Ка-52: экипаж героев
Огонь на себя
В самом начале специальной военной операции первыми на острие боя за Гостомельский аэродром вышли вертолётчики. Ещё до подлёта десанта группа разведывательно-ударных Ка-52 вылетела на силовую разведку, чтобы выявить украинские огневые средства в районе посадочной полосы и на примыкающей к аэродрому территории. И уже на подлёте по вертолётам ударили зенитные средства.
У аэродромного периметра крутой «горкой» со снижением капитан Иван Болдырев вслед за ведущим вывел свой «Аллигатор» в бреющий полёт.
«Командир, да это же огневой котёл!» - в голосе штурмана-оператора майора Романа Кобеца угадывалось боевое возбуждение: электронный бортовой комплекс обороны фиксировал сразу несколько пусков ПЗРК по вертолёту, а трассеры зенитной артиллерии своими яркими штрихами полосовали пространство вокруг. На восьмой минуте боя бортовая система обороны «Аллигатора» зафиксировала 18 ракет, одновременно выпущенных по вертолёту.
На первом заходе экипаж капитана Ивана Болдырева и майора Романа Кобеца вывел из строя сразу несколько расчётов ПЗРК и зенитную установку. При этом искусственный интеллект их Ка-52 бросал боевую машину в хитроумные манёвры, чтобы уйти из-под огня.
Вторым заходом «Аллигатор» принялся корчевать огневые точки, готовые обрушиться на приземляющийся посадочным способом российский десант. Одновременно экипаж не забывал и о разведке: в эфир постоянно шли целеуказания другим экипажам.
Десять минут огненной карусели, продолжавшейся до высадки десанта на Ми-8, казались вечностью.
Вспоминая свой первый бой в спецоперации, Иван Болдырев утверждает, что противник достаточно грамотно построил оборону, в том числе и противоздушную. Не обошлось и без коварных приёмов: расчёты украинских ПЗРК вели огонь, укрываясь за гражданскими автомобилями. Именно так, практически в упор, двумя ракетами был сбит ведущий вертолёт.
Боезапас был израсходован полностью, закончились и тепловые ловушки, уводящие от боевой машины зенитные ракеты. Но и после этого экипаж не вышел из боя, вызывал огонь на себя, чтобы вскрыть замаскированные позиции зенитной артиллерии. «Аллигатор» был буквально изрешечён пулями и осколками. И, несмотря на феноменальную живучесть Ка-52, в какой-то момент повреждения стали критическими: нарушилась работа главного редуктора и левого двигателя. Болдырев принял решение на вынужденную посадку. Приземляться пришлось практически в эпицентре наземного боя.
Фронтовое братство
«Наш "Аллигатор", защищая наши жизни, выдержал более тридцати попаданий, - вспоминает Иван Болдырев. - И отработал в том бою молодецки. Но продолжить полёт было уже невозможно. До нашего аэродрома просто не дотянули бы. Приняли решение на вынужденную посадку поближе к нашим десантникам».
Приземлившись, пилот и лётчик-оператор заняли оборону у повреждённой машины, и в два автоматных ствола стали отбиваться от наседавшего противника. На помощь экипажу, как и положено по закону боевого братства, пришли наши десантники, а пара ударных Ми-24 уничтожила миномётный расчёт противника, который намеревался накрыть огнём израненный вертолёт и его экипаж.
«Из этого пекла нас выдернул экипаж Славы Вараева, - вспоминает Иван Болдырев. - Он мастерски подсел в этой огневой кутерьме, и мы быстренько запрыгнули в вертолёт, заняли оборону у иллюминаторов по обе стороны борта. Полетели домой. На беду, через несколько дней Слава и его экипаж не вернулись из боевого вылета…»
Дорога в небо
В армейскую авиацию экипаж пришёл разными путями. Иван Болдырев родился в Волгограде, а вырос в волгоградской глубинке - в селе Абганерово. После 9-го класса продолжил учёбу в Ахтубинской кадетской школе-интернате имени П.О. Сухого. Её авиационный профиль привёл юношу в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. После учёбы Болдырев получил назначение в морскую авиацию. Начало службы проходило в гвардейском Краснознамённом авиационном полку Балтийского флота. Довольно быстро он получил квалификацию пилота фронтового бомбардировщика Су-24М.
Но в мельнице реформирования середины двухтысячных прославленный полк был расформирован, а большинству лётного и инженерно-технического состава предложили покинуть военную службу. Для моложавого лётчика это был психологический удар, и Болдырев, не желая оставлять лётную работу, поступил в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, где освоил несколько типов самолётов, получил лицензию коммерческого пилота. Но душой оставался военным лётчиком.
Так и вернулся в Военно-воздушные силы, поменяв уют северной столицы и красивую форму пилота престижной авиакомпании на спартанский быт дальневосточного гарнизона и скромную спецодежду лётчика армейской авиации. После основательной переподготовки лейтенант Болдырев сел в командирское кресло вертолёта Ка-52.
Сегодня на его счету не только множество учений и сотни полётных часов, но и выполнение боевых задач по борьбе с международным терроризмом на территории Сирии. Награда той поры - медаль «За отвагу» одним названием говорит о многом.
А Роман Кобец утверждает, что просто не мог не стать военным вертолётчиком. Во-первых, родился в семье офицера-вертолётчика, а во-вторых, произошло это в Сызрани, городе, который вполне заслуженно называют кузницей пополнения лётного строя военных вертолётчиков. Вполне естественно, что после окончания школы Роман стал курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков. С дипломом инженера-пилота получил назначение в дальневосточный гарнизон, где когда-то служил его отец, а сам Роман провёл детские годы.
Потомственная привязанность к лётному делу сказалась на результативности военной профессии: офицер ВВС Кобец в совершенстве освоил пилотирование вертолётами Ми-8, Ми-24 и Ка-52. Выпали на его военную долю и командировки в места вооружённых конфликтов.
Боевое мастерство приобретал в качестве лётчика-оператора, командира вертолёта, командира вертолётного звена, за что был награждён медалью Нестерова.
Когда в силу сложившихся обстоятельств командир звена майор Роман Кобец должен был исполнять обязанности лётчика-оператора в экипаже старшего лётчика капитана Ивана Болдырева, проявился прирождённый офицерский такт, скромность и уравновешенность. Совместные полёты показали, что взаимопонимание и слаженность в экипаже абсолютная. Что и подтвердил уже первый бой.
Впервые в мире
Звёзды Героев России экипаж заслужил уже в бою над гостомельским аэродромом. Но всё ещё было впереди. 20 марта 2022 года Ка-52 Болдырева и Кобеца после выполнения задачи - уничтожили склад боеприпасов противника - возвращался на свой аэродром, когда по машине ударила зенитная ракета, и вертолёт в сотне метров от земли стал буквально распадаться на части. На принятие решения оставались буквально секунды. «Катапульта!» - скомандовал Иван Болдырев, и лётчики при помощи реактивно-катапультной системы покинули погибающую машину.
В боевых условиях это был первый случай за всю мировую практику. Но система сработала штатно: пиропатроны отстрелили лопасти несущего винта, через доли секунды отлетела крыша кабины, а буксировочные ракеты выдернули кресла экипажа. Спасательные парашюты тоже раскрылись штатно.
Надо отметить, что из повреждённого вертолёта не катапультировались даже испытатели. Вот и получается, что экипаж капитана Болдырева в абсолютно реальных боевых условиях доказал возможность спасения экипажа Ка-52.
«В катапультной системе мы не сомневались ни на миг, - вспоминает Роман Кобец. - Всё произошло на удивление быстро, буквально на одном выдохе. Как только купол раскрылся, сразу мелькнула мысль: как там Иван? Когда увидел его под белым куполом - гора с плеч свалилась».
Кстати и у Болдырева первая мысль после раскрытия парашюта была о Романе.
Приземлились вертолётчики на вражьей территории в некотором удалении друг от друга. Каждый изготовился к бою, а в карман куртки положили по гранате - чтобы не оказаться в плену. Но ещё не успели расстрелять боезапас, как к ним прорвалась пара бронеавтомобилей отряда «Витязь» из Росгвардии. Спецназовцы отбросили наседавших вэсэушников и под миномётным огнём на своём «Тигре» эвакуировали вертолётчиков за линию боевого соприкосновения.
Предложение следует...
Сегодня военные биографии вертолётчиков, ставших Героями России, успешно продолжаются. Иван Болдырев стал командиром звена, ему присвоено звание майора. Служит он всё в том же дальневосточном полку, из которого был направлен в район спецоперации. Роман Кобец стал слушателем Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.
И самое примечательное, что и их первый бой, и история с катапультированием уже вошли в программу подготовки экипажей боевых вертолётов.