НАТО собирается запереть Балтфлот в Финском заливе
© flickr.com/-catherine
Эстония сосредотачивается...

НАТО собирается запереть Балтфлот в Финском заливе

Такая попытка может стать поводом для большой войны в мировом масштабе. Будто Западу мало Украины и палестино-израильского конфликта
Реклама
НАТО собирается запереть Балтфлот в Финском заливе
© flickr.com/-catherine
Эстония сосредотачивается...
Читайте нас на: 

Кто атаковал Balticconnector?

Финский залив снова попал в сводки новостей. И не только в связи с аварией на газопроводе Balticconnector, в которой западные СМИ обвиняют Россию, которая якобы наказала Финляндию за отказ от поставок российского газа. Заодно Россию подозревают ещё и в повреждении коммуникационных кабелей Estlink-1 и Estlink-2, которые лежат в Финском заливе на глубине 70 метров.

Причина аварии ещё не установлена, но уже сделан вывод о «внешнем воздействии». Поводом для чего послужило заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга о возможных «намеренных атаках» на газопровод Balticconnector, за которыми, понятное дело, может стоять Москва. Ответ альянса, по его словам, будет «решительным и единым».

Между тем стремление Запада установить контроль за этой акваторией существовало всегда. Но закрыть нашим кораблям выход из Финского залива в Балтийское море удалось только гитлеровцам во время Великой Отечественной войны. Сейчас этим же сильно озабочен Североатлантический альянс, к которому недавно присоединилась и Финляндия. Планируется не только ограничить наше судоходство через залив, но и отрезать корабли Балтийского флота от Кронштадта.

А Эстония под шумок вдруг объявила о намерениях создать «прилежащую» зону вдоль своих берегов. Причём планы Таллина перекрыть морскую транспортную магистраль для российского судоходства, как утверждают некоторые издания, рассекретила Польша. Впрочем, намерения перекрыть Финский залив уже неоднократно возникали в воспалённых от русофобии мозгах.

Строительство терминала газопровода Balticconnector на эстонской стороне в Палдиски, сентябрь 2022 г.
© globallookpress.com
Строительство терминала газопровода Balticconnector на эстонской стороне в Палдиски, сентябрь 2022 г.

Так, например, в августе прошлого года министр обороны Эстонии Ханно Певкура заявил о решении закрыть залив для российских кораблей путём объединения своей системы береговой обороны с финской: «Когда Финляндия и Швеция вступят в НАТО, Балтийское море станет внутренним морем НАТО. Нам нужно объединить системы береговой обороны. Дальность полёта эстонских и финских ракет превышает ширину Финского залива».

Как следует из этого заявления, «объединять» системы обороны горячие эстонские парни собирались не только с применением ракет, но и мин. Мины Таллин вроде как приобрёл у финнов, а вот насчёт ракет вопрос сложный. Скорее всего, ракеты в их распоряжении «не той системы», чтобы поражать подвижные морские объекты. 

Эстонская «месть»

Причём эстонские эффективные менеджеры не особо разбирались в том, что же они собираются предпринять на самом деле, поскольку не понимают разницы между береговой обороной и береговой охраной. Открывая эту тему ещё в 2020 году, предшественник нынешнего главы военного ведомства Эстонии Юри Луйк заявил, что «там (в ВМС) поймут, какого эффекта и как они хотят добиться при обороне береговой линии» и с барского плеча выделил 46 миллионов евро сразу на мины и ракеты. Видимо так, ради мести русским - чтобы знали «с кем связываются».

Куда делись эти скудные бюджетные средства, не известно, да и не сильно интересно. Тем более, что в середине января эстонский министр иностранных дел выступил с другим предложением - о создании «прилежащей зоны» в Финском заливе. 

При этом, как было опубликовано на эстонском новостном портале, «Урмас Рейнсалу заявил, что установление прилегающей зоны позволит контролировать соблюдение законодательства Эстонии в пределах до 24 морских миль от базовой линии территориального моря Эстонии, а также будет способствовать безопасности, охране окружающей среды и охране археологических или исторических ценностей, найденных в море».

После заявления руководителя внешнеполитического ведомства эстонский кабинет министров взял паузу и поручил проанализировать последствия подобной инициативы, а через месяц повторно представить вопрос на рассмотрение. Этого времени, по идее, должно было хватить, чтобы изучить морское право.

Дело в том, что в соответствии с 33-й статьёй Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года прилежащая зона не может распространяться за пределы двадцати четырёх морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. То есть 12 морских миль - территориальное море, которое является продолжением территории суверенного государства (дно, акватория и воздушное пространство над ним), плюс ещё столько же - прилежащая зона, но не территория. Суверенитет на неё не распространяется.

Система исходных линий и отмеряемых от них территориального моря и прилежащей зоны.
© interlaws.ru
Система исходных линий и отмеряемых от них территориального моря и прилежащей зоны.

В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или установленных санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря. Могут быть применены и наказания за нарушения упомянутых законов и правил, совершённые в этих пределах.

Но внимание: для того, чтобы у эстонских властей появилось такое право, капитаны торговых судов должны попытаться войти в территориальное море Эстонии или совершить там противоправные действия. Но Финский залив, как известно, не настолько велик, чтобы там можно было что-то устанавливать.

Деление морских пространств в Финском заливе.
© nordregio.org
Деление морских пространств в Финском заливе.

Красная зона шириной около 11 миль, обозначенная на схеме и в легенде к ней, как GOFREP (система судовых сообщений Финского залива), как раз и есть то самое пространство, не входящее в территориальные воды России (синий), Финляндии (голубой) и Эстонии (зелёный). Так что 12 морских миль тут никак не получается, максимум - около пяти с половиной, вдруг финны тоже пожелают расшириться.

Именно по этой зоне сегодня осуществляется основной трафик международного судоходства, большая часть которого идёт из российских портов и в российские порты - Санкт-Петербург, Усть-Луга, Выборг, Высоцк, Приморск.

Морской трафик в Финском заливе по состоянию на 11 октября 2023 года.
© Коллаж автора/vesselfinder.com/ru
Морской трафик в Финском заливе по состоянию на 11 октября 2023 года.

Причём по указанному маршруту следуют не только российские торговые суда, но и суда Греции, Болгарии, Португалии (члены НАТО), Габона (член Содружества наций с Великобританией), Маршалловых Островов (тихоокеанское государство в Микронезии, ассоциированное с США), Гонконга (Китайская Народная Республика), Панамы, Либерии и многих других. Господа эстонцы, кого из них вы собираетесь останавливать?

С февраля новостей о намерении перекрыть Финский залив не было. Возможно, в ходе анализа кабинет министров Эстонии выявил нежелательные последствия, и гордые эсты успокоились, поскольку «месть» обойдётся себе же дороже.

...И вдруг о создании прилежащей зоны снова вспомнили. Правда, теперь известие об очередной попытке перекрыть Финский залив пришло из Варшавы. Интересно, знает ли об этом Таллин? Как-то странно они там в НАТО «взаимодействуют», не спрашивая согласия друг друга. Осень, конечно, особый период - обостряются всякие болячки, в том числе и душевные. Может, в этом причина?

«Великая армада» из четырёх кораблей

Поддержка Украины, как неоднократно заявляли в Таллине, остаётся очень важной для эстонского государства. Правда, повышается налог с оборота на 2 процентных пункта, о чём сообщает правительственный портал Vadariigi Valitsus. А расходы на оборону впервые превысят 3% от ВВП. Правительство Эстонии как бы сделало реверанс в сторону Брюсселя: дескать, мы самые-самые. Но согласно отчёту министерства финансов, в республике на всём приходится жёстко экономить.

Ибо, как отметила премьер-министр Кая Каллас, финансы государства находятся в плохом состоянии и самой сложной задачей для правительства сейчас является вывод страны из сложившейся экономической ситуации. И действительно: дефицит бюджета Эстонии на следующий год составит около миллиарда евро. Зато, как было объявлено пресс-службой кабинета министров, это позволит повысить потенциал самообороны Эстонии.

Пока же флот у гордых эстов один из самых маленьких в мире и явно не отвечает великим амбициям. Численность военно-морских сил республики около 300 человек, которые по-братски делят между собой четыре корабля малого класса и два катера. Это бывшие в употреблении Великобритании и Дании три тральщика типа Sandown образца 1989-1993 годов, один корабль управления и обеспечения типа Lindormen (у эстонцев стал водолазным) 1977 года постройки и два патрульных катера, которые сами эстонцы построили в 2020 году.

Есть, правда, ещё четыре патрульных корабля, переданных в ВМС из полицейской и пограничной службы в прошлом году, но по факту это буксир, что-то вроде большой разъездной моторной яхты и два катера. И все без серьёзного вооружения.

Военно-морские силы Эстонии.
© Коллаж автора
Военно-морские силы Эстонии.

В случае выхода в море сразу всего эстонского «флота», каждая боевая единица при протяжённости эстонской морской границы в 768,6 километра получит зону ответственности протяжённостью около 77 километров, если «размазать» равномерно. По Финскому заливу длина границы гораздо меньше - что-то около 250 км, тогда можно ещё и сэкономить. Не зря же ещё в советские времена эстонцам втолковывали, что «экономика должна быть экономной», но это про экономику, а не про возможность помешать Балтийскому флоту, в числе задач которого - обеспечение свободы судоходства.

Впрочем, желание Таллина попытаться получить контроль за транспортным коридором по Финскому заливу вполне понятно. Получится или не получится, а шум для лимитрофа - это в любом случае реклама: дескать, вот мы какие важные. Понятно и желание руководства НАТО руками поляков, эстонцев и финнов попытаться закрыть на замок Финский залив: дескать, что взять с горячих парней и примкнувших к ним озабоченных собственной значимостью поляков, которые в любой бочке затычка. В общем, мелкие пакостники.

На самом деле и в Брюсселе, и в Вашингтоне отлично понимают, что попытка запереть Балтфлот в Финском заливе - это повод для Третьей мировой воны. Есть желание попробовать?

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама