Старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН Николай Сурков.

«Иран и США ведут друг с другом прокси-войну»

США на Ближнем Востоке пытаются усидеть на двух стульях - избежать ненужной войны и при этом не выглядеть слабыми и уязвимыми
13 февраля 2024, 12:59
Реклама
«Иран и США ведут друг с другом прокси-войну»
© РИА Новости
Старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН Николай Сурков.
Читайте нас на: 

На прошлой неделе США нанесли удар беспилотником по Багдаду. В результате был убит высокопоставленный командир «Катаиб Хезболла», ответственный за нападения на американские войска в регионе, в том числе за удар БПЛА по американской базе в Иордании. Напомним, тогда трое американских солдат погибли, 34 получили ранения. Удар был нанесён после того, как американцы осуществили воздушное нападение на десятки объектов в Ираке и Сирии, которые контролируют проиранские ополченцы.

О том, в какой ситуации оказались США на Ближнем Востоке, где теперь ожидать всплеска напряжённости в регионе, к чему ведёт операция «Страж процветания» в Красном море, а также о том, что в первую очередь бьёт по престижу Вашингтона, еженедельнику «Звезда» рассказал кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова Николай Сурков.

«Фактически Иран и США обмениваются тщательно продуманными ударами»

- Николай Юрьевич, американский «удар возмездия» в ответ на атаку военной базы США Tower 22 пришёлся по Иордании, Ираку и Сирии, хотя некоторые сенаторы призывали ударить по Ирану. Что бы это значило, в чём причина столь демонстративной «сдержанности» США?

- США оказались в сложной ситуации. Администрацию Байдена регулярно обвиняли в слабости, особенно после бегства из Афганистана. В предвыборный год Байден не может себе позволить оставить без ответа потери среди американских военных и вынужден реагировать, но пытается сделать это так, чтобы не спровоцировать новую масштабную войну с участием США.

- Пентагон достаточно быстро заявил об отсутствии доказательств причастности Ирана к удару по американским базам. Со стороны это выглядело так, словно США всеми силами сторонились прямого конфликта с Ираном, но всячески стремились показать силу. Это так?

- Фактически Иран и США ведут друг с другом прокси-войну. Американцы пытаются помешать распространению иранского влияния на Ближнем Востоке, а Тегеран - выдавить американцев из региона, прежде всего из Ирака и Сирии. Поэтому стороны и обмениваются тщательно продуманными ударами, стараясь не нарушать «красные линии». И такое положение пока устраивает всех.

Ударный БПЛА MQ-9 Reaper ВВС США.
© globallookpress.com
Ударный БПЛА MQ-9 Reaper ВВС США.

- Стало быть, США и дальше будут наносить удары не по Ирану, а по проиранским группировкам за пределами иранской территории?

- Динамика американо-иранского взаимодействия на региональном уровне сильно менялась в зависимости от того, как шли переговоры по новой ядерной сделке и перспективам отмены санкций. Сейчас этот процесс застопорился, поэтому напряжённость возросла. Масла в огонь подлил кризис в Газе. Пока что США играют от обороны, а удары, как правило, наносятся в ответ на какие-то действия со стороны проиранских сил. Но удары по американским военным объектам учащаются, в результате политические издержки Вашингтона растут. И как следствие - администрация Байдена уже не может утверждать, будто задачи решаются минимальными силами и без потерь.

«Весь Ближний Восток превращается в зону конфликта»

- Но Вашингтон отвечает - сериями авиаударов. Как подобный обмен «любезностями» влияет на ситуацию в регионе? 

- Мы наблюдаем, как весь Ближний Восток буквально на глазах превращается в зону конфликта. Повторяется ситуация, которая была в 1980-х годах. А наиболее пессимистичный сценарий предполагает прямое столкновение между Ираном и коалицией Израиля и США. Такой конфликт может оказаться очень разрушительным для региона, а его последствия трудно прогнозировать. Впрочем, пока мы наблюдаем расширение и интенсификацию прокси-конфликтов с охватом Ливана, Сирии и Ирака. Дальнейшая динамика будет зависеть от внутриполитических процессов в Израиле, США и Иране.

В результате израильских авиаударов в Ливане были убиты два боевика «Хезболлы», пять гражданских лиц получили ранения, 7 февраля 2024 г.
© globallookpress.com
В результате израильских авиаударов в Ливане были убиты два боевика «Хезболлы», пять гражданских лиц получили ранения, 7 февраля 2024 г.

- Между тем Байден заявил о праве США наносить удары «в то время и в том месте», которое выберет Вашингтон. Какая теперь страна может стать целью для американских ракет в их намерении «деэскалировать напряжённость»?

- Если не рассматривать возможность большой войны с Ираном, то следует ожидать всплеска напряжённости в Сирии и Ираке. Именно там есть непосредственный контакт между американцами и проиранскими силами. Там же очень активен Израиль. Но существует и другая интересная деталь, характеризующая действия США на Ближнем Востоке. Это показная демонстрация «солидарности» с Вашингтоном прозападных сил, активно транслируемая западными СМИ. Попытки США создать широкую коалицию против хуситов нужны, чтобы продемонстрировать наличие международной поддержки их действий, а заодно разделить ответственность за потери среди мирного населения в том же Йемене или в Сирии. Однако в реальности операция «Страж процветания» в Красном море приведёт лишь к усилению антиамериканских и антизападных настроений в арабском мире.

«Окно возможностей» для Тегерана

- К слову, йеменские хуситы требуют прекращения операции Тель-Авива в секторе Газа. Интересно, что Соединённые Штаты придерживаются такой же позиции. Но израильский премьер Биньямин Нетаньяху настаивает на проведении операции «Железные мечи» до победы, в ответ хуситы продолжат нападать на суда, связанные с Израилем. Такой расклад устраивает США?

- Неспособность взять под контроль ситуацию в Красном море становится демонстрацией слабости и бьёт по престижу США. В том числе в глазах региональных союзников. Но пока что признаков подготовки масштабной наземной операции против хуситов не прослеживается. Наличных сил для захвата и удержания большой территории явно не достаточно, а соседи Йемена ввязываться в конфликт не хотят. Для наземной операции нужно высаживать экспедиционные силы в Адене или Ходейде, а потом наступать на Сану. Это будет долго, дорого и сопряжено с потерями. Более вероятный сценарий - продолжение ракетных и авиационных ударов.

Пожар на судне Marlin Luanda в результате поражения противокорабельной ракетой, выпущенной из района Йемена, контролируемого хуситами.
© globallookpress.com
Пожар на судне Marlin Luanda в результате поражения противокорабельной ракетой, выпущенной из района Йемена, контролируемого хуситами.

- И что это значит для Ирана и США?

- Борьба с Америкой, пусть и руками прокси-группировок, способствует повышению престижа Ирана в регионе. Арабы очень болезненно отреагировали на заявления американского руководства о безусловной поддержке Израиля после начала кризиса в Газе. Некоторые региональные союзники даже дистанцировались от Вашингтона. Это окно возможностей для Тегерана. США, в свою очередь, по-прежнему будут пытаться усидеть на двух стульях - избежать ненужной войны и при этом не выглядеть слабыми и уязвимыми, чтобы не потерять влияние на Ближнем Востоке. Но время работает против них. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама