Неатомный подводный флот: опыт, перспективы, свой путь
![Неатомный подводный флот: опыт, перспективы, свой путь Неатомный подводный флот: опыт, перспективы, свой путь](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2024/03/26/4f96a00b67e5418da02f592ff2c03584.jpg)
«Чёрные дыры» в морских глубинах
В мире насчитывается 41 страна, имеющая в составе военно-морских сил подводные лодки. В США, Великобритании и Франции - только атомные. Когда-то они имели и дизель-электрические (ДЭПЛ), но потом отказались в силу разных причин. Дело в том, что стратегические и оперативные концепции, например, США ориентированы на применение силы в удалённых районах Мирового океана, для чего дизельные субмарины приспособлены мало. Зато они незаменимы в водах Балтийского, Чёрного и Японского морей, а также в ближних морских зонах - акваториях прибрежных морей на удалении до 400 миль от пунктов базирования. Именно поэтому ДЭПЛ, с недавних пор получившие термин «неатомные подводные лодки» (НАПЛ), до сих пор остаются в ВМФ России.
Сегодня в боевом составе отечественного флота выполняют свойственные им задачи НАПЛ проектов 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка» (3-е поколение), а 31 января этого года от промышленности была принята подводная лодка Б-586 «Кронштадт» проекта 677М «Лада». Эти корабли обладают высокой скрытностью, достигаемой за счёт низкой шумности подводного хода под электромоторами, работающими от аккумуляторных батарей (АБ). Только вот находиться непрерывно в подводном положении они могут ограниченное время, так как те самые АБ надо периодически подзаряжать от дизель-генераторов. Согласитесь, в дальнем походе это весьма рискованно. Частично данную проблему помогает решать анаэробная, или, как её чаще называют, воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ), которая позволяет субмарине, не всплывая, идти под водой несколько недель.
![Дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург» проекта «Лада».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2024/03/26/dd372dfddc6c4fffb759c1f1cdd44efd.jpg)
Напомним, что до 1982 года в составе ВМФ СССР находилось около двадцати проектов дизельных подводных лодок с торпедным и ракетным вооружением. Наиболее распространёнными из них были: торпедные - пр.613 (215 ед.) и пр.641 (75); с крылатыми ракетами - пр.651 (16); с баллистическими ракетами - пр.629 (38).
Многие подводники-атомщики моего поколения и старше благодарны этим кораблям за первый опыт подводной службы. Был такой и в моей жизни, хотя и непродолжительный. Стажировка на пятом курсе училища прошла во Владивостоке в 1981 году на самой массовой подлодке советского флота 613-го проекта, год постройки - 1954-й. Пришли в назначенный полигон, погрузились. А всплывали мы уже аварийно, так как во второй отсек хлынула забортная вода через клапан вентиляции цистерны главного балласта. Всё-таки 27 лет службы для дизельной «старушки» были уже предельными.
К сожалению, время неумолимо к кораблям любого типа, к тому же развитие технологий не стоит на месте. К потаённым судам стали предъявляться всё более жёсткие требования по снижению уровня шумности и увеличению дальности обнаружения противника, что требовало разработки и применения более совершенных систем вооружения. Частично это было реализовано на модернизированном проекте 641Б «Сом».
![Подводная лодка проекта 641Б «Сом» Б-307 в музее АвтоВАЗа, Тольятти.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2024/03/26/4aea615794aa40c0b367d2ba0a142fc1.jpg)
За период с 1973 по 1982 год было построено 18 таких кораблей. Лодка получила более приспособленный к движению под водой обтекаемый лёгкий корпус с противогидролокационным покрытием. В отличие от предшественниц со старыми шумопеленгаторными станциями, здесь был установлен гидроакустический комплекс (ГАК) «Рубикон» с большой цилиндрической антенной, из-за чего носовая часть имела утолщённые обводы. Устаревшие приборы управления торпедной стрельбой заменили на боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Узел». Но была сохранена трёхвальная схема главной энергетической установки, и шумность существенно снизить не удалось. Необходимо было строить совершенно новый корабль, коим и стал проект 877 «Палтус».
«Палтусы» сделали одновальными, а при установке нового оборудования применили звукопоглощающие амортизированные платформы. С их помощью уровень шума удалось снизить чуть ли не ниже естественного шума моря, и обнаружить лодки в подводном положении только с применением пассивной акустики было весьма непростой задачей. За это они и получили прозвище - «Чёрная дыра».
Если для отработки противолодочных задач выпадало «счастье» встретиться с субмариной именно 877-го проекта, то вероятность получения учебной торпеды в борт вырастала кратно. Однажды самому довелось оказаться в такой ситуации. Полигон нам назначили недалеко от полуострова Рыбачий. Происходило это не то поздней полярной весной, не то ранним летом - солнце уже не заходило, активно таял снег, и на подсистеме шумопеленгования вдоль побережья отчётливо прослушивались многочисленные стекающие в море речки.
Окажись тогда «Палтус» на фоне «журчащего» берега, исход морского боя был бы очевиден. Нам же удалось занять позицию, при которой «противник» оказался на фоне тихого и спокойного моря. В итоге акустики на современном по тем временам ГАК «Скат-КС» легко засекли эту «рыбку» по... Остальное уже не для открытой печати. А завершились манёвры мирно - в надводном положении и прохождением на встречных курсах с отданием флотского приветствия.
![Подводная лодка пр. 877 Б-177 «Липецк» всплывает в Кольском заливе.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2024/03/26/e5e079f8c70f4cd8bd43bf84d88b7b6a.jpg)
Позже, уже в качестве проверяющего, довелось выходить в море на Б-871 «Алроса» Черноморского флота этого же проекта, у которой вместо винта водомётный движитель. Благодаря чему лодка является самой малошумной, в отличие от других своих sistership. Против нас тогда работали надводники в составе корабельной поисково-ударной группы с вертолётами. Найти-то они нашу лодку нашли, с помощью активных ГАС, но мы сделали хитрый манёвр, и торпеды «охотников» прошли мимо. На следующий год пришлось приезжать повторно, чтобы исправить промахнувшимся плохую оценку на хорошую.
Всего с 1982 по 2000 год было построено 24 подводные лодки проекта «Палтус» для ВМФ СССР и России. На замену им разрабатывался проект 677 «Лада», которому суждено было стать долгостроем. Головная подводная лодка «Санкт-Петербург», заложенная в 1997 году, была передана флоту только через 13 лет, но в боевой состав так и не вошла. Параллельно с этим, с 1996 года на экспорт стали строить подводные лодки проекта 636, аналогичные «Палтусам». Они и заняли место «Чёрных дыр».
«Варшавянка» или «Китаянка»?
Для ВМФ России новые НАПЛ по уточнённому проекту 636.3 «Варшавянка» начали строить с 2010 года. Почему было выбрано именно такое проектное название, сказать не могу. Дело в том, что ещё в 1980-х так называли проект 877. Планировалось, что он пойдёт на вооружение ВМС стран Варшавского договора, но судьба распорядилась иначе: по одной подводной лодке досталось только Польше (Orzeł) и Румынии (Delfinul), где спустя некоторое время они встали у причалов на всю оставшуюся жизнь. Зато лодки этого проекта активно покупали Индия, Иран и другие страны.
Однако полученный российскими корабелами опыт проектирования и строительства улучшенных «Палтусов» 636-го проекта помог преодолеть кризис 1990-х годов, из-за которого наш флот практически лишился подводных сил на Чёрном море и на Балтике. Но сначала эти лодки заинтересовали Китай, Алжир и Вьетнам, так что логичнее называть их «Китаянками», «Алжирками» или «Вьетнамками».
Отличительной особенностью этих кораблей для отечественного ВМФ стал ракетный комплекс «Калибр-ПЛ». Первой вошла в состав Черноморского флота в 2014 году подводная лодка Б-261 «Новороссийск». Сейчас во вновь сформированной 4-й отдельной бригаде подводных лодок их насчитывается шесть единиц. Именно эти подводные корабли, находясь в Средиземном море, впервые осуществили боевое применение нового ракетного оружия из-под воды по объектам ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая на территории РФ) на территории Сирии. Неоднократно лодки выполняли задачи и по поражению военной инфраструктуры ВСУ в ходе проведения СВО. В настоящее время эти корабли несут службу не только на Черноморском, но и на Тихоокеанском флоте.
![Дизель-электрическая подводная лодка Б-261 «Новороссийск».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2024/03/26/ed34c1111a14468883348d4cced1fdf5.jpg)
Не умирает надежда на восстановление и подводных сил Балтики. Единственная оставшаяся там Б-806 «Дмитров» была построена по проекту 877ЭКМ в 1986 году для подготовки иностранных экипажей. Всё-таки 38 лет на службе Отечеству - многовато… Между тем геополитическая обстановка в этом регионе довольно напряжённая - в Балтийском море действуют подводные лодки ВМС Германии и Швеции.
Пополнение Балтфлота новыми потаёнными судами уже давно назрело, особенно учитывая, что строящиеся НАПЛ именно в балтийских водах выполняют первое погружение. Но вопрос оснащения нашего неатомного подводного флота воздухонезависимой энергетической установкой остаётся открытым.
Двигатель Стирлинга и турбина Вальтера
История со строительством субмарин 677-го проекта полна драматизма: от эйфории, вызванной многочисленными инновациями в конструкции, до полного отказа и воскрешения в лодку Б-586 «Кронштадт» прошло почти 27 лет. А головная подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» с момента передачи заказчику в 2010 году и до принятия решения о прекращении её эксплуатации всё время оставалась в качестве опытного корабля. Количество опытно-конструкторских работ над системами, нигде ранее не применявшимися, по некоторым оценкам, доходило до двухсот, и далеко не все заканчивались удачно и в срок. Предполагалось, что лодки данного проекта будут иметь воздухонезависимую энергетическую установку, но, к сожалению, оснастить ими субмарины так и не получилось. Хотя над этой проблемой в нашей стране начали работать ещё в начале прошлого века.
Известно, что прототипами современных технических решений в данной области служат двигатель Стирлинга и турбина Вальтера, но в отечественном флоте первенцем была подводная лодка «Почтовый» (1908 г.) конструктора С. Джевецкого. В ней использовались бензиновые моторы, для работы которых в отсек подавался сжатый воздух, хранившийся в 45 баллонах. Эстафету приняли экспериментальные С-92 типа «М» XII серии (1938 г.) с установкой РЕДО (регенеративный единый двигатель особый) и М-401 проекта 95 (1939-1945 гг.) с ЕД-ХПИ (единый двигатель с химическим поглотителем известняковым). Обе не имели гребных электродвигателей и АБ, из-за чего после полного расхода жидкого кислорода они могли двигаться только в надводном положении.
На основании полученного опыта, в 1953 году было запущено строительство подводных лодок с ЕД-ХПИ проекта 615 (А615). Это была единственная в мире серия субмарин, которые могли двигаться под водой на основе действующего дизеля. В основе такой установки использовался дизельный двигатель, работавший под водой по замкнутому циклу. В герметичный отсек, где он находился, подавался кислород, хранившийся в специальной ёмкости в сжиженном состоянии. Предварительно охлаждённые выхлопные газы проходили через фильтры очистки, где поглощался углекислый газ, и поступали в этот же отсек.
![Советская подводная лодка проекта А615 в Одессе.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2024/03/26/55951d3b48664bae9abecb030d14a47d.jpg)
Таким образом, создавалась газовая смесь, близкая по составу к атмосферному воздуху. Автономность таких кораблей составляла всего 10 суток, из которых движение под водой с ЕД-ХПИ занимало чуть более трёх, но на скорости до 15 узлов. При этом скрытность не обеспечивалась, так как шум работающего дизеля в подводном или надводном положении был одинаково большой. Оставшееся время лодка могла ходить под гребным электродвигателем, работающим от аккумуляторной батареи, для подзарядки которой ей периодически требовалось всплывать в надводное положение. Либо использовать устройство для работы дизеля под водой, через которое на перископной глубине всасывался атмосферный воздух. Но и в таком положении потаённое судно было несложно обнаружить.
Всего было построено 30 таких лодок, которые находились в боевом составе ВМФ до начала 1970-х годов. Это была первая в мире серия подводных лодок с единым двигателем. К сожалению, не обошлось и без серьёзных аварий с гибелью личного состава. Хранение жидкого кислорода на борту давало себя знать: из-за высокой пожароопасности лодки окрестили «зажигалками».
Вторым направлением в этой области было создание парогазовых турбинных установок (ПГТУ). После окончания Великой Отечественной войны наши конструкторы получили документацию по немецким подводным лодкам XXI и XXVIW серий, которые предполагали использование изобретения Третьего рейха. Турбины, работающие в подводном положении с использованием перекиси водорода (не менее гремучая смесь по сравнению с жидким кислородом), позволяли развивать скорость подводного хода до 20 узлов. На основе этих разработок была создана подводная лодка C-99 проекта 617. В мае 1956 года она вошла в состав флота и до завершения службы в 1961 году, как и Б-585 «Санкт-Петербург», находилась в опытной эксплуатации. Но всего пять лет, потом начался век атомного флота.
Здесь стоит пояснить, что увеличение скорости подводного хода до таких параметров одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что имеется возможность уклонения от обнаружения и отрыва от преследования противником. Плохо - по причине кратного увеличения шумности от кавитации на гребных винтах и обтекающего лёгкий корпус потока воды, а также увеличения помех работе ГАК. Говоря доступным языком, это всё равно что бежать с ведром на голове: ничего не вижу, никого не слышу, и при этом знатно гремит. Так что в этом вопросе, как и в жизни, тоже требуется компромисс.
Пока мы увлекались корабельной ядерной энергетикой, оставляя неатомный подводный флот в расслабленном состоянии, наши оппоненты зря время не теряли. Основными игроками на этом поле стали Франция с ПГТУ (только на экспорт), Швеция с двигателем Стирлинга (ДС) и Германия с электрохимическим генератором (ЭХГ). Импортёрами их продукции стали Испания, Италия, Греция, Турция, Израиль, Пакистан, Чили, Индия, Малайзия и Бразилия. Но это не означает, что все подводные лодки оснащены чем-то из данного набора. Всё зависит от геополитических предпочтений и бюджета. То есть, это скорее специальная опция, как в современном автомобиле.
![Основные ТТХ ВНЭУ иностранных подводных лодок.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2024/03/26/5e4999001ec2499aa51b152e27c2493e.jpg)
Из таблицы видно, что ВНЭУ не может использоваться на полную автономность и имеет весьма ограниченные скоростные характеристики. Как уже отмечалось, высокая скорость не всегда нужна, но для её достижения в боевой ситуации необходимо переходить на работу гребного электродвигателя от АБ. У большинства подводных лодок в таком режиме скорость достигает 20 узлов, хотя и кратковременно. Но на переход под такой режим движения надо тратить драгоценное время.
Есть и другие сомнительные удовольствия, связанные с необходимостью хранения на борту корабля опасных компонентов топлива, которые можно восполнить только в порту со специальной инфраструктурой. Вероятно, именно по этим причинам Япония на своих НАПЛ типа Taigei пошла другим путём, отказавшись от лицензированных шведских Kockums v4-275R. Вместо обычной свинцово-кислотной АБ они установили литий-ионную батарею со значительно большей ёмкостью. В результате традиционная схема энергетической установки ДЭПЛ возродилась на новом уровне.
По данным Объединённой судостроительной корпорации, работы над этой проблематикой для НАПЛ нашего флота ведутся по трём направлениям: на базе литий-ионных батарей, на основе электрохимического генератора и газотурбинного двигателя замкнутого цикла. Все разработки в настоящее время находятся на высокой стадии готовности, но окончательное решение будет принимать заказчик.
На мой взгляд, японский подход может быть предпочтительнее. Специалисты, конечно, разберутся и примут правильное решение. Но, в любом случае, наконец-то начато серийное строительство неатомных подводных лодок четвёртого поколения. Кстати, согласно информации из открытых источников, вместо ВНЭУ на этих подводных кораблях используется единая энергетическая установка с электродвижением, что является новым для нашего ВМФ.