Военные медики - ангелы-спасители наших воинов
- Евгений Владимирович, официальным днём учреждения Военно-медицинской академии считается 18 декабря 1798 года. Но есть информация, что возраст у академии на самом деле более почтенный. Получается, календари по обыкновению врут, так что ли?
- В любом случае Военно-медицинская академия - старейшая среди военных академий и медицинских вузов страны. В этом году мы отмечаем юбилей - 225 лет с того дня, когда именным Указом Императора Павла I была основана Медико-хирургическая академия. Но есть и другая дата: ещё в 1715 году Пётр I в торжественной обстановке на набережной Невы в Санкт-Петербурге заложил камень в основание Военно-сухопутного и Адмиралтейского госпиталей, в которых предусматривалось обучение лекарских и аптекарских учеников. И уже потом на их базе была создана Медико-хирургическая академия…
- И отсюда, стало быть, «есть пошла» отечественная военная медицина?
- С академией связаны имена многих великих учёных. Николай Пирогов здесь разработал научные основы военно-полевой хирургии, впервые в мире применил на поле боя эфирный наркоз и гипсовую повязку. А основоположник отечественной физиологии Иван Сеченов дал научное обоснование рефлексов головного мозга, открыл процессы центрального торможения, установил физиологические закономерности взаимодействия с внешней средой. Сергей Петрович Боткин создал крупнейшую терапевтическую школу, организовал первую в России клиническую лабораторию, эпидемиологическое общество, Георгиевскую общину сестёр милосердия. Профессор Николай Зинин стал основателем русской химической школы. Кстати, в его лаборатории долгое время работал учредитель самой престижной научной премии мира Альфред Нобель. А одним из первых лауреатов Нобелевской премии стал в 1904 году руководитель кафедры физиологии академии Иван Павлов.
И мы трепетно храним память о великих учёных, врачах и педагогах, которые трудились в стенах нашей альма-матер. Практически на каждой кафедре есть музей, посвящённый великим медикам, внесшим огромный вклад в науку - чтобы курсанты и студенты академии понимали, насколько большая ответственность лежит на них, преемниках Бехтерева, Оппеля, Павлова.
- Такие имена! А кто сегодня учит великому искусству врачевания?
- И не только врачеванию. Кроме медицинских знаний, педагоги должны прививать общечеловеческие ценности, понятия офицерской чести, что очень важно для курсанта и без чего невозможно стать военным врачом, да и врачом вообще. Поэтому отбор в преподавательский состав у нас жесточайший. Очень трудно выделить несколько фамилий из профессорско-преподавательского коллектива, поскольку практически каждый не только обладатель учёных степеней и званий, но и прошёл обкатку в боевых условиях, в условиях чрезвычайных ситуаций - словом, передаёт учащимся не только теорию, но и реальный опыт военного врача.
Но если всё-таки называть имена, то нельзя не упомянуть профессора Ивана Васильевича Гайворонского, который уже 35 лет заведует кафедрой нормальной анатомии, является заслуженным работником высшей школы Российской Федерации и дважды лауреатом премии Правительства РФ в области образования. Это поистине легендарная личность: под его началом выросло не одно поколение врачей, по его учебникам учатся анатомии в большинстве медицинских вузов.
А вот из молодых преподавателей можно вспомнить заместителя начальника кафедры и клиники военно-полевой хирургии Виктора Александровича Реву, который занимается научной работой, совершенствуясь в мастерстве во время командировок в зону специальной военной операции. Многие его идеи уже внедрены в практику неотложной хирургии.
- Насколько известно, на базе обеспечения учебного процесса Военно-медицинской академии не так давно прошло тактико-специальное учение «Очаг‑2023». Очень характерный термин, сразу понятно, что вы готовите врачей, способных работать в боевых условиях.
- В этом году учение «Очаг» проводилось уже 61-й раз, в нём приняли участие более 900 человек из числа курсантов академии, слушателей и профессорско-преподавательского состава. Традиционно акцент мы делаем на отработке самых актуальных вопросов военной медицины, и сейчас, учитывая опыт специальной военной операции, во главу угла была поставлена отработка и демонстрация навыков тактической медицины в рамках штурмовых действий в населённом пункте. Основные цели: совершенствование полевой выучки, выработка практических навыков в управлении подчинёнными силами и средствами, организация работы медицинских подразделений по приёму раненых, поражённых и больных, выполнение слушателями и курсантами должностных обязанностей по предназначению.
В числе приоритетных в этом году были следующие задачи: освоение практических навыков по организации и оказанию первой, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной медицинской помощи в ходе боевых действий в полевых условиях с учётом опыта, приобретённого в ходе проведения специальной военной операции. Особое внимание уделялось вопросам развёртывания медицинских подразделений в укрытиях, инженерного оборудования и маскировки позиций медицинских подразделений, выполнения лечебно-эвакуационных мероприятий на новых образцах специальной техники ЗСА-Т «Линза» и З-СТС‑5350 «Ахмат» в различных видах современного боя, а также эвакуации пострадавших с поля боя.
- И как прошло учение, чему научились?
- Участники тактико-специального учения «Очаг‑2023» продемонстрировали умение оказывать первую помощь и эвакуацию условно раненых не только в автомобильный транспорт, но и на борт санитарного вертолёта, а также организацию работы медицинского отряда специального назначения в вертолётном модуле. Работа с таким модулем позволяет в кратчайшие сроки переоборудовать любой вертолёт в санитарный вариант. Также впервые на «Очаге» была показана работа передовой медицинской группы медицинского отряда специального назначения.
Её задача - приблизить оказание хирургической помощи к переднему краю, а основное отличие этой группы - мобильность и автономность. Владение навыками военно-полевой хирургии - одной из основных военно-медицинских специальностей - было продемонстрировано на биомодели. Также были отработаны хирургические вмешательства при тяжёлых повреждениях печени, селезёнки и разрыве аорты и многих других, с чем военный врач может столкнуться в боевых условиях.
Кроме того, на базе центра тактической медицины Вооружённых Сил Российской Федерации, размещённого в Красном Селе, по программе «Инструктор по тактической медицине» для личного состава Минобороны, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы, проводятся циклы занятий дополнительного профобразования. Иначе говоря, Центр тактической медицины используется в качестве межведомственной площадки полевой выучки медицинских специалистов всех силовых ведомств по единым стандартам. Особенно это актуально перед выполнением специальных задач.
- На Петербургском международном экономическом форуме упомянули о разработке в стенах академии «инновационного бесклеточного продукта для стимуляции процесса заживления глубоких ран». Растолкуйте, о чём речь?
- Поиск технологий ускорения заживления поражений кожи и мягких тканей актуален и для военной медицины, и для гражданской, поскольку рост количества стихийных бедствий, производственных и бытовых травм приводит к увеличению больных с подобными повреждениями. В этой связи группой исследователей-экспериментаторов из подразделений научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии была разработана и запатентована технология изготовления тканеинженерных продуктов (бесклеточного матрикса из пуповины человека), стимулирующих регенеративные процессы и повышающих эффективность традиционных схем лечения.
Уникальная технология позволяет получить продукт в различных лекарственных формах - матрикс в высушенном виде и гидрогель в жидком виде для внутрисуставного применения и в высушенном виде для наружного применения. И после прохождения клинических исследований на животных было экспериментально доказано, что, например, использование бесклеточного матрикса в виде инъекционного гидрогеля для восстановления травматических повреждений суставного хряща приводит к положительной динамике - способствует формированию в зоне повреждения полноценного гиалинового хряща. Также экспериментально доказано, что полученные продукты способствуют регенеративному типу заживления глубоких кожных ран, формируя зрелый эпителиальный пласт.
Сейчас группа под руководством Хоминца Владимира Васильевича, начальника кафедры военной травматологии и ортопедии, исследует эффективность применения продуктов, изготовленных из пуповины человека, для лечения у пациентов с глубокими повреждениями кожи, и уже есть все основания говорить, что подобная технология является прорывной, что она максимально активизирует резервы организма и его регенеративный потенциал.
- В рамках программы «Приоритет‑2030» Военно-медицинская академия совместно с Главным военно-медицинским управлением создали образовательный портал по лечению боевой патологии. Почему это было так важно?
- Специальная военная операция вскрыла пробелы в подготовке гражданских медиков, вынужденных столкнуться с патологиями, редко встречающимися в мирной жизни. Дело в том, что некоторые, на первый взгляд, довольно специфические дисциплины - такие, как военно-полевая хирургия и военно-полевая терапия, в большинстве медицинских вузов были либо полностью исключены из программ обучения, либо преподавались в ознакомительном порядке, хотя знания этих разделов медицины универсальны и могут пригодиться при лечении не только военных травм и болезней, но и в обычной практике. И врачи Военно-медицинской академии, с первого дня СВО выполняющие свой профессиональный долг как на передовой, так и в прифронтовых госпиталях, с готовностью передают свой опыт гражданским коллегам.
Руководство академии, осознавая необходимость системного характера дополнительного образования для медиков, организовало первую в России уникальную учебно-практическую платформу «Современные методы и алгоритмы лечения ранений и травм» (СМАРТ), объединяющую теорию с отработкой навыков на биообъектах, кадаверном материале и роботах-симуляторах. За пять лет существования СМАРТ‑курсов уже более тысячи специалистов из разных стран, в том числе и из дальнего зарубежья, смогли повысить свою профессиональную компетенцию.
На данный момент ввиду необходимости охвата большой аудитории в рамках программы академического стратегического лидерства «Приоритет-2030» национального проекта «Образование» Военно-медицинской академией совместно с Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны и был создан образовательный портал по лечению боевой патологии. Благодаря порталу любой специалист может ознакомиться с основами военно-полевой хирургии, терапии, военной травматологии и ортопедии, военной нейрохирургии, анестезиологии и реаниматологии. Причём портал постоянно обновляется и пополняется новыми модулями по военно-специальным дисциплинам, естественно, с учётом современных вызовов.
Абсолютно уникальной разработкой являются образовательные модули по военно-профессиональным дисциплинам - военно-полевая хирургия, военно-полевая терапия, военная травматология и ортопедия, военная анестезиология, реаниматология и другие. Образовательные модули, кроме презентаций, видеолекций, которые читают ведущие специалисты Военно-медицинской академии, включают ещё и отработку ситуационных задач, основанных на реальных клинических случаях, и тесты для самоконтроля. Такая подача материала позволяет даже в онлайн-формате соответствовать главному принципу обучения медицине - от теории к практике. Количество курсов постоянно пополняется.
На Образовательном портале также размещены актуальные и востребованные методические материалы «Первая помощь», «Методические рекомендации по лечению боевой хирургической травмы», «Справочник тактической медицины». В практических руководствах по тактической медицине наглядно, в фотографиях и схемах, демонстрируются приёмы и способы оказания самопомощи и взаимопомощи на поле боя. Важно, что эти методические пособия созданы лучшими военными врачами и все рекомендации в них проверены на боевом опыте. Образовательный портал по лечению боевой патологии - уникальная возможность самостоятельно пройти курс обучения по военно-специальным дисциплинам, а также записаться на очные практические циклы, которые организованы в Военно-медицинской академии для широкого круга специалистов.
- Учить тому, что надо знать на войне, не побывав в боевых условиях, конечно же, невозможно. И что подсказывает боевой опыт?
- На сегодня подавляющее большинство преподавателей Военно-медицинской академии уже имеют опыт медицинского обеспечения в боевых условиях. И он регулярно пополняется в ходе многочисленных командировок наших специалистов в зону специальной военной операции, анализируется кафедральными коллективами и используется для корректировки учебных программ дисциплин и практик. Например, сегодня не так уж много чисто огнестрельных ран, зато резко возросло количество сочетанных и осколочных ранений, поэтому упор на освоение методики лечения таких травм, безусловно, усилен.
Значительные изменения коснулись и программ подготовки наших ординаторов. Для них в обязательном порядке сейчас проводится трёхнедельный интенсивный цикл по военно-полевой хирургии, где они учатся работать с самыми распространёнными видами ранений, проводятся дополнительные занятия по нейрохирургии, лечению поражений центральной нервной системы, ожогов, отравлений и так далее, то есть с тем, с чем им придётся гарантированно иметь дело в зоне боевых действий. Курсанты выпускных курсов академии также активно привлекаются к освоению дополнительных профессиональных образовательных программ по специальностям «Хирургия», «Терапия», а также по программе «Инструктор по тактической медицине».
- Академия - это школа высшего медицинского мастерства. Но в ваших стенах проводится ещё и конкурс «Лучшая медицинская сестра академии». Это что, дополнительная нагрузка?
- Этот конкурс проходит ежегодно, начиная с 2002 года, и приурочен он ко Дню медицинской сестры. Безусловно, одной из основных задач является проверка знаний, умений и навыков младшего медицинского состава, поэтому отборочные мероприятия проходят в два этапа: теоретический, во время которого медсёстры отвечают на вопросы за компьютером, и практический, который проводится в нашем суперсовременном симуляционном центре на специальном оборудовании. Компетентное жюри оценивает и то, как медицинская сестра выполняет необходимые манипуляции, и то, как она общается пациентами.
Кроме того, благодаря этому конкурсу у нас появляется возможность не только наградить и поощрить средний медицинский персонал, но высказать признательность и благодарность главным помощникам врачей. Их труд очень важен, потому что милосердие тоже лечит.
- От кого зависит судьба солдата, раненного на поле боя?
- Сначала от медсестры, которая вытащит бойца из пекла. А потом от знаний и умелых рук военных медиков. Но всё во власти Божией.