Штандартенфюрер Штирлиц: в списках не значился
© РИА Новости
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». В роли Штирлица - Вячеслав Тихонов (справа), в роли Мюллера - Леонид Броневой.

Штандартенфюрер Штирлиц: в списках не значился

Уже официально заявлено, что такого советского разведчика не существовало. Но это никого не убедило - такова волшебная сила искусства
16 августа 2023, 11:00
Реклама
 Штандартенфюрер Штирлиц: в списках не значился
© РИА Новости
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». В роли Штирлица - Вячеслав Тихонов (справа), в роли Мюллера - Леонид Броневой.
Читайте нас на: 

Полвека назад на телеэкраны советской страны вышла приключенческая киноэпопея «Семнадцать мгновений весны», а главный герой - штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, он же советский разведчик-нелегал полковник Максим Максимович Исаев, тут же стал чуть ли не национальным героем. Успех ленты был действительно огромен.

Казалось, сама судьба свела вместе величайшие таланты - писателя Юлиана Семёнова, режиссёра Татьяну Лиознову, композитора Микаэла Таривердиева, поэта Роберта Рождественского и целое созвездие советских актёров - Вячеслава Тихонова, Олега Табакова, Леонида Броневого, Евгения Евстигнеева, Василия Ланового, Ростислава Плятта, Леонида Куравлёва, Льва Дурова, Вячеслава Шалевича, Екатерину Градову, Светлану Светличную. С той самой поры не прекращаются попытки установить, кто же стал прообразом легендарного Штирлица. И претендентов, надо отметить, хватает.

В числе первых кандидатов Ян Черняк - действительно, величайший советский разведчик-нелегал. Разведсеть, которую он создал в 1930-1940 годы, считается одной из лучших в истории разведки. За полтора десятка лет работы за рубежом у резидента Черняка не было ни одного провала. И это притом, что он регулярно передавал в Центр ценнейшую развединформацию: о новейших немецких танках, в том числе о «Тиграх» и «Пантерах», артиллерийских и ракетных системах «ФАУ», разработках химического оружия.

Ян Петрович Черняк - легендарный советский разведчик.
© Фото из архива
Ян Петрович Черняк - легендарный советский разведчик.

В конце 1944 года в Главное разведуправление Красной Армии по официальным каналам пришло официальное письмо из Совета по радиолокации при ГКО: «Получил от вас 475 иностранных письменных материалов и 102 образца аппаратуры. Подбор материалов сделан настолько умело, что не оставляет желать ничего лучшего на будущее. Полученные сведения имеют большое государственное значение. Работу ГРУ за истекший год в данной области следует признать выполненной блестяще».

К этим восторженным словам нечего добавить. Ну разве что отметить, что такие оценки приходили в адрес ГРУ не только из Совета по радиолокации. И всё-таки главное дело разведчика Яна Черняка - это «атомное дело».

Кстати, Штирлиц в фильме тоже занимается атомными проблемами, умело противостоит освобождению физика Рунге, которого бросили в концлагерь по доносу. Впрочем, даже если бы Штирлицу не удалось выполнить задачу, и Рунге был бы освобождён в марте 1945 года, чуда не произошло бы. Планы Гитлера по созданию атомного оружия были окончательно похоронены в ноябре 1944 года после массированной бомбардировки союзной авиацией завода в Норвегии, где производилась тяжёлая вода.

И не только это. Черняк никак не мог стать прототипом Штирлица, поскольку никогда не служил в немецкой армии, а уж тем более в СС. Черняк - еврей, поэтому из-за неарийского происхождения (а в СС проверять умели) он и мечтать не мог попасть в нацистскую разведку, тем более сделать там столь блистательную карьеру…

Порой, чтобы выяснить, кто скрывается под именем легендарного киношного разведчика с нордическим характером, используются самые невероятные «разведпризнаки». Например, строка из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица: «Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису». И тогда на первый план выходит фигура нашего крупного разведчика Александра Короткова, заместителя резидента советской разведки в Берлине с 1940 года.

8 мая 1945 года. Карлсхорст, Берлин. За спиной генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля полковник НКВД СССР Александр Коротков.
© memoryofmotherland.wordpress.com.
8 мая 1945 года. Карлсхорст, Берлин. За спиной генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля полковник НКВД СССР Александр Коротков.

Это ему принадлежит заслуга восстановления прерванных связей с ценными агентами в фашистской Германии. Дело в том, что в первые дни после нападения Германии на Советский Союз, несмотря на плотную блокаду нашего посольства, которую устроило гестапо, Александр Михайлович сумел с риском для жизни выехать в город для встречи с агентами и передачи им радиостанций для связи с Центром.

И вот что самое примечательное в подобного рода «исследованиях». Помните, кем был Штирлиц? Совершенно верно, чемпионом Берлина по теннису. И чтобы не возникли сомнения, отмечается, будто Коротков был чуть ли не единственным советским разведчиком, кто умел держать в руках теннисную ракетку. Кто теперь возразит, что он не Штирлиц?.. Придётся возразить. Теннис был весьма любимым увлечением советских разведчиков, поскольку не только укрепляет здоровье, но и крепко помогает в агентурной работе. Например, история капитан-лейтенанта Валерия Калинина, который после окончания Военно-дипломатической академии под прикрытием должности инженера «Совфрахта» прибыл в Грецию.

Для установления «полезных знакомств», в первую очередь с американцами, можно было использовать несколько «площадок», например, Общество дружбы Греция-США. Там работали курсы английского языка, которые вели американские преподаватели, а в культурных мероприятиях участвовали дипломаты посольства США. Но попытка кончилась провалом, поскольку администрация общества не горела желанием видеть на занятиях советского гражданина. Вторая «площадка» - Королевский яхт-клуб. Президентом клуба состоял сам кронпринц, а членами - люди из высшего общества страны, поэтому пробиться туда, «простому инженеру» из «Совфрахта» оказалось невозможно.

Выручил теннис. Один их тренеров Королевского теннисного клуба проверил уровень мастерства Валерия Петровича, остался им доволен и порекомендовал Калинина в качестве партнёра для тренировок. Так разведчик стал членом клуба. Разумеется, нашу резидентуру интересовали прежде всего американцы, а они и были самыми активными посетителями элитарного теннисного клуба, где на одном из кортов Калинин и познакомился с будущим своим ценным агентом.

Вилли Леман был единственным советским агентом, работавшим в гестапо.
© wikipedia.org
Вилли Леман был единственным советским агентом, работавшим в гестапо.

Да, Коротков тоже был неплохим теннисистом, но не нелегалом, как Штирлиц, а работал в советском посольстве в Берлине в должности третьего секретаря, а второй был нелегалом. С началом войны Коротков был интернирован и возвратился в Германию только в октябре 1946 года, уже в качестве резидента.

Особый прилив энергии у любителей поиска прототипа Штирлица вызывает Вилли Леман, действовавший под псевдонимом «Брайтенбах», поскольку, если верить архивам спецслужб, был единственным советским агентом, работавшим в гестапо. Безусловно, это был ценный информатор, тринадцать лет трудившийся на советскую разведку. Леман передавал материалы о новых системах вооружения - дальнобойных артиллерийских орудиях, миномётах, огнемётах, химическом оружии, сообщил о закладке на верфях Германии новых подводных лодок, дал координаты секретных испытательных полигонов.

Тем не менее, Леман всего лишь младший офицер, по званию гауптштурмфюрер, что соответствовало армейскому званию капитан и должности командир роты. Ротой он, конечно, не командовал, а был контрразведчиком на оборонных предприятиях (отсюда и такое количество ценных материалов по технике и вооружению). Это безусловно важная и ответственная должность, но, напомню, что киношный Штирлиц имел звание штандартенфюрера СС, запросто вращался в высших кругах рейха. Но важно ещё и то, что к февралю-марту 1945 года, когда и происходят все события киноэпопеи, Вилли Леман был разоблачён, схвачен и казнён. Случилось это ещё в декабре 1942 года.

Список соискателей на звание «прототип Штирлица» можно продолжать чуть ли не бесконечно: Лев Маневич, Роман Ким, Лев Сергеев, Анатолий Гуревич, Хайнц Хельфе, Исаак Боровой… Можно разобрать их дела и свершения, как говорится, по косточкам, но на роль прототипа штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица не подойдёт никто. Уже хотя бы потому, что такого человека не существовало в природе. Образ этот был создан исключительно талантом и фантазией большого мастера пера Юлиана Семенова. И справедливости ради надо признать, что во время Второй мировой войны в реальности у нас не было разведчика такого ранга, как Штирлиц.

Юлиан Семёнов, создавая образ Исаева-Штирлица, опирался на биографии реальных разведчиков.
© РИА Новости
Юлиан Семёнов, создавая образ Исаева-Штирлица, опирался на биографии реальных разведчиков.

Вполне возможно, что Юлиану Семёнову, который был своим человеком в разведсообществе, именно биографии реальных разведчиков послужили первоосновой для создания литературного образа. Но как бы там ни было, хочется верить, что полковник Максим Максимович Исаев, хоть и под другим именем, всё-таки существовал. Такова волшебная сила искусства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама