Место Литвы в... русофобии
Бред сивого Будриса
Уходящий 2024 год Евросоюз завершил очередным, 15-м по счёту пакетом антироссийских санкций. При этом впереди всех на лихом коне русофобии проскакала маленькая, но гордая Литва.
Новый глава МИД Литвы Кястутис Будрис пришёл к выводу, что 15 пакетов санкций - России как слону дробина. И призвал ввести побольше ограничений для европейских фирм, всё ещё остающихся на российском рынке, а заодно потребовал запретить импорт российского СПГ и повысить ввозные пошлины на товары из России и Белоруссии.
Ну и ну
«Мы поддерживаем 15-й пакет санкций, но говорим, что этого недостаточно. Мы должны продолжить. До сих пор более 600 европейских компаний работают в России, мы должны это остановить... Во-вторых, мы должны ввести санкции на (российский. - Ред.) СПГ, потому что даже в этом году мы закупаем СПГ примерно на пять миллиардов (евро. - Ред.). И третье - мы должны увеличить тарифы на российские и белорусские товары», - сказал Будрис перед началом заседания глав МИД стран ЕС.
Кое в чём он, конечно, прав. Уже всем понятно, что Россия в целом справляется с санкционным давлением. Конечно, не всё идёт сказочно гладко, но западные политики всё чаще высказываются в том смысле, что антироссийские санкции неэффективны и пора бы потихоньку сворачивать этот цирк с конями, потому как истеричные попытки нагадить России нанесли серьёзный удар всей мировой экономике. Особенно сильно досталось европейским аутсайдерам - трём прибалтийским республикам: Литве, Латвии и Эстонии. Но они продолжают упорно грозить Российской Федерации своими гномьими кулачками.
А вот в куда более благополучной Германии 15-й пакет санкций вызвал несколько иную реакцию:
«Безумие, это словно государственный переворот против нашей собственной промышленности. Это необъяснимо. Мы всё равно покупаем российскую (нефть) и получаем её через Индию. Безумная ситуация, и я думаю, что все введённые санкции только усложнили жизнь, но политического эффекта на Россию не произвели», - сказал глава Немецкого совета за конституцию и суверенитет Ральф Нимайер.
А ещё он посетовал, что на территории России после введения санкций было налажено производство товаров, которые прежде импортировались. Так что европейские компании, может, и хотели бы вернуться на российский рынок, но, увы, место уже занято.
Но это мнение политика, родина которого является тяжеловозом, тянущим за собой экономики многих европейских стран. А у прибалтов собственные представления о прекрасном.
Ну ладно, экономика, хотя и жизненно важная сфера деятельности, но свет клином на ней не сошёлся. Посмотрим, как обстоят дела на других направлениях.
Подайте бедному коту Базилио на противостояние с Россией!
Аккурат под Новый год Министерство внутренних дел Литвы сообщило о планах по модернизации систем электронного контроля на границе с Калининградской областью. Речь идёт о территории протяжённостью 113,3 километра. Разумеется, не за свой счёт: Европейская комиссия расщедрилась и выделила на эти цели 15,4 миллиона евро. Эти деньги пойдут на обновление электронных систем контроля на четырёх пограничных заставах, обеспечивающих охрану литовско-российской границы, которая одновременно является и внешним рубежом ЕС.
А министр сельского хозяйства Литвы Игнас Хофманас подписал меморандум о взаимопонимании с украинским коллегой Виталием Ковалем. Согласно этому документу, Литва будет проверять, в каких именно регионах России было выращено зерно, проходящее транзитом через Клайпедский порт.
Фишка здесь в том, что Литва не обладает необходимыми возможностями для проведения подобных исследований. Поэтому образцы зерна будут направляться в лаборатории Великобритании, а груз - дожидаться результатов, простаивая в порту. Зачем эта тягомотина? Да чтобы вынудить Россию сократить количество грузов, идущих через Клайпеду.
При этом Клайпедский государственный морской порт в этом году и так уже потерял около 340 тысяч тонн транзита из РФ и Беларуси, снижение грузопотока наблюдается третий год подряд. А это потеря прибылей, которые необходимы бюджету Литвы.
Корабли топит не море, а ветер
Будь республика самодостаточной, такие расточительные жесты солидарности могли бы впечатлить. Однако литовская экономика тяжело больна. Власти утверждают, что после долгой стагнации ВВП страны немного вырос - за счёт высокого потребления. Но статистика свидетельствует, что экспорт товаров из республики с января по октябрь снизился на 6,1%, а импорт - на 7,2% (по сравнению с тем же периодом прошлого года). А исследование Baltijos Tyrimai, проведённое в ноябре, дало неутешительный результат: 64% жителей Литвы убеждены, что ситуация в стране ухудшается. Так что разговоры о росте экономики не подкрепляются ни цифрами, ни ощущениями.
Эстонии тоже приходится несладко. Её «кинула» компания Ericsson, которая отказалась инвестировать в эстонскую промышленность 155 миллионов евро. В прошлом году было объявлено о создании нового производственно-технологического центра площадью около 50 тысяч квадратных метров. Предполагалось, что он даст более двух тысяч новых рабочих мест. Но - не срослось.
Глава Ericsson Eesti Сирли Мянниксаар заявил, что фирма не планирует браться за новые проекты.
«Работая в сложных рыночных и экономических условиях, мы наблюдаем более осторожный подход к промышленным инвестициям, особенно в Европе. Для того чтобы наш бизнес оставался сильным и имел все шансы на долгосрочный успех, Ericsson перенаправляет свои инвестиции в определённые области», - сказал Мянниксаар.
На этом, прямо скажем, неблагоприятном фоне эстонская государственная компания Nordic Aviation Group объявила о своём банкротстве и подала соответствующее заявление в суд. Но вот незадача: оказалось, что для погашения её долгов не хватит даже реализации всего имущества компании. И это при том, что она длительное время получала многомиллионные дотации.
Статистические выкладки тоже не радуют, потому как базовые экономические показатели падают. Экономика в 2023 году в целом просела на 3%. Экспорт сократился на 16%. Выпуск промышленной продукции ушёл в минус на 10,5%.
Зато уровень безработицы оказался одним из самых высоких в Евросоюзе - около 7,9%.
В Латвии ситуация примерно такая же: ВВП за год сократился на 0,4%, а промышленное производство в высокотехнологичных областях просто рухнуло (автотранспорт - на 21,5%, машины и оборудование - на 11,9%, химикаты - на 9,7%, электроника - на 6,7%).
Причины экономического провала всех трёх прибалтийских республик очевидны: это сворачивание торговли с Россией и Белоруссией, прекращение транзита в направлении Восток - Запад и общий кризис, охвативший еврозону.
Хорошо быть сильным. Но лучше - умным
Важно понимать, что конфликт между Россией и Западом, начавшийся в 2014 году, помешал всем европейским странам выйти из «Великой рецессии», в которую они скатились из-за мирового финансового кризиса 2008 года.
После экономического спада 2009-2010 годов ситуация стала потихоньку выправляться, но в 2014-2015 годах произошёл новый спад, вызванный экономической войной между Россией и Евросоюзом. И тяжелее всего пришлось как раз тем «новичкам» ЕС, чьё экономическое благополучие некогда создавалось усилиями всего Советского Союза, в первую очередь за счёт РСФСР. Речь как раз о Литве, Латвии и Эстонии.
Возможно, если бы власти этих стран не проводили столь откровенно русофобскую политику, они нашли бы способ развивать экономические отношения с Россией даже в условиях санкционного давления. Но голос разума прибалтийские политические элиты слышать упрямо не желают, делая ставку на помощь Евросоюза. А как проще всего вытрясти деньги из прижимистых европейцев? Правильно, играя на пресловутой «российской угрозе», хотя именно России как правопреемнице СССР они обязаны тем, что из жирующей окраины империи превратились в «маленькую Европу».
И раз уж именно Литва отличилась при обсуждении очередной порции антироссийских санкций, давайте на её примере посмотрим, кому и чем она была обязана. В Латвии и Эстонии картинка будет примерно такой же...
Синдром провинциалки
Итак, Литва первой вышла из состава СССР. Произошло это 11 марта 1990 года. При этом она гордо прихватила с собой всё советское наследство.
На момент присоединения к Советскому Союзу Литва была небольшой сельскохозяйственной страной с одним из самых низких в Европе уровнем жизни. А вышла - промышленно развитым государством.
В Литовской ССР в год на одного человека производилось продукции на 13 тысяч долларов, а потреблялось - на 23,3 тысячи. Лишние 10,3 тысячи долларов давала щедрая Москва.
За советский период в республике были построены десятки заводов: станкостроительный «Жальгирис», электротехнический «Эльфа», Кедайняйский химзавод, Йонавский завод минеральных удобрений, завод «Азот», Мажейкяйский НПЗ. А ещё - Игналинская АЭС и Клайпедский порт, один из крупнейших в Европе. Тот самый, из которого теперь пытаются «выжить» российские грузы. Те предприятия, которые уцелели после либеральных реформ, до сих пор пополняют бюджет республики и дают тысячи рабочих мест.
Ещё один повод для русофобии - русскоязычное население, влияния которого «титульная» нация боится как огня, дескать, русские представляют угрозу для национальной самобытности. Но, во-первых, русских в Литве становится всё меньше. По данным департамента миграции Литвы, на 1 июля 2024 года их насчитывалось примерно 15,5 тысячи человек, что на несколько сотен меньше, чем в предыдущем году. Оставшиеся подвергаются самой настоящей дискриминации: русские школы планомерно закрываются, возможности использования русского языка сужаются, а история советского периода фальсифицируется без зазрения совести.
При этом во времена советской дружбы народов национальные республики имели все возможности для развития своей культуры и языка.
Та же Литва не просто стала страной поголовной грамотности: по количеству студентов на 10 тысяч жителей она опережала Японию, Великобританию и ФРГ. При этом выпускники вузов были востребованными специалистами и не знали, что такое безработица. Кроме того, была создана Литовская академия наук с разветвлённой сетью исследовательских учреждений - институтов, лабораторий, центров.
В республике открывались национальные театры, культурно-просветительские учреждения, клубы, дворцы культуры, библиотеки. Была основана знаменитая Литовская киностудия, на которой создавалось в год по 7-8 художественных фильмов. Многие картины удостаивались наград на престижных международных фестивалях.
Массовыми тиражами издавались книги на литовском языке, постоянно увеличивалось количество периодики.
Был создан этнографический музей под открытым небом в Румшишкес, проводились праздники национальных песен и фестивали народной культуры.
Деньги на всё это великолепие давал Центр. То есть - Москва.
СССР распался - «накрылись» и щедрые инвестиции. А то, что выделяет Евросоюз, почему-то впрок не идёт. Попробуем вспомнить какой-нибудь «продвинутый» фильм, снятый в суверенной Литве, или многообещающий роман…
И Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис), на выставку которого в советской Москве выстраивались длиннющие очереди, в нынешнем Вильнюсе, кстати Вильно, не найдёшь.
Ничего на ум не приходит. Всё - в прошлом.
Впереди - крутой поворот?
Ожидается, что темпы экономического роста в странах Балтийского региона, к которым относятся прибалтийские республики, в 2024 году окажутся выше прошлогодних. Соответственно, наиболее вероятными представляются два сценария развития экономической ситуации в регионе.
По первому сценарию регион ожидает период экономического роста, а «Великую рецессию» удастся преодолеть. Логика тут такова: пятнадцать лет - это много для любой рецессии, поэтому пора бы ей и закончиться, даже если выход из неё осложняется экономической войной между крупнейшими мировыми экономиками.
Второй сценарий куда более драматичен. Согласно ему, в 2025 году из-за антироссийских санкций и иных факторов вновь начнётся экономический спад, а выход из «Великой рецессии» будет отложен на определённый период. Для прибалтийских республик такое развитие событий означает в 2025 году очередной виток инфляции, рост безработицы, сокращение расходов на социальную сферу и прочие проблемы. Но это - их выбор.