«Леопарды» горят за милую душу
На переплавку
В начале года германский еженедельник Der Spiegel «проговорился» о планах правительства поставить Киеву танки Leopard 2. Речь шла всего о 14 боевых машинах. Эту новость подхватили другие западные СМИ, а вскоре стало известно о прибытии в Европу первых украинских экипажей для обучения на основных танках НАТО. О готовности передать «Леопарды» Украине заявили 12 стран, в арсеналах которых сотни таких боевых машин. Но помогут ли немецкие «дикие кошки» одержать «перемогу» ВСУ? Как показали последующие события - не факт.
Напомним, что бронированные «дикие кошки» впервые оказались на Украине ещё в 1943 году под Курском. Тогда полчища гитлеровских «Тигров» и «Пантер» попытались сдержать наступление Красной армии, но ничего из этого не вышло. Последняя фашистская «кошка» покинула Украину в 1944 году. А те, что ржавели на бескрайних просторах от Курска до Мукачево, стали сырьём для чёрной металлургии.
Спустя 80 лет европейские политики решили снова запустить на украинскую землю танки с крестами, среди которых самый опасный - Leopard 2A6. Это серьёзная боевая машина, и относиться к ней надо, как к достойному противнику. Но когда пытаются доказать, будто против «Леопардов», «Абрамсов», «Челленджеров» и «Леклерков» наши танки беспомощны якобы из-за устаревших систем управления огнём и прицелов, надо учитывать, что исход боя в первую очередь зависит от мастерства и отваги экипажа.
В марте 1943 года под Харьковом войска Воронежского фронта впервые встретились с «Тиграми» и «Пантерами», которые могли поражать наши Т-34/76 в лобовую проекцию с расстояния более полутора тысяч метров. При этом «тридцатьчетвёрки» «Тигров» и «Пантер» в лоб не брали - только в борт, да и то с близкого расстояния. Тем не менее, победу одержали именно наши экипажи. Подтвердить это могли бы многочисленные трофеи, после войны все пошли в переплавку.
На ходу остался только один - из музея House of the Tank в британском Бовингтоне, да и тот был собран благодаря небескорыстной помощи аферистов из подмосковной Кубинки, продавших английским коллекционерам запчасти «Тигра» из музейных запасников. А вот легендарные «тридцатьчетвёрки» в некоторых странах до сих пор стоят на вооружении.
Но вернёмся к «Леопарду» и попробуем разобраться, что в этом танке заслуживает интереса.
Родословная хищников
После окончания Великой Отечественной на вооружении армии ФРГ стояли американские танки М47 и М48 Patton в различных модификациях. Как и в случае с любой другой техникой из США, по мере эксплуатации затраты на их содержание стали возрастать в геометрической прогрессии, что не устраивало командование бундесвера. И тогда было решено создать собственный танк. На его разработку ушло примерно 10 лет, и 1 октября 1963 года по традиции, принятой в немецком танкостроении, было присвоено имя очередной дикой кошки - Leopard. Серийное производство этих машин продолжалось до 1979 года компаниями Krauss-Maffei и Krupp MaK. За это время бундесверу было передано 2437 «Леопардов», а ещё 1424 таких танка было поставлено на экспорт в семь стран.
При отработке конструкции нового «Леопарда» немецкие инженеры искали недорогие, но надёжные решения, создавая экспериментальные образцы со 105-, 120- и 152-мм нарезными и гладкоствольными пушками, с различными силовыми установками и подвесками. После длительных испытаний Leopard 2 был принят на вооружение, а генеральным подрядчиком по их выпуску стала германская компания Krauss-Maffei, добившаяся оптимальной себестоимости производства.
Главным требованиями при разработке танка Leopard 2 было сочетание высокой мобильности и огневой мощи. В то же время после применения танков на Ближнем Востоке стало ясно, что необходимо уделять внимание и защите. Поэтому танк получил относительно компактный корпус с большими углами наклона лобовых бронедеталей - так, верхняя лобовая бронедеталь толщиной 70 мм имела угол наклона 80°.
Борта корпуса выполнили из гомогенной катаной броневой стали толщиной 70 мм, а размещённые за ними укладки и топливные баки повысили уровень защищённости, особенно против кумулятивных боеприпасов. Борта над ходовой частью дополнительно защитили экранами.
Конструкция днища сделана таким образом, что при подрыве мины под гусеницей взрывная волна рассеивается в стороны. Носовая часть до второго узла подвески имеет толщину броневой детали 60 мм, остальная часть днища - 20 мм. У крыши толщина брони составляет 20 мм, а кормовой лист корпуса - 40 мм.
Башня танка Leopard 2 сварена из листов броневой стали, расположенных вертикально. Лобовые детали имеют уклон в стороны. Такая конфигурация башни выбиралась для оптимизации внутреннего объёма, необходимого для включения модулей разнесённой брони. Лобовая часть по стойкости эквивалентна 490 мм гомогенной катаной брони при воздействии бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) и 710-800 мм - при воздействии кумулятивных боеприпасов.
Борта башни от люков до кормы, а также кормовой бронелист имеют толщину от 50 до 25 мм и способны защитить экипаж от попадания осколков и снарядов малого и среднего калибров.
Экипаж танка Leopard 2 включает 4 человека: механик-водитель, место которого в носовой части корпуса справа, наводчик, заряжающий и командир танка (размещаются в башне). В принципе размещение экипажа в «Леопарде» такое же, как в танках Т-55 и Т-62, только у нас механик-водитель, наводчик и командир размещены слева от пушки, а в «Леопардах» - справа.
Автору этого текста довелось побывать в различных модификациях второго «Леопарда», включая Leopard 2A7+. По личному впечатлению, самое удобное место у механика-водителя, правда, начиная с модификации Leopard 2A6M, комфорт был потерян. Для повышения выживаемости при подрывах на минах на новых модификациях танка конструкторы убрали кресло, а механика-водителя подвесили на лямках типа парашютной системы, которые он надевает до посадки, а потом пристегивается внутри карабинами. Надо отметить, что вот так болтаться внутри танка очень неудобно.
Танк повышенной комфортности
Наиболее распространённая и популярная у немецких танкистов модификация «Леопарда» - Leopard 2A4, выпускавшийся с декабря 1985 года. Главное внимание в этой машине уделено пассивной защите. Детали с разнесённой бронёй заменены деталями с многослойным бронированием, а лобовые детали корпуса по стойкости эквивалентны 600 мм гомогенной катаной брони при ударе БПС и 710 мм при воздействии кумулятивными боеприпасами.
В качестве основного оружия машина сохранила 120-мм гладкоствольную пушку Rh 120/L44, а сам танк получил новый цифровой баллистический вычислитель системы управления огнём (СУО) вместо аналогового. Кроме того, в состав комплекса вооружения включена система встроенного контроля выверки прицелов, которая может применяться даже в ходе боя. Правда, как признавались сами немецкие танкисты, они ей практически не пользуются. По их мнению, «линейка танков Leopard 2 закончилась на модификации 2A4, а всё, что было сделано после этой машины - малопригодно для серьёзных боевых действий».
Основой пятой модификации Leopard 2, работы над которой были начаты в 1988 году, стало усовершенствование защищённости и командной управляемости. В результате Leopard 2А5 отличается дополнительным бронированием лобовой части башни и бортовых деталей, на которых были установлены дополнительные модули массой почти в 2 тонны. По оценкам немецких специалистов такая толщина брони лобовой проекции башни эквивалентна 920-940 мм гомогенной катаной брони при воздействии БПС и 1730-1960 мм - для кумулятивных боеприпасов.
В результате оснащения новой модификации танка дополнительным бронированием масса машины возросла до 59,5 тонны, что не осталось без последствий. Прежде всего резко сместился вперёд центр тяжести из-за дополнительной защиты на лобовой части корпуса и башни, что привело к увеличению колебаний носовой части при движении по пересечённой местности. Это увеличило нагрузку на передние узлы подвески, которая чаще стала выходить из строя.
Рабочее место механика-водителя Leopard 2А5 оснастили камерой заднего вида и новой сдвижной крышкой люка для более надёжной защиты. Однако установка дополнительных броневых модулей на башню лишила этот люк функциональности - механик-водитель теперь не может ни занять своё рабочее место, ни покинуть его - мешает дополнительная броня на башне. А занимает и покидает механик-водитель своё место через люк командира.
Наиболее важным изменением СУО обновлённого танка стало появление электромеханических приводов пушки и башни вместо гидравлических. Благодаря чему повысилась живучесть машины из-за отсутствия угрозы возникновения взрывоопасной аэрозоли гидрожидкости при повреждении трубопроводов.
Ещё одним усовершенствованием СУО стала установка нового командирского прицела, в который интегрирован тепловизионный канал. Это позволило командиру экипажа находить цели и вести огонь в тёмное время суток. Пушка на танке Leopard 2А5 осталась прежней, но с модернизированными противооткатными устройствами. Пятая модель «Леопарда» стала первым немецким танком, оснащённым простой навигационной системой GPS для определения текущего местоположения. После модернизации численность Leopard 2А5 в бундесвере была доведена до 350 единиц. Сколько из них окажется на Украине, пока неизвестно.
«Юбка» для «Леопарда»
Шестая модификация «Леопарда» создавалась на основе танка Leopard 2A5 путем замены старой 120-мм пушки и модернизации СУО для учёта изменившейся баллистики. Любопытно, что новую пушку пришлось устанавливать после скандала, разразившегося в начале 1990-х годов, когда в Западную Германию попал образец советского танка Т-72С. После стрельбы по нему из «Леопарда» с дистанции 1000 м русский танк не получил ни одной пробоины в лобовой проекции.
Была срочно создана новая пушка со стволом, удлинённым до 55 калибров, при выстреле из которой начальная скорость бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) оказалась почти на 100 м/с больше. Правда, масса ствола при этом возросла на 157 кг, что сместило вперёд центр тяжести танка. Из-за увеличившейся на 130 см длины ствола и его массы возросли линейные ускорения пушки и башни, что привело к снижению точности стрельбы с ходу и необходимости выверки прицелов после 6-8 выстрелов.
Казалось бы, ничего страшного - есть встроенная система выверки, которую на прежних «Леопардах» никто не применял за ненадобностью. Но она использует зеркало на дульном срезе ствола, на которое при движении летит грязь из-под гусениц, после чего система перестаёт работать. Проблему попытались решить, установив на носовой части корпуса резиновые «юбку» и подкрылки, снижающие вылет пыли и грязи. Однако эти «юбки» так и не прижились. За схожесть во фронтальной проекции этой модификации с российским Т-80У танк в шутку прозвали «Leopard 80». Как отмечают сами немцы, Leopard 2A6 оказался самой плохой версией «Леопарда 2».
Кто победит?
Бытует мнение, будто невозможно в короткие сроки, которые были отведены для переучивания украинских экипажей на танки типа «Леопард 2» (до 3 месяцев), подготовить экипажи. Это не совсем так. Надо понимать, что переучиваться поехали танкисты, имеющие опыт службы на советских танках типа Т-64, Т-72 и Т-80, а некоторые и боевой опыт. Поясню: чем современнее танк, тем проще им управлять. Конструкторы от модели к модели упрощают боевые алгоритмы, сокращая количество операций для подготовки первого и последующих выстрелов, оснащают боевые машины автоматикой, облегчающей работу экипажей.
Но чтобы автоматика не отказала в бою, её надо уметь готовить к работе. А вот этому за три месяца не научиться. Чем проще действия в бою, тем сложнее процесс подготовки техники к бою. В армии США, например, экипажи танков к подготовке техники вообще не допускают. Как признаются американские танкисты, командир танка у них зачастую даже не знает, как настроить частоту на радиостанции. Ему известна только одна кнопка: «Power ON - Power OFF». А готовят технику к боевому применению специальные подразделения.
Во время командировки в ОАЭ, где я был инструктором на БМП-3 в бронетанковой школе, бок о бок с нами работали французы, обучая арабов на танках Leclerc-Tropic. И если при возникновении неисправностей на наших БМП мы устраняли их сами, то французы даже при самой простой неполадке вызывали трейлер и отправляли Leclerc в ремонтные мастерские, а иногда на завод-изготовитель в Версаль, откуда танки возвращались через несколько месяцев.
В связи с этим вопрос: а кто на Украине будет ремонтировать «Леопарды»?
Средства поражения
Как известно, абсолютно защищённых танков не бывает. К тому же, вряд ли существует другой вид военной техники, на уничтожение которого нацелен такой большой арсенал средств поражения: противотанковые мины, наземные, авиационные, переносные и самоходные ракетные комплексы, противотанковая артиллерия, РСЗО с самонаводящимися снарядами, гранатомёты и реактивные гранаты, дроны-камикадзе и барражирующие боеприпасы. Сможет ли устоять против этого арсенала Leopard, пусть даже самой последней модификации? Вряд ли, потому что любой танк имеет уязвимые места. Хорошо подготовленный экипаж, конечно же, постарается не подставляться под огонь неприятеля, но всё это до той поры, пока не найдётся хорошо подготовленный «укротитель Леопардов».
«Леопарды» разных модификаций стали применяться с начала «контрнаступа», и в первый же день Минобороны РФ сообщило, что сразу же было уничтожено 8 «Леопардов» и большое количество БМП Bradley американского производства. Были среди выведенных из строя «Леопардов» и танки модификации 2А6. Так что ожидаемое «германское чудо» не состоялось. И тогда в ход пошла пропаганда: после неудачного дебюта «Леопардов» на Украине министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок порекомендовала не называть «Леопарды», воюющие на Украине, «немецкими танками» - теперь, дескать, это украинские танки. Однако компания-производитель Krauss-Maffei Wegmann уже понесла убытки, её акции сильно просели.
Как стало известно, часть «Леопардов» подорвались на минах, грамотно установленных дистанционным способом. Другие были уничтожены противотанковыми ракетами «Вихрь» с вертолётов армейской авиации. Были случаи поражения танков артиллерией и переносными ПТРК.
И теперь, после первых неудач, танкисты ВСУ не сильно рвутся в бой на танках западного образца. Вот откровения одного из них, опубликованное в телеграмм-канале (нецензурные слова пришлось убрать):
«…Брат звонил, танкист на Leopard. Стараемся, говорит, ломать танки. Песок в фильтра сыпят, задом на мину заезжают и т.д. «…русня, як сказилися, тiльки бачать леопарда - *уярять з чого тiльки можна. Артою, градами, ланцетами, дронами. Тiльки виїхав на леопарді - йому …. З гарантією. Тому хлопці і не хочуть кататися на них. На леопарді - смертник без варіантів».
Полагаю, перевод не требуется. Восемьдесят лет лязг гусениц немецких танков не был слышан в наших краях. Но история, как известно, имеет свойство повторяться. Для немецкого танкового гения и на этот раз в виде трагедии. Горят «Леопарды» за милую душу.