Лейтенант медслужбы Хубезов: врач, воин, депутат, учёный
© Архив Дмитрия Хубезова
Депутатская позиция, подкреплённая боевым опытом.

Лейтенант медслужбы Хубезов: врач, воин, депутат, учёный

В мае 2023 года глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов принял решение отправиться на передовую и попросил коллег освободить его от занимаемой должности. Просьбу удовлетворили, хотя и не все поняли его поступок, поскольку и сейчас не всё можно измерить общим аршином
20 февраля 2024, 06:38
Реклама
Лейтенант медслужбы Хубезов: врач, воин, депутат, учёный
© Архив Дмитрия Хубезова
Депутатская позиция, подкреплённая боевым опытом.
Читайте нас на: 

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов ещё в марте 2022 года взял на себя координацию работы волонтёров-медиков в рамках гуманитарной миссии «Единой России» в Донбассе, сам часто ездил на передовую и оперировал раненых.

Прямая речь

«Сейчас нет ничего важнее, чем защита нашей страны на поле боя, - сказал тогда депутат на генсовете ЕР. - Когда я уезжал в первый раз, я обещал, что приеду, когда меня позовут на поле боя. В окопах сидят наши дети, они отдают свои жизни. Я обязан быть рядом. Я прошу освободить меня от должности председателя комитета по охране здоровья, чтобы я смог поехать на фронт».

Студенческие годы, беспечные и юморные.
© Архив Дмитрия Хубезова
Студенческие годы, беспечные и юморные.

По образованию Дмитрий Анатольевич - хирург, до депутатского статуса возглавлял областную клиническую больницу в Рязани, профессор, доктор наук. Депутат Государственной Думы VIII созыва с 19 сентября 2021 года, руководил думским комитетом по охране здоровья. Когда в районе боевых действий проявилась нехватка медиков, заключил контракт с Министерством обороны и стал офицером медицинской службы.

Воспользовался статусом депутата

Решение встать в армейский строй Дмитрий Хубезов принял в числе первых четырёх депутатов, причём близкие и коллеги его поддержали. После нескольких волонтёрских поездок он понял, что его помощь как опытного врача очень необходима на передовой, и поэтому без долгих раздумий отправился в зону спецоперации по трёхмесячному добровольческому контракту с Министерством обороны.

Потребовалась общевойсковая полигонная подготовка - прошёл её наравне с другими бойцами. А потом, правда, воспользовался депутатскими полномочиями и настоял на том, чтобы местом службы стал не тыловой госпиталь.

Прибыли раненые с передовых позиций...
© Архив Дмитрия Хубезова
Прибыли раненые с передовых позиций...

Так оно и сложилось: лейтенанта медслужбы со степенью доктора медицинских наук направили в воинскую часть, которая вела боевые действия на Лисичанском направлении. Полевой госпиталь, куда получил назначение депутат-доброволец, находился в первом эшелоне - до линии соприкосновения буквально несколько километров.

Философия фронтового хирурга

Обстановка в госпитале на переднем крае была очень напряженной: боль, кровь, истерзанные металлом и огнём человеческие тела. В таких условиях работа военно-полевого врача - это настоящее святое дело, ведь он должен вырвать раненых бойцов из цепкой хватки смертельной опасности. Военный хирург - это совершенно иной подход к лечению, принципиально отличающийся от того, что используется в медицине в мирное время. Поэтому пришлось быстро адаптироваться.

Хирург Хубезов говорит, что особо сложные случаи из его фронтовой практики до сих пор стоят перед глазами. Ему приходилось оперировать ранения таза, крестца с повреждением нескольких внутренних органов. Как правило, это были минно-взрывные травмы и осколочные ранения. После штурмовых действий случался поток пулевых ранений, в том числе и от снайперского огня.

Был случай, вспоминает Дмитрий, когда два бойца попали под гранату, сброшенную с украинского дрона, и тот, кто получил более серьёзное ранение, пришёл на помощь менее пострадавшему товарищу: наложил жгут-турникет на ногу, остановил кровотечение. А потом вышла трогательная ситуация: они лежали в одной перевязочной, и тот, который был с менее тяжкой раной, увидел своего товарища и говорит: «Да, братан, спасибо тебе, что спас мне жизнь!» Это дорогого стоит.

Хубезов снова на линии огня. Иногда приходится работать и в эвакогруппе.
© Архив Дмитрия Хубезова
Хубезов снова на линии огня. Иногда приходится работать и в эвакогруппе.

«Вообще-то, работа военно-полевого госпиталя похожа на конвейер: необходимо быстро выявить наличие внутренних повреждений, прооперировать, если необходимо срочное вмешательство, стабилизировать, как можно скорее отправить в тыловой госпиталь или больницу, - вспоминает Дмитрий Хубезов. - Бойцы с лёгкими ранениями проходили через наш госпиталь, не задерживаясь: обработали рану, сделали перевязку, подлечился несколько дней и уже сам просится в своё подразделение».

Рабочий график - 24/7

Новым опытом для полевого хирурга Хубезова стала необходимость работать в режиме предельной собранности, в стрессовой ситуации, когда постоянно ожидаешь поступления новых раненых.

Если в обычных мирных условиях помощь оказывается одному пациенту, то в условиях фронта ситуация другая. Нужно думать, как помочь сразу нескольким людям, причём с разными степенями поражения. И при этом постоянно держать в уме, что в любой момент могут привезти ещё раненых. Поэтому врач должен иметь определённый запас сил, физической энергии и морального заряда. 

В борьбе с ковидом. 2021-й год.
© Архив Дмитрия Хубезова
В борьбе с ковидом. 2021-й год.

Что касается профессиональной подготовки, то военный хирург должен обладать более широким профилем необходимых навыков. Быть и сосудистым хирургом, и торакальным, и общим, и травматологом, и, если потребуется, даже рентгенологом.

Помогал предыдущий опыт хирургического волонтёрства в Донбассе. Многому научили и коллеги, не отказываясь перенять что-то и от методов работы за операционным столом лейтенанта-профессора. На линии огня военные медики работают душа в душу. И когда привозили раненых, медики делали свою работу вне зависимости от времени суток и количества уже отработанных часов.

«О комфорте никто не думал. Питались в столовой вместе с бойцами. Жили прямо в расположении госпиталя, - вспоминает дни боевой службы Дмитрий Хубезов. - Возможность отдохнуть у тебя есть только, когда нет работы. Что касается профессионального аспекта, то находясь ближе всех к линии соприкосновения, мы старались максимально быстро стабилизировать каждого раненого бойца, чтобы передать его уже на следующий этап. Но в то же время мы выполняли и самые сложные операции. У нас была наркозно-дыхательная аппаратура, эндовидеоскопическая стойка, сшивающие аппараты, гемостатические средства, медикаменты - всё высокого уровня».

Работать военному врачу Хубезову пришлось и с местным населением. Много было обращений с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, в том числе и запущенные случаи. В остальном лечили и оперировали самые обычные болезни - аппендицит, холецистит, обострение язвенной болезни, разные травмы. Орден Мужества, которым был награждён врач за спасение жизней наших солдат в боевой обстановке, стал дополнением к ордену Пирогова - наградой за самоотверженную борьбу с коронавирусом и почётным знаком «От благодарного народа Луганской Народной Республики» за вклад в оказание медицинской помощи местному населению.

«Честь смолоду»

Когда контракт Дмитрия Хубезова закончился, на его место в полевой госпиталь отправился сын. И это стало поводом для отцовской гордости и, конечно, для родительских переживаний.
Врачи-добровольцы, которые приезжают в зону спецоперации, считает Дмитрий, в особом почёте у местных медиков, работающих без отпусков и выходных годами. Они безумно устали... И это замечательно, что есть врачи в российских регионах, которые берут отпуска за свой счёт и едут абсолютно бескорыстно работать в военные госпитали. Это и есть настоящий практический патриотизм. 

Право выбора

К депутатским обязанностям председатель думского комитета вернулся с зарядом энергии и активно взялся за подготовку закона о первой медицинской помощи. Дмитрий Хубезов считает, что армейские достижения по оказанию первой помощи нужно изучить и внедрить в общую практику. Кроме того, Хубезов убедился в важности подготовки войскового медицинского резерва. 

Июнь 2023-го. Мы снова одна команда.
© Архив Дмитрия Хубезова
Июнь 2023-го. Мы снова одна команда.

Что касается восстановления военных кафедр в медицинских вузах, то этот вопрос заслуживает особого внимания, уверен Дмитрий Хубезов: «Нам точно нужен определённый резерв врачей. Я сам проходил обучение на военной кафедре, там была и техническая, и огневая подготовка. Те несколько недель, которые мы поводили на полевых сборах, я до сих пор помню. Преподавание вели на очень высоком уровне. Этот опыт мне помог быстрее адаптироваться в новых армейских условиях.

Другой вопрос, сколько именно нужно таких военных кафедр. Всё это нужно тщательно рассчитать. Но моя позиция - возрождать их важно. Любой гражданский медик должен быть готов в случае необходимости быстро стать военным».

После возвращения из зоны боевых действий депутат Хубезов энергично взялся и за разработку единой платформы для обучения врачей по профилю военно-полевой хирургии, физической и психологической реабилитации участников спецоперации. Платформа содержит несколько блоков: «Первая помощь», «Доврачебная помощь», «Экстренная медицинская помощь» и так далее. Депутат считает, что сегодня не регламентированы чёткие определения, не сформулировано, что такое базовая медпомощь, а какие меры относятся к расширенной. При этом важно предусмотреть, что первую помощь должны уметь оказывать все.

Хубезов уверен, что необходимо проводить обучение по оказанию первой медпомощи в том числе на базе школ и вузов, чтобы каждый умел остановить кровотечение или сделать сердечно-лёгочную реанимацию. Кроме того, многие профессиональные аспекты, с которыми Дмитрию Хубезову пришлось столкнуться в полевом госпитале, помогли ему выстроить координацию между военной и гражданской медицинскими службами. Военнослужащие, пострадавшие в ходе спецоперации, считает депутат, достойны самого лучшего медицинского обслуживания.

Когда в Новороссии начался украинский «контрнаступ», команда Дмитрия Хубезова прибыла на передовую не с пустыми руками: полевой госпиталь получил от волонтёров два автомобиля для медицинской эвакуации, аппарат УЗИ, портативный ИВЛ и много медикаментов. Но самое главное - там, на линии огня, за дело спасения раненых бойцов принялись проверенные боевой практикой военные медики.

Редкий снимок, когда вся семья в сборе.
© Архив Дмитрия Хубезова
Редкий снимок, когда вся семья в сборе.

«Сейчас нет ничего важнее, чем защита нашей страны на поле боя, - считает офицер медслужбы Хубезов. - Когда я уезжал с передовой прошлый раз, то обещал, что вернусь по первому зову. Здесь, в окопах, наши дети, и я обязан быть рядом». 

Это его право и это его выбор. Кстати, по примеру Дмитрия Хубезова десятки волонтёров уже вступили в ряды Вооружённых сил РФ. В том числе его коллеги из Рязани. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама