Американская «морковка», или Чем Байден соблазнял Моди
На некоторое время государственный визит Нарендры Моди в США стал чуть ли не главной мировой новостью. Да и принимали индийского премьера в Вашингтоне на славу: второй раз в истории американо-индийских отношений Моди был удостоен очень большой, по американским меркам, чести выступить на совместном заседании Конгресса. А по завершении визита стороны заявили о «всеобъемлющем и глобальном стратегическом партнёрстве».
Так что есть определённые основания признать визит Моди в Вашингтон содержательным:
- индийским и американским дипломатам удалось снять негативное влияние разногласий прошлых лет;
- США признали потенциал Индии как мировой державы и её влияние на баланс сил в Азии, где возрастающую обеспокоенность Вашингтона и Дели вызывает напористый Китай;
- обе страны намерены активно развивать сотрудничество в сфере обороны, производства чипов и искусственного интеллекта;
- в совместном заявлении Дели удалось провести формулировку, обязывающую стороны соблюдать международные законы в Индо-Тихоокеанском регионе, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву. Хотя Вашингтон предпочёл бы формулировку «международный порядок, основанных на правилах», поскольку США не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву и руководствуются исключительно американским законодательством.
И всё-таки заявленное «близкое партнёрство» представляется достаточно хрупким при отсутствии консенсуса между Вашингтоном и Нью-Дели по ряду ключевых вопросов современности.
Во-первых, стороны по-разному понимают цели взаимного сотрудничества. Не секрет, что США намерены использовать Индию для экономического и военного сдерживания Пекина и, по возможности, в качестве страны - заменителя Китая в глобальной производственной цепочке. Индия же совсем не в восторге от роли «пушечного мяса» в стратегии США.
Во-вторых, Вашингтон готов предоставлять помощь Нью-Дели не сразу, а поэтапно, что даёт возможность в любой момент приостановить сотрудничество, если Индия выйдет из-под контроля и начнёт свою игру;
В-третьих, Вашингтону не удалось добиться поддержки индийской стороной линии США в войне на Украине.
Однако Индия категорически отказалась от предложения США занять почётное место в группе «НАТО плюс пять», включающей сам альянс, а также Австралию, Новую Зеландию, Южную Корею, Израиль и Японию. Кроме того, Индию не вдохновляет идея администрации Джо Байдена о расширении сферы глобальной ответственности альянса от Евроатлантики до Индо-Тихоокеанского региона. Отказавшись от такой сомнительной чести, Индия дала понять, что ценит свою независимость выше всего и намерена оставаться на позициях национального суверенитета.
При этом военно-техническое сотрудничество остаётся козырной картой США в диалоге с Индией. Также в ходе визита были согласованы весьма амбициозные программы двустороннего сотрудничества в высокотехнологичных областях - таких, как авиастроение (двигатели), искусственный интеллект, космос, зелёные технологии, микрочипы и полупроводники.
На кураже Байден подчеркнул, что США теперь готовы поставлять Индии то, что они «приберегают только для своих ближайших союзников». Примечательно, что эта новость была положительно воспринята индийским частным сектором, который заинтересован в такого рода проектах. В результате напрашивается вывод: если ничего не произойдёт, отношения США с Индией в следующем десятилетии будут отличаться более высокой динамикой и масштабами сотрудничества.
С другой стороны, Вашингтон рассчитывает постепенно снижать уровень сотрудничества Индии с Россией, Китаем, КНДР, а также Ираном. И сотрудничество в области высоких технологий является серьёзным инструментом для достижения этой цели. Непосредственными областями американо-индийского сотрудничества намечаются:
- разработка дорожной карты ускорения технологического сотрудничества между двумя странами для совместной разработки проектов, связанных с реактивными двигателями, технологиями производства боеприпасов и другими системами военного назначения. США уже одобрили заявку от General Electric на совместное производство реактивных двигателей, предназначенных для индийской авиации;
- укрепление долгосрочного сотрудничества в области оперативного использования систем безопасности и разведывательного наблюдения на море;
- запуск «инновационного моста», который соединит американские и индийские оборонные стартапы в гражданском и военном секторах.
Одновременно Ассоциация полупроводниковой промышленности США (SIA) и Индийская ассоциация электроники и полупроводников (IESA) объявили о планах сформировать в частном секторе целевую группу, которая укрепит сотрудничество между двумя странами в глобальной полупроводниковой экосистеме. Напомним, что Индия уже является крупным центром исследований полупроводников, проектирования микросхем и разработки соответствующего оборудования.
Кроме того, США и Индия ещё в июне пришли к согласию о заключении многомиллиардной сделки на поставку вооружений. Индия намерена увеличить закупки военной техники американского производства, отдавая предпочтение высокотехнологичным БПЛА - речь о беспилотниках MQ-9B Reaper, а общая стоимость контракта оценивается в три миллиарда долларов. И это помимо поставок полупроводников, аэрокосмической продукции и систем искусственного интеллекта.
В результате, выступая в Конгрессе, Нарендра Моди вынужден был признать, что США де-факто уже стали основными партнёрами Индии в оборонной сфере. Не исключён и обмен разведданными между двумя странами.
Заметим, что на 54-м Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже крупнейшей сделкой в истории гражданской авиации стало приобретение ведущей индийской авиакомпанией Air India самолётов Boeing и Airbus. У американской корпорации будет закуплено 220 самолётов на общую сумму 34 миллиарда долларов. Размах, что и говорить, соответствует статусу мировой сверхдержавы. И её запросам.
Не исключено, что сотрудничество между Вашингтоном и Нью-Дели может повлиять на интерес Индии к российским системам вооружений, которые на протяжении десятилетий пользовались спросом. Показательно и то, что ранее Индия пыталась замкнуть оборонный сектор на внутренний рынок и стимулировать отечественных производителей на создание собственных образцов вооружений. Но концепция, похоже, меняется. И контекст современных событий не позволяет игнорировать этот процесс. Москве есть что терять.
Как известно, в 2021 году с Нью-Дели было заключено межправительственное соглашение о программе военно-технического сотрудничества, рассчитанное до 2030 года. И пока что Индия остаётся крупнейшим партнёром России в оборонной сфере: портфель индийских заказов на начало 2022 года в денежном эквиваленте превысил 14 миллиардов долларов, что составляет примерно четверть всех поставок российских вооружений за границу.
В то же время переговоры между индийской и американской сторонами продемонстрировали, что военно-технологическая экспансия США будет продолжаться. И, скорее всего, после Байдена тоже. Поскольку, не соблазнив Индию, Вашингтон не сможет противостоять Китаю и России.