тому, что руководство ВС РФ начало рассматривать Су-34 как сменщика Су-24М.

Впрочем, доводить до ума «тридцать четвёртый» пришлось ещё долго. Первый полёт серийного Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся только 12 октября 2006 года.

Серийный «Боевой селезень»

Серийный «тридцать четвёртый» принято относить к поколению 4++. Отличительной чертой машины являлась её многофункциональность. В своём серийном облике Су-34 предназначался для нанесения ударов авиационными средствами поражения по целям противника в оперативной и тактической глубине с сосредоточением основных усилий на удалении 150-600 км от линии боевого соприкосновения в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника и применения современных средств радиоэлектронной борьбы. Бортовое радиоэлектронное оборудование и комплекс вооружения машины позволял экипажу «тридцать четвёртого» поражать не только наземные и морские, но и воздушные цели днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

На Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова.
© mil.ru
На Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова.

Важный момент - серийный Су-34 получил вспомогательную силовую установку ТА14-130-55, обеспечивавшей запуск двигателей машины без применения аэродромного оборудования. Этот бонус оказался прямо-таки бесценным при оперативном развёртывании «тридцать четвёртых» на передовых аэродромах, часто лишённых развитой инфраструктуры.

«Тридцать четвёртый» проектировался с учётом современных требований по снижению эффективной площади рассеяния (ЭПР) радиоволн. С этой целью при производстве самолёта были применены композитные материалы, позволяющие снизить уровень отражения радиолокационных волн за счёт радиопоглощающих покрытий. Старались конструкторы не зря - по сообщениям главкома ВВС Владимира Михайлова и представителей ОКБ Сухого, при полётах на малых высотах Су-34 с размахом крыла 14,7 метра имел радиолокационную заметность, соизмеримую с параметрами крылатой ракеты.

Для активного противодействия радиолокационным станциям наведения противника в случае своего обнаружения, Су-34 оборудовался комплексом радиоэлектронной борьбы, снижающим вероятность поражения самолёта ракетами с радиолокационным наведением примерно в 30 раз. Первоначально на законцовках крыла «тридцать четвёртого» должны были размещаться контейнеры с аппаратурой радиоэлектронного противодействия «Сорбция». Позже их место заняли контейнеры авиационного комплекса радиоэлектронной борьбы «Хибины».

Согласно данным Минобороны РФ, в состав номенклатуры применяемых «тридцать четвёртым» авиационных средств поражения вошли:

  • корректируемые авиационные бомбы типа КАБ-500 и КАБ-1500;
  • свободнопадающие бомбы калибров 100 кг и 250 кг;
  • неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13 и С-25;
  • управляемые ракеты «воздух-поверхность» С-25Л, Х-25, Х-29, Х-31, Х-35;
  • противокорабельные ракеты 3М-80М;
  • управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 и средней дальности Р-27, Р-77;
  • встроенная 30-мм пушечная установка ГШ-301.

К этому арсеналу Су-34 добавится новое вооружение - авиабомбы с универсальными модулями планирования и коррекции (УМПК). Впрочем, не будем забегать вперёд.

После начала серийного производства Су-34 ОКБ Сухого продолжило работу над дальнейшим улучшением тактико-технических характеристик машины, что впоследствии привело к появлению модернизированного варианта «тридцать четвёртого» - Су-34М, получившего более продвинутую авионику, а также возможность использования подвесного универсального контейнера разведки «Сыч».

Испытания «тридцать четвёртого» ещё продолжались, когда состоялся его боевой дебют. В августе 2008-го два Су-34 из состава опытной серии с помощью своих бортовых авиакомплексов РЭБ сначала изрядно потрепали нервы операторам радиолокационных станций грузинской противовоздушной обороны, а затем помогли «вынести» ключевую РЛС противника у села Шавшвеби под Гори. Второй раз «тридцать четвёртые» пошли в бой в 2012-м в Южной Осетии и Дагестане.

Техник готовит к работе ракету класса «воздух-поверхность» Х-29.
© РИА Новости
Техник готовит к работе ракету класса «воздух-поверхность» Х-29.

В марте 2014-го Су-34 наконец-то был принят на вооружение ВВС РФ. Уже тогда машина за её переднюю часть характерной формы получила у российской общественности прозвище «Утёнок». Впрочем, пилотам «тридцать четвёртых» оно пришлось не по нраву и в лётных частях Су-34 стали называть «Боевой селезень». В НАТО Су-34 обзавёлся официальным тактическим обозначением Fullback - «Защитник». Неофициально же машину за её внешний вид и грозные боевые качества на Западе стали именовать Неllduck - «Адская утка». То, что он полностью достоин такого звучного никнейма, Су-34 убедительно доказал в небе Сирии, а затем - и на украинском ТВД.

По данным бюллетеня The Military Balance, к январю 2023-го в составе ВКС РФ могло находиться свыше сотни Су-34 и до 7 единиц Су-34М. При этом количество «Боевых селезней» в модернизированном варианте продолжало непрерывно расти - с начала 2023 года пресс-служба ОАК минимум дважды сообщала о передаче заказчику очередной партии Су-34М.

Бомбовый «ливень» над Украиной

В специальной военной операции «тридцать четвёртые» принимали участие с самого её начала. Работали «Боевые селезни», как всегда, крайне эффективно.

«Поставлена была боевая задача на уничтожение вражеской техники. Боевой полёт, это всегда тяжёлая, напряжённая, ответственная работа. Поэтому каждый вылет испытываешь сильное напряжение, большие перегрузки, плюс накладывается боевая обстановка, выполняется противодействие ПВО украинских сил… [Мы] выполнили задачу с помощью ракет Х-29 - высокоточным оружием цель была уничтожена», - вспоминал, например, в апреле 2022 года Михаил - командир звена Су-34.

В том же месяце Минобороны РФ сообщило о том, что «Боевые селезни» нанесли авиаудары по заглублённым долговременным укреплённым сооружениям ВСУ, а также - складам с вооружением и боеприпасами, в том числе иностранного производства. «Тридцать четвёртые» поражали цели одиночно и парами. Результаты действий ударных бортов фиксировались средствами объективного контроля самолётов и беспилотных летательных аппаратов.

Увы, не обходилось без потерь. 18 мая во время своего 64-го боевого вылета оказался сбит и погиб командир звена Су-34 старший лейтенант Владимир Фетисов, за два месяца до этого на своём «Боевом селезне» буквально испепеливший до полусотни солдат и офицеров противника, а также большое количество техники ВСУ. За смелость, отвагу и решительность старший лейтенант Владимир Фетисов был награждён Орденом Мужества посмертно. Герою было всего 26 лет…

Обломки Су-34, бортовой номер «24 Красный», сбитого над Черниговом, март 2022 г.
© wikipedia.org
Обломки Су-34, бортовой номер «24 Красный», сбитого над Черниговом, март 2022 г.

«Цели бывают различные: техника, комплексы ПВО, склады вооружения. Сейчас выполняли боевой полёт. Целью являлось скопление вооружения, а также техники. Цель была обнаружена и поражена высокоточным оружием. На данном самолёте комплекс [радиоэлектронного оборудования] в полной мере помогает обнаружить цель и днём, и ночью в простых и сложных метеоусловиях», - сообщил в июне 2022-го командир экипажа «тридцать четвёртого» Руслан.

В июле того же года Су-34 активно перепахивали места скопления живой силы противника, «гасили» командные пункты ВСУ и охотились на зенитные ракетные комплексы неприятеля. В частности, 28 июля в районе населённого пункта Раздоловка Донецкой Народной Республики один из «тридцать четвёртых» уничтожил самоходную огневую установку ЗРК «Бук-М1» ВСУ.

В конце 2022 года Минобороны РФ опубликовало информацию об очередном подвиге, совершённом членом экипажа «Боевого селезня». Во время нанесения удара по скоплению украинской военной техники, самолёт, командиром экипажа которого являлся старший лейтенант Пётр Каштанов, получил попадание вражеской ракеты. Машина загорелась и Каштанов принял решение катапультироваться. Приземление экипажа произошло на территории, контролируемой противником.

Правая рука Каштанова была серьёзно повреждена при приземлении, левой он освободился от подвесной системы. Штурман в бессознательном состоянии приземлился в 50 метрах. Старший лейтенант освободил товарища от подвесной системы и без промедления применил обезболивающее средство. Экипажу удалось ускользнуть от поисковых групп неприятеля и выйти к своим - почти 30 километров командир экипажа, превозмогая боль в руке, фактически нёс штурмана на себе. За проявленное мужество и героизм старшему лейтенанту Петру Каштанову было присвоено звание Героя России. 

Наличие у противника большого количества средств ПВО вынуждало экипажи Су-34 работать по целям с относительно безопасного расстояния управляемыми ракетами «воздух-поверхность» - оружием хоть и высокоточным, но весьма дорогостоящим. В реалиях СВО «Боевые селезни» настоятельно нуждались в средствах поражения столь же высокоточных, как управляемые ракеты, но более дешёвых, а значит и более пригодных для массового производства/использования. Выход из сложившегося положения был найден путём вооружения «тридцать четвёртых» авиабомбами с УМПК. Универсальный блок планирования и коррекции повышал дальность использования и точность попадания старых свободнопадающих бомб до значений современных управляемых ракет «воздух-поверхность».

Бомбы для истребителей-бомбардировщиков, задействованных в специальной военной операции, на аэродроме.
© РИА Новости
Бомбы для истребителей-бомбардировщиков, задействованных в специальной военной операции, на аэродроме.

Первоначальные единичные случаи использования «Боевыми селезнями» бомб с УМПК летом 2023-го превратились в настоящий бомбовый «ливень», что сыграло немаловажную роль в срыве украинского стратегического «контрнаступа». Об интенсивности использования в этот период Су-34, несущих фугасные авиабомбы (ФАБ) с универсальными модулями планирования и коррекции, можно судить по уже упоминавшейся цитате Сергея Шойгу: «Эта машина - основная рабочая лошадь, у них по четыре, по пять вылетов каждый день».

Для того, чтобы читатели могли зримо представить возможности идущей в «комплекте» с УМПК ФАБ-500М62, напомню, что при взрыве этой авиабомбы образуется воронка диаметром до 8,5 метра и до 3 метров вглубь. Легко догадаться, каково пришлось наступающим соединениям ВСУ, угодившим под бомбовый «ливень», устроенный российскими «Боевыми селезнями».

Участием в отражении украинского «контрнаступа» карьера «тридцать четвёртых» в ВКС России, разумеется, не завершилась. Прямо сейчас экипажи Су-34 продолжают круглосуточно нести боевое дежурство на аэродромах базирования, а также выполнять задачи воздушного патрулирования и прикрытия действий подразделений Вооружённых сил России на украинском ТВД. Ну, а ОПК РФ готовит к запуску в серийное производство оснащённую УМПК ФАБ-1500 - бомбу куда более мощную, чем «пятисотка».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама