Современная Сирия: ни мира, ни войны
© РИА Новости
Технический персонал у российского ударного вертолёта Ми-24 на аэродроме Хмеймим, 6 октября 2015 г.

Современная Сирия: ни мира, ни войны

Окончательная точка в боевых действиях против джихадистов на территории САР до сих пор не поставлена
23 октября 2023, 06:43
Реклама
Современная Сирия: ни мира, ни войны
© РИА Новости
Технический персонал у российского ударного вертолёта Ми-24 на аэродроме Хмеймим, 6 октября 2015 г.
Читайте нас на: 

Реалии специальной военной операции по понятным причинам отодвинули для российской общественности на второй план события в Сирии - регионе, где, условно говоря, ещё вчера крупная группировка ВС РФ плечом к плечу с армией Сирийской Арабской Республики (САР) билась с джихадистами.

Лейтмотив всей кампании

Напомним, как всё было. 26 августа 2015 года между Россией и Сирией было заключено Соглашение о размещении авиационной группы Вооружённых сил Российской Федерации на сирийской территории, согласно которому, самолёты ВКС РФ (по просьбе правительства САР) были размещены на территории Сирийской Арабской Республики бессрочно, а авиабаза Хмеймим безвозмездно была передана российской стороне.

Операция ВС РФ в Сирии официально началась 30 сентября 2015-го. Пожалуй, наиболее сложным периодом в истории проведения операции следует признать самый первый. Что и неудивительно - к концу лета 2015 года ситуация в САР для официального Дамаска сложилась катастрофическая. Различные террористические группировки контролировали порядка 70% территории Сирии. Боевики ИГ (здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ) захватили Ракку, Пальмиру, Манбидж, ряд других стратегически важных населённых пунктов, транспортных коммуникаций, нефтяных и газовых месторождений.

Правительственные силы не могли самостоятельно справиться с наступлением боевиков. Воздушные удары возглавляемой США международной коалиции против ИГ также не оказывали должного воздействия на террористические группировки. Мало того, частенько самолёты этой коалиции атаковали места расположения правительственных войск Сирии. Плюс к этому, пользуясь беспомощностью Дамаска, американцы возводили на сирийской территории свои военные базы.

В столь непростых обстоятельствах Россия впервые в своей новейшей истории приступила к проведению крупномасштабной военной операции на большом удалении от собственной территории, да ещё и в сложнейших с логистической точки зрения условиях.

Фрегат «Адмирал Эссен» наносит удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам ИГ, 31 мая 2017 г.
© РИА Новости
Фрегат «Адмирал Эссен» наносит удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам ИГ, 31 мая 2017 г.

Отмечу, что для Москвы слово «впервые» стало буквально лейтмотивом сирийской кампании.

Именно в САР впервые в реальной боевой ситуации нашим Вооружённым силам пришлось использовать в большом объёме и в едином комплексе средства космической, радиотехнической, воздушной, инструментальной и агентурной разведок. Впервые ВКС РФ в боевых условиях продолжительное время пришлось поддерживать высокую интенсивность боевых вылетов. Впервые ВС РФ в столь больших масштабах осуществляли боевое применение высокоточного оружия. Впервые в боевых условиях действия ВС РФ сопровождались масштабной работой средств объективного контроля. Впервые армейским операциям сопутствовало максимально оперативное и объективное освещение событий со стороны пресс-службы МО РФ. Впервые РФ задействовала на территории воюющего иностранного государства столь многочисленный институт своих военных советников. Впервые же российским силовикам пришлось налаживать «горячие линии» для быстрого решения форс-мажорных ситуаций с министерствами обороны Израиля и Турции, а также командованием коалиции, возглавляемой США.

По большей части все эти задачи были успешно решены российским командованием, что позволило до лета 2016 года добиться следующего:

  • Начать насыщение действующих на стороне президента САР Башара Асада вооружённых формирований российским тяжёлым вооружением;
  • Начать зачистку Сирийской арабской армии (САА) от офицеров, саботирующих рекомендации российских военных советников и препятствующих усилению централизованного командования проасадовскими вооружёнными формированиями;
  • Развернуть на территории Сирии группировку ВС РФ, а также контингент российских ЧВК;
  • Нанести результативные удары не только непосредственно по позициям, занимаемым оппозиционными Асаду военными формированиями, но и приступить к систематическому подрыву финансово-экономической базы ИГ;
  • Остановить продвижение оппозиционных Асаду вооружённых формирований и стабилизировать линию боевого соприкосновения;
  • На ряде направлений начать контрнаступление;
  • Установить контроль над трассой Дамаск-Алеппо, а также нефтяными месторождениями Гуна и Ас-Саура, освободить такие ключевые населённые пункты как Хомс, Сальма, Пальмира, Эль-Карьятейн;
  • Восстановить в Хомсе жизненно важный для САА танкоремонтный завод;
  • Впервые в боевой обстановке задействовать ракетный комплекс «Калибр»;
  • Отладить механизм функционирования «Сирийского экспресса», доставлявшего грузы военного назначения из черноморских портов России в порты САР;
  • Превратить фрагментарное использование в Сирии новейших российских образцов вооружения и военной техники в планомерную и масштабную программу испытаний перспективных образцов в боевых условиях; 
  • Начать в Сирии российскую гуманитарную операцию;
  • Создать на авиабазе Хмеймим координационный центр по примирению в Сирии;
  • Добиться 27 февраля 2016 года вступления в силу в Сирии режима прекращения огня, достигнутого при посредничестве РФ и США.
Российские сапёры проводят разминирование Пальмиры, 31 марта 2017 г.
© РИА Новости
Российские сапёры проводят разминирование Пальмиры, 31 марта 2017 г.

Несмотря на эти достижения, почивать на лаврах Москве и Дамаску было явно преждевременно. Это наглядно доказал декабрь 2016 года, когда на фоне освобождения Алеппо случился захват джихадистами Пальмиры. Древний город удалось повторно вернуть под контроль правительства Сирии лишь 2 марта 2017 года.

В том же году активные действия ВКС РФ помогли остановить масштабное наступление ИГ на сражавшийся в окружении Дейр-эз-Зор, а 22-23 апреля САА при поддержке ВКС разгромили крупнейший оплот террористов на севере провинции Хама. Также состоялось освобождение города Хальфайя. 10 сентября сирийским войскам при поддержке ВКС удалось зачистить от джихадистов важнейшее стратегическое шоссе на Дейр-эз-Зор, после чего наступающие сирийские войска соединились с подразделениями сирийской армии, защищавшими город.

Точка так и не поставлена

После деблокирования Дейр-эз-Зора от террористов оказался очищен весь северо-западный берег Евфрата. Перед частями САА открылась дорога на восточный берег реки, где располагалась значительная часть газовых и нефтяных месторождений Сирии. Для переправы группировки сирийских войск в пригороде Дейр-эз-Зора российскими военными инженерами был возведён автомобильный разборный мост длиной 212 метров. В октябре удалось занять город Меядин, а 19 ноября освободить Абу-Кемаль - последний оплот террористической организации ИГ в провинции Дейр-эз-Зор. Спустя ещё пару недель можно было констатировать, что Москве и Дамаску удалось добиться перелома в борьбе с джихадистами, освободив до 95% территории Сирии.

6 декабря министр обороны России Сергей Шойгу доложил Верховному Главнокомандующему Владимиру Путину о разгроме ИГ в Сирии. Реакция Запада на данное событие получилась достаточно анекдотичной.

«Коалиция США, а не РФ или сирийский режим, является единственной силой, достигшей значительного прогресса в борьбе с ИГ», - поторопились заявить в Пентагоне. Заодно американским военным ведомством была озвучена мысль, что российские ВКС и правительственные войска в Сирии осуществили «лишь небольшую часть операций против ИГ». Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй тут же напомнила, что Королевские ВВС Великобритании нанесли 1350 авиаударов по позициям боевиков - мол, мы тоже пахали, ай да мы! В свою очередь глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан обвинил Россию в присвоении победы над ИГ, после чего «уточнил»: «С определённым запозданием российские военные пришли на помощь силам Башара Асада и в конечном счёте добились освобождения Дейр-эз-Зора». И всё. Больше русские в Сирии с точки зрения Парижа ничего не делали. Только «определённо запаздывали» и освобождали Дейр-эз-Зор. То ли дело, надо полагать, Франция!..

Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит удар по позициям террористов в провинции Дейр-эз-Зор, 26 ноября 2017 г.
© РИА Новости
Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит удар по позициям террористов в провинции Дейр-эз-Зор, 26 ноября 2017 г.

Пока на Западе делили шкуру не ими убитого медведя, 11 декабря 2017-го президент России Владимир Путин отдал министру обороны генералу армии Сергею Шойгу приказ о начале вывода из САР основной части сил и средств российской группировки войск. Основной, но не всей. Да, наиболее активная фаза боевых действий в Сирии миновала. Однако факт нахождения в провинции Идлиб недобитых отрядов джихадистов, существование в САР «серых зон» с американскими базами и неподчиняющимися Асаду курдскими формированиями, а также явно «закипающая» зона деэскалации в Восточной Гуте, прозрачно намекали на то, что у ВС РФ и САА работа на сирийской территории ещё имеется.

20 января 2018-го сирийские части при поддержке ВКС в восточной части провинции Идлиб завершили окружение крупной группировки «Джебхат ан-Нусры» (террористическая организация, запрещённая в РФ). В тот же день Генштаб ВС Турции объявил о начале военной операции «Оливковая ветвь» в сирийском районе Африн, а накалившаяся обстановка в Восточной Гуте заставила российские ВКС перенацелить часть своих ударных бортов на этот оазис.

К концу лета 2018-го правительственные войска Сирии при помощи России и Ирана установили контроль над тремя из четырёх созданных в 2017 году зон деэскалации, включая Восточную Гуту. Впервые с 2012 года Дамаск перестал подвергаться обстрелам со стороны отрядов вооружённой оппозиции и джихадистов. Последним крупным анклавом антиправительственных вооружённых формирований на территории САР остался Идлиб.

18 декабря 2018 года министр обороны РФ Шойгу сообщил о завершении вывода основной части российской группировки из Сирии: «На территорию России выведена техника и вооружение, не входящие в состав наших баз в Хмеймиме и Тартусе. Численный состав группировки сокращён и доведён до установленного штата, достаточного для выполнения задач».

В феврале 2019-го министры обороны России и Турции подписали меморандум, регламентирующий действия российских и турецких военных при совместном патрулировании зоны Идлиб. К концу августа САА при поддержке ВКС России уничтожила удерживавшийся джихадистами на севере провинции Хама Латаминский выступ и заняла город Хан-Шейхун. В октябре президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписали меморандум о взаимопонимании. По его итогам САА и подразделения российской военной полиции заняли города Манбидж и Табка к западу от Евфрата.

Российские и турецкие военные во время совместного патрулирования в провинции Идлиб, июнь 2020 г.
© РИА Новости
Российские и турецкие военные во время совместного патрулирования в провинции Идлиб, июнь 2020 г.

В начале 2020 года войска Асада в ответ на регулярные обстрелы со стороны джихадистов начали крупное наступление в Идлибе, что вызвало негативную реакцию в Анкаре. Турецкие войска были введены в Идлиб, следствием чего стал инцидент 27 февраля, когда под бомбо-штурмовой удар ВКС РФ угодил опорный пункт боевиков, в котором находились и турецкие военнослужащие. Анкара ответила налётами турецких беспилотников на подразделения САА.

Конфронтацию с Турцией удалось остановить только в марте, когда по итогам российско-турецких переговоров в Идлибе были установлены новые зоны безопасности с совместным российско-турецким патрулированием. Впрочем, РФ оставила за собой право бомбить в Идлибе джихадистов в случае агрессивных действий с их стороны. Этим правом Россия на протяжении последующих лет неоднократно пользовалась и пользуется до сих пор. Словом, окончательная точка в боевых действиях Москвы против джихадистов на территории Сирии до сих пор не поставлена.

Долгая дорога к миру

Ну, а что же Дамаск? С декабря 1979 года Сирия находилась под американскими санкциями, к которым в XXI веке добавилось введённое ЕС эмбарго против сирийского нефтяного сектора. Начавшаяся в 2011 году в САР гражданская война, впоследствии плавно перетёкшая в борьбу с международными террористическими организациями в лице ИГ и иже с ними, окончательно обескровили Сирию, некогда одно из самых успешных государств региона. Достаточно сказать, что по оценкам российских военных, с 2011-го и по 2018 год САР покинули более 6,9 млн беженцев. Количество сирийцев, погибших в ходе боевых действий, оценочно достигало 600 тыс. человек. В период с 2011 года по 2018-й годовой ВВП страны упал почти на две трети - с 55 млрд долларов до 20 миллиардов. И без того тяжелейшее положение САР после 2018 года оказалось усугублено финансовым кризисом в Ливане, пандемией COVID-19 и мощным землетрясением 2023 года, в результате которого в Сирии погибло 8476 человек.

Несмотря на все эти бедствия, правительство Асада, опираясь на помощь Москвы и Тегерана, приложило немало усилий для нормализации ситуации как внутри Сирии, так и на внешнеполитическом треке. Так, например, ещё 13 января 2018 года в Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога, на котором для обсуждения различных вопросов собрались представители разнообразных сирийских этнических групп и оппозиционных сил. 30 октября 2019 года начал работу Сирийский конституционный комитет. 19 июля 2020 года состоялись выборы в парламент САР, на которых проправительственный блок партий «Национальный прогрессивный фронт» и его союзники получили 177 мест из 250.

Участники Конгресса сирийского национального диалога. Сочи, январь 2018 г.
© РИА Новости
Участники Конгресса сирийского национального диалога. Сочи, январь 2018 г.

Транслировавшаяся многие годы противниками Дамаска мантра «Асад должен уйти!» оказалась несостоятельной: в 2021 году на очередных президентских выборах Башар Асад набрал 95,1 % голосов. Накануне выборов Асад подписал указ о всеобщей амнистии.

В феврале 2022 года президент Сирии поддержал специальную военную операцию России на Украине. В следующем месяце президент Сирии совершил первый с 2011 года государственный визит в страны Персидского залива. В феврале 2023 года Асад впервые официально наведался в Оман, а в мае впервые за 12 лет посетил саммит Лиги арабских государств. Тогда же, в мае, в Москве состоялась встреча министров иностранных дел России Сергея Лаврова, Ирана Хосейна Амира Абдоллахиана, Сирии Фейсала Микдада и Турции Мевлюта Чавушоглу.

Переговоры прошли на фоне попыток по нормализации отношений и устранению противоречий между Дамаском и Анкарой. В июне состоялась дискуссия президента Федерации торговых палат Саудовской Аравии Хассана аль-Хувайзи с главой Федерации торговых палат Сирии Мухаммедом аль-Лаххамом о возобновлении экономического сотрудничества Эр-Рияда с Дамаском. 22 сентября КНР и Сирия объявили об установлении отношений стратегического партнёрства.

Медленно, очень медленно Сирийская Арабская Республика восстаёт из руин, но война никак не хочет отпускать измученную страну. Крупнейшие нефтяные месторождения Сирии остаются под контролем западных частных военных контракторов и подконтрольных Пентагону курдских вооружённых формирований.

В Сирии функционирует центр по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев, но вместе с этим сохраняется джихадистский «котёл» в Идлибе, да и боевики, пригретые американцами в пределах 55-километровой «зоны безопасности» Эт-Танф, тоже не сидят сложа руки. Например, 5 октября в результате атаки террористов на военное училище в Хомсе погибли по меньшей мере 89 человек, ещё 277 получили ранения. Вдобавок к этому, после атаки боевиков ХАМАС на Израиль 7 октября, на сирийские аэропорты и южное приграничье САР в очередной раз посыпались израильские ракеты…

Раненому в результате удара БПЛА по военному училищу оказывают помощь в больнице Хомса, 5 октября 2023 года.
© globallookpress.com
Раненому в результате удара БПЛА по военному училищу оказывают помощь в больнице Хомса, 5 октября 2023 года.

Де-факто, Сирия продолжает существовать в рамках парадигмы «ни мира, ни войны», и когда это прекратится, предсказать пока что не возьмётся, пожалуй, никто.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама