От лимузина Сталина до «Ауруса» Путина
С некоторых экспонатов, которые можно не только «потрогать руками», но и посидеть в них и порулить (правда, на месте), ограничение «совершенно секретно» было снято чуть ли не накануне старта показа. Всего это 23 несерийных образца и макета «главного» автомобиля страны и порядка полутысячи рисунков и фото таковых, не воплощённых в металле и пластике, стекле и коже, дереве и прочих материалах. Визуальный ряд - с 1922 по 2022 годы - от первого «несостоявшегося» отечественного лимузина Сталина «Ленинград-1» (Л-1) до «предтечи» современного новейшего «Ауруса» Путина. Кстати, «тот самый» Aurus-412312 Senat Limousine, на котором президент приехал на инаугурацию в Кремль 7 мая 2018 года, тоже стал музейным экспонатом.
Секреты под капотом
Уникальность выставки неоспорима, поскольку создание и оснащение автомобиля для первого лица государства - тайна за семью печатями. Так что экспозиция «Дизайн под грифом "секретно"» - единственный в таком роде случай. Как выразился основной организатор необычной экспозиции автоколлекционер и галерист Илья Сорокин, «заглянуть через плечо дизайнера, который создаёт автомобиль для первого лица, - это все равно что посмотреть черновики вариантов государственного гимна, намётки рабочего графика главы государства или проект послания к Федеральному собранию».
Многие штучные экземпляры, не пошедшие «в тираж», видели разве что их создатели, ограниченный круг кураторов от НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ, в редких случаях - сами вожди, генсеки и президенты. Неприглянувшиеся им лимузины почти все были безжалостно порезаны на металлолом. За небольшим исключением.
Например, созданный в ходовом исполнении в 1988 году «перспективный легковой автомобиль высшего класса» ЗиЛ-4102 необычной светлой окраски. Но, оказывается, существовал и экземпляр всё того же «элитного смоляного цвета», который предназначался для последнего советского генсека Михаила Горбачёва, а на светлом должна была разъезжать его супруга Раиса Максимовна.
В машины было привнесено множество продвинутых для своего времени новшеств. На заводе «вороной» седан прозвали «Миша», а золотистый - «Рая». На фоне разгона в этот период пресловутой перестройки новинка позиционировалась её создателями как весьма «демократичное» транспортное средство, не похожее на предыдущие ЗиЛы-«членовозы», - выглядеть должна была относительно скромно, чтобы не раздражать народные массы в условиях повального дефицита и опустевших полок. Машину показали Горбачёву - он фыркнул: ерунда, мол, совсем не то ожидал увидеть. К тому же, развивалась борьба с привилегиями, и государство прекратило выделять заводам средства для работы над моделями высшего класса. В итоге «Мишу» порезали на металл, и от него до наших дней дошло лишь оперение передней части кузова, а «Рае» правдами и неправдами удалось уцелеть.
Впрочем, в первом образце небезызвестного проекта «Кортеж» ЕМП-Лимузин-Пт.А. (2015 год) тоже ещё таятся немалые секреты (ЕМП - Единая модульная платформа для бронированного и обычного лимузина, седана, внедорожника и микроавтобуса, она - тоже экспонат Музея ГОНа; Пт.А. - Прототип А, а отнюдь не «ПуТин» или «ПрезиденТский», как подумали многие). И один из его создателей, главный дизайнер проекта Юрий Черненко (он же начальник управления дизайна НАМИ - Научного автомоторного института - сокращённая аббревиатура от Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, ведущего в РФ в области развития автомобилестроения), наотрез отказался открыть капот этого лимузина. Дабы журналисты не отсняли и не распространили кадры двигателя, по деталям которого возможно было бы сделать определённые выводы о его оригинальных конструкторских особенностях.
Юрий Алексеевич вообще был сдержан в рассказе о своём детище. Даже уклонился от вопроса, утверждал ли «Кортеж» лидер страны: мол, я занимаюсь только дизайнерским направлением, о прочем - не ко мне. Хотя рядом на табличке при экспонате чётко значится: «Осенью 2015 года Прототип А лимузина был представлен Президенту России Путину В.В. и получил положительную оценку».
А вот инициатор выставки Илья Сорокин рассказал, что тогда главе государства были представлены не менее трёх перспективных лимузинов в разном внешнем и внутреннем исполнении, из которых ему «приглянулся» один, он на нём проехал и дал «добро» на дальнейшую разработку. Но на пути к финишу проекта от названия «Кортеж» отказались в пользу сначала «Мономах», а потом осенило: «Аурус» (Aurus - от латинского aurum - золото и Russia - Россия). Это как с самолётом Sukhoi Superjet 100 - для «лучшего восприятия вещи» потенциальными зарубежными покупателями.
Конкурс на лимузин для президента РФ был объявлен в 2013 году. Поступило 120 работ из разных стран мира. Почему и «из-за бугра»? Дело в том, что старая конструкторско-дизайнерская школа была на корню разрушена, и надо было откуда-то почерпнуть идеи, вот и закинули удочки (но это изначально вовсе не подразумевало, что если бы победила заграничная концепция, то российский президент ездил бы на лимузине проекта, условно говоря, американца Байдена, немца Шольца или француза Макрона). Но был и узкий закрытый конкурс, из которого и выбрали лучшее предложение (интересно, что оно отчасти совпало с заявкой, победившей в открытом конкурсе, - то был дизайнерский дуэт молодых россиян и их коллеги из Нидерландов). Все эти работы в том или ином виде представлены сегодня на выставке «Дизайн под грифом "секретно"». «И скорее всего, будут выставлены только один раз исключительно в Музее ГОНа, - подчеркнул Илья Сорокин. - Так что интересующимся следует поторопиться: выставка в 53-м павильоне ВДНХ работает до середины апреля».
Пожелания «клиента №1»
Интересен также вопрос, насколько «заказчик №1» лично влияет на облик своего служебного авто. Особенно с учётом того, что, к примеру, Владимир Путин и сам нередко садится за руль различных транспортных средств - в быту он автомобилист-любитель. Начинал, по его собственному признанию, лихачить ещё студентом на «Запорожце» ЗАЗ-968, счастливо выигранным в 1972 году матерью по 30-копеечному лотерейному билету. Затем были служебные «тачки», а после возвращения из командировки в Германию приобрёл в личное пользование то ли «Волгу», то ли «Вольво» (точно история не проясняет). А в 2005 году купил некогда престижную в народе «Волгу» ГАЗ-21 выпуска 1956 года, и иногда её, отменно отреставрированную на автозаводе в Нижнем Новгороде, немного водит.
Памятно также, как в конце августа 2010 года Владимир Путин в ранге руководителя правительства за рулём жёлтой «Лады Калины Спорт» протестировал 2165-километровую новую трассу «Амур» Хабаровск - Чита (правда, давил на газ не на всём её протяжении, отдыхал, передавая управление водителю-дублёру), и чисто по-автолюбительски тогда высказался: «Машина похожа на цыплёнка, а летает как ласточка».
Но, похоже, главный дизайнер проекта Юрий Черненко не хуже президента знает, какая машина нужна руководителю сверхдержавы:
«Надо понимать, что автомобиль первого лица страны - это в определённой степени её лицо, образ, имидж… И, скажем так, не совсем комфортно было наблюдать, когда после распада СССР наши президенты долгое время ездили на германских бронированных "мерседесах"… И где-то ко второму десятилетию 2000-х пришло понимание того, что страна с такими традициями как Россия просто обязана иметь свой отличный от всех других автомобиль для первого лица.
И задача нам формулируется так: президентская машина должна выглядеть державно, фундаментально, подчёркнуто в русском духе. Что это значит? Её облик должен отражать нашу культуру, менталитет многонационального русского народа, в некотором роде даже его историю. Он - символическое воплощение силы и несокрушимости страны, её мощи, её престижа в мировом сообществе. Лимузин должен вызывать восхищение Россией и особую гордость за неё.
В то же время державность и монументальность, визуально вложенные в такие автомобили, не должны довлеть над прочими качествами русских людей - таких, как доброта, спокойствие, щедрость, бескорыстность, готовность выручить из беды ближнего. Также лимузин должен внушать надёжность и безопасность - выглядеть "защитником". Вот мы и ищем, и вырабатываем такие соответствия, баланс всех этих качеств, их гармоничность.
Предлагается много вариантов, из которых, скажем так, ответственные люди, выбирают лучший. И что касается "Ауруса", то в его облике в основе лежала наша появившаяся в победном 1945 году советская машина ЗиС-110, позже, с развенчанием культа личности Сталина, переименованная в ЗиЛ-110. В частности, её монументальность - это броская, очень заметная высокая решётка радиатора, которую мы не единожды совершенствовали, увеличивали. Она у ЗиСа/ЗиЛа-110 вызывала и трепет, и восторг, и почитание, и мы постарались воплотить это ощущение в нашем проекте. Отказались от предложенных «плоских» вариантов данного элемента, каковыми были, например, ЗиЛы времён Брежнева-Андропова-Черненко или ЗиЛ-41047, который был выпущен в 1985 году для вновь избранного тогда генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва и других членов Политбюро.
Массивные габариты (та самая "крепкая представительность") "авто №1" ограничиваются лишь возможностью его помещения в транспортный самолёт Ил-76. На нём лимузин загодя перевозится перед зарубежной поездкой президента. Но обычно летит не одна, а "не менее двух" таких машин: резерв - а то мало ли что… Подобную "роскошь" могут позволить себе считанные страны».
Испытанному верить
По словам Юрия Черненко, все «Аурусы» прошли полный цикл испытаний на полигоне НАМИ близ подмосковного Дмитрова. Кроме того, кавалькаду из двух «коротких» «сенатов» и одного бронированного лимузина наблюдали при проверке «на морозоустойчивость» в нефтедобывающем Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ), где с ноября по март морозы могут доходить до -45°С, а то и до -55°С. До этого их неоднократно промораживали в специальных холодильных установках Дмитровского автополигона, но по-настоящему выверить надёжность выбранных решений возможно только на реальной дороге и в природных критических минусовых температурах. Аналогично погоняли машины и в жаркой климатической зоне на юге России, а также проверили на высокогорье - как работает двигатель и остальные системы в условиях разрежения. Ведь и мотор, и вся прочая механика «Ауруса» разработаны с нуля.
В этих тестированиях деятельное участие приняли не только штатные испытатели института, но и водители кремлёвского Гаража особого назначения. «Нет, профессиональных гонщиков из различных "Формул" или "Ралли-Дакар" мы не приглашали, - ответил главный дизайнер автоинститута на уточняющий вопрос автора. - Наши испытатели, как и водители ГОНа - сами большие мастера, и я не исключаю, что они могут посоревноваться с различного рода "шумахерами" и в определённых условиях ещё неизвестно кто победит».
В общении с журналистами Илья Сорокин «проговорился», что в 2024 году (а это год выборов президента) НАМИ явит «Аурус-2», который будет иметь существенные внешние отличия от нынешнего первенца:
«Так совпало, что выставка начала работать в дни, когда празднуется 80-я годовщина победы наших войск под Сталинградом. В самые сложные моменты той грандиозной битвы, начиная с сентября 1942 года, на ЗиСе по заданию Сталина уже начали создавать действительно первый лимузин для вождя - триумфальный победный ЗиС-110, который был поставлен на поток в августе 1945-го. Таким образом очевидно, что ни Верховный главнокомандующий, ни директор завода Иван Алексеевич Лихачёв, ни дизайнеры и конструкторы Завода имени Сталина не сомневались в будущей Победе ни секунды. Так что это в наитруднейший период войны была не прихоть, не блажь, а осознанная необходимость. Ведь тогда же, весной 1942 года, Совет народных комиссаров выделил колоссальную по тем временам сумму в 3,6 миллиона рублей на окончание капитального ремонта здания Большого театра.
Казалось бы, до этого ли было, когда война и разруха? А вот до этого! Уже думали о будущем мирном времени после Победы. И тут видится параллель и символичность в том, что и сейчас очень непростые времена, в которые, тем не менее, тоже разрабатывается новая модель президентского автомобиля... Соответственно, история творится на наших глазах».
А вот представитель же НАМИ Юрий Черненко уклонился от ответа на вопрос относительно будущей новинки-2024. Обмолвился только, что «дизайнеры постоянно работают, больше никаких подробностей сообщить не имею полномочий». «Совершенно секретно»!