ЗРК NASAMS II - «варяжский гость» ВСУ
© wikipedia.org
Комплекс NASAMS III ВВС Венгрии.

ЗРК NASAMS II - «варяжский гость» ВСУ

Пентагон использует Украину как полигон для испытания сетецентрической системы ПВО в боевых условиях
15 ноября 2023, 11:00
Реклама
ЗРК NASAMS II - «варяжский гость» ВСУ
© wikipedia.org
Комплекс NASAMS III ВВС Венгрии.
Читайте нас на: 

У Зеленского новое Wunderwaffe?

Несколько дней назад украинский президент оповестил нацию об очередной партии вооружений, переданных в распоряжение Незалежной западными партнёрами. Кто, чего и сколько отправил Киеву, Зеленский раскрывать не стал, но многозначительно намекнул, что «на боевое дежурство встали дополнительные системы NASAMS». Дескать, кому надо, тот поймёт...

Речь идёт о зенитно-ракетных комплексах норвежского происхождения, которые в прошлом году уже поступали на Украину, но на фоне распиаренных американских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot их появление тогда почти никто не заметил. И тому есть две причины.

Во-первых, норвежский NASAMS до поступления в распоряжение ВСУ ещё ни разу нигде участия в боевых действиях не принимал, хотя находится на вооружении пятнадцати стран. Во-вторых, если верить пресс-секретарю Пентагона Патрику Райдеру, Киеву в прошлом году передали всего два таких комплекса в рамках контракта на 182,2 млн долларов. Правда, контракт подписан был в августе, а уже через месяц или того раньше комплексы оказались развёрнуты на территории Украины.

Впрочем, после того, как ещё до одобрения Байденом Киев тайно получил от США дальнобойные тактические ракеты ATACMS, удивляться ничему не приходится. «Этот комплекс, созданный совместно Норвегией и США, является системой НАТО, поэтому для нас важно помочь украинцам перейти от систем ПВО советского типа на современные технологии», - заявил тогда представитель Пентагона. На самом деле американскому ВПК, вероятно, не терпелось поскорее опробовать возможности ЗРК NASAMS на российской военной авиации - до появления на Украине комплекс сбивал только учебные цели.

Пусковая установка ЗРК NASAMS армии Норвегии.
© wikipedia.org
Пусковая установка ЗРК NASAMS армии Норвегии.

Дело в том, что норвежский ЗРК совсем не так прост, как пренебрежительно считают некоторые аналитики, предрекая NASAMS незавидную судьбу на украинском театре военных действий, который насквозь простреливается российскими крылатыми ракетами. И вот почему.

Главная особенность NASAMS - высокая боевая производительность. Не случайно этот норвежский ЗРК с 2005 года прописался в Вашингтоне, став одним элементом системы ПВО, прикрывающей от ударов с воздуха столицу США. Как заявляют его создатели, этот «воздушный часовой» среднего радиуса действия способен отражать массированные налёты любых аэродинамических целей которые, в отличие от баллистических, могут маневрировать по курсу и высоте - это и самолёты с вертолётами, и крылатые ракеты, ну и, конечно же, беспилотники.

Примечательно, что прошлогодние поставки NASAMS Киеву совпали с периодом, когда российские ВКС наносили удары по критически важным объектам инфраструктуры Украины, применяя БПЛА «Герань». На основании чего было сделано предположение, что пусковые установки NASAMS встанут на защиту узлов связи, электросетей и трансформаторных подстанций. Хотя было ясно, что расчёты украинской ПВО на дешёвые дроны-камикадзе ракеты стоимостью почти 3 млн долларов тратить не станут. Они предназначены для других целей. 

По секретным каналам 

В названии NASAMS (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System) зашифрованы как страна происхождения, так и специфика оружия - ракетная система класса «земля-воздух». Однако, о чём уже сказано, считать только Скандинавию родиной комплекса, созданного норвежской компанией Kongsberg Defence & Aerospace, будет неправильно. К разработке NASAMS причастен ещё и крупнейший подрядчик Пентагона - американская военно-промышленная корпорация Raytheon Technologies, известная производством не только электроники, но и многих образцов вооружения, в том числе ЗРК «Пэтриот» и крылатых ракет «Томагавк».

В том, что зенитно-ракетный комплекс NASAMS до прошлого года не имел боевого опыта, виноват его относительно молодой возраст - задание на разработку этого ЗРК появилось только в 1990-х, когда норвежским военным понадобилось найти замену его устаревшему предшественнику NOAH (Norvegian Adapted Hawk), страдавшему низкой мобильностью. Хотя для защиты южных авиабаз Норвегии частая смена позиций  радаров и пусковых установок не требовалась.

Система ПВО Королевской армии Нидерландов NASAMS на дне открытых дверей на авиабазе Гильзе-Риен.
© wikipedia.org
Система ПВО Королевской армии Нидерландов NASAMS на дне открытых дверей на авиабазе Гильзе-Риен.

Судя по возможностям, заложенным в комплекс, становятся понятны требования заказчика - Королевских ВВС Норвегии, которым хотелось получить систему с высокой живучестью - на военном языке это называется боевой устойчивостью. Чтобы операторы РЛС, сопровождая воздушные цели противника, могли не опасаться атаки противорадиолокационными ракетами, а расчёт командного пункта оставался невредимым, продолжая управлять боем.

Проще говоря, разработчики NASAMS в первую очередь позаботились о безопасности личного состава батареи. Радары, пусковые установки с ракетами и пункты управления огнём (ПУО), связанные по защищённому от помех радиоканалу, могут рассредоточиться на местности до 25 км между собой и вести боевую работу скрытно от средств радиоразведки, что повышает надёжность всей системы. Но и это ещё не всё.

Элементы комплекса на мобильных платформах позволяют расчёту быстро менять позиции, затрачивая всего несколько минут на перевод техники из походного положения в боевое. Правда, этот норматив относится ко второму поколению - NASAMS II, пусковая установка которого может вести огонь прямо с борта транспортной машины (комплексы базовой версии NASAMS стрелять с колёс не приспособлены - для их пусковых установок требуется стационарное размещение на грунте, на что, понятное дело, расчёт тратит времени гораздо больше). И Украина интересовала западных кураторов киевского режима прежде всего как полигон для испытания именно модифицированной версии - ЗРК NASAMS II, тактические возможности которого командованию НАТО требовалось проверить в реальных боевых условиях.

Позже журналистам удастся выяснить, что Киеву достались именно эти, усовершенствованные комплексы ПВО, причём в роли поставщика выступил Оман, которому Вашингтон пообещал компенсировать затраты в течение нескольких месяцев. По данным портала www.avia.ru, ещё 3 декабря прошлого года украинский Ан-124 прямым рейсом из Омана доставил в польский Жешув 6 пусковых установок норвежского ЗРК.

В сообщении подчёркивалось, что поставки Киеву системы NASAMS начались именно с этой партии. Однако мало кто обратил внимания, что двумя неделями ранее министр обороны США Ллойд Остин, выступая на брифинге, заявил прессе об успешных испытаниях американскими военными ЗРК NASAMS II в борьбе с российскими крылатыми ракетами, эффективность которых составила 100%.

Впрочем, сказать можно что угодно. Интересно другое: оказывается, норвежские ЗРК к тому времени уже были развёрнуты в Незалежной, причём боевую работу выполнили расчёты, состоявшие из военнослужащих НАТО. В этом можно не сомневаться, поскольку на подготовку украинских операторов NASAMS требовалось как минимум восемь месяцев.

Пусковая установка NASAMS II испанской армии.
© wikipedia.org
Пусковая установка NASAMS II испанской армии.

Кроме того, выяснилось, что параллельно с официальным каналом поставок военной техники Киеву существует ещё один - секретный. И если по первому Пентагон, экономя на утилизации, отправляет на Украину оружейный антиквариат, то по второму ВСУ получают современные системы вооружения.

Согласно последнему бюллетеню правительства США, из резервов Пентагона Зеленскому досталось уже 12 батарей NASAMS вместе с ракетами. Много это или мало? Способно ли такое количество современных западных систем ПВО повлиять на ход специальной военной операции? 

Охота на «Калибры» 

Наши эксперты называют NASAMS аналогом советского самоходного ЗРК «Бук-М1», которому он уступает по дальности и высоте стрельбы. При этом не учитывается, что легендарный «Бук» создавался как средство войсковой ПВО, а норвежский комплекс - для защиты стратегических объектов. Если основная задача боевых расчётов ЗРК «Бук» прикрыть колонну техники на марше, то задача батареи NASAMS - отразить массированный удар авиации противника по железнодорожному узлу, аэродрому или, например, морскому порту. Для этого батарея должна быть частью эшелонированной системы ПВО, иначе, работая в одиночку, без прикрытия, она сама становится целью для воздушной атаки.

По данным из открытых источников, ЗРК NASAMS изначально создавался как элемент, интегрированный в единую систему ПВО «для борьбы с аэродинамическими целями, маневрирующими на малых высотах». Нетрудно догадаться, что под целями подразумевались не столько самолёты, сколько советские крылатые ракеты, вызывающие страх на западе - Х-22, Х-55, «Гранит», «Москит», 3М-54 «Калибр» и другие системы, способные нести ядерные заряды. И поскольку их подлётное время к норвежским берегам занимает считанные минуты, разработчики комплекса постарались максимально сократить информационный цикл - время от обнаружения цели до её обстрела.

Основной тактической единицей ЗРК NASAMS является батарея, в состав которой входит 8 мобильных трёхкоординатных РЛС AN/MPQ-64F1 Improved Sentinel, 12 пусковых установок (по 6 ракет AIM-120 AMRAAM в каждой), и чисто норвежское «ноу-хау» - центр распределения огня FDC, подключенный к радарам. Все элементы связаны в защищённую цифровую сеть, соединённую с вышестоящим штабом, откуда автоматически приходит целеуказание. Боекомплект - 72 ракеты - батарея способна выпустить чуть ли не залпом, всего за 10 секунд, - по ракете на цель. Причём вероятность поражения каждой цели, как заявлено, очень высокая. Как достигается такой результат?

Радиолокационная станция Sentinel ЗРК NASAMS.
© wikipedia.org
Радиолокационная станция Sentinel ЗРК NASAMS.

На сайте Kongsberg Defence & Aerospace ЗРК NASAMS представлен как первая в мире сетецентрическая система ПВО малой и средней дальности. В чём и заключается его главная особенность - у объединённых в тактическую сеть комплексов значительно выше общая боеспособность. Причём это относится только ко второму поколению NASAMS, которое отличается от базовой версии высокоскоростными каналами обмена данными по стандартам НАТО (протоколы linc16 и linc11, а также протокол JREAP, позволяющий использовать спутниковые линии связи). Благодаря чему КП батареи в реальном режиме времени получает информацию об обстановке в воздухе, на земле и в прибрежной зоне, держа под контролем обширную территорию за пределами видимости собственных радаров. Проще говоря, боевой расчёт, не включая РЛС, может работать по любой воздушной цели, получив её координаты со стороны. И это самое примечательное.

На войне как на войне

Суть в том, что передовые цифровые технологии, реализованные в комплексах NASAMS, позволяют командному центру батареи моментально принимать данные напрямую от патрульных самолётов НАТО P-8 Poseidon, летающих радаров Boeing E-3 Sentry AWACS, беспилотников RQ-4 Global Hawk и даже от разведывательных спутников США. И это качественно новый уровень управления боем, позволяющий оперативно отражать воздушный налёт. Но это хорошо для защиты, скажем, норвежских берегов, а на что будет способен NASAMS в Украине, где с начала СВО отсутствует сплошное радиолокационное поле?

Как уже упоминалось, зенитно-ракетным комплексам средней дальности опасно работать в одиночку, потому что батареи, развёрнутые без взаимного прикрытия, становятся лёгкой добычей авиации. Как только расчёт включит РЛС для захвата воздушной цели, огневая позиция будет сразу вскрыта бортовыми датчиками любого истребителя. Трёхкоординатную РЛС AN/MPQ-64F1 Improved Sentinel, способную засекать самолёты на расстоянии до 120 км, российский Су-35, к примеру, «увидит» гораздо раньше, чем она его. Бортовой радар «Ирбис» этого самого мощного нашего истребителя имеет дальность обнаружения наземных целей около 200 км, а воздушных - в два раза больше. Так что из противостояния с «варяжским гостем» он всегда может выйти победителем. Тем более, как нас уверяют, система ПВО противника ещё в прошлом году была дезорганизована и разбита.

И тут возникает вопрос: почему же тогда российская фронтовая авиация старается наносить удары, не пересекая границ Незалежной? Возможно, потому, что украинская ПВО до конца всё-таки не подавлена (или регулярно восстанавливается, в том числе за счёт новых возможностей), и лишний раз рисковать лётчикам не хочется, поэтому они стараются не заходить в зоны поражения ЗРК противника. А транспортные коммуникации и переправы через Днепр предпочитают выводить из строя планирующими бомбами с УМПК (управляемый модуль планирования и коррекции). Ну а объекты, до которых не могут достать самолёты, атакуют баллистические и крылатые ракеты. 

Электрооптический датчик зенитно-ракетного комплекса NASAMS MSP 600 на шасси Mercedes-Benz G-класса армии Финляндии.
© wikipedia.org
Электрооптический датчик зенитно-ракетного комплекса NASAMS MSP 600 на шасси Mercedes-Benz G-класса армии Финляндии.

В общем, всё как на войне, и каждый боевой эпизод надо изучать. В том числе и неудачные. Как известно, 13 мая в Брянской области, над нашей территорией, практически одновременно были сбиты два вертолёта Ми-8, бомбардировщик Су-34 и тяжёлый истребитель Су-35, имевшие задачу нанести удар по целям в Черниговской области. Версий тогда прозвучало несколько - от ДРГ противника, сидевшей в кустах с переносными ЗРК, до «дружественного огня» расчётов ПВО, по ошибке обстрелявших своих же. А бывший советский лётчик, ныне украинский военный аналитик Роман Свитан, утверждал, что русскую авиагруппу, неоднократно взлетавшую с одного и того же аэродрома на бомбёжку мостов через Днепр, банально выследили. 

Но «выследить» можно было только с помощью разведывательных спутников США, данные с которых в режиме реального времени поступают на системы ПВО, интегрированные в тактическую сеть НАТО. И единственной такой системой на украинском ТВД является норвежский ЗРК NASAMS II. Расчёт батареи, получив команду на захват целей, вполне мог устроить засаду на авиагруппу, выдвинув пусковую установку к российской границе за 25 км от центра управления огнём. При этом активная радиолокационная головка самонаведения у модифицированной ракеты AMRAAM AIM-120, способна находить  цели самостоятельно. Кстати, местные жители видели в небе следы от шести ракет - именно столько находится в транспортных контейнерах ЗРК NASAMS II.

Однако это тоже одна из версий, поскольку официальной оценки так и не прозвучало. Зато стало понятно, что ПВО противника, прежде состоявшая только из старых советских комплексов, после поставок натовских систем стала менять тактику борьбы с аэродинамическими целями. И норвежский комплекс NASAMS, получив первое боевое крещение на Украине, может повлиять на баланс сил, взяв под защиту транспортные коридоры, по которым идёт снабжение ВСУ техникой и боеприпасами.

Это, если получится, и не будет найдено «противоядие» от ЗРК NASAMS II. Впрочем, чтобы прикрыть все стратегические объекты, как хочет Зеленский, обещанных ему Вашингтоном 12 батарей не хватит. А поставить больше не разрешает Конгресс США - слишком дорогое это удовольствие. Стоимость одного комплекса NASAMS без ракет, по данным из открытых источников, составляет 75 млн долларов. Если иметь в виду, что ракета обходится Пентагону в 3 млн долларов, то стоимость только одного залпа батареи составит почти 220 млн долларов, а это цена трёх норвежских ЗРК NASAMS II. Не настреляешься.

Расходный материал

Но если Зеленский до сих пор думает, будто Вашингтону так уж интересны его проблемы с ПВО, то он сильно заблуждается. Блицкриг не удался, и теперь Украина для Запада в первую очередь полигон, на котором в реальной боевой обстановке НАТО может обкатывать свои новые системы - хоть артиллерию, хоть танки, хоть комплексы ПВО. Сначала испытали устаревшую версию NASAMS, теперь NASAMS II, теперь настанет очередь опробовать на русских «Кинжалах» и «Калибрах», как там считают, «единственную в мире» сетецентрическую систему ПВО.

Ракета «земля-воздух» AIM-120 AMRAAM.
© wikipedia.org
Ракета «земля-воздух» AIM-120 AMRAAM.

И поскольку испытания уже идут, а украинским расчётам, чтобы освоить ЗРК NASAMS II, требуется, как уже отмечалось, восемь месяцев, не трудно догадаться, что комплексами сейчас по-прежнему управляют военнослужащие НАТО. По некоторым данным - из Англии и США. Это надо учитывать, чтобы понимать, с кем мы воюем, и что не только население Украины, но и вся эта страна для Запада - лишь расходный материал. Не более того.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама