На мине, выставленной ВСУ, в Чёрном море подорвался панамский балкер
Постановкой в Чёрном море минных заграждений Вооружённые силы Украины продемонстрировали полное игнорирование основ международного права и пренебрежение человеческими жизнями граждан иностранных государств.
«Корму подбросило вверх на три метра»
Ранним утром 27 декабря 2023 года балкер Vyssos (дейдвейт - 8758 тонн, флаг Панамы) направлялся за зерном в Измаил. Команда судна состояла из 20 человек: 15 граждан Египта, 3 украинца, 2 турка.
Вообще-то, отправка судна в украинский порт после того, как 17 июля 2023 года Москва объявила о приостановке своего участия в так называемой «зерновой сделке», со стороны владельца Vyssos являлась откровенной авантюрой. Ну, просто по той причине, что Украина, сообщившая о своей готовности продолжать отгрузку зерна после 17 июля, самостоятельно обеспечить безопасность судоходства близ своих портов не могла. Однако рейсы за украинским зерном приносили столь большую прибыль, что судовладелец Vyssos решил рискнуть и своим судном, и жизнями членов его команды. Сделал он это, конечно, зря.
Примерно в 9 часов утра, когда находившийся в черноморской акватории балкер приближался ко входу в канал Дунай - Чёрное море, Vyssos наткнулся на морскую мину.
«От подрыва корму подбросило вверх на три метра, все системы выключились, всё заглохло. Удар был страшной силы. Хорошо, что все живы, только я сильно ударился головой, ранил локоть. А вот у нашего повара очень разбита голова, не знаем, что с ним. Когда службы [Морская охрана Госпогранслужбы и Поисково-спасательная служба Украины] забирали - был ещё в сознании», - так описал инцидент один из членов команды балкера.
Судно лишилось хода, а на его верхней палубе вспыхнул пожар. Испугавшийся того, что повреждения велики и балкер вот-вот пойдёт ко дну, капитан посадил ещё двигавшийся по инерции Vyssos на мель и дал сигнал SOS. Украинская сторона поторопилась отправить к месту происшествия катера, буксиры и спасателей, а также официально объявить, что мина, с которой встретился Vyssos, была, конечно же, российской. При этом неофициально всем было понятно, что смертельно опасный «гостинец», едва не утопивший панамский балкер, мог принадлежать только Украине.
Пожалуй, стоит рассказать о предыстории драматических событий 27 декабря чуть поподробнее.
«Жизни отдыхающих опасности нет»
Мины - сухопутные и морские - в военных конфликтах XX века проявили себя как крайне эффективный вид вооружения. Если, конечно, его использовать там, где надо, и так, как надо. В то же время мины являются оружием неизбирательного действия, что привело к появлению немалого количества международных документов, ограничивающих, а в ряде случаев и прямо запрещающих использование мин в ходе боевых действий.
Буквально с самого начала гражданской войны в Донбассе ВСУ успешно «забыли» о положениях Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. В частности, украинские военнослужащие принялись без фиксации точного расположения минных полей выставлять мины в районах с большим сосредоточением гражданских лиц. Следствием этого стали даже не десятки, а сотни случаев подрывов на минах мирных жителей.
Часто мины устанавливались украинской стороной в большой спешке и в нарушение наставлений по минно-подрывному делу. Ситуация усугублялась ещё и тем, что в распоряжении украинской армии имелись по большей части устаревшие мины советского производства, лишённые самоликвидатора. Всё это приводило к самым печальным результатам.
В марте 2016 года, опасаясь высадки морского десанта на побережье Азовского моря под Мариуполем, ВСУ выставили подводное минное заграждение из противодесантных донных мин ПДМ-1М, каждая из которых содержала 10 кг взрывчатого вещества.
Перед установкой заграждения украинские сапёры явно побрезговали ознакомиться с местными природными условиями. Итог был предсказуем. Сильным течением большинство установленных мин унесло от берега на большие глубины, где ПДМ-1М оказались совершенно бесполезны. Плюс к этому под воздействием восточных ветров, выгоняющих воду из Таганрогского залива, часть морского дна обнажилась, из-за чего немало ПДМ-1М оказалось на поверхности. Таким образом, выставленные на дно Азовского моря ПДМ-1М перестали выполнять роль минно-взрывного заграждения, но зато превратились в фактор постоянной опасности для украинских пограничников и рыбаков. Почему? Потому что ПДМ-1М не имели самоликвидатора. Поэтому даже мины, покинувшие под воздействием природных условий места своей установки, продолжали оставаться на боевом взводе…
После того, как Вооружённые силы России и Народная милиция ДНР освободили Мариуполь, российским сапёрам пришлось приложить в буквальном смысле титанические усилия, чтобы сделать мариупольские пляжи и прилегающую к ним акваторию вновь безопасными. На то, чтобы полностью завершить эти мероприятия по разминированию, ушло целых два месяца.
«В этом году на подготовку пляжей к открытию сезона было задействовано огромное количество ресурсов, поскольку вопрос безопасности был для нас определяющим. И сегодня благодаря усилиям военных РФ, специалистов МЧС, а также коммунальных служб я могу ответственно заявить: жизни отдыхающих опасности нет», - сообщил 24 июля 2022 года глава администрации Мариуполя Константин Иващенко.
«Стали происходить обрывы тросов…»
Читатель наверняка спросит, какое отношение ко всем этим выкрутасам ВСУ с противопехотными и донными минами имеет инцидент с подрывом панамского балкера? Отвечу - самое прямое. Ибо «потренировавшись» на «противопехотках» и «донках», ВСУ взялись за использование на море якорных малых гальваноударных мин ЯМ (приняты на вооружение в 1943 г.) и якорных противодесантных мин ЯРМ (приняты на вооружение в 1954 г.). Первые содержали 20 кг взрывчатого вещества, а вторые - 3 кг. Разумеется, эти мины не имели самоликвидатора. Кроме того, ЯМ и ЯРМ после установки не лежали на дне, а, имея положительную плавучесть, удерживались в подводном положении якорями, к которым мины крепились специальными металлическими тросами - минрепами.
До начала специальной военной операции применение украинцами мин ЯМ и ЯРМ носило пробно-эпизодический характер и, видимо, по этой причине не выявило всех негативных нюансов использования старых якорных мин. Зато когда после 24 февраля 2022 года украинские военные моряки в больших количествах «засеяли» минами ЯМ и ЯРМ акваторию возле своих черноморских портов, те самые негативные нюансы немедленно всплыли на поверхность.
Во-первых, ВСУ, видимо, ничего не сообщили о минных постановках владельцам и капитанам иностранных судов, находившихся близ портов Незалежной. Из-за этого 3 марта 2022 года близ Одессы подорвался на украинской мине и затонул эстонский балкер Helt. Мало того, своих гражданских моряков о местах установки мин украинские военные тоже решили не информировать, результатом чего стал подрыв 28 июля в устье Дуная малого гидрографического судна «Шляховик», а 31 июля там же - лоцманского катера «Орлик». Направленный к месту происшествия плавкран, который должен был поднять затонувшего «Орлика», тоже «наехал» на мину…
Во-вторых, минрепы мин ЯМ из-за их почтенного возраста оказались проржавевшими, а минрепы мин ЯРМ, созданных для использования в спокойной воде (реки, озёра, водохранилища), конструктивно вообще не предназначались для морских условий.
Стоило разыграться первому же шторму, как минрепы украинских якорных мин начали рваться, а сами мины, имевшие положительную плавучесть, всплывать на поверхность и отправляться в свободное плавание. Сорванные с минрепов мины стало с завидным постоянством «доставлять» прибоем прямо к украинским портам, а то и просто выбрасывать на местные пляжи. Увы - с соответствующими трагическими последствиями в виде погибших и раненых среди мирного населения Украины. Другие сорванные с минрепов украинские мины течением понесло вдоль западного побережья Чёрного моря в сторону Босфора, что создавало нешуточную опасность для любого судна, находившегося в черноморской акватории. То, что такая оценка ситуации не являлась преувеличением, подтвердила Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
«После начала проведения Российской Федерацией специальной военной операции, ВМС Украины осуществили постановку минных заграждений на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный (около 420 мин устаревших типов ЯМ (якорная мина) и ЯРМ (якорная речная мина), произведённых в первой половине XX века). При наступлении штормовых условий стали происходить обрывы тросов (минрепов), соединяющих мины с донными якорями. Учитывая, что из районов перечисленных украинских портов преобладают поверхностные течения южного направления, не исключается возможность дрейфа сорванных мин в пролив Босфор и далее в моря Средиземноморского бассейна. С учётом минной опасности Черноморский флот ВМФ России опубликовал соответствующее прибрежное предупреждение №116 от 18 марта 2022 года», - объявила 19 марта пресс-служба ФСБ.
«Доброго вечора, ми з України!»
За границей к информации ФСБ отнеслись скептически, и напрасно! Уже в марте 2022-го первые дрейфующие мины объявились у побережья Румынии и Болгарии, а затем - и у Босфора. Конечно, на Украине немедленно объявили эти мины... российскими.
Попытку Киева переложить ответственность на Москву пресёк начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации генерал-полковник Михаил Мизинцев, 30 марта 2022 года дословно объявивший следующее: «Заявление [Украины] по своему содержанию некомпетентно, абсурдно и поражает своей наглостью и глупостью. Обнаруженные [дрейфующие] морские якорные мины российскими компетентными специалистами идентифицированы как «изделие 730», состоящее на вооружении только Военно-Морских сил Украины. В Военно-Морском Флоте России мины подобного типа на вооружении отсутствуют, поскольку утилизированы ещё до 2016 года».
На следующий же день после заявления Мизинцева, Минобороны РФ сообщило об обнаружении в Чёрном море сразу восьми дрейфующих украинских мин.
Начиная с апреля, то есть после весенних штормов, украинские «гостинцы» румынам, болгарам и туркам стали встречаться на Чёрном море всё чаще. Это подвигло силовиков Румынии, Болгарии и Турции начать совместное патрулирование морской акватории, нацеленное на своевременное обнаружение и уничтожение сорванных с минрепов мин ЯМ и ЯРМ. Патрулирование позволило несколько снизить опасность для гражданского судоходства в Чёрном море, но полностью её не устранило. Например, 8 сентября на украинской мине подорвался румынский земснаряд.
После старта в июле 2022-го «зерновой сделки», борьба черноморских государств - членов НАТО с дрейфующими минами приобрела ещё большие масштабы, но… Но «летучие голландцы» в виде влекомых течением ЯМ и ЯРМ казались бесконечными! Они появлялись в Чёрном море снова и снова, заставляя иностранных моряков недобрым словом поминать популярную в Киеве песенку «Доброго вечора, ми з України!». В Одессе же нормой стали объявления следующего содержания: «Внимание! Из-за угрозы шторма на море усиливается минная опасность. Есть высокая вероятность срыва морских мин с якорей. Они могут дрейфовать вдоль побережья или их может прибить к одесским пляжам. Возможен неконтролируемый подрыв мины. Будьте осторожны!»
Любопытно, что ВМСУ никакого участия в борьбе с собственными дрейфующими минами не принимали, но при этом старались регулярно подновлять прореженные штормами минные заграждения. Так продолжалось до вечера 9 ноября 2022 года, когда в Чёрном море на дрейфующей мине подорвался турецкий рыболовный катер.
Подробности инцидента выглядели следующим образом. Рыболовный катер Ahmet Mollaoğlu 2 с уловом следовал к порту Игнеада, расположенном в провинции Кыркларели. Внезапно раздался взрыв, подбросивший «рыбака» и сбивший с ног его команду. Последующий осмотр показал, что в правом борту катера ближе к носу на уровне ватерлинии образовалась почти полуторометровой ширины пробоина. Первоначально команда подумала было, что взорвался топливный танк. Однако повисший в воздухе характерный запах взрывчатого вещества не оставил никаких сомнений - Ahmet Mollaoğlu 2 встретился с дрейфующей миной.
Рыбаки остались в живых буквально чудом. Во время взрыва команда из 16 человек не валялась на койках в кубрике, рядом с которым, как раз и громыхнуло, а пила чай на верхней палубе в кормовой части катера. Сам Ahmet Mollaoğlu 2 не затонул тоже чудом. Другие турецкие рыболовные катера вовремя подоспели на помощь, подцепили носовую часть «подранка» канатами и смогли отбуксировать Ahmet Mollaoğlu 2 в порт Игнеада.
По неофициальным каналам Анкара «прикрикнула» на Киев, потребовав прекратить минный террор в Чёрном море. Украинская сторона пообещала перестать устанавливать новые мины. Выполнили ли ВМСУ это обещание или нет - принципиального значения не имеет, ибо к середине ноября первого года СВО в Чёрном море уже было выставлено столько украинских якорных мин, что этих «запасов» с лихвой должно было хватить для генерации новых «летучих голландцев» на несколько лет вперёд. Так оно и получилось.
Приведу выборочную, но вполне красноречивую хронику ЧП за 2023 год.
13 февраля - дрейфующая мина взорвалась возле грузинского Батуми.
11 июня - на пляжах Одессы нашли сразу десяток выброшенных волнами якорных мин. В тот же день в одном из прибрежных сёл Одесской области местный житель принёс домой выловленную им в море мину ЯРМ, принятую за «газовый баллон». К счастью, мина не взорвалась и была изъята сапёрами.
22 июля - дрейфующая мина обнаружена в Чёрном море возле украинского посёлка Черноморка.
26 июля - две дрейфующие мины вынесло к берегу рядом с Одессой. Взрыв одной из них развалил дачную постройку.
7 августа - дрейфующая мина взорвалась неподалёку от Одессы.
14 августа - возле румынского курорта Констинешть в море обнаружены две дрейфующие мины, одна из которых взорвалась, будучи прибитой волнами к берегу.
20 августа - дрейфующая мина обнаружена возле Одессы.
20 сентября - возле Сулины на дрейфующей морской мине подорвался и затонул сухогруз Seama под флагом Того.
5 октября - возле румынского побережья от взрыва дрейфующей мины получил повреждения турецкий сухогруз Kafkametler.
14 октября - украинские сапёры взорвали морскую мину, обнаруженную на одесском пляже.
15 октября - от взрыва мины возле Сулины пострадал танкер Ali Najafov под флагом Либерии.
22 октября, а также 12 и 14 ноября - минёры ВМСУ уничтожили три морские якорные мины, выброшенные волнами на одесский пляж.
17 ноября - балкер Georgia S под флагом Либерии и с грузом украинской пшеницы на борту находился неподалёку от острова Змеиный, когда в ста метрах от судна взорвалась дрейфующая мина. В тот же день другая дрейфующая мина взорвалась в полосе прибоя возле Одессы.
Наконец, 27 декабря, как мы уже знаем, с «летучим голландцем» повстречался балкер Vyssos.
Должны понести ответственность
Тут не лишним будет напомнить, что в соответствии с Конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин воспрещается ставить закреплённые на якорях, автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины, которые не переходят в безопасное состояние после срыва с минрепов.
Таким образом, своей эскападой с морскими минными заграждениями ВСУ продемонстрировали полное игнорирование основ международного права и пренебрежение человеческими жизнями, в том числе и граждан иностранных государств. В свете текущей политической ситуации, Запад на это, конечно, закрывает глаза. Однако с каждым новым иностранным судном, подорвавшимся на украинской дрейфующей мине, замалчивать порождённую Киевом проблему становится всё труднее и труднее.
Акцентирую внимание на важнейшем моменте: чем быстрее закончится российская военная спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины, тем быстрее Черноморский флот сможет заняться тралением выставленных украинскими военными в Чёрном море мин. В противном случае количество свободно дрейфующих в черноморской акватории смертельно опасных «гостинцев» будет продолжать расти, что способно обернуться коллапсом всего местного гражданского судоходства.
Ну и, разумеется, лица, принимавшие решения об осуществлении минных постановок в Чёрном море, должны понести за это ответственность.