«Сталинские соколы» против асов Геринга
© waralbum.ru
Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб открыл боевой счёт на Курской дуге.

«Сталинские соколы» против асов Геринга

В битве над Курской дугой авиация Красной армии окончательно и бесповоротно завоевала стратегическое господство в воздухе. Этому способствовало появление лучших самолётов и хорошо подготовленных лётных кадров
08 июля 2023, 07:45
Реклама
«Сталинские соколы» против асов Геринга
© waralbum.ru
Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб открыл боевой счёт на Курской дуге.
Читайте нас на: 

Превосходство в бою

Понятие «господство в воздухе», по аналогии с «господством на море», стало утверждаться в годы Первой мировой войны после массового применения авиации. В научный оборот термин ввёл итальянский военный теоретик Джулио Дуэ, который утверждал, что авиация должна играть в войне ведущую роль. В СССР понятие «господство в воздухе» получило признание после проведения манёвров под Бобруйском в 1929 году.

Уже в грандиозной битве под Москвой в 1941 году советские ВВС завоевали оперативное господство в воздухе (в основном за счёт наращивания авиационной группировки на московском направлении), а затем в Сталинградской битве - при срыве попыток немцев снабжать окружённую группировку Фридриха Паулюса по воздуху. При этом советская промышленность продолжала увеличивать производство новых самолётов (истребители стали поступать и по ленд-лизу - Р-40 «Томагаук», Р-39 «Аэрокобра»), а военные училища и школы - готовить лётчиков, которым ещё предстояло достичь стратегического господства.

17 апреля 1943 года начались напряжённые бои над Таманским полуостровом (Кубанское воздушное сражение), которое должно было способствовать наступлению войск Северо-Кавказского фронта. Именно тогда была реализована основная формула воздушного боя времён Второй мировой войны «Высота - скорость - манёвр - огонь», автором которой считается Александр Иванович Покрышкин. В этих боях советская авиация уничтожила более 1100 немецких самолётов, что существенно подорвало воздушную мощь врага, и не позволило немцам к началу наступления под Курском создать численное превосходство в воздухе.

При освобождении Таманского полуострова стрелков-гвардейцев 2-й дивизии с воздуха прикрывал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Единственный полностью женский полк.
© waralbum.ru
При освобождении Таманского полуострова стрелков-гвардейцев 2-й дивизии с воздуха прикрывал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Единственный полностью женский полк.

К началу битвы немецко-фашистское командование перебросило под Курск значительные авиационные силы, в результате авиагруппировка противника в этом районе превысила 2 тысячи самолётов. Но добиться численного перевеса в воздухе противнику не удалось - советская сторона противопоставила неприятелю около 3 тысяч самолётов. Кроме того, по плану Ставки ВГК в мае и июне были проведены две крупные воздушные операции с целью уничтожения авиации противника на аэродромах.

Борьба за господство в воздухе развернулась на фронте протяжённостью в 1200 километров. Массированными авиаударами по аэродромам и в воздушных боях советские ВВС уничтожили 506 самолётов противника (25% авиагруппировки, сосредоточенной на этом направлении), советские потери составили 122 самолёта. В результате были созданы важные предпосылки для завоевания стратегического превосходства в воздухе.

Истребитель для асов

Курская битва началась утром 5 июля, и борьба с авиацией противника сразу же приняла ожесточённый характер. Над районами боевых действий на направлениях главных ударов действовало с обеих сторон около 4 тысяч самолётов. Нередко над полем боя находилось одновременно до 200-300 самолётов различных типов.

В воздушных боях лётчики всех шести советских воздушных армий, участвующих в Курской битве, проявляли отвагу и высокое мастерство, а освоение новых скоростных и манёвренных истребителей (Як-3, Ла-5), снабжённых приёмо-передающими устройствами, позволило лётчикам-истребителям применять высокоманёвренные, эшелонированные по высоте боевые порядки, в которых действовали группы различного тактического назначения: ударные, прикрывающие, резервные. Каждая ступенька такого боевого порядка, получившего название «этажерка», выполняла строго определённую функцию: если вражеским самолётам удавалось уйти из-под удара одной ступеньки «этажерки», они тут же попадали под огонь другой.

Истребитель Як-3.
© waralbum.ru
Истребитель Як-3.

К началу Курской битвы одним из лидеров среди истребителей, сражавшихся на советско-германском фронте, был советский Ла-5. «Ахтунг, ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!» («Внимание, внимание! Ла-5 в воздухе!») - такое предупреждение впервые прозвучало ещё в сталинградском небе. Германские лётчики и авиаконструкторы с неприятным удивлением обнаружили, в какого страшного противника превратился знакомый им по первым дням войны советский истребитель ЛаГГ-3, морально устаревший ещё до 1941 года.

Это хорошо понимал и Семён Алексеевич Лавочкин. Накануне войны более мощный двигатель М-107 только проходил стендовые испытания, поэтому конструктор сделал ставку на мотор воздушного охлаждения АШ-82, который устанавливали на бомбардировщиках Пе-2 и Су-2, хотя считалось, что звездообразный мотор с большими поперечными размерами для истребителей не подходит. Но двигателисты уменьшили высоту цилиндров, и диаметр мотора лишь ненамного превышал габариты двигателя с жидкостным охлаждением ВК-105П, зато была достигнута мощность в 1700 л.с. вместо 1100 л.с. В результате в 1942 году в воздух поднялся модифицированный ЛаГГ-3, который летал быстрее «Мессершмитта-109G» на 40-50 км/ч.

Превосходство машины стало особенно ощутимым, когда истребитель с серийным наименованием Ла-5 появился на фронте. Чтобы нейтрализовать действия «Лавочкиных», немцы запустили в производство «Фокке-Вульф-190». Именно на широкое применение FW-190 в Курской битве и была сделана ставка германского командования. Но очередное чудо-оружие оказалось всего лишь продуктом пропаганды - «сто девяностые» часто становились добычей Ла-5.

Летом 1943 года в боях на Курской дуге экзамен держали уже истребители Ла-5ФН с форсированными моторами АШ-82ФН. Тяжёлые крыльевые лонжероны из древесины заменили металлическими, вес истребителя уменьшился, внешние обводы стали более законченными. Ла-5 был вооружён двумя пушками ШВАК, снабжёнными синхронизаторами для стрельбы через винт. А вскоре машина «ощетинилась» реактивными снарядами и бомбами. Потом историки назовут Ла-5ФН кошмарным сном люфтваффе.

Группа истребителей Ла-5ФН в полете.
© waralbum.ru
Группа истребителей Ла-5ФН в полете.

Именно на Курской дуге, пилотируя Ла-5, открыл боевой счёт лётчик сержант Иван Никитович Кожедуб. 6 июля 1943 года он сбил свой первый немецкий самолёт - бомбардировщик «Юнкерс-87». На следующий день сбил второй, а 9 июля, выполнив в течение дня три боевых вылета, сбил два истребителя Bf.109 («Мессершмитт-109»). За эти воздушные победы уже 22 июля 1943 года Кожедуб получил первую награду - орден Красного Знамени.

Последнюю воздушную победу Иван Кожедуб одержал в небе над Берлином, став самым результативным асом СССР и стран-союзников в годы Второй мировой войны. На его счету 64 уничтоженных вражеских самолёта (по официальным данным - 62), в том числе реактивный Ме-262. Как признавался сам Кожедуб, в стане врага не было лётчиков, которые выдерживали бы его лобовой напор: «Все асы Геринга отворачивали, уходили вверх, и тогда я вспарывал им брюхо». Боевые возможности поступившего на вооружение Ла-5, а затем Ла-7 он использовал, что называется, на «все сто».

Доблесть и отвагу в боях на Курской дуге проявил и заместитель командира - штурман авиаэскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Алексей Маресьев. В апреле 1942 года тяжело раненный лётчик совершил посадку в тылу противника и в течение 18 суток ползком пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног он, проявив необычайную волю, освоил протезы и в результате настойчивых тренировок вновь смог сесть за штурвал. В Курской битве на истребителе Ла-5 Маресьев сбил три самолёта противника и был удостоен звания Героя Советского Союза. За время войны Алексей Маресьев совершил 87 боевых вылетов на истребителях И-16, Як-1 и Ла-5, в воздушных боях лично сбил семь самолётов противника, из них четыре - после ампутации ног. По другим данным, на его счету 11 воздушных побед.

Самолёты Яковлева

Отдельно надо сказать о серийных истребителях конструктора Александра Яковлева, прежде всего о Як-3, которые появились на фронтах в разгар летних сражений 1943 года. Статистика побед, симпатии фронтовых лётчиков и наконец реакция вражеских пилотов свидетельствовали о том, что советская авиация пополнились ещё одной выдающейся машиной. А теперь небольшая цитата.

Авиаконструктор А.С. Яковлев у истребителя Як-3.
© waralbum.ru
Авиаконструктор А.С. Яковлев у истребителя Як-3.

«На высоте 4,5 и даже 5 тысяч метров мы бьём противника как хотим, - отмечали французские лётчики авиаполка "Нормандия - Неман". - Як-3 даёт нам полное превосходство над немцами. Самолёт обладает высокой манёвренностью и необходимой быстротой. На Як-3 вдвоём можно драться против четверых, а вчетвером против шестнадцати…»

Предшественником Як-3 был Як-1, созданный накануне войны. Задача по созданию новой машины формулировались так: сделать ещё более лёгкий, манёвренный, скоростной самолёт с большей дальностью полёта. При этом машина должна остаться простой в производстве. Массивные деревянные лонжероны крыла заменили дюралюминиевыми - вес уменьшился, а внутренний полезный объем стал больше. Резко возросли дальность и скорость полёта - конструкторы использовали резервы аэродинамики самолёта. Хорошая манёвренность и простота в управлении сочетались с мощным пушечным вооружением.

Не без оснований можно считать, что самолёты Яковлева своим боевым мастерством в первую очередь прославил командир эскадрильи 728-го истребительного авиаполка капитан Арсений Васильевич Ворожейкин, который одержал свои первые победы в Курской битве. Всего в годы войны Ворожейкин совершил более 250 боевых вылетов на истребителях И-16, Як-7Б, Як-9Д и Як-3 - лично сбил 45 самолётов противника и один в составе группы.

В воздушных боях над родным Курском отличился и командир звена 157-го полка лейтенант Андрей Егорович Боровых. К лету 1943 года лётчик был уже зрелым воздушным бойцом, сбив более 10 фашистских самолётов, а над Курской дугой приумножил боевой счёт. 24 августа 1943 года лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза, а через полтора года, 23 февраля 1945-го, за сбитые в боях 19 вражеских самолётов получил вторую медаль «Золотая Звезда».

Лётчик 157-го истребительного авиаполка А.Е. Боровых.
© waralbum.ru
Лётчик 157-го истребительного авиаполка А.Е. Боровых.

Именно такие лётчики свели на нет усилия германских асов добиться превосходства в небе Курско-Орловского выступа. Начиная с 7 июля 1943 года, советские истребители прочно овладели инициативой в воздухе.

Вплоть до Берлина

В течение оборонительной операции на Курском выступе было проведено около тысячи воздушных боёв, в которых «сталинские соколы» сбили 1400 вражеских самолётов. Потери советской авиации оказались в 1,5 раза меньше. При этом ВВС Красной армии обрушили мощные бомбовые и штурмовые удары по наступающему противнику, способствуя тем самым успешному исходу оборонительного сражения и созданию условий для перехода в контрнаступление, которое началось с авиационного наступления.

В итоге Курской битвы военно-воздушным силам Германии был нанесён сокрушительный удар: за 50 дней напряжённых боёв советские лётчики разгромили наиболее боеспособную группировку немецко-фашистской авиации, которая лишилась стратегического господства в воздухе, которым владела с начала войны. Инициатива полностью и бесповоротно перешла к советской авиации.

После разгрома врага на Курской дуге борьба в воздухе не прекращалась. Форсирование Днепра, освобождение Киева, другие операции 1943 года происходили при самом активном участии авиации. Однако советские лётчики уже не встречали столь сильного противодействия, как раньше. В 1943 году гитлеровцы лишились на советско-германском фронте более 20 тысяч самолётов, что составило свыше 80% всех боевых машин, выпущенных в том году промышленностью Германии.

Подростки у немецкого истребителя Fw. 190, сбитого на Курской дуге.
© waralbum.ru
Подростки у немецкого истребителя Fw. 190, сбитого на Курской дуге.

Разгром авиационных группировок противника способствовал завоеванию стратегического господства в воздухе и успеху последующих наступательных операций Красной армии. Активность борьбы с авиацией противника не снижалась вплоть до конца Победы. Причём в 1945 год советские ВВС вступили в зените могущества - превосходили воздушный флот вермахта более чем в три раза.

Группировка советской авиации трёх фронтов, которые привлекались к проведению Берлинской операции, состояла из трёх воздушных армий: 4-й воздушной армии 2-го Белорусского, 16-й воздушной армии 1-го Белорусского и 2-й воздушной 1-го Украинского фронтов. Кроме того, к операции привлекались 18-я воздушная армия, ВВС войска Польского. Общая численность советской авиации в Берлинской операции составляла 7500 боевых самолётов. Немецкая авиация в районе Берлина имела около двух тысяч самолётов, в том числе 70% истребителей.

В ходе Берлинской операции советские истребители провели 1317 воздушных боёв, сбили 1132 самолёта люфтваффе и уничтожили 100 самолётов противника непосредственно на аэродромах. Потери советской авиации в этой операции составили 917 самолётов.

Чтобы небо было русским, авиационная промышленность СССР, восполнив потери, понесённые ВВС в первый период войны, с каждым месяцем давала фронту всё большее количество самолётов. После вынужденной эвакуации заработали авиационные предприятия в Куйбышеве, Казани, Чкалове, Уфе, Омске, Новосибирске, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, других городах страны. Самолёты многих типов строились массовыми тиражами.

Сборка истребителей Як-7 в цехе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова.
© waralbum.ru
Сборка истребителей Як-7 в цехе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова.

Справка

До конца войны было выпущено модификаций истребителей Як - 36 тысяч, модификаций ЛаГГ и Ла - 22 тысячи, МиГ-3 - 3 тысячи, модификаций штурмовиков Ил - 39 тысяч, бомбардировщиков Пе-2 - 11 тысяч, ДБ-3 (Ил-4) - 6,5 тысяч, Ту-2 - 800 ед. В ходе войны в серии строились усовершенствованные образцы боевых самолётов: Як-7Б, Як-9, Як-3, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, двухместный вариант Ил-2, Ил-10 и др.

Важное слагаемое завоевания стратегического господства в воздухе - подготовка авиационных кадров различных категорий. По ускоренным программам за первые полтора года войны вузы ВВС подготовили около 90 тысяч авиационных специалистов, в том числе 41 224 лётчика.

Интересна оценка советских ВВС в период 1942-1943 годов, которую озвучило немецкое командование: «Процесс восстановления ВВС РККА, начавшийся осенью 1941 года после сокрушительных ударов немецких войск, в течение следующих лет неуклонно возрастал. Принимая во внимание, что 1942 год прошёл под знаком полного превосходства в воздухе авиации люфтваффе, к концу 1943 года ситуация кардинальным образом изменилась. К этому времени русские научились извлекать выгоду из своего значительного численного преимущества и во многих конкретных случаях доминировали в воздушном пространстве над полями некоторых крупных сражений. Практически неограниченные ресурсы в личном составе, материальной части и топливе позволяли ВВС РККА концентрировать над своими наступающими наземными войсками большое количество бомбардировщиков и штурмовиков с сильным истребительным эскортом. В то время как советские ВВС становились всё более агрессивными, люфтваффе, наоборот, вынуждены перейти к обороне. По сравнению с 1941 годом ситуация изменилась радикально».

Добавить к этому признанию нечего…

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама