Оставшиеся в Крыму украинские корабли пойдут «на иголки»
© РИА Новости
Военные корабли, которые ранее входили в состав военно-морских сил Украины, в Севастополе, январь 2018 г.

Оставшиеся в Крыму украинские корабли пойдут «на иголки»

Украине содержание флота изначально было не по карману. К тому же, «эскадра вечного отстоя» пришла в такое состояние, что и восстанавливать уже нечего
11 марта 2024, 06:33
Реклама
Оставшиеся в Крыму украинские корабли пойдут «на иголки»
© РИА Новости
Военные корабли, которые ранее входили в состав военно-морских сил Украины, в Севастополе, январь 2018 г.
Читайте нас на: 

Как сообщил источник в силовых структурах Крыма, находящиеся в Севастополе с 2014 года корабли Военно-морских сил Украины не станут передавать в состав Черноморского флота, а утилизируют. Когда завершится специальная военная операция и дойдут руки.

Удивительно, но сообщение об утилизации украинских кораблей вызвало в пабликах Незалежной заламывание рук и стенания: «Ах, Россия добивает корабельный состав ВМСУ!». Почему это удивляет? Потому что на самом деле Украина лишила себя флота сама, причём ещё до «Крымской весны». К тому же, совсем не торопилась забирать свой ценный металлолом из «москальского плена».

«Флот подлежит разделу»

С чего началась эта заезженная история? Пожалуй, с соглашения от 3 августа 1992 года между Российской Федерацией и Украиной о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР.

Сначала поделили страну, потом - флот.
© РИА Новости
Сначала поделили страну, потом - флот.

«Российская Федерация и Украина, именуемые далее "Договаривающиеся Стороны", стремясь укрепить дружественные, равноправные и партнёрские связи между собой, основанные на нормах и принципах международного права, руководствуясь положениями пункта 14 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений от 23 июня 1992 года, согласились о нижеследующем:

Статья 1. Черноморский флот подлежит разделу между Договаривающимися Сторонами с целью создания на его базе ВМФ Российской Федерации и ВМС Украины…», - говорилось в Соглашении.

Черноморский флот договаривающиеся стороны «резали по живому» всю вторую половину девяностых годов.

28 мая 1997 года главы правительств России и Украины подписали в Киеве три соглашения по ЧФ: «О статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины», «О взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины», «О параметрах раздела Черноморского флота». 24 марта 1999 года соглашения были ратифицированы Верховной радой Украины, а 18 июня 1999 года - Госдумой РФ. Соглашения вступили в силу 12 июля 1999 года. Согласно им, стороны поделили всё материальное имущество ЧФ: командные пункты и пункты управления, объекты системы связи, объекты радиотехнической службы, объекты тыла, объекты медицинской службы, объекты обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением, объекты службы радиоэлектронной борьбы, объекты обеспечения базирования корабельного состава, военные комендатуры, спортивные залы и клубы, учебные учреждения, гидротехнические сооружения и судоремонтные заводы, аэродромы, дома офицеров, театры, музеи, детсады, гауптвахты, склады, гаражи и так далее. Разумеется, поделили и корабельно-катерный состав.

Из числящихся к моменту раздела в составе Черноморского флота 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств Украина получила 137 единиц (не все из них были на ходу или достроены, в том числе крейсеры). Например, тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг» был готов на 67%, что не помешало Украине в 1998 году продать его Китаю всего за 25 миллионов долларов. Официально - чтобы переоборудовать в развлекательный центр. Но китайцы, доплатив 5 миллионов за буксировку к своим берегам, переименовали «Варяга» в «Ляонин», достроили - и получили авианосец.

Черноморский судостроительный завод. Тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг», март 1992 г.
© РИА Новости
Черноморский судостроительный завод. Тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг», март 1992 г.

Ракетный крейсер проекта 1164 «Адмирал Флота Лобов» достался Киеву в 75%-ной готовности и был пафосно переименован в «Украину». К 1998 году крейсер, по информации украинской стороны, удалось довести до 95%-ной готовности. Причём Киев неоднократно озвучивал планы достройки корабля с помощью РФ, а Москва столь же неоднократно намекала, что не прочь была бы приобрести крейсер для своего ВМФ. Но после 2014 года передача Украине «Украины» была объявлена постмайданными патриотами «зрадой» и «провокацией Москвы». Но достроить своими силами крейсер украинцы так и не смогли, а вот разорить судостроительный завод расходами на содержание «Украины» им вполне удалось. В 2017 году президент Пётр Порошенко принял решение продать многострадальный крейсер на металлолом, Владимир Зеленский отменил это решение. И к началу СВО недостроенная «Украина» продолжала ржаветь в Николаеве…

Списаны, проданы, затоплены

Из пяти сторожевых кораблей проектов 1135, 1135М, 11351 три были списаны, один разобран на стапеле, один - «Гетман Сагайдачный» - достроен, потом быстро «ушатан» в ходе интенсивного использования. В начале СВО этот корабль, долгое время являвшийся флагманом ВМСУ, был затоплен собственным экипажем в Николаеве.

Шесть малых противолодочных кораблей и пограничных сторожевых кораблей проектов 1124 и 1124П, переквалифицированных в ВМСУ в корветы. Из них три отправлены украинцами в лом, два остались под контролем РФ в Крыму, один - «Винница» - в 2007-м получил по недосмотру собственного командира серьёзные повреждения во время шторма и лишился хода. Отремонтировать корабль Украина так и не смогла. 4 июня 2022 года частично разукомплектованный корвет лёг на дно в порту Очаков после удара российской авиации. А сторожевой корабль проекта 159 СКР-112 был утилизирован.

Два больших ракетных катера проекта 12411Т. На первом из них, переименованном в «Приднепровье», украинский экипаж смог впервые отстреляться ракетами на учениях лишь в 2007 году. Через пять лет после этого катер отправился в ремонт, из которого, по сути, так и не вышел, перейдя в 2014 году под контроль РФ. Второй - «Кременчуг» украинцы ремонтировали-ремонтировали, да так с 1992 года и не отремонтировали, списав в 2012 году.

Пять больших ракетных катеров проекта 206МР. Три списаны, один продан Грузии, один - «Прилуки» - в строю, но без ракетного вооружения и со снятыми пусковыми установками. После начала СВО катер пропал. Куда он делся, неизвестно.

Пять малых противолодочных кораблей проекта 12412, переквалифицированных в ВМСУ в корветы. Три списаны, один под контролем РФ, один - «Григорий Куропяткин» - к началу СВО оставался в строю. 7-8 мая 2022 года близ Одессы его потопила российская авиация.

Четыре сторожевых катера проекта 133. Все утилизированы.

Три артиллерийских катера проекта 1204. К началу СВО вроде бы ещё оставались на ходу и прятались в Измаиле.

Пока ещё четыре украинских артиллерийских катера проекта 1204 в одном кадре в 2012 г.
© mil.in.ua
Пока ещё четыре украинских артиллерийских катера проекта 1204 в одном кадре в 2012 г.

Семнадцать пограничных катеров 205П. К началу СВО в строю остались лишь четыре, один из которых - «Донбасс» - в апреле 2022-го был затоплен собственным экипажем в Мариуполе.

Семь тральщиков проектов 254, 266М, 1265 и 1258. Три списаны, три под контролем РФ (включая один, переоборудованный в учебно-тренировочную станцию), один - самый маленький, рейдовый «Геническ» к началу СВО оставался в строю. 25 августа 2022-го где-то между Одессой и островом Змеиный его потопила российская авиация.

Два больших десантных корабля проектов 775 и 1171 - «Константин Ольшанский», «Рівне» («Ровно»). Первый - под контролем РФ, второй исключён из состава ВМСУ.

Один средний десантный корабль проекта 773 «Юрий Олефиренко» - 29 мая 2023-го потоплен российской авиацией в Одессе.

Один малый десантный корабль проекта 106К - списан.

Один десантный катер проекта 1176 «Сватово» - числился в строю вплоть до 9 марта текущего года, когда появилось видео, зафиксировавшее поражение находившегося в Березанском лимане десантного катера российским барражирующим боеприпасом.

Одна дизель-электрическая подводная лодка проекта 690 СС-310. Передана Украине в 1999-м. Разграблена, полузатоплена.

Одна дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. Под названием «Запорожье» вошла в состав ВМСУ в 1997 году. Долго стояла без аккумуляторных батарей. Прославилась тем, что в какой-то момент лодку во избежание затопления, по слухам, пришлось приварить к причалу… При помощи российских специалистов под флагом ВМСУ «Запорожье» в первый раз своим ходом смогла выйти в море только 25 апреля 2012 года, что стало достижением не столько экипажа субмарины, сколько российских судоремонтников и помогавших украинским коллегам специалистов ЧФ. С 2014 года подлодка - под контролем РФ.

Два больших гидрографических корабля проекта 861 - оба утилизированы. Три малых гидрографических корабля проектов 870 и 871 - все три проданы. Плавбаза проекта 1798 - утилизирована. Морской транспорт вооружения проекта 1823 - утилизирован. Большой морской танкер проекта 1559В - утилизирован.

И так далее, и тому подобное...

«Эскадра вечного отстоя»

Если проанализировать даты продаж, списаний и утилизации украинских кораблей и катеров, то станет понятно, что большей части своего исходного корабельно-катерного состава ВМСУ лишились ещё до событий «Крымской весны» и тем более до начала СВО. Главных причин данного явления можно выделить две.

Ракетный катер «Прилуки» во время ремонта на Николаевском судостроительном заводе, июль 2021 г. Был возвращён в состав ВМСУ в апреле 2014 г.
© wikipedia.org
Ракетный катер «Прилуки» во время ремонта на Николаевском судостроительном заводе, июль 2021 г. Был возвращён в состав ВМСУ в апреле 2014 г.

Во-первых, ВМСУ создавались государством, которое изначально не обладало финансовыми, промышленными и иными возможностями, необходимыми для содержания крупной корабельно-катерной группировки.

Во-вторых, украинские моряки очень быстро поставили на поток «дерибан», разворовывание, списание, отправку в лом и продажу за бесценок доставшихся Киеву вымпелов.

Именно эти две причины, а не пресловутая «аннексия Россией Крыма» и боевые действия в ходе специальной военной операции, оказались для ВМСУ чем-то вроде Цусимы, причём организованной исключительно собственными силами и без какого-либо вмешательства «вероятного противника». В результате этой «битвы», а точнее ураганной деградации, корабельно-катерный состав ВМСУ из весьма впечатляющей, по крайней мере - на бумаге, группировки к концу 2013 года превратился в совершеннейшее ничтожество. В распоряжении украинских адмиралов сохранилось не более двух десятков вымпелов, способных дать ход. Прочие же единицы из состава «армады» Военно-морских сил Украины находились в «вечном» ремонте, были распроданы, сданы в металлолом, проржавели насквозь, утонули или оказались просто заброшенными.

Во время событий «Крымской весны» под контроль ВС РФ перешло до 50 единиц корабельно-катерного состава ВМСУ, по большей части представлявших из себя плавучие «руины». Уже в апреле 2014 года российская сторона попробовала избавиться от этой, как шутили черноморцы, «эскадры вечного отстоя». Корабль размагничивания «Балта», ракетный катер «Прилуки», корабль управления «Донбасс», килекторное судно «Шостка» и несколько других единиц ВМСУ были отбуксированы из Севастополя за пределы 12-мильной зоны и переданы украинским морякам. Однако затем Киев инициировал эскалацию конфликта в Донбассе, что вынудило Минобороны РФ приостановить возвращение Украине её военно-морского имущества.

При этом Россия никогда не отрицала принадлежность Незалежной оставшихся в портах Крыма украинских вымпелов. Неоднократно после 2014 года Москва предлагала Киеву забрать простаивавшую у севастопольских причалов «эскадру вечного отстоя». В последний раз официальная информация об этом появилась в январе 2018 года, когда президент России Владимир Путин заявил: «Украинская сторона неоднократно ставила вопрос о возврате военной техники из Крыма. Мы готовы продолжить этот процесс, готовы передать военные корабли Украине, авиационную технику, бронетехнику… Что касается кораблей, то, думаю, будет лучше, если украинские военнослужащие просто приедут и их заберут. Мы готовы помочь им осуществить транспортировку в Одессу». 

На это предложение Путина, равно как и на предыдущие подобные предложения российской стороны, Киев ответил отказом. Такое решение киевского режима постарался обосновать экс-командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук, сообщивший, что Украина не возвращает свои корабли из Крыма в связи с нежеланием потерять аргумент против России в международных судах. Данный тезис Гайдука растиражировало множество отечественных СМИ. При этом мало кто обратил внимание на ещё один довод экс-командующего ВМСУ в пользу отказа Киева от вымпелов «эскадры вечного отстоя».

Главнокомандующий Военно-морскими силами Украины Сергей Гайдук, март 2014 г.
© РИА Новости
Главнокомандующий Военно-морскими силами Украины Сергей Гайдук, март 2014 г.

В какой мере сопоставимы цифры остаточной стоимости техники, которая осталась в Крыму, с учётом её технического состояния и стоимости её ремонта (модернизации), с множеством параллельных вопросов: «А готовы ли судоремонтные предприятия [Украины] к проведению ремонтов?», «Где брать ЗИПы или оборудование?», «Кто будет ремонтировать специальное вооружение? Есть ли таковые специалисты?» - вопрошал Гайдук, тем самым намекая на отсутствие у Киева финансов, комплектующих и ремонтных мощностей для возвращения в строй находившихся в Севастополе вымпелов ВМСУ - отнюдь не новых и превратившихся в плавучие «руины» ещё до воссоединения Крыма с Россией.

«Их боевые возможности устарели»

В общем-то, флот Украине изначально был не по карману. После 2014 года возможности Киева по содержанию ВМСУ ещё больше сократились. Возвращение из «москальского плена» украинских кораблей и их последующий ремонт мгновенно «съели» бы все и без того небогатые людские, финансовые и судоремонтные ресурсы ВМСУ, тем самым на годы лишив украинских адмиралов возможности поддерживать в ходовом состоянии даже тот минимум корабельно-катерного состава, который остался в распоряжении Киева. Уверен: именно это обстоятельство явилось главной причиной отказа украинской стороны от возвращения своих кораблей из Севастополя после 2014 года.

Любопытно, что полсотни «застрявших» в Крыму вымпелов ВМСУ по тоннажу превосходили ту корабельно-катерную группировку, которой Украина располагала после 2014 года на Чёрном и Азовском морях. В частности, в крымских портах оставались:

  • Корабль управления проекта 1288.4 «Славутич»;
  • Большой десантный корабль проекта 775 «Константин Ольшанский»;
  • Дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 «Запорожье»;
  • Ракетный катер проекта 1241.1 «Приднепровье»;
  • Малые противолодочные корабли проектов 1241.2 и 1124МУ, переквалифицированные в ВМСУ в корветы, «Хмельницкий», «Луцк» и «Тернополь»;
  • Морские тральщики проекта 266М «Чернигов» и «Черкассы»;
  • Спасательное буксирное судно проекта 714 «Кременец»;
  • Плавучий кран проекта 771 «Каланчак»;
  • Катер-торпедолов проекта 1388 «Херсон»;
  • Противодиверсионный катер проекта ПВ1415 «Феодосия».

Кроме того, в посёлке Приморский под Феодосией на территории судостроительного завода «Море» находились доставшиеся ВМСУ в недостроенном состоянии (95% и 98% готовности) малые противолодочные корабли на подводных крыльях проекта 11451 «Львов» и «Луганск».

«Эскадра вечного отстоя», даже при неполном перечислении её состава, выглядела внушительно. Черноморскому флоту пришлось размещать на украинских кораблях экипажи сокращённого состава. Это позволило сохранить «пленников» на плаву. Но серьёзными ремонтными работами черноморцы на вымпелах ВМСУ, конечно, не занимались. В первую очередь по той причине, что, как было сказано выше, «Славутич» и Ко продолжали считаться собственностью Украины.

Российские военнослужащие на берегу в районе Севастопольской бухты. На втором плане - корабль военно-морских сил Украины «Славутич», март 2014 г.
© РИА Новости
Российские военнослужащие на берегу в районе Севастопольской бухты. На втором плане - корабль военно-морских сил Украины «Славутич», март 2014 г.

Начало СВО «эскадра вечного отстоя» встретила в запредельно аховом состоянии. 9 июня 2022 года Telegram-канал «Черноморский флот» опубликовал фотографии, на которых оказался зафиксирован перевод на судоразделочную базу в Инкермане корветов «Хмельницкий» и «Луцк», морских тральщиков «Чернигов» и «Черкассы», ракетного катера «Приднепровье» и катера-торпедолова «Херсон». Одновременно с этим в Южной бухте Севастополя плавучий кран ЧФ ПК-3100 приготовился к разборке плавкрана ВМСУ «Каланчак». Всё это было явным свидетельством того, что российское командование наконец-то приняло решение избавиться от вымпелов «эскадры вечного отстоя» раз и навсегда.

«Многие из них [украинских кораблей и катеров] уже не подлежат даже буксировке. В большинстве своём эти единицы технически неисправны, их боевые возможности давно устарели», - резюмировал источник ТАСС 10 июня 2022 года.

С учётом этого довода, а также того, что украинские вымпелы загромождали в Севастополе причальный фронт и требовали привлечения ресурсов Черноморского флота для обеспечения их нахождения на плаву, решение российской стороны об утилизации украинских «пленников» следует считать совершенно оправданным. Добавлю: вдвойне оправданным на фоне продолжающейся СВО.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама