Европа: овраги и бюрократы
Европейские бюрократы, штампующие юридические нормы в режиме «бешеного принтера», энергичны и наивны, как дети. У них всегда всё гладко на бумаге, и они даже думать не хотят об оврагах, по которым придётся ходить.
Косят фермеры траву на поляне
Под впечатлением лубочных картинок с пасущимися на зелёных лугах коровками, евробюрократы решили поддержать рублём тех фермеров, которые переведут свои стада с комбикорма на натуральное сено. Как это проверить? Проще всего - по покосу лугов. Если кто-то скосил траву, то он и кормит ею своих животных, ведь не выбрасывать же добро. Прекраснодушная идея встретила небольшую сложность в виде годового планирования бюджета - обещанные деньги должны быть выплачены до 31 декабря текущего года.
Но в Европе с середины декабря уже никто не работает, все празднуют Рождество, а до этого недели две настроение тоже нерабочее. Значит, субсидии нужно выплатить в ноябре. А для этого в октябре отправить их в страны-получатели, «на землю». Конечно же, потребуется время на подсчёт и распределение, на сбор первичной информации на местах. В общем, учитывая медлительность евробюрократии, покос должен фиксироваться в июне.
В результате, как пишут в европейских изданиях, «фермеры только и делают, что косят едва поднявшуюся июньскую траву, независимо от погоды и последствий для ландшафта. В июне у нас весь кадастр скошен, как один большой газон для гольфа, без нектара для опылителей».
Не менее добрые идеи - о сохранении природы и «устойчивом» сельском хозяйстве привели к повсеместным протестам фермеров в Европе. В результате безграмотные в сельском хозяйстве «юристы-затейники» были вынуждены выпустить поправки, которые фактически сводят на нет изначально заявленные цели.
Буквально на днях еврокомиссар по окружающей среде Виргиниюс Синкявичюс возмущался: «Для меня очень странно, что, знаете ли, за 100 дней до выборов [в Европарламент] мы вдруг обнаруживаем проблемы в законодательстве, которые мы обсуждали два с половиной года». Да, оказывается, принятый «революционный» закон о защите лесов ударит по экономике множества европейских стран, и теперь лидеры Австрии, Финляндии, Италии, Польши, Словакии, Словении и Швеции настаивают на ослаблении требований закона.
Эмоциональность еврокомиссара можно понять: почему же, действительно, долго обсуждаемый закон вызвал недовольство только сейчас? Раньше он был хорош, да вдруг испортился?
Эти и подобные им истории - это не только демонстрация безнадёжной юридической безграмотности правящего класса Европы, но и следствие их полной безответственности, независимости от избирателей. Эти ребята могут шалить как угодно, принимать дичайшие решения и быть уверенными, что у них-то всё будет хорошо, даже если их страны рухнут в тартарары. Они относятся к управляемым ими народам как к юнитам в компьютерной игре - можно придумать для них любые законы и правила, а потом посмотреть, как забавные и безопасные человечки будут выкручиваться.
«Киловатт с прибылью»
Полная безнаказанность и ощущение «божественной» независимости поразили европейский политикум настолько, что он бросает вызов даже самому мироустройству, законам природы. Так, в 2023 году Еврокомиссия предложила серию законов об «экодизайне», среди которых было минимальное требование к эффективности для автономных котлов отопления на уровне 115%.
Что могло привести человека к такому дикому решению? Мечта о создании вечного двигателя с КПД, превышающим 100%? Или желание использовать монетарное мышление, когда на вложенный евро «из ниоткуда» появляется ещё один, и поэтому кажется логичным, что вложенный в котёл киловатт энергии может дать «киловатт прибыли»?
Благо, теоретическое решение есть - тепловой насос, который качает «халявную» энергию из окружающей среды. И европейские инженеры, почесав затылки, пришли к выводу, что, вероятно, законодатель имел в виду именно кондиционеры, которые могут работать на обогрев, «выжимая» энергию снаружи здания и закачивая её вовнутрь. Но практическая реализация всё равно оказалась невозможной.
Во-первых, где взять столько кондиционеров и установщиков? Во-вторых, мощность тепловых насосов, которыми теперь нужно заменять газовые котлы, столь велика, что старые электрические сети просто не выдержат нагрузки - нужно «перешивать» всю энергосистему - от электростанций до проводки в каждой квартире.
Благо, «победу над физикой» уже вовсю стали обеспечивать ушлые поляки, за мзду малую выписывая на обычные котлы «сертификаты вечного двигателя» и нанося соответствующую маркировку.
Прокатиться на ядовитом электромобиле
Не менее забавна всемирная гонка за электротранспортом. И если в США, задавших эту моду, некоторые штаты уже ограничивают приобретение электромобилей, то Европа без оглядки следует курсом, намеченным большим заокеанским братом. И всё ради экологии, конечно же.
Правда, те же американские исследования подтверждают, что при производстве электромобиля выделяется столько парниковых газов, что на нём нужно проехать 19 500 миль (более 31 тысячи километров), чтобы «выйти в ноль» - сравняться по вреду с обычным авто, намотавшим столько же на спидометре.
Но ведь европейские политики, лоббирующие «личные электрички», учитывают только парниковые газы. Между тем по данным Международного энергетического агентства, типичному электромобилю требуется в шесть раз больше минеральных ресурсов, чем бензиновому автомобилю. Один только аккумулятор может содержать около 8 кг лития, 35 кг никеля, 20 кг марганца и 14 кг кобальта.
Мало того, что это достаточно редкие минералы, так ещё и их добыча связана с непоправимым вредом нашей общей планете. Например, почти 70% производства кобальта приходится на Конго, где, по данным ООН, до 40 тысяч детей работают в чрезвычайно опасных условиях на кустарных рудниках. В Чили, стране с крупнейшими запасами лития, общины, живущие вблизи соляных равнин Атакамы, страдают не только от ядовитых испарений, но и от нехватки воды, которую используют для получения лития.
И это ещё не всё. Плотно напичканные ядами электромобили нужно будет утилизировать. Причём о переработке можно говорить только гипотетически - слишком плотненько в них всё намешано, выделить отдельные элементы будет сложнее, чем добыть их детскими руками из африканской шахты. Так что в будущем можно предположить появление электромобильных кладбищ, которые европейцы также постараются убрать подальше от своего дома.
Пока же там только-только приходит понимание, что «электричкам» нужна инфраструктура. А для этого потребуется несметное количество меди в изоляции и… и перерыть всю тесную Европу, чтобы проложить кабели. Заодно увеличив мощность электростанций на объём потенциально сэкономленного бензина.
Политики утверждают, что электричество будет производиться из возобновляемых источников. Возможно, это действительно произойдёт в будущем. Однако на данный момент даже в Германии треть электричества всё ещё производится не с помощью ветряных электростанций или сжигания газа, а за счёт использования низкокачественного угля.
В Польше также используется торф для производства энергии, и там на твёрдом топливе вырабатывается около 70% мощности.
Ради тёмного будущего
Старый добрый европейский капитализм был честнее в своём цинизме. Он грабил людей и уничтожал природу ради прибыли, но говорил об этом без обиняков, в том числе и в законах. Сейчас же развесёлая свора политических и юридических шалунов резвится вовсю, глумясь над правом и правами, над законами стран и законами физики. А народы безмолвствуют.
Но, конечно, безответственность порождает вседозволенность, и европейские «элиты» уже готовят новые шаги «ради будущего, ради экологии, ради устойчивого развития». Теперь законодатели хотят оставить своих покорных сограждан без мяса. «Мы все знаем, что нам необходимо в определённой степени сократить производство и потребление продуктов животного происхождения», - говорят они. Впрочем, вряд ли они планируют лишить себя стейков. А вот для всех остальных они напишут очередной гладкий на бумаге закон, который вынудит народы Европы перейти на ягель и репу.