Вашингтон бьёт чужих, чтобы не боялись свои
Между Мексикой и США случилась вербально-дипломатическая перепалка, которая может иметь далеко идущие последствия. Американские конгрессмены вдруг заговорили о возможности введения войск США на территорию Мексики «для борьбы с наркокартелями». Мексика гневно возмутилась. И было почему: мексиканцы боятся повторения истории более чем 150-летней давности, когда янки захватили, отторгли и присоединили к себе половину тогдашней территории Мексики.
«Визитная карточка» Америки
На днях два сенатора-республиканца, Дэн Креншоу и Майк Вальц, выступили с предложением использовать американскую армию для борьбы с мексиканскими наркокартелями. Повод выбран громкий: в начале марта в пограничном мексиканском городе Матаморос, как предполагается, банда наркоторговцев похитила четверых американцев. Двое из них были убиты, один тяжело ранен и одному удалось спастись. Объяснения конгрессменов просты. Мол, мексиканские власти не справляются с организованной преступностью, которая занимается производством наркотиков и переправкой их в соседние США.
Это подтвердил госсекретарь Соединённых Штатов Энтони Блинкен на прошлой неделе на слушаниях в комитете Сената США. Он напомнил, что 96% объёма, который поступает в США из соседней страны, делает это через официальные пограничные посты. Представители наиболее радикального крыла Республиканской партии требуют, чтобы картели были классифицированы как террористические группы, чтобы оправдать военные действия США на территории соседней страны. Уже сама эта идея, которую администрация Байдена, по словам госсекретаря, исключила, вызвала гнев правительства Мексики.
Реакция президента республики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора была молниеносной. Он категорически отверг такие призывы американских законодателей, назвав их «коварными». «Мы не позволим никакому иностранному правительству вмешиваться, тем более иностранным вооружённым силам вторгаться на нашу территорию», - заявил Лопес Обрадор сразу же после выпада американских законодателей.
И потом ещё в течение пары дней президент обращался к этой теме, повторяя один и тот же тезис о том, что ботинок американского солдата никогда не будет топтать мексиканскую землю. Почему власти Мексики так возбудились?
За выступлением американских конгрессменов есть нечто большее, чем публично объявленное желание разгромить картели. С первого взгляда, мексиканцам могло быть выгодно, если бы США своими вооружёнными силами очистили Мексику от организованной преступности. Но в «атмосфере двусторонних американо-мексиканских отношений» витает нечто другое, а не проблема наркопреступности. Это - намёк на то, что власти Мексики находятся в сговоре с картелями или, по крайней мере, закрывают глаза на их поистине масштабный наркобизнес.
Американцы давно покушаются на то, чтобы принять «военное участие» в борьбе против мексиканских преступных организаций. Янки постоянно продавливают тезис, что власти Мексики при любом президенте замешаны в сотрудничестве с картелями. Американцы педалируют тот факт, что бывший министр внутренних дел Мексики Хенаро Гарсия Луна (в правительстве президента Фелипе Кальдерона) был завербован картелем «Синалоа». В 2019 году Гарсия Луна был арестован в Далласе по обвинению в получении многомиллионных взяток от «Синалоа», а в феврале 2023 года его признало виновным по всем пяти пунктам обвинения федеральное жюри в Бруклине (штат Нью-Йорк). В результате некогда самый высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов Мексики - тот, кто должен был бороться с наркомафией, - признан преступником.
Справка
Наркокартели буквально властвуют над Мексикой. По данным Генеральной прокуратуры Мексики, в стране орудуют девять крупных наркокартелей, которые контролируют 43 подчинённые им гангстерские банды. Главный их бизнес - производство и контрабанда в США фентанила и других видов наркотиков, произведённых не только в Мексике, но и в других странах. Кроме того, банды занимаются похищением людей ради выкупа, в основном богатых иностранцев, сутенёрством и т.д. Обратно в Мексику из США наркобароны везут оружие и боеприпасы.
Коррупция на всех уровнях власти стала «визитной карточкой» Мексики и не является ни для кого секретом. Мексиканцы абсолютно не доверяют власти. Население традиционно видит корень своих и государственных проблем в стремлении государственных чиновников к обогащению за счёт казны и в их связи с наркокартелями, которые при попустительстве и зачастую при содействии властей на разных уровнях действуют практически безнаказанно и ввергли Мексику в пучину насилия и криминального произвола. То, что центральная власть и власть на местах жёстко связана с криминалом, является не просто предположением или допущением в Мексике. Это стойкое убеждение и часть самосознания мексиканцев, основанная на многочисленных явных и скрытых признаках сращивания власти и преступного мира.
И следствие этого самосознания - распространённое среди населения желание усадить на тюремные нары всех, кто имеет отношение к власти.
Преступная «пятёрка» и президент-бессребреник
Как ни крути, это реальный повод думать, что все мексиканские президенты, учитывая реальную силу и финансовые возможности картелей, так или иначе взаимодействуют с преступным миром хотя бы для того, чтобы договориться по тактическим вопросам: кто, кого и где не трогает, и кто, кому и где помогает или не мешает. Но только это не касается нынешнего президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора или АМЛО, как его ещё называют по первым буквам имени и фамилии, который является убеждённым социалистом и ярым противником западной модели устройства государства. Он, собственно, и пришёл к власти на волне своих обещаний покончить с воровской, по сути, президентской властью и работать в интересах мексиканского общества. Лопес Обрадор известен своей щепетильной честностью.
Доказательством тому служит тот факт, что в начале 2021 года АМЛО выступил с беспрецедентной инициативой провести народный референдум по вопросу, следует ли судить ныне здравствующих пятерых его предшественников на высшем государственном посту, которые управляли Мексикой в период с 1988 по 2018 год, в том случае если они совершили какие-либо преступления. Это решение Лопеса Обрадора было способно существенно изменить социально-политическую систему страны и иметь далеко идущие последствия как для самой Мексики, так и для других стран Латинской Америки.
Под судом могли оказаться бывшие президенты Мексики Карлос Салинас де Гортари, Эрнесто Седильо Понсе де Леон, Висенте Фокс Кесада, Фелипе Кальдерон и Энрике Пенья Ньето. Достоянием гласности являются многочисленные, правда, не доказанные юридически, факты коррупции бывших президентов, их связи с наркокартелями, причастности к массовым убийствам и тому подобным преступлениям. Парламент Мексики тогда одобрил инициативу президента Лопеса Обрадора. Верховный суд также признал её законной.
Референдум состоялся в августе 2021 года и… провалился. Не было никакого сомнения в том, что эта идея Лопеса Обрадора будет народом одобрена. Однако гигантские средства, брошенные местным олигархатом и, не исключено, картелями на информационную войну с президентом и его идеей судить экс-президентов, сыграли свою роль. А кроме того, реальный суд был бы очень невыгоден США, поскольку все бывшие президенты Мексики были союзниками США. И потому вполне ожидаемый обвинительный вердикт был бы приговором и для Вашингтона.
Локомотив «левого разворота» и «великие манипуляторы»
АМЛО последовательно действует в рамках своей идеологии. Он стремится реализовать идею социальной справедливости, которая противостоит либеральной модели государства. Президент Лопес Обрадор является одним из главных звеньев регионального процесса, который начался с его избранием в 2018 году и который получил название «левого разворота» Латинской Америки.
После его избрания во многих странах региона в ходе президентских выборов победили кандидаты левой ориентации. Это случилось в Аргентине, Чили, Колумбии, Перу, Боливии, Бразилии. Все левые правительства в этих странах выражают симпатии к России и союзникам России в регионе - Кубе, Венесуэле и Никарагуа. И, что интересно, все они против отправки оружия на Украину, к чему их склоняет Вашингтон. Об этом, в частности, в феврале заявил министр иностранных дел Мексики Марсело Эбрард.
Лопес Обрадор совместно с президентом Аргентины Альберто Фернандесом выступил с инициативой создания «антилиберальной оси Латинской Америки» - некоего неформального клуба стран региона, который бы противостоял навязыванию Соединёнными Штатами своего доминирования в Латинской Америке и либеральной модели общества.
Учитывая все вышеизложенные факторы, Лопес Обрадор - очень неудобный для США президент Мексики, граничащей с США и всегда являвшейся «образцом» того, что бывает со страной Южной Америки, если она не слушается своего северного соседа. При президенте Трампе в Конгрессе и в Белом доме бродила идея объявить мексиканские картели террористическими организациями. Именно эту старую идею экс-президента Трампа возродили два сенатора-республиканца.
Западные эксперты полагают, что жизнеспособность этой инициативы невелика, поскольку, мол, верхняя палата контролируется Демократической партией. Но, думается, это ошибочное мнение. Демократы проголосуют за любую инициативу, будь она даже республиканской, если это будет им выгодно в данной конкретной политической конъюнктуре. А это им выгодно.
США пытаются манипулировать ситуацией в Мексике. В любой момент, когда политика властей Мексики по тем или иным вопросам их не устраивает, они вынимают из рукава карту «причастности властей к картелям», чтобы шантажировать официальный Мехико. Тем более, намереваясь отнести мексиканские наркокартели к террористическим организациям, США развязывают себе руки в отношении соседней страны. Дальше - дело времени.
Разговор об отправке армии США в Мексику - это не просто болтовня конгрессменов. Во-первых, это зондаж реакции Мехико и международного сообщества на реальное приготовление к интервенции. Во-вторых, это демонстрация «силы» США, и в частности, администрации Байдена, который показывает, что он может справиться с наркотрафиком. Это часть предвыборной кампании, как ни парадоксально, обеих противоборствующих сторон - и демократов, и республиканцев. Кто выиграет выборы, тот и «подберёт с земли» знамя борьбы с мексиканскими террористическими наркокартелями. В-третьих, это борьба США против одного из локомотивов «левого разворота». Штаты хотят в очередной раз показать всем в Латинской Америке, кто там хозяин.
Из «фентаниловой войны» в войну захватническую?
Есть ещё одна опасность, которой боятся мексиканцы - это историческая память о настоящей войне между США и Мексикой в 1846-1848 годах.
Справка
В 1836 году Техас провозгласил независимость от Мексики и изъявил желание присоединиться к США. Мехико не признавал независимость Техаса и вплоть до 1845 года рассматривал его как свою мятежную территорию. Официальный Вашингтон тоже до 1845 года тянул с решением, лишь после внутренних споров и размышлений аннексировал Техас, признав его 28-м штатом США.
Так образовалась спорная территория между реками Нуэсес и Рио-Гранде. Аннексировав Техас, США унаследовали этот территориальный спор с Мексикой, из-за чего американо-мексиканская война и началась.
Всё закончилось поражением Мексики, которая потеряла почти половину своей территории - гринго захватили и другие исконно мексиканские земли, получив выход к Тихому океану. Сегодня на этих землях находятся штаты Колорадо, Канзас, Нью-Мексико, Техас, Вайоминг, Юта и Оклахома.
В Мексике ту войну до сих пор называют интервенцией Соединённых Штатов, а в США скромно именуют Мексиканской войной, понимая, что они просто оттяпали кусок чужой территории, никогда им не принадлежавшей.
В нынешних геополитических условиях растущей конфронтации сторонников однополярного мира во главе с США и НАТО против сторонников многополярного мира во главе с Россией и Китаем мексиканцы не исключают возможность новой американской интервенции под предлогом «предотвращения наркотрафика в США». Так, как они поступили в прошлом веке, вторгнувшись на маленькую Гренаду и в Панаму, совершая чужими руками перевороты в Чили и Гватемале, устанавливая диктаторские режимы в Аргентине и Бразилии, создавая антиправительственные вооружённые бандформирования против Кубы, Никарагуа и Венесуэлы…
Всем - и мексиканцам тоже - хорошо известно, что бывает со страной, куда ступают армейские берцы янки для «борьбы с терроризмом». Разрушенные Афганистан, Ливия, Сирия и Ирак - яркие примеры. «Маленькая победоносная война» нужна любому американскому президенту, тем более в той стране, откуда исходит угроза процветанию преступности и наркомании в самих Соединённых Штатах. Президент Лопес Обрадор в разгар «фентаниловой войны» спросил: «Почему они (США) не решают эту проблему? Почему не борются с распространением фентанила и незаконным оборотом оружия в самих США?» Ответа не последовало, но неприятный осадок, как и серьёзный повод для тревоги, остался.