ОПЕК+ отдала предпочтение Дональду Трампу
Лидирует в этом списке Саудовская Аравия, как и Россия, принявшая решение о сокращении добычи на 500 тысяч баррелей в сутки. За ней следуют Ирак (211 тыс. барр. в сутки), ОАЭ (144 тыс. барр. в сутки), Кувейт (128 тыс. барр. в сутки), Казахстан (78 тыс. барр. в сутки), Алжир (48 тыс. барр. в сутки), Оман (40 тыс. барр. в сутки) и Габон (8 тыс. барр. в сутки). Нефтяные аналитики подсчитали: в целом страны-экспортёры до конца года сократят суточную добычу чёрного золота более чем на 1,6 млн баррелей. С учётом уже заключённых в прошлом году соглашений ежедневное сокращение добычи нефти странами ОПЕК+ составит свыше 3,6 млн баррелей нефти.
Специалисты сразу же заговорили о тройном ударе, который нанесли по Соединённым Штатам арабские страны во главе с Саудовской Аравией. Во-первых, падение добычи уже привело к росту цен и усилению инфляции в США. Так, цены в среднем повысились более чем на 7,1%, то есть до 81 доллара за баррель нефти марки WTI и до 85 долларов за нефть марки Brent. По прогнозам компании Golden Sachs, к концу текущего года баррель нефти будет стоить 90-95 долларов, а к концу 2024 года цена может перевалить за стодолларовую отметку.
При этом считается, что арабы стремились не столько повысить цены, сколько сдержать их падение, которое продолжалось достаточно долго из-за мрачных перспектив на мировых рынках, ставших следствием кредитно-денежной политики США. Так что снижение производства нефти было предпринято вовсе не для того, чтобы «уесть» американцев или наказать их за традиционно неуважительное отношение к арабскому миру. Прежде всего арабам было необходимом предпринять превентивные меры для защиты национальных интересов, чтобы сохранить доходы от продажи нефти, на которые они живут, и сделать всё возможное, чтобы предложение не превышало спрос на нефть. Причём с учётом краха американского банка Silicon Valley и принудительного поглощения Credit Suisse банком UBS действовать надо было оперативно.
Во-вторых, и это очевидно, Эр-Рияд совместно с другими нефтедобывающими арабскими странами осуществил чёткий поворот лицом к Китаю и прежде всего к России. Теперь, пишет британская Financial Times, должна будет возобновиться едва затихшая свара между саудовцами и американцами, возникшая вслед за резким падением добычи нефти осенью прошлого года.
Министр финансов США Джанет Йеллен уже выразила недовольство, назвав соглашение о сокращении добычи нефти «неконструктивным актом», который может нанести ущерб борьбе США с инфляцией. «Думаю, что ОПЕК приняла прискорбное решение, которое вряд ли поможет американо-саудовским отношениям», - заявила Йеллен. Вместе с тем, ни Эр-Рияд, ни Вашингтон не настроены на окончательный разрыв. В-третьих, саудовцы вместе с остальными арабами фактически перешли на сторону Москвы, снизив тем самым воздействие западных санкций на Россию. В результате, как предсказывают, Запад будет сдавать позиции под давлением инфляции, а Россия зарабатывать деньги, сближаясь с Саудовской Аравией, которую Джозеф Байден оттолкнул от Америки, возможно, из-за очередного старческого каприза.
Среди других важных последствий аналитики отмечают утрату Соединёнными Штатами контроля за ситуацией в Персидском заливе в частности и на нефтяном рынке вообще - видимо, для восстановления статус-кво Пентагон и отправил в Персидский залив атомную субмарину. Но поможет ли политика подводных канонерок на этот раз? Не факт, поскольку, как уже было отмечено, эпоха гегемонии США на рынке чёрного золота вплотную подошла к закату, поскольку против выступили ведущие производители и экспортёры нефти. Причин для такого демарша более чем достаточно: слишком долго Запад удерживал арабские страны в узких рамках своей гегемонии, выкручивая им руки.
Грабительская политика США проявляется в постоянном шантаже и раздувании всевозможных кризисов и конфликтов, в произвольном повышении ставок, отказе от учёта законных интересов стран-производителей нефти, а в последнее время - ещё и в вытеснении с европейского рынка российских энергоносителей, чтобы освободить место для американских. При этом никто не застрахован, что такой же приём завтра не будет использован против других экспортёров.
Не секрет, что администрация демократа Джозефа Байдена восприняла решение ОПЕК+ крайне болезненно ещё и потому, что за действиями саудовского кронпринца Мухаммеда бен Сальмана, который де-факто исполняет обязанности своего престарелого отца короля Сальмана, как поддержку Дональда Трампа, с которым у наследника престола сложились деловые и даже в чём-то патерналистские отношения.
И ещё один, как представляется, важный сигнал, который Эр-Рияд направляет Западу посредством снижения добычи нефти. Не исключено, что таким образом саудовцы дают понять, что не позволят странам-импортёрам во главе с США и здесь установить потолок цен на нефть, как это они провернули в случае с морскими поставками российской нефти, установив ценовой потолок на уровне 60 долларов за баррель.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.