У НАТО диагностирована «ядерная недостаточность»
За два дня, 12 и 13 октября, министры обороны стран, входящих в НАТО, должны будут дать отмашку началу подготовки к саммиту в Вашингтоне, посвящённому 75-летию блока, разработать концепцию поддержки предвыборной кампании Джо Байдена, сохраняющего надежду получить президентский мандат на второй срок, и утвердить кандидатуру нового генерального секретаря Североатлантического альянса. В числе фаворитов - премьер-министр Испании Педро Санчес и премьер-министр Дании Метте Фредериксен.
Затем Совет НАТО перейдёт к «деловой» части, повестка дня которой насыщена и разнообразна: заседание Группы ядерного планирования (NPG), посвящённое обеспечению безопасности и эффективности ядерного сдерживания России; согласование мер по дальнейшему укреплению обороны альянса за счёт увеличения производства боеприпасов; наращивание военной и военно-технической помощи Украине; расширение масштабов гибридной войны против России и так далее.
Чем гибридная война предпочтительнее ракетно-ядерной
Несмотря на то, что, выступая перед участниками дискуссионного клуба «Валдай», Владимир Путин в очередной раз предельно чётко разъяснил, в каких случаях Россия может применить ядерное оружие, заседание Группы ядерного планирования НАТО всё равно будет проходить в «перегретой» атмосфере, спровоцированной заявлениями западных политиков и военных о гипотетических намерениях Москвы пустить в ход ТЯО (тактическое ядерное оружие) на Украине или ударить по одной из стран альянса. Нет сомнений, что российский президент был, конечно же, услышан, но всё равно американские исследовательские центры, которые работают по заданию Госдепа и Пентагона, продолжают нагнетать ситуацию. Особенно постаралась исследовательская корпорация РЭНД, опубликовавшая в конце сентября доклад «Качество предшествует количеству. Решение о том, чего и сколько будет достаточно для ядерных сил США».
Доктор философии и истории Эдвард Гейтс, выступивший в качестве автора, утверждает, что формирующаяся стратегическая обстановка ставит перед США проблемы, которые в определённом смысле сложнее и опаснее тех, с которыми приходилось сталкиваться Вашингтону во времена холодной войны и гонки ядерных вооружений.
По его утверждению, факторами эскалации ядерных проблем являются «наращивание ядерных потенциалов России и Китая», а также Северная Корея, обладающая «пусть и небольшим, но достаточно комплексным и современным ядерным арсеналом». При этом Гейтс с досадой отмечает, что Пхеньян «демонстрирует слабую чувствительность к доктринам ядерного сдерживания, рассчитанным на Москву и Пекин».
На этом основании делается вывод, что Вашингтону необходимо формировать «качественно новые оперативные возможности» в контексте ядерной программы. Кроме того, аналитик РЭНД ссылается на якобы «всё более тревожную риторику» российских комментаторов насчёт возможности применения ядерного оружия на Украине. Отсюда следует вывод, что «ядерный арсенал Москвы может создать гораздо более серьёзные проблемы для интересов США в будущем, чем в недавнем прошлом». В докладе дотошно перечисляются явно надуманные варианты такого сценария.
Первый сценарий - возможный удар по военному объекту на территории страны-члена блока и параллельное публичное требование Москвы к Вашингтону о прекращении поставок оружия Украине. Ответ Вашингтона: дипломатическое и экономическое давление с возможным симметричным ограниченным ракетным ударом по территории РФ. Прогнозируемые последствия: наращивание эскалации конфликта, возможный раскол среди союзников по НАТО.
Второй сценарий - целенаправленная российская атака на американские объекты вне национальной территории США, например, на спутник. Ответ Вашингтона: осуждение, дипломатическое давление и санкции.
Третий сценарий - целенаправленная атака Россией объектов НАТО, например, ракетные удары по авиабазам в Польше и Румынии, с которых осуществляются поставки оружия Киеву. Ответ Вашингтона: ракетные удары по территории России, поскольку «Вашингтон должен показать Москве, что противостояние с НАТО - это далеко не конфликт на территории Украины. Дипломатии и санкциям отводится вспомогательная роль».
Четвёртый сценарий - масштабная (или «менее сдержанная») атака ВС РФ на военные базы США на территории Европы. Вашингтон ответом должен убедить Москву, что «её действия будут проигрышными».
Примечательно, что американские аналитики (видимо, чтобы лишний раз не раздражать Москву) даже не рассматривают варианты нанесения Россией ракетно-ядерного удара непосредственно по территории США. Сказал же Владимир Путин на «Валдае»: сумасшедших на Западе нет, никто там на самом деле не хочет прилёта «Авангарда» или «Сармата».
И чтобы снизить накал страстей в рядах совсем уж неадекватных, накануне встречи натовских министров обороны в Брюсселе генсек альянса снова подчеркнул, что НАТО «не видит признаков, указывающих на намерение Москвы применить ядерное оружие», но продолжает внимательно наблюдать за объектами ядерной военной инфраструктуры России.
Напомним, что согласно российской ядерной доктрине (Основы государственной политики РФ в области ядерного сдерживания от 2020 года), применение ядерного оружия возможно в случае использования противником этого или других видов оружия массового поражения против РФ и её союзников, поступления достоверной информации о старте баллистических ракет для атаки на Россию и её союзников, воздействия противника на объекты, необходимые для ответных действий ядерных сил, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Поэтому США и их союзники по НАТО отдают предпочтение гибридным средствам противоборства. И наращиванию вооружений.
Натовские полчища у российских границ
Сегодня у границ России и Белоруссии развёрнуты значительные натовские силы: около 360 тысяч военнослужащих, 8 тысяч единиц бронетехники, 6 тысяч артсистем и миномётов, 650 самолётов и вертолётов, а численность формирований внерегиональных государств альянса с февраля 2022-го по август 2023 года возросла в 2,5 раза, превысив 30 тысяч человек. Увеличилось и производство вооружений.
Справка
В 2022 году в США в среднем за месяц производилось около 14 тысяч снарядов. К весне 2023 года - уже примерно 20 тысяч в месяц. К концу года намечено добиться уровня в 24 тысячи. В странах Евросоюза в течение 2022 года произвели около 300 тысяч 155-мм снарядов (25 тысяч в месяц) - едва ли не в 2 раза больше, чем в Штатах.
Концерн Rheinmetall в ФРГ намерен в течение двух лет увеличить производство 155-мм боеприпасов до 450-500 тысяч в год. Под эту задачу были приобретены предприятия ВПК в Испании, строится завод в Венгрии. Кроме того, концерн в течение ближайших трёх месяцев намерен открыть на Украине завод по производству около 400 танков в год, а также начнёт обучать украинцев обслуживать танки и другую технику, которая будет там производиться.
Чешская фирма «Чехословак груп», видимо, вспомнив традиции работы национального ВПК на фашистов во Второй мировой войне, за 2022 год изготовила около 100 тысяч снарядов калибра 155 мм и планирует увеличить их выпуск до 150 тысяч в год.
В целом США и их европейские союзники весной 2022 года производили не более 39 тысяч 155-мм снарядов в месяц, через год - уже не менее 45 тысяч. В 2025 году, как показывают расчёты, планируется выпускать за месяц не менее 130 800 снарядов.
На министерском Совете в Брюсселе также предполагается определиться с перспективой увеличения управляемых реактивных снарядов GMLRS для РСЗО (HIMARS, MLRS, MARS II) в интересах ВСУ. Идёт подготовка к передаче Киеву самолётов-носителей ядерного оружия F-16, поставляются дальнобойные ракеты производства США, Великобритании, Франции, а также Германии. Британия, уже не шифруясь, направляет военных инструкторов на Украину, содействует Киеву в производстве морских автономных аппаратов. В боевых действиях используются американские, английские и германские танки. Анкара рассматривают вопрос передачи Киеву улучшенной версии БПЛА Bayraktar и планирует к 2025 году развернуть производство беспилотников на Украине. Кроме того, ВСУ получают от НАТО всю необходимую разведывательную информацию.
Эта тенденция безусловно требует ответных шагов со стороны России.
Коррупция на Украине - головная боль Байдена
«На десерт» натовских министров ознакомят с недавно принятым в США документом «Всеобщая стратегия страны», который охватывает комплекс «преобразований на Украине» от борьбы с коррупцией и приватизации украинских банков, до перехода ВСУ на стандарты НАТО. Так называемые Соглашения о стандартизации (Standartization Agreements, STANAG) предусмотрены для членов блока и направлены на стандартизацию оружия и военной техники, боеприпасов, штабных процедур и т.п.
Вашингтон добивается, чтобы украинское Минобороны создало корпуса профессиональных младших офицеров и унтер-офицеров по натовским стандартам, а формат и содержание украинских военных документов в точности соответствовали терминологии, принятой в блоке. Что касается коррупции на Украине, то в документе подчёркивается: коррупция может привести к тому, что западные союзники откажутся от поддержки Киева, если там не будут приняты соответствующие усилия. Требования Вашингтона обусловлены прежде всего тем, что «на карту поставлены американские доллары», а США являются основным донором киевского режима.
Значительная часть документа носит закрытый характер, поскольку власти США считают, что открытое обсуждение этой проблемы может «подбодрить противников американской помощи Украине», в число которых входят не только республиканцы, но и демократы.
А поскольку рейтинг Джо Байдена накануне выборов и так не очень высок, считать приходится каждый голос.