В России воссоздали легендарную Днепровскую флотилию
© РИА Новости
Корабли Краснознамённой Днепровской флотилии на реке Шпрее, в районе Берлина. Впереди - тяжёлый бронекатер, май 1945 г.

В России воссоздали легендарную Днепровскую флотилию

Новое соединение дойдёт если не до Берлина, то уж до Киева точно
22 марта 2024, 06:33
Реклама
В России воссоздали легендарную Днепровскую флотилию
© РИА Новости
Корабли Краснознамённой Днепровской флотилии на реке Шпрее, в районе Берлина. Впереди - тяжёлый бронекатер, май 1945 г.
Читайте нас на: 

В составе отечественных Вооружённых сил официально появилась Днепровская речная флотилия. Об этом стало известно 20 марта из текста выступления министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу на заседании Коллегии Министерства обороны РФ.

«В соответствии с решением Верховного Главнокомандующего продолжается поступательное развитие Вооружённых Сил России и повышение их боевых возможностей. Сформированы армейский корпус, мотострелковая дивизия, Днепровская речная флотилия и бригада речных катеров флотилии», - объявил Шойгу, тем самым подведя черту под длившейся два года дискуссией о том, нужна ли сейчас Днепровская флотилия ВС РФ или нет?

Конечно - нужна!

От Брянска до Пинска

Думаю, что тут уместен будет маленький исторический экскурс.

Идея создания специализированной военной флотилии для действий на важнейшей речной коммуникации Украины далеко не нова. Например, российским морякам такую флотилию пришлось создавать минимум раз пять.

Начало истории первой Днепровской флотилии положил 4 января 1737 года Указ Сената о постройке в Брянском адмиралтействе на реке Десна малых судов.

Второй раз Днепровскую флотилию сформировали в 1788 году, назначив её командирами известнейшего американского капера Джона Поля Джонса и французского аристократа Шарля Анри Николя Отона де Нассау-Зигена.

Морская баталия под Очаковым 17-18 июня 1788 г., в которой активное участие принимали корабли Днепровской флотилии (картина Жана Балтазара де ла Траверса).
© wikipedia.org
Морская баталия под Очаковым 17-18 июня 1788 г., в которой активное участие принимали корабли Днепровской флотилии (картина Жана Балтазара де ла Траверса).

Третью Днепровскую флотилию создали в марте 1919 года в разгар Гражданской войны.

Четвёртая военная флотилия на Днепре создавалась в июне 1931-го. В июне 1940 года речное соединение было расформировано, а корабли и суда бывшей Днепровской флотилии передали в состав Дунайской и Пинской военных флотилий, где они и оказались утрачены в ходе начального периода Великой Отечественной войны. Соответственно, когда Красная Армия осенью 1943-го вышла к реке Днепр, Днепровскую военную флотилию пришлось создавать заново - в пятый раз.

Новое речное соединение было сформировано в сентябре 1943 года из кораблей Волжской военной флотилии. К весне 1944 года новая Днепровская флотилия представляла собой уже целую армаду из порядка 140 катеров и судов, включавшую 16 бронекатеров, 10 сторожевых катеров, 40 речных тральщиков, плавучую артиллерийскую батарею и 32 полуглиссера. Последние в ходе наступательных действий Красной Армии дошли аж до столицы нацистской Германии, что позволило Днепровской военной флотилии стать единственным флотским подразделением, участвовавшим в Берлинской операции.

После окончания Великой Отечественной войны Днепровская флотилия оказалась передана в оперативное подчинение главнокомандующего Группой советских оккупационных войск в Германии, после чего флотилию вскоре расформировали. Но только для того, чтобы на её базе создать учебный отряд ВМФ СССР в белорусском городе Пинск. Данный учебный отряд после распада СССР послужил основой для создания речного дивизиона пограничных сторожевых катеров Республики Беларусь. В начале 2000-х годов в составе дивизиона числились 4 катера типа КС-100, 3 - проекта 376, 4 - проекта 1390 «Стриж» и 5 - проекта 1800 «Гепард» (на воздушной подушке). В общем, это было достаточно многочисленное соединение. У ставшей же независимой Украины по Днепру рассекали лишь «маломерки» милиции/полиции. Держать что-то более серьёзное на Днепре никому в военно-политическом руководстве Незалежной в голову не приходило, ибо река считалась внутренней транспортной артерией, которой ничего не может угрожать.

Конец исторического экскурса. Едем дальше.

Мобилизация «речных трамваев»

«Петух клюнул» украинских генералов и адмиралов только после начала Россией специальной военной операции, когда вдруг выяснилось, что Белоруссия ведёт себя как явный союзник России, а ВС РФ успешно продвигаются вглубь территории Украины. Белорусское направление, как наиболее близкое к Киеву, было сочтено самым уязвимым, так что его и принялись укреплять.

В марте 2022 года военно-политическое руководство Незалежной постановило создать на Днепре и его притоках первый дивизион речных катеров, ориентированный, в большей степени, на действия против белорусской армии, если та развернёт боевые действия против ВСУ и перейдёт госграницу. Решение это в Киеве принимали спешно, своей матчасти у военно-морских сил Украины на Днепре не имелось от слова «совсем», поэтому командующему ВМСУ вице-адмиралу Алексею Неижпапе пришлось сгребать в первый дивизион будущей украинской Днепровской флотилии буквально всё, что можно, - от полицейских и прогулочных катеров до «речных трамваев».

Поднятие боевых стягов над этой «сборной солянкой» выглядело довольно комично. Но иного выхода у командующего ВМСУ просто не имелось. Почему? Потому что большая часть боеспособных вымпелов ВМСУ оказалась после начала СВО быстро уничтожена, включая так пригодившиеся бы Неижпапе на Днепре малые бронированные артиллерийские катера проекта 58155 «Гюрза-М». Это первое. Второе - уже 2 марта 2022-го российские войска вошли в Херсон, что лишило Неижпапу любой возможности «протащить» какой-нибудь вымпел ВМСУ по Днепру в Киев из Одессы и Николаева.

Малый бронированный артиллерийский катер проекта 58155 («Гюрза-М») «Аккерман» ВМСУ в порту Бердянска, занятого российскими войсками.
© РИА Новости
Малый бронированный артиллерийский катер проекта 58155 («Гюрза-М») «Аккерман» ВМСУ в порту Бердянска, занятого российскими войсками.

В общем, пришлось украинским морякам осваивать прогулочные катера и «речные трамваи». Сей процесс Неижпапа постарался подать СМИ максимально пафосно.

«По инициативе и при поддержке командования Сухопутных войск мы совместно сформировали дивизион речных катеров на севере Днепра - главной логистической артерии Украины, которую мы не можем себе позволить потерять… Разумеется, чтобы сформировать на пустом месте дивизион, нужно иметь какой-то ресурс, поэтому часть речного флота Украины передали под управление военных. По сути, на речные катера поставили вооружение, и теперь они принадлежат к ВМС Украины. Как объясняют военные моряки, хотя эти суда не новые, но [они] очень хорошо показывают себя на реках!» - заявил командующий ВМСУ 22 июня 2022 года.

Также украинский вице-адмирал пообещал «наращивать силы» ВМСУ «вдоль всей реки Днепр за счёт строительства новых катеров и получения катеров от наших иностранных партнёров». Неижпапа выразил надежду, что в дальнейшем на Днепре появится флотилия речных катеров, которая будет состоять из нескольких дивизионов.

Было, конечно, что-то очень символичное в том, что ВМСУ, получившие в 1995 году при разделе Черноморского флота 137 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств, в 2022 году оказались настолько «на мели», что не побрезговали поднять свой флаг над «речными трамваями». Как говорится, какая страна - такой и флот.

С другой стороны, ВМСУ хоть и из подручных материалов, но целенаправленно формировали свою Днепровскую флотилию, в то время как российская сторона продолжительное время ничем подобным не занималась. Сначала - потому что в российских штабах сохранялась надежда широким фронтом выйти к Днепру, а потом…

Херсон, бои и споры

Потом наши БТГр и РТГр, продвигавшиеся вглубь украинской территории, сначала замедлили движение, а затем и вовсе остановились, «увязнув» в отмобилизованных и значительно превосходивших по численности соединениях ВСУ. 6 сентября 2022-го формирования киевского режима предприняли «контрнаступ» в Харьковской области, где в связи с нехваткой личного состава на передовой оборона ВС РФ имела небольшую глубину и носила очаговый характер. Воспользовавшись этим обстоятельством, украинские рейдовые группы проскочили в ничем не прикрытые промежутки между российскими передовыми опорными пунктами, после чего внезапно атаковали эти «опорники» с тыла. В российской обороне возникла брешь, в которую немедленно были брошены мотопехота и танки ВСУ.

Чтобы избежать окружения, российским войскам пришлось откатываться к Купянску и Изюму. Стабилизировать фронт ВС РФ удалось лишь в октябре ценой ухода из Харьковской области. Оттеснив российские войска от Харькова, ВСУ усилили натиск на юге. 9 ноября 2022 года Сергей Шойгу отдал приказ российским войскам оставить Херсон. Последовавший вслед за этим выход ВСУ на правобережье Днепра в его нижнем течении послужил прелюдией к началу боестолкновений на речных островах, высадке украинцев под Антоновским мостом и, как апофеоз попыток Киева перенести боевые действия на левый берег реки, - десантированию в ночь на 19 октября 2023 года отрядов украинских ССО, морпехов и ТРО в Крынках.

Разрушенный Антоновский мост через Днепр в пригороде Херсона, ноябрь 2022 г.
© РИА Новости
Разрушенный Антоновский мост через Днепр в пригороде Херсона, ноябрь 2022 г.

Во время данных событий украинские подразделения, как правило, пользовались поддержкой своих, действующих на Днепре боевых единиц, среди которых имелись уже не только «речные трамвайчики», но и быстроходные катера американского производства со штатно установленными крупнокалиберными пулемётами и автоматическими гранатомётами. Подобного собственного речного соединения ВС РФ не имели, что в известной степени ограничивало возможности наших подразделений группировки войск «Днепр». Сложившаяся в нижнем течении Днепра ситуация заставила многих заговорить о необходимости воссоздания Днепровской военной флотилии на базе матчасти, которую из своих «закромов» могли бы передать инженерные войска и ВМФ России. Впрочем, нашлись и противники этой идеи, считавшие, что «не следует плодить лишние сущности» - можно, мол, обойтись и без создания новой флотилии.

Споры продолжались долго. Чем дальше, тем больше становилось понятно, что ВС РФ действительно нуждаются в новом соединении для действий на Днепре. Первым признаком того, что проблема в «верхах» отрефлексирована и дело сдвинулось с мёртвой точки, стало прозвучавшее 25 октября 2023 года заявление замглавы Совбеза России Дмитрия Медведева, сообщившего, что в 2024-м в России планируется сформировать ещё один армейский корпус, 7 дивизий, 19 бригад, 49 полков и одну флотилию.

Заместитель секретаря Совета безопасности не уточнил, о какой именно флотилии шла речь и где она будет развёрнута. Однако компетентные аналитики уже в октябре 2023 года предположили, что речь идёт о воссоздании Днепровской флотилии. И действительно, 20 марта 2024 года министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу подтвердил факт формирования в составе Вооружённых сил РФ Днепровской речной флотилии. Будем надеяться, что это новое соединение станет достойным преемником Днепровской флотилии 1943-1945 годов и дойдёт, если не до Берлина, то хотя бы до Киева. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама