И на мину не наступить, и «птичку» не пропустить
Тысячи россиян приходят в пункты набора на контрактную службу и становятся участниками СВО. На полигонах они проходят подготовку - учатся рыть окопы, стрелять из автомата, атаковать и обороняться, маскироваться… Но краткосрочные курсы не могут научить всему. Мы попытались разобраться, какие ещё навыки необходимы тем, кто отправляется на фронт. Может быть, чему-то стоит научиться ещё до подписания контракта? Побывавшие на спецоперации бойцы утверждают: умение обращаться с автоматом здесь далеко не главное.
Бумажная карта всегда под рукой
Доброволец Ярослав Манцевич к боевым действиям готовился с 2014 года. Тогда жена была беременна, потом ребёнок рос… Но Ярослав чувствовал, что рано или поздно не выдержит и отправится добровольцем туда, где идёт война. За прошедшие годы он научился стрелять с двух рук, ориентироваться на местности по карте, даже зачистки населённого пункта отрабатывал…
Началась спецоперация, Ярослав отправился на фронт. И скоро понял: здесь вам не голливудские боевики, когда выстрелил, перекатился, бросил гранату, снова выстрелил. На настоящей войне нужны совсем другие умения.
- Оказалось, что противника редко видишь вживую, - говорит Ярослав. - Чаще всего боевые действия - это миномётные и артиллерийские обстрелы. И основная задача - не стрелять метко, а копать глубоко. Впрочем, умение ориентироваться по карте и компасу не раз помогало.
- В любом девайсе может сесть батарейка, - продолжает боец. - А бумажная карта никуда не денется, да и компас всегда показывает на север. Даже когда идёт окопная война, часто приходится перемещаться между позициями. Очень легко заблудиться. Вроде правильно идёшь - бах, а тут позиции «укропов»…
В век высоких технологий и GPS умение пользоваться компасом и картами оказалось очень востребованным. Как и другие навыки, которые многие гражданские считают не такими уж и важными. Нам ведь кажется, что война - это сплошные атаки, наступления и котлы. Но 70 процентов времени на фронте занимает организация быта, будь то казарма, палатка или блиндаж. Навыки здесь нужны вполне мирные: умение копать, пилить, забивать гвозди, разжигать костёр, вязать узлы, добывать питьевую воду, разводить огонь…
- Мне очень помогло то, что в школе я ходил в походы, - пишет ещё один участник СВО, доброволец с позывным «Тихий». - Те, кто умеет правильно уложить рюкзак, могут взять больше боеприпасов, воды, продуктов. Жизнь в блиндажах и норках вообще очень напоминает жизнь в палаточных лагерях. Только в палатке сухо, а на передовой - вода и под тобой, и сверху течёт. Но тут всё просто: если сделал всё возможное, чтобы не заливало, и это всё равно мокро, принимай как данность. Всё проходит, и это тоже пройдёт.
Уживаться и не ныть
Ещё один важнейший для передовой навык - из области психологии. Это умение переносить сложности, жить бок о бок с товарищами, не ныть и справляться со стрессом.
- За ленточкой приходится уживаться с людьми разного возраста, характера, национальности и уровня интеллекта, - объясняет ветеран СВО из Екатеринбурга Платон Маматов. - Вы будете есть из одного котла, вместе копать окоп и спать в одном блиндаже. Нужно уметь находить с людьми общий язык и идти на компромиссы. И это при том, что вы живёте в постоянном стрессе, плохо спите, слышите разрывы снарядов, дроны в воздухе… Нужно научиться сдерживать стресс. Многим помогает религия, психотерапия. А мне помогает вера в свои силы и уверенность в товарищах.
Ну и, конечно, на передовой гораздо легче бойцам с хорошей физической подготовкой. Это кажется само собой разумеющимся. Но нередко на СВО приходят те, у кого наметился пивной животик и кому трудно пробежать три километра. За пару месяцев на полигоне это вряд ли удастся кардинально исправить, так что заняться собой стоит пораньше.
- На мой взгляд, выносливость на «передке» нужнее, чем физическая сила, - говорит «Тихий». - До противника ведь ещё дойти-добежать надо. Меня очень выручили занятия бегом. Это повысило выносливость и отражалось на всём. Легче переносились болезни, удавалось проще выдерживать ночные заходы на позицию - по грязи, бездорожью. Дорог в нашем понимании там немного, в основном какая-то колея между лесополосами.
Читаешь инструкцию, а товарищ истекает кровью
Без умения обращаться с оружием на войне, конечно, никуда. Но не менее важно знать, как прятаться от летящих мин и снарядов, укрываться от беспилотников. Каждый день новые условия вносят коррективы в подготовку бойцов. Нужно всегда быть начеку: смотреть под ноги и в небо. Чтобы и на мину не наступить, и «птичку» не пропустить. Такие навыки приобретаются прямо на месте.
А вот чем можно заняться ещё дома, так это навыками тактической медицины. Когда на гражданке читаешь заметки с передовой, тактическая медицина кажется чем-то второстепенным. Да и многие бойцы признаются: на полигоне относились к медицинским занятиям без особого энтузиазма. А потом спешно навёрстывали упущенное - во время редких перерывов в боевой работе. Теперь советуют: если есть возможность, изучайте тактическую медицину ещё дома, не жалея ни денег, ни времени, ни сил.
- В бою первая помощь оказывается средствами, которые есть у самого раненого, - говорит преподаватель тактической подготовки из Крыма Евгений Лукашенко. - Подбегаешь к раненому, открываешь аптечку, а там турникет, который ты видишь впервые в жизни. В ситуации, когда каждое мгновение на счету, разбираться некогда. Пока читаешь инструкцию, твой товарищ (а может, ты сам) истекает кровью.
Платон Маматов подтверждает: на передовой отношение к тактической медицине резко меняется.
- Очень важно научиться правильно применять кровоостанавливающие турникеты, жгуты, бинты, уметь делать повязки, разбираться в лекарственных препаратах, особенно обезболивающих, - говорит он. - Я советую пройти базовые курсы военно-медицинской подготовки. Если в вашем городе таких курсов нет, то изучите хотя бы ролики в YouTube и статьи в Интернете. Также не забудьте собрать аптечку, ведь необходимые медикаменты вам могут не выдать на месте.
Геймерам везде у нас дорога
Если говорить о самых востребованных в зоне СВО специалистах, то, кроме бойцов штурмовых подразделений, очень нужны операторы беспилотных летательных аппаратов. Особенно тех, которые используют новейшие технологии, такие как FPV-дроны, управление которыми осуществляется через очки виртуальной реальности «от первого лица». Любопытно, что лучше всего с такими дронами-камикадзе справляются те, кто раньше любил играть в компьютерные игры.
- Значение БПЛА в бою постоянно растёт, - считает один из лучших «птичников» Донбасса с позывным «Башка». - Дроны помогают разведке, пехоте, артиллерии, сами наносят удары по противнику. FPV-дроны постепенно вытесняют обычные аппараты, они позволяют оператору эффективно действовать благодаря виртуальной реальности. Такими дронами лучше управляют настоящие геймеры - пацаны и девчонки могут первый же установочный полёт сдать на отлично. Они понимают базовые принципы управления джойстиком, у них хорошо развита моторика рук и пальцев.
Так что если вы на гражданке научились управлять коптером, в войсках вас примут с распростёртыми объятиями. Кроме того, очень востребованы санинструкторы, связисты и механики-водители категории C - им могут доверить управление грузовиком или даже бронетранспортёром.