«Ядерная батарейка» космического назначения
С ударным оружием всё понятно, шумиха в США затеяна исключительно для того, чтобы заставить конгресс выделить средства на войну на Украине. На самом деле Россия не давала повода для подозрений в нарушении Договора о неразмещении ядерного оружия в космическом пространстве, и президент Путин ясно сказал: «Это полная чушь!».
Несколько иная ситуация с противоспутниковыми системами. Дело в том, что без американской космической поддержки и американских спутников эффективность ВСУ моментально снизится на порядки. И в Вашингтоне очень боятся, что терпение Москвы не безгранично и Россия в конце концов примет соответствующие меры.
Околоземная милитаризация
Что же касается милитаризации космоса в целом, то США уже давно наплевали на условности. Например, 15 февраля Пентагон объявил о запуске шести спутников слежения за гиперзвуковым оружием и истребителями в рамках миссии USSF-124 Космических сил США. Запуск был осуществлён с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX, принадлежащей Илону Маску.
Как известно, минувшей осенью Владимир Путин сообщил, что ВКС России начнут постоянное патрулирование нейтральной зоны Чёрного моря самолётами МиГ-31, оснащёнными гиперзвуковыми комплексами «Кинжал». И пояснил, что такое решение принято в ответ на размещение двух американских авиационных группировок в Средиземном море, а ракета гиперзвукового комплекса «Кинжал» гарантированно преодолевает все существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны и способна доставить ядерные и обычные боезаряды на дальность до двух тысяч километров.
Вот американцы и подсуетились. И если называть вещи своими именами, «Кинжалы» большой роли здесь не сыграли. США планомерно и целенаправленно наращивают потенциал своих Космических сил, которые в декабре 2019 года ввёл в строй президент Дональд Трамп в роли шестого вида вооружённых сил США. При этом главными разжигателями «звёздных войн» были назначены Россия и Китай.
Ну а в числе партнёров США можно назвать, например, Японию, располагающую зенитной спутниковой системой, способной контролировать весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Кстати, у японцев появилось и собственное военно-космическое подразделение ВВС. Это свидетельствует о том, что космическая гонка вооружений набирает обороты, и тут важно не отстать.
Не вдаваясь в подробности, отметим, что противоспутниковое оружие появилось в остром соперничестве СССР и США в годы холодной войны. Причём инициаторами, с чем невозможно спорить, были Соединённые Штаты: разработки противоспутникового оружия Вашингтон начал в конце 1950-х годов, когда ВВС США запустили проекты по созданию специализированных баллистических ракет, предназначенных для поражения спутников. И уже следующее поколение американских противоспутниковых баллистических ракет основывалось на применении мощных ядерных зарядов. Подчеркнём: ядерных и в космосе. А теперь более конкретно.
Сто Хиросим
В 1962-1963 годах США приступили к реализации программы «Доминик» (Operation Dominic I and II), состоявшей из серии испытаний ядерного оружия. Испытания проводились на территории Тихого океана («Доминик-1») и на полигоне в штате Невада («Доминик-2»).
В ходе испытаний был реализован проект Starfish Prime («Морская звезда Прайм»), целью которого было изучение воздействия ядерного взрыва в космическом пространстве. Эксперимент проводился с 25 апреля по 4 ноября 1962 года, для вывода термоядерного боеприпаса в околоземное пространство использовалась ракета среднего радиуса действия PGM-17 «Тор».
Первый запуск, который состоялся 20 июня 1962 года, оказался провальным. Из-за неисправности была потеряна ракета и ядерное устройство. Обломки и радиоактивный мусор упали на атолл Джонстон и привели к радиационному заражению местности. Второй пуск был произведён 9 июля 1962 года. Ядерная боеголовка с зарядом W49 мощностью 1,44 мегатонны была запущена с помощью ракеты «Тор» и приведена в действие на высоте 400 километров над тем же атоллом Джонстон.
По масштабу это событие - как сто Хиросим. Правда, не наблюдался привычный ядерный гриб, не было и ударной волны. Но были зафиксированы другие явления. Так, на Гавайях, на расстоянии 1500 километров от эпицентра взрыва, вышли из строя телевизоры, радиоприёмники и прочая электроника. А зарево засняли на плёнку с островов Самоа, расположенных в 3200 километрах от эпицентра. Но главное в другом: взрыв повлиял и на работу космических аппаратов. Три американских спутника класса TRAAC и Transit 4B были сразу же выведены из строя электромагнитным импульсом.
Заряженные частицы, появившиеся в результате взрыва, были захвачены магнитосферой, в результате чего их концентрация в радиационном поясе Земли увеличилась на несколько порядков, что привело к деградации солнечных батарей и электроники ещё у семи спутников. В общей сложности взрыв вывел из строя треть космических аппаратов США, которые находились на низких орбитах.
По заявлению американских специалистов, испытания показали достаточную эффективность ядерных зарядов для поражения космических аппаратов. Однако выход из строя своих спутников связи и наблюдения породил сомнения в целесообразности применения ядерных ракет для подобных целей.
Но, думается, пыл американцев был охлаждён не только «ослеплением собственных космических аппаратов», а набирающей силу ракетно-ядерной мощью СССР. Например, советская «Царь-бомба» (58,6 мегатонны в тротиловом эквиваленте). В Вашингтоне поняли, что если дело дойдёт до испытаний, то мало не покажется, и 5 августа 1963 года был подписан Договор между СССР, США и Великобританией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
А через 4 года, 27 января 1967 года, Соединённые Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В настоящее время этот договор является основой международного космического права.
Среди принципов договора: запрет на размещение ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли на Луне, на любом другом небесном теле или на станции в космическом пространстве. Однако подчеркнём, договор не запрещает размещение обычных вооружений на орбите.
Наш ответ Рейгану
Несмотря на то, что именно Соединённые Штаты развязали военное противостояние в космосе, лидерами они не стали. 16 марта 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 258-110 «О развитии работ по противоспутниковой обороне и космической разведке». Причём сроки были определены довольно жёсткие: начало испытаний ракеты-носителя вкупе с наземным комплексом было запланировано на третий квартал 1962 года. Последовали успехи и неудачи. Но в СССР были талантливые, если не сказать выдающиеся, конструкторы, такие как Анатолий Иванович Савин, Владимир Николаевич Челомей и другие, которые могли создавать уникальные системы.
И вот 1 ноября 1968 года советский космический перехватчик 5B91, получивший название «Космос-252», вышел в район цели, взял её на автосопровождение, прицелился, выстрелил и поразил осколками боевой части спутник «Космос-248». Это был первый в истории случай, когда один космический аппарат уничтожил другой.
Информация об этом достижении, естественно, была засекречена, но те кому положено, знали, что Советский Союз получил возможность уничтожать неугодные объекты на высотах от 250 до 1000 километров. Проще говоря, был создан эффективный комплекс противокосмической обороны.
Гонка вооружений в космосе продолжалась до 18 августа 1983 года, когда Юрий Андропов объявил, что СССР отказывается от испытаний вооружений в космосе. Комплекс противокосмической обороны по-прежнему находился на боевом дежурстве, но «звёздные стрельбы» больше не проводились. Считалось, что решение Андропова об отказе испытаний оружия в космосе свидетельствует о том, что СССР не является инициатором «звёздных войн», а предпринимает практические шаги, чтобы космос не стал испытательным полигоном для средств уничтожения.
Кроме того, такое решение было принято, чтобы не вступать в очередной виток гонки вооружений, которую могла спровоцировать инициированная Рональдом Рейганом «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), более известная как программа «Звёздных войн». По техническим причинам осуществить СОИ не удалось, она оказалась блефом (возможно, преднамеренным), но на направлении, где у американцев дела шли успешно, они продолжили испытания.
Тихой американской сапой
13 сентября 1985 года американская противоспутниковая ракета наконец-то поразила в космосе спутник-мишень. В тот день с военно-воздушной базы в Калифорнии стартовал истребитель F-15 «Игл». Под его фюзеляжем располагалась двухступенчатая ракета с миниатюрным самонаводящимся летательным аппаратом-перехватчиком, который на высоте 450 километров поразил отслуживший свой век американский спутник «Солуинд». Это было первое боевое испытание нового на то время поколения американского противоспутникового оружия системы ASAT, предназначенной для уничтожения советских спутников при помощи кинетического поражающего элемента.
Между тем
Досягаемость ракеты по высоте (вертикальной дальности до цели) равнялась 560 километрам, досягаемость по дальности (горизонтальной) - 648 километрам. Отметим, что в СССР также испытывалась система по типу американской ASAT. Противоспутниковые ракеты запускались с истребителя МиГ-31.
Первоначально планировалось, что американская противоспутниковая система должна включать 28 самолётов-носителей F-15 и 56 ракет системы ASAT. Две эскадрильи размещались на авиабазах Лэнгли (штат Вирджиния) и Мак-Корд (Вашингтон). В дальнейшем количество самолётов-носителей предполагалось довести до 56, а противоспутниковых ракет - до 112.
Однако противоспутниковые комплексы, размещённые на континентальной части Соединённых Штатов, могли обеспечить перехват лишь 25% космических аппаратов, находящихся на низких орбитах. Поэтому для создания глобальной противоспутниковой системы США стремились получить право на использование баз на Фолклендских (Мальвинских) островах и в Новой Зеландии.
В начале 1990-х годов работы по системе ASAT были прекращены в результате неофициального соглашения с Россией.
Но поскольку подобные противоспутниковые системы не были запрещены ни одним из существующих договоров, работы в США не прекращалась. В настоящее время Пентагон располагает широким арсеналом противоспутникового оружия и средств поражения космических аппаратов, разработанных в рамках программы Национальной противоракетной обороны.
Считается, что наибольшим потенциалом обладает комплекс наземного базирования GBMD, способный поражать орбитальные цели на высоте до нескольких сотен километров. При использовании мобильных РЛС система потенциально может перехватить спутник над любой точкой Земли. Безусловно, это рекламные заявления, но...
Американская пропаганда в своё время обеспечила рекламу противоракетной системы морского базирования Aegis Ballistic Missile Defense System (Система противоракетной обороны «Иджис»). Отмечается, что система способна при помощи корабельных противоракет SM-3 поражать орбитальные объекты на высоте до 250 километров. Например, 21 февраля 2008 года был успешно уничтожен спутник USA-193. Потенциально для уничтожения спутников на низких орбитах также может быть использован мобильный комплекс тактической ПРО THAAD. Так что США придавали и придают большое значение развитию противоспутникового вооружения.
«Рудольф», «Тирада-2С», продолжение следует…
Опыт военных конфликтов в XXI веке свидетельствует о возрастающей зависимости войсковых группировок от обеспечивающих космических систем. По существу, оперативное оборудование космического пространства как перспективного театра военных действий идёт не первый год. И поскольку международное космическое право далеко от совершенства, запретить вывод оружия в космос практически невозможно. Поэтому, по мнению учёных и специалистов в области ракетно-космической обороны, мир можно сохранить, только обладая потенциалом сдерживания. Необходимый задел - интеллектуальный, технологический - у российской оборонки есть.
В России, по заявлению, сделанному заместителем начальника 46-го НИИ Минобороны России Олегом Ачасовым в ноябре 2017 года, в рамках программы вооружений на 2018-2027 годы будут завершены работы по двум проектам средств поражения спутников связи - мобильному ударному противоспутниковому комплексу «Рудольф» и мобильному комплексу радиоэлектронного поражения спутников связи «Тирада-2С».
Работы по этим проектам строго засекречены.
«Рудольф», видимо, повторит на новом технологическом уровне советский вариант спутника-камикадзе. Что касается комплекса «Тирада-2С», то первые поступили на вооружение частей Центрального военного округа в 2019 году. Планируется оснастить комплексами и другие военные округа. Предположительно, комплекс способен выводить из строя космические аппараты за счёт нарушения связи и постановки помех.
Кроме того, комплекс якобы способен нарушать работу каналов спутниковой связи беспилотных летательных аппаратов. Пока же известно только то, что комплекс использовался в зоне СВО для противодействия спутникам системы связи «Старлинк».
Ещё 15 ноября 2021 года Минобороны РФ сообщило об уничтожении нефункционирующего спутника «Космос-1408». По данным НАСА, при этом была применена российская противоспутниковая ракета «Нудоль» территориальной противоракетной системы А-235. Предположительно, запуск ракеты был осуществлён с космодрома Плесецк.
Но страсти накаляются. В частности, Reuters сообщил, будто в отчёте Разведуправления Минобороны США (РУМО) за 2023 год утверждается, что Россия якобы разрабатывает целый ряд вооружений, предназначенных для поражения спутников, а также, возможно, «системы большей мощности, которые распространяют угрозу на структуры всех спутников». Не исключено, именно это сообщение команда Байдена использовала для того, чтобы повлиять на конгресс.
Но это их внутренние проблемы. Что касается России, то было бы опрометчиво бездействовать, когда США активно используют космическую группировку в своих целях, направленных против российских Вооружённых сил. И особенно в свете того, что Белый дом утверждает, будто Россия намерена разместить ядерное оружие в космосе.
«Оружие космического базирования, которое, по данным разведки США, разрабатывает Россия, скорее всего, представляет собой устройство, требующее ядерной энергии для атак на спутники, а не ядерную боеголовку. К таким устройствам могут относиться глушители сигналов, которые могут "ослепить" датчики изображения, или - что более вероятно - генераторы электромагнитного импульса, которые способны вывести из строя электронику спутников в пределах определённой области орбиты. Русские думают, что мы слепы, если у нас не будет доступа к нашим спутникам, и, вероятно, это правда, - отметил бывший сотрудник разведки США. - Наша способность полагаться на спутники является главным преимуществом в потенциальной конфронтации, но также и серьёзной уязвимостью».
Итак, речь идёт всего лишь о ядерной энергетической установке, то есть о «ядерной батарейке», а не о специальной боевой части. Действительно, Россия добилась значительных успехов в создании «миниатюрных» реакторов. И самое примечательное, что нет ограничений в использовании их энергии против космических систем, которые применяются для наведения украинских ударных средств на российские объекты. В том числе на жилые дома и кварталы. Если есть возможность защититься, то почему бы такую возможность не использовать?