«За диктатора ответишь!»
© globallookpress.com
Во время переговоров глав Китая и США.

«За диктатора ответишь!»

Обозвав Си Цзиньпина диктатором, президент США Джо Байден одной нелепой фразой перечеркнул главный смысл встречи в Сан-Франциско договориться «по-доброму»: Штатам - мировое господство, Китаю - признание его могущества, а третий, то есть Россия, лишний...
20 ноября 2023, 06:44
Реклама
«За диктатора ответишь!»
© globallookpress.com
Во время переговоров глав Китая и США.
Читайте нас на: 

Судя по официальным заявлениям и общей атмосфере встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена, которая прошла на полях саммита АТЭС в Сан-Франциско, странам пока не удалось прийти к общему знаменателю. Похоже, степень конфронтации по обоюдному желанию снизить удалось. Однако итоги переговоров лидеров США и Китая можно охарактеризовать лишь как фиксацию собственных позиций и готовность признать разногласия, но не более. Причём дальнейший диалог вообще под вопросом, поскольку после встречи Байден снова назвал председателя КНР «диктатором».

Конкретные итоги

Без долгих прелюдий - сразу к конкретным результатам встречи в Сан-Франциско. Во-первых, Китай согласился возобновить диалог с США по военным вопросам на политическом и оперативном уровнях. Эта тема была ранее анонсирована американской стороной неофициально, через прессу, как одна из самых важных, поскольку она касается опасности прямого вооружённого конфликта между Китаем и США в Южно-Китайском море. Си Цзиньпин и Джо Байден договорились также о продолжении сотрудничества в сфере туризма и образовании. Будет создана рабочая группа по совместному противодействию нелегальным поставкам фентанила в США (кстати, вопрос о китайских наркотиках в Америке выглядит надуманным на фоне того, что мексиканские наркокартели перевозят наркотики через южную границу США тоннами). Китай и США намерены вести диалог по вопросу об искусственном интеллекте в целях предотвращения использования IT-технологий вопреки интересам глобальной безопасности.

Вот, собственно, и всё. Ничего, с виду, судьбоносного. Если не думать, что председатель Си считает отношения между Китаем и США самыми важными двусторонними отношениями на международной арене.

Кто диктатор? Сам диктатор!

Между тем все эти договорённости могут пойти под нож только лишь из-за того, что Байден, как мы уже отметили выше, комментируя журналистам итоги своей встречи с Си, снова повторил, что считает его «диктатором». «Да, он и есть диктатор, который управляет коммунистической страной с полностью отличной от нашей формы правления», - сказал Байден о Си, как будто видел его в последний раз лет десять назад и не пытался только что установить с ним доверительные отношения. 

Что у Байдена на языке...
© globallookpress.com
Что у Байдена на языке...

Экспертами это было расценено не просто как хамство, но как не понимание руководством США сути противоположной стороны. И списывать это на старческие когнитивные проблемы Байдена уже невозможно. Байден вёл себя как хозяин мира, к которому приехал на поклон некий непослушный вассал.

Китай таких вещей не прощает, долго помнит и исходит из них при планировании и оценке своих дальнейших отношений. МИД КНР сразу же среагировал и назвал слова Байдена «ошибочными и безответственными». Поэтому нет полной уверенности в том, что после встречи в Сан-Франциско Пекин захочет вспоминать о том, о чём он там договорился с американцами.

Китай войны не хочет

Конечно, Китаю не выгодно обострение отношений с США, не нужна и война. Собственно, именно поэтому Си Цзиньпин и принял приглашение Байдена и приехал на встречу. Кроме того, сотни китайских предприятий завязаны на поставки своей продукции в США. В канун встречи американская пресса указывала на желание китайцев «добиться отмены экспортного контроля, тарифов и ограничений на инвестиции в США». Поэтому ясно, что китайский лидер не может позволить себе хлопать дверью перед носом американского президента. Диалог в рамках политеса идти будет. Но даже по выражению лица Си Цзиньпина после встречи было ясно, что он не в восторге от Байдена и от переговоров. У Си нет симпатии к американцам, а её отсутствие - признак глубокого недоверия и разочарования.

При этом позиция Китая на фоне позиции США выглядит искренней и вызывающей доверие. Китайский лидер заявил на встрече, что США должны отказаться от давления на Китай.

«Китай никогда не ставит на то, что США проиграют, никогда не вмешивается во внутренние дела США, не стремится бросить вызов США или заменить их. Точно так же США не должны делать ставку на проигрыш Китая и вмешиваться в его внутренние дела», - сказал председатель КНР.

Си настаивал на том, что США должны прекратить вооружать Тайвань, поскольку Китай не намерен присоединять Тайвань с помощью силы. Пекин за мирное воссоединение с островом. Как и ожидалось, Си заявил о необходимости отмены односторонних американских санкций и ограничений США в отношении Китая.

Что спрятано за словами? 

Как отметила The New York Times, «главная цель Байдена проста: найти способ избежать перерастания всё более ожесточённой конкуренции с Китаем в конфликт». Но, на наш взгляд, это справедливое суждение лишь частично отражает истинные устремления американских стратегов. Действительно, в условиях военного провала США на Украине, а также в контексте того, что США вынуждены активно помогать Израилю во всё разгорающемся конфликте с палестинцами, Вашингтону сегодня был бы крайне невыгоден третий конфликт, вокруг Тайваня. И если он вспыхнет, США так или иначе будут вынуждены в него вмешаться. Поэтому Байден и предложил своему китайскому визави временный «мирный» выход из тайваньского кризиса в виде диалога по военным вопросам на политическом и оперативном уровне.

Госсекретарь Блинкен: «Что ж ты несёшь, Джо?»
© globallookpress.com
Госсекретарь Блинкен: «Что ж ты несёшь, Джо?»

Штатам нужно приглушить огонь конфронтации с Пекином до того, как будут «улажены» вопросы с Украиной и Израилем.

Но и это, на наш взгляд, не самое главное, что беспокоит американцев. С большой долей уверенности можно утверждать, что Байден приглашал Си к диалогу, главным образом, ради одного - чтобы отвратить Китай от России, вбить клин между нашими странами. В этом сейчас главная геополитическая задача американского истеблишмента, хоть на ней публично ни пресса, ни Байден не акцентировали внимание.

Китай рассматривается Соединёнными Штатами как потенциальный стратегический союзник в их борьбе против России. Думается, в этом был главный скрытый смысл встречи Байдена и Си. Другое дело, что Байден ещё раз всем продемонстрировал роль личности в истории: но сам лично себе же всё и испортил.

О чём говорил Киссинджер

В этой связи стоит напомнить об июньской публикации в The Economist на основании бесед с патриархом американской дипломатии Генри Киссинджером. Журнал подчёркивал, что «Киссинджер предостерегает от неправильного толкования амбиций Китая» и приводит его дословную цитату: «Говорят, что Китай хочет мирового господства… Ответ в том, что они [в Китае] хотят быть могущественными. Они не стремятся к мировому господству в гитлеровском смысле».

Американский истеблишмент через Киссинджера посылает предложение Китаю: Штатам - мировое господство, Китаю - признание его могущества. Слова Киссинджера были фактически приглашением Китая к диалогу с взаимоприемлемым соглашением в финале.

Похоже, в Сан-Франциско Байден начал реализовывать эту формулу Киссинджера. Однако исполнение задуманного было отвратительным. Политологи ещё долго будут вспоминать то, как Байден одной только глупой фразой о «диктаторе» перечеркнул только что прошедшие переговоры и все усилия американского истеблишмента перетянуть Китай на свою сторону. Но нельзя сомневаться в том, что США и впредь будут пытаться оторвать Пекин от Москвы и внушить ему, что только от него и от Вашингтона зависит будущее человечества.

А ведь Киссинджер предостерегал.
© wikipedia.org
А ведь Киссинджер предостерегал.

В будущем, которое рисуют в Вашингтоне, России нет, она полностью игнорируется. Ведь если Россию брать в расчёт, то неминуемо придётся признать, что причиной давления коллективного Запада на Россию является извечное желание уничтожить Россию как главное препятствие для установления единоличного глобального диктата американского «глубинного государства». Единственным способом решения онтологического конфликта с Россией остаётся её уничтожение. И сделать это США, похоже, намерены с помощью Китая.

В чём хитрый план?

США будут и дальше пытаться сделать из Китая своего «союзника» и договориться с ним о признании его могущества. Похоже, будь сегодня на месте Байдена другой персонаж, облечённый президентской властью, переговоры с Си Цзиньпином могли закончиться на другой ноте. Теперь же время реализации американского плана затягивается. Можно предположить, что глава госдепа Тони Блинкен в ближайшее время начнёт активную деятельность, чтобы нивелировать удручающий эффект от итоговой пресс-конференции Байдена и восстановить забрезжившее будто потепление в отношениях США и Китая.

В обмен на обещание экономического и технологического сотрудничества, США будут убеждать Китай в необходимости порвать с Россией и, вероятно, напасть на Россию. Поводы сегодня придумываются легко. Но в данный момент, повторимся, США будут искать мирных и даже союзных отношений с Китаем.

Это подтверждает мнение, высказанное Грэмом Эллисоном, профессором Гарварда и автором книги, в которой он задаётся вопросом, обречены ли Китай и США на войну. Он написал в The National Interest, что встреча Си и Байдена будет заключать в себе «два противоречия, которые являются неизбежными фактами». «Во-первых, США и Китай станут самыми жестокими соперниками, которых когда-либо видела история. Во-вторых, само выживание каждой из этих стран требует определённой степени сотрудничества друг с другом», - указывает Эллисон. И заметим, в этих рассуждениях нет России.

Открытый вопрос

Сейчас остаётся открытым вопрос, насколько Китай готов воспринять такую стратегию США как возможный вектор своего собственного движения. Даже если председатель Си и заинтересовался бы этим «мирным» предложением США, мы ни при каких обстоятельствах это не услышим в качестве официальной позиции Пекина.

Председателя Си довольно тепло встречали соотечественники в США.
© globallookpress.com
Председателя Си довольно тепло встречали соотечественники в США.

Но когда придёт понимание, что Китай склонился в сторону США, для России будет поздно. Эту опасность надо предвидеть уже сейчас и быть готовыми к любым трансформациям политики Китая. Между тем, возвращаясь к итогам встречи в Сан-Франциско, можно утверждать, что Китай на данном этапе скорее готов сохранять некое подобие союзнических отношений с Россией, чем строить нечто похожее с США.

Любопытное наблюдение: ещё за день до встречи в Сан-Франциско Китай публично демонстрировал дружелюбие к США. Китайская пресса писала о США почти в елейных тонах. Как отметила в этой связи The New York Times, «не так давно китайская пропаганда предупреждала, что американские попытки ослабить напряжённость были всего лишь спектаклем, агентство государственной безопасности Китая призывало людей быть начеку против американских шпионов, а лидер страны Си Цзиньпин в своём выступлении, транслируемом государственными СМИ, заявил, что Соединённые Штаты проводят кампанию всестороннего сдерживания, окружения и подавления».

«Теперь же (накануне встречи двух лидеров), - отмечает газета, - тон Китая, используемый при обсуждении Соединённых Штатов, внезапно изменился. Государственное информационное агентство Синьхуа опубликовало длинную статью на английском языке о "непреходящей силе" привязанности Си Цзиньпина к простым американцам».

Это говорит как минимум о том, что в случае необходимости резко может измениться не только тон китайской прессы, но и политика Китая в отношении любой страны.

Это говорит о приверженности Китая исключительно своим национальным интересам так, как он их видит. И было бы легкомысленно предполагать, что Китай при любых обстоятельствах будет вечным союзником какой-то одной страны. Китай, как абсолютно самодостаточная цивилизация, может быть кому-то лишь временным тактическим попутчиком.

Будущий президент Китая уже бывал в Сан-Франциско, 1985 г.
© globallookpress.com
Будущий президент Китая уже бывал в Сан-Франциско, 1985 г.

Наша задача - предложить Пекину такие условия сосуществования, которые - исходя из его суверенных интересов, подкреплённых мощью его армии и финансовым могуществом, - бесконечно долго не давали бы ему повода менять своего попутчика, то есть Россию, на кого-то ещё. Пока Байден нам в этом помогает. И Вашингтону придётся приложить титанические усилия, чтобы вернуть расположение Пекина хотя бы в ту точку, откуда был дан старт диалогу в Сан-Франциско. Между тем, нашими союзниками, как и во все времена, вне зависимости от наличия каких-либо попутчиков, должны быть только те, о которых говорил император Александр III.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама