Эстония намерена закрыть для России «окно в Европу»
© РИА Новости
Лозунг про мирное море, украшавший Таллинский порт в советское время, для нынешних эстонских властей неактуален.

Эстония намерена закрыть для России «окно в Европу»

Попытки таллинских властей в нарушение международного морского права запереть российский флот в Финском заливе выглядят откровенной провокацией. Но вряд ли маленькое прибалтийское государство, которое не на всякой карте разглядишь, отважилось бы на политический демарш, грозящий casus belli, по собственной инициативе
25 января 2024, 13:00
Реклама
Эстония намерена закрыть для России «окно в Европу»
© РИА Новости
Лозунг про мирное море, украшавший Таллинский порт в советское время, для нынешних эстонских властей неактуален.
Читайте нас на: 


Таллинский тупик

Практически все большие войны начинались по экономическим причинам: одним «крупным» государствам не хватало колоний, другим - жизненного пространства. Ну а таким, как Эстония - государственной субъектности. Кроме того, после сделанного Таллином европейского выбора, особенно после введения санкций в отношении России, оснащённый по современным меркам порт Мууга (Новоталлинский порт) остался без работы, соответственно - без доходов. А доходы, благодаря России, были немаленькие.

Вентспилсский, Клайпедский, Рижский порты тоже официально отказались от российского грузопотока, но втихаря находили лазейки в санкционных препонах, чтобы продолжать перерабатывать российские грузы. И только Эстония решила разорвать торговые отношения раз и навсегда.

Маленькая, но гордая страна в погоне за «европейскостью» забыла, что её морской порт имеет стратегическое значение для развития её же собственного хозяйственного комплекса. Например, стоимость захода в порт с российскими грузами контейнеровоза, по данным агентской компании Transmarine, превышала 3,5 тыс. евро, сухогруза типа балкера - 20 тыс. евро, танкера - 70 тыс. евро. Но если все грузы «уплыли» в российский порт Усть-Луга или Большой порт Санкт-Петербурга, то и перевозить через Новоталлинский порт стало нечего, а главное - некуда.

Уменьшение объёмов перевалки грузов в таллинском порту потянуло за собой сокращение в несколько раз прибыли национальной железнодорожной компании Eesti Raudtee, что привело к массовому увольнению её работников. Кроме того, компания лишилась инвестиций: вкладываться в железнодорожный тупик, каким для «большой европейской семьи» вдруг оказалась Эстония, никто не хочет. Что ж, за право жить на задворках Европы эстонцам тоже надо платить.

Пустые железные дороги потихоньку зарастают и ржавеют.
© flickr.com/tanel025
Пустые железные дороги потихоньку зарастают и ржавеют.

Однако все эти страсти-мордасти на «заднем дворе Европы» никак не коснулись России. С марта 2022 года РФ вернулась в топ-5 крупнейших экспортёров зерна в тот самый ЕС и сейчас находится на четвёртом месте среди ведущих поставщиков зерновых в Старый Свет, несмотря на искусственно созданные политические проблемы. Но у лимитрофов, уже лишившихся выгодных контрактов, есть ещё один шанс выслужиться перед США - перекрыть России морскую артерию в Финском заливе, чтобы окончательно остановить её торговлю на Балтике. В первом эшелоне экономического наступления на Россию, как уже говорилось, оказалась маленькая, но храбрая до безумства Эстония.

Пётр окно открыл, а Эстония кричит: «Закройте, дует!»

Каждое государство, как записано в Конвенции ООН по морскому праву, устанавливает ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль или 22 километров 224 метров. А Эстония, как выясняется, щепетильна до метра в вопросах соблюдения своих морских и воздушных пределов. И камнем, вернее, скалой преткновения стал остров Вайндло в Финском заливе - даже не остров, а небольшая каменная гряда примерно в 15 километрах от фарватера, по которому проходит специализированная паромная переправа Балтийск - Усть-Луга, соединяющая российский Калининград с основной частью страны. 

Вряд ли эстонские власти не имеют представления о том, где заканчивается их территориальное море и, соответственно, воздушное пространство над ним, а где начинается узкая полоса международного фарватера и международного воздушного пространства, которая служит коридором, соединяющим Калининградскую область с «Большой землёй». Именно этим коридором на вполне законном основании и пользуются российские морские и воздушные суда, а также корабли Балтфлота.

Но если местонахождение российских морских судов и кораблей в Финском заливе зафиксировать несложно, то воздушный океан - исключительно удобное место для всевозможных географических интерпретаций. Отсюда регулярные вызовы российского посла в МИД Эстонии с вручением дипломатических нот, если российский военный самолёт даже на секунду - исключительно по словам местных пограничников - залетит в эстонское воздушное пространство.

И всё это очень напоминает игру на нервах, поскольку Минобороны РФ в ответ на претензии всякий раз должно, следуя «дипломатическому этикету», указывать, что все российские самолёты «осуществляют полёты над акваторией Финского залива в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства».

Самолёты Балтийского флота соблюдают международные правила использования воздушного пространства.
© РИА Новости
Самолёты Балтийского флота соблюдают международные правила использования воздушного пространства.

Дело в том, что международный фарватер, а следовательно, и воздушный коридор над ним проходит меньше, чем в 12-мильной зоне от острова. При этом Эстония старательно забывает, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву граница территориального моря Эстонии в Финском заливе значительно сужена и проходит не в 12 милях от линии наибольшего отлива вдоль берега острова Вайндло, а в 5,5 километра от срединной линии залива. Если бы не было этой нормы в международном морском праве, то Эстония «залезла» бы больше чем на 3 мили в территориальные воды соседней Финляндии, что вряд ли понравилось бы Суоми.

Ну а Россия же и вовсе оказалась бы отрезанной от Балтийского моря и лишённой выхода в Атлантический океан. Чего же тогда ради Пётр I воевал 21 год со шведами и заплатил 2 млн ефимок Фридриху I в утешение за потерянные Лифляндию с Ригой, Эстляндию с Ревелем и Нарвой, часть Карелии с Кексгольмом, Ингерманландию, острова Эзель и Даго?

Одиннадцатикилометровый международный морской коридор в Финском заливе, на первый взгляд, капля в море приобретений, закреплённых за Россией по Ништадтскому мирному договору. До поры до времени с этой международной магистралью не было никаких проблем, но сегодня проход в Финском заливе - единственное окно в Европу в северо-западном фасаде Российского государства. Замуровать его, означает создать международный прецедент сродни casus belli.

Тут возможны два варианта: либо западные «партнёры» от греха подальше поставят на место Таллин, либо - повторение Северной войны, но уже на другом технологическом уровне, отчего никому мало не покажется.

Не было прецедента, так будет…

Вряд ли стоит растолковывать, что без подстрекательства Вашингтона по природе немногословные эстонские мужи не отважились бы ни на какую провокацию и сидели бы, набрав в рот воды. Но поступила команда, и год назад Таллин вдруг решил воспользоваться правом на распространение своей юрисдикции в Балтийском море ещё на 12 миль от границы территориальных вод. Речь идёт о создании так называемой прилежащей зоны, что, в общем-то, не противоречит статье 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Но в том то и дело, что эта правовая норма не распространяется на акваторию Финского залива. Казалось бы…

Но в МИД Эстонии заявили: прилежащая зона крайне необходима республике якобы для «обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, защиты археологических и исторических ценностей в море». При этом Таллин не может вразумительно ответить на вопрос, какие там лежат ценности и чьи они, однако местные таможенное, налоговое, иммиграционное и санитарное ведомства готовы досматривать все гражданские суда якобы «для предотвращения нарушений законодательства страны». Более 30 лет о «нарушениях» не вспоминали, а тут - вдруг приспичило.

Дмитрий Песков напомнил о свободе судоходства.
© РИА Новости
Дмитрий Песков напомнил о свободе судоходства.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя возможные планы Эстонии ввести прилежащую зону в Финском заливе, напомнил, что свобода судоходства обеспечивается международным правом. «Здесь всё-таки есть международное морское право. Нужно исходить из этого. Поэтому свобода судоходства именно обеспечивается этим правом. И мы исходим из того, что так и будет дальше», - привел слова Дмитрия Пескова «Интерфакс».

Установление внутригосударственным правовым актом прилежащей зоны в Финском заливе противоречит, во-первых, статье 87 Конвенции 1982 года в части касающейся свободы судоходства. Эта норма международного права обладает высшей императивностью (mare liberum). Во-вторых, инициатива Таллина противоречит статье 24 Конвенции ООН о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, где чёрным по белому написано: если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни одно из этих государств не имеет права распространять свою прилежащую зону за срединную линию. И в-третьих, транспортный коридор по срединной линии в Финском заливе - это многовековой исторический обычай. А обычаи, как следует из преамбулы Конвенции 1982 года, это почти закон. Эстония и Финляндия знают об этом обычае и никогда раньше его не оспаривали.

Если Эстония всё-таки решится проигнорировать законы и обычаи судоходства в Финском заливе, то Россия вправе обжаловать решение соседней страны в Международном трибунале по морскому праву, в Международном суде ООН или в арбитраже. Вот только сегодня, к сожалению, торжествуют не признанные всеми странами международные нормы права, а правила, устанавливаемые США.

А примеров игнорирования Вашингтоном международного права можно привести немало. Самый последний - объявление Госдепом 19 декабря новых географических координат внешних границ континентального шельфа США. В американской терминологии эти районы объявлены «расширенным континентальным шельфом» (extended continental shelf, ECS). Новые границы ECS теперь вплотную придвинулись к российской морской границе в Беринговом море, а в Чукотском море - «залезли» на Чукотское плато, названное в документе Госдепа «пограничной территорией Чукотки» (Chukchi Border Land).

США захотели - и все соответствующие инстанции ООН априори согласились с желанием «мировой державы» прирасти дном Мирового океана. У России мнения по этому вопросу, конечно же, никто не спросил. Более того, наше государство, занимающее около 60% всей территории Арктики, осуществляющее здесь более 70% всей экономической деятельности и на территории которого проживает более половины всех коренных народов Арктического региона, оказалось за рамками международного сотрудничества в регионе.

Бойкот, объявленный в 2022 году странами-членами Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и Арктического совета, стал причиной, по которой Российская Федерация вышла из первой организации, а вторая - возобновила работу без её участия. Это произошло как раз в тот момент, когда Россия должна была занимать в обеих председательское место. Всё это произошло в нарушение уставов СБЕР и Арктического совета.

У России широкий взгляд на Арктику в рамках международных законов.
© РИА Новости
У России широкий взгляд на Арктику в рамках международных законов.

Есть такое выражение - «Натянуть сову на глобус». Если США удастся с помощью прецедентного права реализовать попытку расширения в сторону Арктики, то Эстония непременно попытается воспользоваться примером, по сути - натянуть балтийскую сову на арктический глобус.

Закрыть открытый порт Калининград

Но вернёмся на Балтику. Не секрет, что Таллин с середины 90-х годов прошлого века мечтал задушить российское судоходство в Финском заливе. А ещё раньше, в 1930-е годы, руководители Финляндии и Эстонии планировали создать совместную береговую оборону для установления контроля над заливом. Тогда не получилось. Теперь, со вступлением Финляндии в НАТО, может и выгореть, надеются в Таллине.

После установления режима прилежащей зоны по срединной линии в Финском заливе Таллин планирует досматривать российские суда, идущие из Калининградской области в Ленинградскую и обратно, причём не только с целью соблюдения эстонского законодательства, но и в контексте антироссийских санкций.

В списке санкционных товаров тысячи наименований, том числе цемент, арматура, трубы и насосы, которые используются как в гражданском, так и в военном строительстве, не говоря уже о вооружении, военной и специальной технике. А Калининграду ежемесячно требуется, например, 60 тыс. тонн одного только цемента.

Нет никаких сомнений, что «Вашингтонский обком», натравливая Таллин на Россию, в том числе учитывает, что в Калининградской области работают несколько военных заводов, самый крупный из них - Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», на котором для ВМФ России строят фрегаты проекта 11356, большие десантные корабли проекта 11711 и суда вспомогательного флота. Причём все материалы и оборудование поступают с «Большой земли» морским путём, и если Эстония его перекроет, Калининградская область практически полностью окажется в блокаде.

Россию успокаивают: дескать, международное законодательство предусматривает право мирного прохода через прилежащую зону даже для военных кораблей. Да, досмотреть боевые корабли ВМФ эстонцам точно не удастся, но они наверняка устроят в заливе при помощи проверок огромную очередь. А это удлинит время доставки товаров в результате увеличения маршрута на 24 мили из-за обхода прилежащей зоны, об увеличении стоимости доставки даже говорить не приходится.

Справка

Из глубоководного многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» в Большом порту Санкт-Петербурга (г. Ломоносов) в сторону Калининградской области ежемесячно отправляются от 15 до 25 судов, столько же примерно - из Усть-Луги. Всего на линиях Усть-Луга - Балтийск и Санкт-Петербург - Калининград за 11 месяцев 2023 года было перевезено около 2,2 млн тонн грузов, в том числе более 28 тыс. железнодорожных вагонов, сообщили в пресс-службе Группы компаний «Оборонлогистика» Министерства обороны РФ.

На территории таможенного терминала Балтийского порта.
© РИА Новости
На территории таможенного терминала Балтийского порта.

Интересно узнать, как береговая охрана Эстонии с учётом объёмов перевозок представляет себе работу досмотровых групп на всех судах, идущих из Ленинградской области в Калининградскую и обратно, не говоря уже о судах под иностранными флагами? А если эстонским властям не понравится российский груз в трюме судна, что они будут делать? Развернут обратно?..
Например, член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, бывший морской командир подразделения спецназа Балтийского флота Андрей Колесник предложил проводить наши суда по Финскому заливу в конвоях под охраной боевых кораблей. И что тогда?..

Хамство под «ядерным зонтиком»

Можно не сомневаться, что Таллин в порыве русофобии приложит все усилия, чтобы выслужиться перед сюзереном в организации блокады Калининградской области. У генерального штаба Сил обороны Эстонии, по всем признакам, имеются на этот счёт далеко идущие военные планы, о которых Таллин, кстати, начал заявлять ещё задолго до начала специальной военной операции.

Главная задача военного руководства республики, как её, возможно, видят и в Пентагоне - спровоцировать Россию на ещё один региональный военный конфликт. Выполняя это задание, Таллин отрезает все пути дипломатического урегулирования отношений с Москвой и создаёт такие условия недобрососедских отношений, из которых есть только один выход - с применением силы.

В августе 2022 года, когда Финляндия ещё не была членом НАТО, министр обороны Эстонии Ханно Певкур в одном из интервью местным СМИ поделился планами интеграции береговой обороны Финляндии и Эстонии (повторение пройденного?) для того, чтобы закрыть Финский залив российским военным кораблям. «Балтийское море станет внутренним морем НАТО, когда Финляндия и Швеция присоединятся к альянсу. Ситуация изменится по сравнению с той, которая есть сегодня», - заявил министр.

И кто бы спорил: действительно изменится, что Москва, конечно же, должна учитывать. Приходится учитывать и состояние «атмосферы» на берегах Балтики, которую активно подогревают из-за океана. Например, сегодня уже не только в Эстонии, Латвии, Литве и Польше, но и в Финляндии, а также в Швеции твердят, будто после завершения СВО на Украине вооружённый конфликт перекинется в Прибалтику.

С 15 по 20 декабря 2023 года аналитическая компания Verian (бывшая Kantar Public) по заказу газеты «Хельсинкские новости» провела социологическое исследование, согласно которому 53% опрошенных финнов заявили: если Россия получит хотя бы часть украинской территории, то обязательно нападёт на какую-нибудь страну НАТО, а 50% респондентов считают, что Финляндия должна подготовиться к войне, которая начнётся в ближайшие годы.

Такой же точки зрения придерживаются и в Таллине, но предпочитают смотреть на ситуацию практически - и заказ Вашингтона выполнить, и сделать так, чтобы самим не оказаться зачинщиком. Только в этом случае эстонские власти могут рассчитывать на действие 5-й статьи Договора НАТО о коллективной защите.

Боевые расчёты армейского корпуса Балтийского флота во время загрузки пусковой установки ОТРК «Искандер-М» квазибаллистическими ракетами в ходе учений.
© РИА Новости
Боевые расчёты армейского корпуса Балтийского флота во время загрузки пусковой установки ОТРК «Искандер-М» квазибаллистическими ракетами в ходе учений.

На церемонии памяти жертв освободительной войны в 104-ю годовщину прекращения огня между Эстонской Республикой и Советской Россией, которая прошла в Таллине 3 января 2024 года, министр обороны Ханно Певкур напомнил: «Уверен, что и сегодня, если понадобится, мы можем рассчитывать на финских, британских и датских братьев по оружию. Но не только это. Наше нынешнее положение несравненно лучше, чем сто лет назад. Под зонтиком НАТО находится 31 союзник, к которым в ближайшем будущем присоединится наш добрый сосед и друг Швеция. Мы вместе тренируемся, вместе развиваемся и, если нужно, вместе боремся».

Видимо, господин Певкур так и не усвоил уроки истории, поэтому наивно полагает, будто за эстонцев, если им удастся «грамотно» спровоцировать Россию, тотчас ринутся в бой все натовские войска и англосаксы в первых рядах. Это настолько гипотетическое видение картины мира, что и комментировать по большому счёту нечего. Просто надо понимать, что попытка Эстонии вопреки международному праву установить в Финском заливе режим прилежащей зоны в обязательном порядке натолкнётся на чёткий ответ России.

Ну а попытка реализовать эти «мечты» силой оружия - своими силами или коллективом единомышленников - прямой повод для введения в действие пункта «г» статьи 19 Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания. В этом случае у властей Эстонии точно не останется шансов отсидеться в правительственном бункере под Тоомпеа в Верхнем городе. Тем более что «ядерный зонтик» НАТО заведомо дырявый.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама