Американцам пора запасаться попкорном
Администрация миллиардеров
Начнём с того, что администрация Дональда Трампа - это воплощённое правительство толстосумов, самых богатых людей в американской истории.
Очевидно, что самый богатый человек в этой администрации - это Илон Маск. Его состояние превышает 363 миллиарда долларов. Что там США! Это самый богатый человек на планете. Сам Дональд Трамп, чьё состояние оценивается примерно в 6,2 миллиарда долларов, выглядит просто бедняком по сравнению с ним.
Маск возглавляет Департамент государственной эффективности, помогает подбирать других членов кабинета, причём это не федеральная должность, а волонтёрская. В новом окружении Маска вообще много миллиардеров. Это бизнесмен Вивек Рамасвами, одна из важных менеджеров профессионального рестлинга Линда МакМагон (её состояние складывается частично за счёт доходов её мужа), деятель Уолл-стрит Говард Лютник, губернатор Северной Дакоты Даг Бургум, ну и ещё ряд дельцов и банкиров. Не буду перечислять всех их поимённо, чтобы не утомлять российского читателя. Однако стоит отметить, что на середину декабря совокупное состояние миллиардеров из администрации Трампа составляло внушительную сумму - 382,2 миллиарда долларов.
По данным американского журнала United States News and World Report, это превышает совокупный валовой продукт 172 различных стран.
Стоит отметить, что не все миллионеры, которые войдут в будущую администрацию, полностью обнародовали свои доходы, поэтому реальные цифры могут быть больше заявленных.
А если сложить состояния всех чиновников из администрации Джо Байдена и сравнить, то они, можно сказать, сущие бедняки - их общий капитал составляет всего 118 миллионов долларов. Администрация Барака Обамы была, конечно, побогаче - её совокупное состояние оценивалось в 2,8 миллиарда долларов.
В общем, если в своё время в советской историографии характеризовали Временное правительство Керенского как правительство министров-капиталистов, то администрацию Трампа можно смело назвать администрацией миллиардеров.
Возглавляющий Департамент государственной эффективности Илон Маск утверждает, что «никаких резких движений делаться не будет, весь переходный период сделаем постепенно, но минимизируем вовлечённость государства во многие процессы». Многие чиновники в государственных структурах в Вашингтоне сейчас сильно напуганы.
Ставка делается на сокращение государственной бюрократии
Информация, поступающая от инсайдеров, позволяет сделать заключение, что грядут массовые увольнения, серьёзное сокращение государственного аппарата. Это вполне укладывается в рыночную ментальность Дональда Трампа, ну и самого Илона Маска, который часто твердит об эффективности.
Вивек Рамасвами, состояние которого составляет миллиард долларов, выбран Дональдом Трампом в качестве партнёра Илона Маска для того, чтобы возглавлять Департамент государственной эффективности. Рамасвами видит свою миссию в том, чтобы урезать федеральные власти по количеству, по размеру.
«Мы предприниматели, мы не политики, - утверждает он. - Мы добровольцы извне, мы не являемся представителями федеральной власти в чистом виде и нанятыми сотрудниками. Мы тут не для того собрались, чтобы перерезать торжественные ленточки или же писать доклады наверх. Мы займёмся реальным делом и урежем расходы».
Цель всех этих начинаний - бюджетная экономия и высвобождение средств на более важные проекты.
Готовятся масштабные гонения
Какие же ещё «рождественские подарки», помимо урезания грядущих федеральных расходов, готовит администрация Трампа американскому народу?
Как обычно, обсуждаются планы по снижению налогового бремени, в частности, для состоятельных американцев. Ожидается, что это станет стимулом для развития различных сфер бизнеса. Но первой мерой, которая станет заметна, будут мероприятия Тома Хомана, руководителя пограничной службы. Он грозится организовать в самое ближайшее время массовые депортации нелегальных мигрантов и уже пообещал, что всё это будет сопровождаться сопутствующими арестами.
Надо понимать, что полномочия правоохранительных органов на самой территории Соединённых Штатов в достаточной степени ограничены в действиях по борьбе с нелегальной иммиграцией. Полиция США не имеет права предъявлять людям на улице какие-то требования, выясняя их статус в смысле легальности или нелегальности пребывания в стране.
Как правило, все депортации, которых были десятки и десятки тысяч ещё во времена Обамы, происходят в том случае, если человека застигли за конкретным правонарушением и преступлением. Когда возбуждается уголовное дело, то уточняется статус обвиняемого, и если выясняется, что он нелегал, то после соответствующего наказания его депортируют. И, соответственно, если нелегал просто разгуливает по американским улицам, не нарушая закона, его никто не преследует. Для того чтобы человек, обретающийся в Соединённых Штатах, например, мог устроить своего ребёнка в школу, никаких особенных документов не требуется. Если он живёт в съёмном жилище и может предъявить, скажем, оплаченный счёт за электричество, приходящий по адресу проживания, этого достаточно для того, чтобы у него был установленный адрес. Он спокойно устраивает ребёнка в близлежащую школу. Никто при этом не будет выяснять статус будущего ученика - на каком основании тот находится в США. Для нелегальных мигрантов это, конечно, удобно. Но, это неудобно для тех, кто решил объявить решительную борьбу с ними, и в данном случае мы говорим о Дональде Трампе.
В США существуют так называемые города-убежища - это те города, которые приветствуют появление у себя мигрантов-нелегалов. По закону полагается, чтобы люди, перешедшие на американскую территорию, проходили процесс своеобразной фильтрации. Их пускают как потенциальных беженцев, якобы спасающихся от преследования, но часто это просто экономические мигранты. Эти люди проходят соответствующую проверку, и суд решает, заслуживают они убежища в США и какого-то легального статуса или нет. Вот только ещё в доковидный период пошла волна массовой иммиграции из стран Центральной Америки, которая приняла характер настоящего цунами. Так что администрацией Байдена было принято решение пускать на территорию США всех без разбора, а потом вызывать повестками в суд, а не держать их во всяких центрах временного содержания. На такой шаг пришлось пойти, чтобы не разделять семьи и не допускать скучивания мигрантов в приграничной зоне. В результате многие просто исчезали, не являясь в суд, и оставались в стране нелегально. Обычно они находили убежище в крупных городах, таких как Сан-Франциско, которые с радостью принимают мигрантов, в том числе и тех, кто оказался в стране незаконно.
Надо сказать, что Том Хоман собирается разобраться со всеми этими «городами-убежищами», а Трамп грозит лишить их этого статуса. Думаю, предстоит серьёзная борьба, ибо выборные власти таких городов вряд ли легко сдадут свои позиции. Но, во всяком случае, обещания Хомана звучат очень грозно. Он хочет проводить глобальные «шмоны», облавы и попутно арестовывать тех, кто будет уличён в преступной деятельности. Для США это выглядит диковато.
Нелегалы и в Америке нелегалы
В прессе, выступающей против Трампа, постоянно высказываются опасения, что его правление может привести к созданию полицейского государства в стране. В Штатах по самым грубым подсчётам проживает не менее 11 миллионов иммигрантов-нелегалов. Если же к ним добавить тех, кто заехал по какому-то временному статусу, то это число увеличится до 13-14 миллионов. В прежние годы, при Клинтоне, Обаме, Байдене, да и даже Буше-младшем, нелегалы после 7-10 лет пребывания в Соединённых Штатах получали амнистию. Таким образом их побуждали вливаться в легальную трудовую жизнь и платить налоги. Но, судя по всему, Трампа это мало заботит. Он, скорее, озабочен именно популистскими мерами, которые очень нравятся народу: избавиться от нелегалов, потому что, по мнению обывателей, они «везут с собой болезни, преступность и наркотики». Но до сих пор правоохранительные органы в «городах-убежищах» и штатах, потворствующих нелегальной иммиграции, таких как, например, Калифорния, не особо сотрудничали с пограничной службой и не способствовали тому, чтобы нелегалов депортировали из страны.
Трамп обещал, что с первых дней своего президентства его администрация приступит к активному выдворению нелегальных мигрантов. Первая волна депортаций должна затронуть примерно 1,4 миллиона человек, которые будут задержаны и арестованы. Это те, кто уже совершил преступления, и на кого есть соответствующее решение суда. Порядка 700 тысяч приезжих мигрантов-преступников будут первыми в списке на депортацию. Ну а следом будут отлавливать тех, которые просто незаконно находятся в стране, нарушив режим натурализации и так далее.
Том Хоман утверждает, что начнёт активно действовать «буквально 20 января», как только Трамп вступит в должность.
«С этого самого дня мы начнём осуществлять все наши операции. Наши структуры, наши подразделения на местах в двух или трёх приграничных штатах получат соответствующие инструкции, начнут розыскную деятельность, будут арестовывать, задерживать и депортировать тех, кто был задержан в нашей стране за совершение конкретных преступлений. Это будут первые наши шаги».
Так что в новом году американцев ждут такие «подарки». Как в экономике себя проявят министры-миллиардеры - остаётся только догадываться, а вот что касается их деяний в сфере охраны, обороны государственной границы и массовых чисток среди нелегалов, то тут уже картина более-менее ясная.
Можно предполагать, что процесс борьбы с нелегалами и их высылка растянутся во времени, потому что представить себе какие-то одномоментные акции по депортации миллионов людей довольно сложно.
Правый поворот
В любом случае, судя по тому, как течёт политическая жизнь в Соединённых Штатах сегодня, скучать не придётся ни американцам, ни всему мировому сообществу. Уже завершились миролюбивые разговоры периода предвыборной кампании, и аналитики, ссылаясь на утечки из штаба Трампа, утверждают, что если Россия не согласится на американские условия замирения на Украине, то военная помощь киевскому режиму будет продолжена.
Кроме того, на днях Трамп буквально ошарашил Панаму и всю Латинскую Америку заявлением, что хочет возвращения Соединённым Штатам Панамского канала.
В своё время, в 70-е годы прошлого столетия, президент Панамы Омар Торрихос отчаянно боролся за то, чтобы канал был действительно панамским, ибо это грандиозное сооружение находилось с момента создания в 1920 году под контролем США. Известно крылатое изречение Торрихоса: «Я не хочу войти в историю. Я хочу войти в зону Панамского канала». В 1977 году ему удалось договориться с президентом США Джимми Картером о передаче контроля над каналом панамским властям. США сохраняли контроль ещё вплоть до 2000 года и передали канал панамцам. Омар Торрихос погиб в авиационной катастрофе над океаном в 1978 году.
В декабре 1989 г. США осуществили операцию Just Cause («Правое дело») по вторжению американских войск в Панаму. Президент страны Мануэль Норьега был американцами вывезен в Майами и заключён в тюрьму. Новым президентом Панамы стал ставленник США Гильермо Эндара.
И вот - неожиданное заявление Дональда Трампа. Пока Латинская Америка пребывает в некотором ступоре, но вряд ли будет в восторге от таких идей, предлагающих вернуться на четверть века назад.
Либеральные силы, левые организации уже предрекают, что они начнут бороться против антидемократических мер, которые будет осуществлять администрация Трампа, с первого же дня его правления.
Сейчас Неукротимый Донни получил большинство и в Сенате, и в Конгрессе, поэтому, возможно, дело его пойдёт глаже. Как это всё выльется в восприятии общественного мнения, предсказать трудно. Напряжение довольно большое. Те, кто проиграл - это леволиберальная, демократическая общественность, прогрессисты - они находятся в глубоком трауре и в ужасе. Считают, что все эти меры почти изничтожат традиционную Америку. Не знаю, насколько уместен их алармизм, нам лишь остаётся, как сейчас модно говорить, запастись попкорном.