«А Ваше место - во втором ряду»
Китай активно вытесняет США из Латинской Америки. Во время визита в Перу уходящего президента США Джо Байдена на саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) лидер КНР Си Цзиньпин, прибывший на тот же саммит, открыл в Перу построенный на китайские деньги крупнейший в Латинской Америке морской порт Чанкай. Такого публичного и в высшей степени изящного унижения со стороны Китая Белый дом ещё, пожалуй, не испытывал. Что конкретно произошло, как это выглядело и в каком контексте?
Мегапорт, чудо-порт!
Пятнадцать причалов мегапорта Чанкай, расположенном в 60 километрах к северу от столицы Перу Лимы, готовы принимать самые большие суда в мире. В страны Латинской Америки будет осуществляться поставка китайских товаров, включая автомобили, электронику, бытовую технику и другие категории продукции. Из Латинской Америки Китай будет получать природное сырьё - руды металлов, сельхозпродукцию. Цены на логистику и для Китая, и для Латинской Америки сократятся на 20%. А сам обмен товарами между Китаем и регионом вырастет в несколько раз.
Мегапорт Чанкай, в который Китай, стремясь расширить торговлю и влияние на континенте, вложил 1,3 миллиарда долларов, будет приносить 4,5 миллиарда долларов дохода в год и создаст тысячи рабочих мест. Как сообщает местная пресса, Китай планирует потратить ещё миллиарды долларов, чтобы сделать порт Чанкай крупным транспортным узлом между Азией и Южной Америкой.
Торговый портал в Америку
Но, прежде всего, Чанкай - это огромные ворота Китая в страны Латинской Америки, особенно в крупнейшую страну континента - Бразилию.
Си Цзиньпин, выступая на церемонии открытия мегапорта, заявил, что Чанкай стал успешным началом «морского Шёлкового пути XXI века» и частью китайской инициативы «Один пояс, один путь». «Китай готов сотрудничать с перуанской стороной, чтобы использовать проект Чанкай в качестве отправной точки для создания нового водно-сухопутного коридора между Китаем и Латинской Америкой и соединить Великую тропу инков», - сказал Си, имея в виду горную дорожную сеть в доколумбовый период, которая соединяла между собой поселения империи инков.
Надо отдать должное китайскому лидеру. Он удачно потрафил президенту Перу Дине Болуарте, которая, естественно, тоже присутствовала на церемонии открытия морского порта Чанкай.
Си сделал уважительную отсылку к древней истории коренного народа Анд. Он хотел показать, что Китай не стремится к торговой экспансии в Латинской Америке в рамках своей национальной инициативы, но реализует проект, который имеет корни и в истории инков и будет выгоден всему региону в той же степени, что и Китаю.
Как указывают эксперты, близко знакомые с проектом строительства мегапорта, основной причиной, которая подвигла Китай вложиться в этот проект, был доступ Китая к соседней Бразилии. В крупнейшей стране Латинской Америки Китай планирует построить новую железнодорожную магистраль для перевозки бразильских экспортных товаров, таких как соевые бобы и железная руда, в порт Чанкай.
То есть речь идёт о создании целой водно-сухопутной логистической системы, которая будет задействована не только Бразилией и Перу, но и другими странами Латинской Америки в экспортно-импортных операциях с Азией.
Под носом у дяди Сэма
Итак, Китай проложил новую торговую трассу в рамках своего проекта «Один пояс, один путь» под носом у Вашингтона, в регионе, который США уже 200 лет считают своими «задворками». Штаты с тревогой наблюдают за китайской экспансией в Латинской Америке.
Пока нынешняя администрация США ведёт торговые войны с Китаем, а будущий президент Трамп планирует увеличить тарифы на весь китайский импорт в США на 60%, Китай уже фактически отнял у Штатов Латинскую Америку. Открытие порта Чанкай произошло и на фоне торговой напряжённости с Европой.
Пекин фактически компенсирует свои напряжённые торговые отношения с Западом путём расширения своего присутствия в богатой ресурсами Латинской Америке. В этой поездке в Латинскую Америку Си Цзиньпина сопровождали буквально сотни руководителей китайских компаний. Эксперты полагают, что открытие порта Чанкай демонстрирует то, как Китай стремится обеспечить себе безопасный доступ к ресурсам и рынкам, и его всё более успешную борьбу за долю в мировой добавленной стоимости.
Публичное унижение
Думается, Пекин не случайно выбрал дату официального открытия своего мегапорта Чанкай именно в дни проведения саммита АТЭС, когда в Лиму должен приехать президент Байден. Это было демонстрацией силы Си Цзиньпина на фоне ослабленного Байдена, который в той или иной степени представляет всю Америку.
Даже лояльная к Демпартии США газета The New York Times назвала поездку Байдена в Перу на саммит АТЭС его «лебединой песней». В статье, посвящённой программе Байдена в Латинской Америке, опубликованной в этой газете, было много слов, но не было реальных предложений, которые Белый дом мог бы сделать своим соседям по континенту и партнёрам по АТЭС.
Как написала The New York Times, советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что «президент сообщит обеспокоенным мировым лидерам, что он уверен в прочности партнёрских отношений между их странами и Соединёнными Штатами». «Президент Байден считает, что союзники Америки жизненно важны для национальной безопасности Америки. Они делают нас сильнее. Они умножают наши возможности», - заявил Салливан журналистам. Пафосно, красиво, но, по сути, чушь.
Лидер Китая Си Цзиньпин встретился с президентом Байденом на полях саммита АТЭС, похоже, уже в последний раз. Не упоминая имени Трампа, Си выразил обеспокоенность тем, что протекционистская риторика нового президента в ходе предвыборной кампании может ещё более осложнить отношения США и Китая.
«Китай готов работать с новой администрацией США для поддержания связи, расширения сотрудничества и урегулирования разногласий, чтобы стремиться к устойчивому переходу китайско-американских отношений на благо двух народов», - сказал Си Цзиньпин, который не скрывает, что война с США - это последнее, чего хочет Китай.
Генерал в юбке. Теперь в отставке
Однако нельзя сказать то же самое о США. На самом деле, молчание Байдена о китайской экспансии в Латинской Америке свидетельствует о том, что Белый дом серьёзно обеспокоен этой проблемой и не знает, как её решить.
Многое говорит о том, что, несмотря на все оптимистичные и миролюбивые заявления Байдена по итогам его последней встречи с товарищем Си в Лиме, Вашингтон так или иначе готовится к вероятной войне с Китаем и намерен взять всё тихоокеанское побережье Латинской Америки под свой военный контроль. Без этого, как полагают американские стратеги, невозможно начинать серьёзный военный спор с Поднебесной. Но как это сделать, если Китай уже контролирует тихоокеанское побережье Латинской Америки?
В последнее время наиболее заметным официальным лицом США в Латинской Америке и Карибском бассейне являлась генерал Лора Ричардсон, командующий расквартированным во Флориде Южным командованием вооружённых сил США (SOUTHCOM). Эта дама проводила регулярные встречи с руководством стран Латинской Америки, говоря о «растущем влиянии в регионе России и Китая», которые, мол, «вытесняют Соединённые Штаты» с этого континента.
Совершенно неслучайно роль дипломата на латиноамериканском направлении была поручена четырёхзвёздному генералу. Объяснение простое, оно кроется в традиции бандитского освоения «Дикого Запада» в США: «Добрым словом и кольтом можно добиться гораздо большего, чем только добрым словом».
Особенно американцев пугает экономическая активность Китая, который, по словам Ричардсон, создаёт в регионе «критически важную инфраструктуру», такую как крупные морские порты. Это, мол, «даёт Пекину дополнительный доступ к ценным природным ресурсам Латинской Америки в ущерб местным интересам». Ричардсон, конечно, имела в виду порт Чанкай.
Лучше Лоры негра нет
На этой неделе было объявлено, что на посту командующего Южным командованием вооружённых сил США генерал-лейтенанта Лору Дж. Ричардсон сменит негр - её нынешний заместитель вице-адмирал ВМС США Элвин Холси, который будет повышен до полного адмирала. Холси станет первым чёрным, возглавившим SOUTHCOM.
Лора Ричардсон транслировала латиноамериканским «партнёрам» США утверждённый в Пентагоне тезис о том, что Китай намерен разместить в порту Чанкай свои вооружённые силы. «Почему китайцы уделяют так много внимания критически важной инфраструктуре в этом полушарии?» - задаётся вопросом генерал Ричардсон. И сама же отвечала: «Мы обеспокоены возможным военным применением (порта в Чанкае)». И потому, мол, США «настаивают на необходимости международного сотрудничества для решения проблем, связанных с технологической и экономической экспансией Китая в регионе». Китай напрочь отвергает заявления о военном использовании нового мегапорта.
Глава SOUTHCOM призывала к реализации «плана Маршалла» для Западного полушария, чтобы противостоять России и Китаю. Что это означает применительно к Латинской Америке? Отнюдь не инвестиции в экономику и не стабилизация местных валют, как может показаться. Генерал Ричардсон предлагает полное военное и экономическое подчинение Латинской Америки Соединённым Штатам.
О чём всё это свидетельствует? О том, что вашингтонские стратеги живут критериями ХХ века, когда они могли решать свои вопросы в Латинской Америке с помощью военной силы, говоря с соседями в приказном тоне и позвякивая оружием. США реально упустили ситуацию у себя на «заднем дворе», если не смогли ничего противопоставить торгово-финансовому продвижению Китая в регионе.
А не смогли в значительной степени потому, что действовали в своей традиционной парадигме унижения и подавления суверенной воли латиноамериканцев. И те заплатили им той же монетой: фактически перейдя в объятия китайцев, которые не унижают, а создают условия для экономического роста и взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Лучше сидел бы ты дома, Байден
Любопытно, что открытие мегапорта Байден и Си во время встречи на полях саммита АТЭС даже не упомянули. Вернее, об этом упорно молчал Байден, потому что открытие китайского порта Чанкай в Перу стало для его администрации серьёзным провалом в отношениях с Китаем и странами Латинской Америки. Американский «задний двор» отворачивается от сюзерена и открывает двери его главному торгово-экономическому сопернику.
Байден получил звонкую китайскую пощёчину. Лучше бы Байден не ездил в Перу. Не так позорно было бы. Сначала Трамп его дома в нокаут отправил. Теперь Си на «заднем дворе» Америки добавил самоходному Джо хук справа. Правда, этот хук был предназначен не только Байдену, но и всем Соединённым Штатам.
Совершенную пустоту визита Байдена на саммит АТЭС оттенила его «трёхчасовая поездка» в тропические леса Амазонки, «чтобы подчеркнуть свою приверженность окружающей среде и борьбе с изменением климата». «Помощники не раскрыли никаких конкретных заявлений, которые президент может сделать, пока он там», в Амазонии, написала The New York Times. А какие могут быть заявления Байдена с берегов Амазонки, если она уже в некотором смысле китайская?
«Ваше место во втором ряду», указала Байдену протокольная служба саммита АТЭС, расставляя по ранжиру участников встречи на высшем уровне для торжественного традиционного заключительного фотоснимка. Президент США добровольно поднялся на вторую ступеньку...