Огонь, батарея!

Фронтовой экстернат «Географа»

По именам его и его боевых товарищей знают только близкие, чей покой и право на счастливую жизнь отстаивают наши бойцы на Украине
06 марта 2024, 06:43
Реклама
Фронтовой экстернат «Географа»
© РИА Новости
Огонь, батарея!
Читайте нас на: 

Специальная военная операция стала весьма жёсткими курсами усовершенствования наших военных профессионалов. Порой тактические приёмы, которые успешно применялись в учебных боях, при реальном и ожесточённом противодействии противника оказывались не столь эффективными. А неучтённые в принятии решений минуты и досадные мелочи вели к тяжким потерям. Но это также становилось полезной наукой - ведь только реальный бой может научить побеждать.

Секунды ценою в жизнь

Артиллерийский офицер десантных войск Павел с позывным «Географ» свой первый бой в спецоперации принял командиром взвода управления самоходной батареи, которая была вооружена орудиями с красивым женским именем «Нона». А вышел он из этого сурового боевого экстерната уже командиром батареи таких же самоходок. И на этой дистанции командирского становления «Географу» довелось испытать и горечь потерь, и радость побед.

За первые трое суток с начала спецоперации десантники прошли более 250 километров вглубь Украины. Так сказать, с боями местного значения. Может быть, разведка несколько расслабилась, может, противник оказался очень хитрым. Только в Буче походная колонна артиллеристов попала в настоящую западню.

Засада на улице Вокзальной была организована по всем правилам военной и партизанской науки: одновременный гранатомётный залп по головной и замыкающей машинам и методичный огонь по всей обездвиженной колонне.

Командир батареи с позывным «Отара», находясь на командном пункте батальонной тактической группы, дал команду Павлу выводить орудия из-под огня. Командира 5-го орудия достал снайпер, но он развернул свою «Нону» и, двигаясь вдоль стены капитального забора, направился в сторону блокпоста противника, на ходу ведя по нему огонь.

Из-за забора по машинам полетели гранаты. Эти мгновения - стрекот автоматического оружия, разрывы гранат, мин, снарядов - впрессовались в сознание Павла единой огненной круговертью. 

Место засады в Буче.
© flickr.com/president_of_ukraine
Место засады в Буче.

Орудие, в котором он заменил раненого командира, было выведено на прямую наводку - до цели оставалось всего 100 метров, а разлёт осколков составлял около 200 метров. Поиск целей и прицеливание приходилось вести только по приборам.

Боевая подготовка десантников проявилась в этой уличной обстановке, они умело использовали все возможности своих самоходных орудий и смогли вырваться из тактической ловушки противника. Павел видел, что потери боевых товарищей и губительный огненный смерч, а также непредсказуемость сложной ситуации оказали сильное моральное воздействие на бойцов. Он и сам после этого боя ощущал в себе некоторую опустошённость и надломленность.

Но надо было действовать. Оказалось, что при отходе из Бучи командир батареи серьёзно ранен, и «Географу» было предписано принимать подразделение под своё начало.

Наука боем просто не даётся

Командирскую науку пришлось осваивать в непрерывной смене ситуаций и локации боевых действий. В таких условиях удивительно споро проходило и слаживание батареи, самоходчики научились понимать значимость каждой секунды боевой работы под реальным противодействием противника, быстро стало понятно, что чем точнее выстрел, тем меньше вероятность получить ответный удар от противника и тем меньше своей крови прольёт наша пехота.

Командир орудия - сержант с позывным «Второй», который достойно прошёл жёсткое испытание Бучей, вполне мог теперь справиться и с офицерскими обязанностями. Командир отделения артразведки, старший сержант с позывным «Макс», обстоятельный сорокалетний мужик, не только успешно исполнял обязанности командира взвода управления, но подавал батарейцам в стрессовые минуты боёв пример спокойной смелости и собранности.

Однажды, когда самоходчики поддерживали наших десантников под Токмаком, «Максу» довелось вести разведку целей, а затем и корректировку огня прямо из боевых порядков пехоты. «Красавцы артиллёры! Пять снарядов - и каждый - точно в яблочко!» - похвалил работу артиллеристов командир десантно-штурмовой роты. Такие отклики боевых побратимов поднимали дух в батарее, самоходчики старались работать ещё слаженнее, не жалея сил. Орден Мужества, которым Павел был награждён за отличия на первом этапе спецоперации, по его словам, можно считать общей заслугой его батареи.

Предметным профессиональным экстернатом для «Географа» и его бойцов стали и бои на Харьковском и Луганском направлениях. Каждый выход на огневые позиции нёс в себе новый вариант работы по предназначению. Артиллеристы глубоко осмыслили важность чёткого взаимодействия с подразделением БПЛА, научились говорить на одном языке с их пилотами, что сказалось и на эффективности каждого выстрела «Ноны».

На огневой позиции. Там, где пехота не пройдёт...
© Фото автора.
На огневой позиции. Там, где пехота не пройдёт...

Когда в батарее появились разведывательные квадрокоптеры, самоходчики без промедления освоили эту очень востребованную новинку. Это также повысило точность самоходок. Артиллеристы освоили и противодействие «птичкам» противника, которые вели разведку и сбрасывали боеприпасы на их позиции.

Раньше на учениях самоходчикам уже приходилось отрабатывать элементы контрбатарейной борьбы. Но в боевых реалиях она оказалась гораздо нагляднее и беспощаднее. И «Географ» в этом деле поднял для себя планку на довольно высокий уровень, потому что этого требовали и задача беречь жизни своих бойцов, и острая необходимость лишать врага артиллерийской инициативы. За реализацию этой задачи Павел был награждён медалью Жукова.

На войне лёгких дней не бывает

Два месяца обороны правого днепровского берега тоже были не самыми простыми в череде боевых дел батареи «Географа». В воздухе постоянно кружили вэсэушные «Фурии» и «Байрактары», выискивая свои жертвы. Но самоходчики по вертикали давали им жёсткий отпор, далеко не все эти «птички» долетали до цели. А когда укры пошли в свой широко пропиаренный «контрнаступ», самоходчикам пришлось по большей части выводить свои орудия на прямую наводку, чтобы вести огонь по танкам и БМП, которые давили на позиции десантников.

Уходил «Географ» со своими «Нонами» с правого берега Днепра через Каховскую плотину, прикрывая отход наших подразделений под непрерывным обстрелом РСЗО и ракет ВСУ.

Это были, пожалуй, самые тяжёлые бои за всю спецоперацию. Хотя и потом батареям часто приходилось выполнять огневые задачи под плотным артиллерийским обстрелом противника. 

Комбат слабины не даёт

Когда требовала обстановка, комбат и сам шёл арткорректировщиком в десантно-штурмовые подразделения. Особенно запал в память артиллериста эпизод, когда пришлось работать боевым тандемом с командиром роты старшим лейтенантом с позывным «Агафон». Хорошим огневым налётом помогли десантникам взять опорник противника. А за ним - в ячейках по 2-3 наблюдателя, на каждое движение наших штурмовиков мины прилетают. Ну и сыграл комбат с ними в «пятнашки»: один выстрел «Ноны» - нет вражьей глазастой ячейки, второй выстрел - и на месте другого окопчика воронка. А потом комбат и ротный засекли выдвижение укрорезервов на пикапах. Дали и этим «гаврикам» прикурить. Наши штурмом взяли и ещё один опорник.

Укры, видно, озлобились и открыли огонь из танков и пулемётов, подняли сразу несколько БПЛА, потом и «Градом» отработали - головы не поднять. Только «Географ» и в этой огненной кутерьме слабины не дал и точно засёк огневые позиции ВСУ, а его батарейцы отработали по ним с мастерской точностью.

Мужество, которое проявил в этих боях Павел, было отмечено ещё одним орденом, соответствующим такому боевому качеству.

Капитан десантной артиллерии с позывным «Географ».
© Фото автора
Капитан десантной артиллерии с позывным «Географ».

А однажды батарея вышла в район пополнения боекомплекта на некоторое удаление от линии соприкосновения. И тут ударили «Хамерсы» - одна ракета за другой, всего около двух десятков. Комбат не сплоховал, молниеносно оценил рискованную ситуацию и вывел из огня свои машины. На полной скорости самоходчики рванули на огневые позиции и дали жаркий ответ противнику. Подобная боеспособность батареи, как считает Павел, во многом складывалась и из того, что работа на линии огня сформировала крепкий и надёжный сержантский коллектив в батарее.

Профи десантной артиллерии

Зрелые контрактники в возрасте от 35 лет, командиры орудий с позывными «Макс», «Анд», «Ник», «Арт», а также командир отделения управления «Дэн» - настоящие профи десантной артиллерии, и комбат искренне гордится ими, считая не просто отличными подчинёнными, но и боевыми побратимами.  

Капитан-артиллерист с позывным «Географ» - простой русский парень, родившийся и выросший в воронежской сельской глубинке. Отец старался воспитывать в нём мужские качества сызмальства, и уже в школьные годы отвёл в секцию карате. Это помогло Павлу научиться держать удары и развить молниеносную реакцию, что позже пригодилось ему в занятиях кикбоксингом.

Приобретённые бойцовские качества потребовали их всестороннего развития. После школы Павел поступил в Михайловскую артиллерийскую академию. Там, по результатам теста на профпригодность, ему предложили учёбу на факультете ВДВ. С тех пор он ни разу не пожалел о своём профессиональном выборе.

Универсальный калибр «Ноны».
© Фото автора
Универсальный калибр «Ноны».

А из самых трудных боевых ситуаций ему часто помогало выходить понимание, что дома его ждут жена Наталья и сын Сашка, который с гордостью носит специально для него сшитую мамой десантную тельняшку. За мирное небо над их домом и воюет сегодня «Географ».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама