Амбиции Нетаньяху практически похоронили «Арабское НАТО»
Операция «Ганнибал»
Война Израиля против ХАМАС, практически стёршая с лица земли сектор Газа, продолжается уже шесть месяцев. Сколько ещё всё это продлится, неизвестно, но ситуация на Ближнем Востоке поставлена с ног на голову, да так, что регион де-факто живёт в новой геополитической реальности. При этом теракт 7 октября 2023 года изменил представление об Израиле как о непреодолимой крепости для врагов, окружающих со всех сторон еврейское государство. Кроме того, просочившаяся несколько позже в печать информация, похоже, бесповоротно развеяла миф о всемогуществе израильской разведки и высоком профессионализме армии обороны Израиля - ЦАХАЛ.
В результате начальник Управления военной разведки Израиля генерал Аарон Халива вынужден был объявить об отставке, признав ошибки, которые привели к тому, что ХАМАС застал Израиль врасплох. А израильское телевидение сообщало, будто ещё за три месяца до событий 7 октября в разведструктурах ЦАХАЛ обсуждалась информация о возможной атаке ХАМАС, однако должного внимания этому не было уделено.
Спустя время начали всплывать и другие подробности. Например, израильская газета Haaretz, правда, ссылаясь на неназванный источник в полиции, сообщала, что это израильские танки и вертолёты, а также БПЛА, отражая нападение хамасовских боевиков, заодно расстреляли мирных участников музыкального фестиваля, который проходил рядом с сектором Газа. Тогда, по информации издания, в ЦАХАЛ была задействована директива «Ганнибал», предписывающая Армии обороны Израиля «любой ценой» не позволить террористам из ХАМАС вернуться в сектор Газа, несмотря на то, что под огонь могут попасть взятые в плен израильтяне.
А 5 апреля местная газета The Time of Israel сообщила: официальное расследование ЦАХАЛ пришло к выводу, что, например, 68-летняя Эфрат Кац, взятая в заложники, была убита огнём из вертолёта израильских ВВС. При этом общие цифры погибших 7 октября от «дружественного огня» названы не были.
Появится когда-нибудь такая информация или нет, но уже понятно, что военная операция ЦАХАЛ в секторе Газа, получившая пафосное название «Железные мечи», стала самой продолжительной в истории Израиля и самой кровавой для палестинцев. Уже около 34 тысяч мирных жителей сектора Газа погибли, 77 тысяч получили ранения. Однако Израиль так и не достиг поставленных целей - разгромить ХАМАС и освободить всех заложников.
Байден против Нетаньяху
Поэтому и настроения в израильском сообществе соответствующие. 11 апреля газета Haaretz вышла со статьёй под названием «То, чего нельзя говорить: Израиль потерпел поражение - полное поражение». Автор статьи призывает израильтян посмотреть правде в глаза и признать, что прежняя стратегия Израиля оказалась провальной. Что израильтяне обманывают себя, продолжая верить, будто завтра всё будет хорошо, что страна движется в правильном направлении, нужно лишь приложить чуть больше усилий, и заложники будут освобождены, ХАМАС падёт, а его лидеры - будут арестованы или уничтожены.
Ну а заверения премьер-министра Биньямина Нетаньяху о том, что для победы над ХАМАС осталось зачистить город Рафах, - это блеф, направленный на одурачивание населения, чтобы израильтяне поверили, будто победа в нескольких шагах, утверждает Haaretz. По мнению автора статьи, реальность заключается в том, что цели войны достигнуты не будут, ХАМАС не будет уничтожен, а заложников не получится освободить, используя лишь военное давление. При этом международный остракизм Израиля не закончится.
И для таких настроений поводы были. Стоит напомнить, что 5 января министр обороны Израиля Йоав Галант заявил, что «интенсивная фаза наземного наступления на севере сектора Газа завершилась, и сейчас солдаты сосредоточены на уничтожении или пленении оставшихся боевиков». Однако уже 17 апреля Армия обороны Израиля была вынуждена вернуться в северную часть палестинского анклава для продолжения борьбы с ХАМАС, поскольку с этой территории возобновились ракетные обстрелы Израиля.
Отсутствие реальных перспектив окончания войны привело к массовым выступлениям против правительства Биньямина Нетаньяху, которые были организованы сторонниками сделки по обмену заложниками с ХАМАС. Дрогнули и самые, казалось бы, последовательные союзники израильтян - американцы, поскольку затянувшаяся война в Секторе Газа негативно влияет на поддержку президента Байдена со стороны мусульманской общины и левого крыла Демократической партии США, тогда как до ноябрьских выборов осталось не так много времени.
Причём изменились взгляды на ситуацию не только у американских мусульман. Лидер демократического большинства в Сенате Чак Шумер, которого считают самым высокопоставленным евреем в Конгрессе США, ещё в марте заявил, что правительство Биньямина Нетаньяху «больше не соответствует потребностям Израиля, а выборы - это единственный способ обеспечить здоровый и открытый процесс принятия решений о будущем этой страны».
В ответ не желающий расставаться с властью Биньямин Нетаньяху решил в срочном порядке эскалировать ситуацию и отдал распоряжение ВВС Израиля нанести удар по зданию иранского консульства в Сирии, когда были убиты несколько высших офицеров Корпуса стражей исламской революции. Видимо, рассчитывал спровоцировать Тегеран на большую войну.
Обмен ударами. Как это было
Поскольку Израиль и Иран - извечные враги, резон у этой провокации был. Но, так как в Тегеране сидят отнюдь не глупцы, Иран предпочёл ответить не в лоб, а через свои прокси-силы - через ливанскую «Хезболлу» и йеменских хуситов. Вот почему Нетаньяху не удалось «замылить» ситуацию и отвлечь внимание общественности от событий в секторе Газа. Проще говоря, перевести стрелки на Иран.
Возвращаясь к событиям 13 апреля, надо подчеркнуть, что, проявив известную мудрость, Тегеран и в грязь лицом не ударил, потому что не ответить было никак нельзя, и показал свои возможности. Причём демонстративно-показательно. Позже в интервью CNN министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан заявил, что его страна через посольство Швейцарии аж за 72 часа предупредила США о нанесении удара по Израилю. Дескать, теперь представьте, что будет, если в следующий раз удар состоится без предупреждения и на всю мощь.
Естественно, Израиль поспешил сообщить, будто более 99% выпущенных Ираном ракет и БПЛА было перехвачено и лишь несколько ракет попали по авиабазе израильских ВВС, «нанеся незначительный ущерб». Однако это опять не вся правда. Например, The Wall Street Journal утверждает, что на самом деле самостоятельно защитить себя от комбинированного ракетного удара Израиль не в состоянии, а успех в перехвате целей был достигнут благодаря помощи, оказанной США и другими западными странами. И вообще, большинство иранских беспилотников и ракет были уничтожены ещё до того, как они достигли воздушное пространство Израиля. Так что «Железному куполу» достались крохи…
Даже при отсутствии больших разрушений на израильской территории Тегеран всё равно выиграл. Беспилотники ещё были на подлёте к Израилю, а население арабских стран уже ликовало, отдавая должное Ирану. Авторитет Ирана резко вырос и среди арабов-суннитов, у которых не самые лучшие отношения с представителями шиитского ответвления ислама. Дело в том, что, если вести отсчёт с 1979 года, это был первый вооружённый ответ Тель-Авиву, считающему себя хозяином положения на Ближнем Востоке, что называется, по существу.
Примечательно, что практически сразу Катар и Кувейт, а затем и Турция, которая, кстати, является членом НАТО, поставили США в известность, что не будут предоставлять своё воздушное пространство для нанесения ответного удара по Ирану. Более того, США тоже заявили, что не станут участвовать в атаке на Иран, если Израиль примет такое решение. А Джо Байден позвонил Нетаньяху и порекомендовал не усугублять ситуацию и, поскольку серьёзных разрушений после иранской атаки не было, прекратить конфликт, чтобы избежать серьёзных последствий.
А это, если Нетаньяху продолжит эскалацию, не исключено. По крайней мере, президент Ирана Ибрагим Раиси прямым текстом заявил, что на этот раз нападение Израиля на Иран будет «пресечено жёстко». По мнению профессора Тегеранского университета Сайеда Мохаммада Маранди, которое он изложил в интервью BBC, modus operandi Ирана претерпел кардинальные изменения: если раньше главной доктриной стратегической безопасности исламского государства считалось так называемое «стратегическое терпение», то теперь «терпение исчерпано».
Наверное, такую точку зрения можно было бы считать мнением частного лица, однако в тот же день появилось заявление генерала КСИР Хоссейна Салами, который сказал: «Отныне, если сионистский режим заденет наши интересы, нападёт на объекты, персонал и граждан, Иран в любой момент нанесёт удар. Причём без всяческих политесов».
Как стало известно позже, Биньямин Нетаньяху планировал 15 апреля дать полноценный ответ Ирану, однако после разговора с Джо Байденом пересмотрел планы, и всё обошлось некоей демонстрацией: удар по иранской авиабазе был нанесён небольшими БПЛА (но что примечательно - в день рождения духовного лидера Ирана Али Хаменеи), чтобы не разгонять эскалацию конфликта до ракетно-ядерного.
Тем более, что Тегеран, похоже, закусил удила. «Пересмотр нашей ядерной доктрины и политики, а также соображений, о которых сообщалось ранее, вполне возможен», - заявил по случаю отвечающий за ядерную безопасность в КСИР Ахмад Ахталаб. Дело в том, что ещё в 2013 году духовный руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи издал фетву, которая запрещает применение ядерного оружия, но если Израиль будет угрожать Ирану, этот запрет может быть отменён.
Самый важный вывод из ситуации, который сделал аятолла Али Хаменеи, в том, что количество ракет, запущенных по Израилю, вторично, главное - это «проявление силы воли иранского народа и его вооружённых сил на международной арене».
Восток - дело сложное
Можно ли сказать, что Биньямин Нетаньяху выиграл, устроив крайне опасную заваруху в регионе? Это вызывает сомнения. Скорее, он проиграл.
Ведь и ракетные удары Ирана по Израилю, и то, что США ограничили действия Тель-Авива, показали, что с этого момента у Израиля больше нет ни геополитического, ни психологического преимущества перед другими странами Ближнего Востока.
В этом и заключается суть текущего момента.
Следует отметить, что ближневосточный статус Ирана в регионе начал меняться после того, как он выразил особое мнение о войне в Ираке, которую развязали американцы. В 2011 году в знак протеста против политики США и Израиля Тегеран поддержал Башара Асада. Сейчас Иран также выступает в поддержку палестинского сопротивления в секторе Газа не только на словах, что не осталось незамеченным в исламском мире. В результате планы США по нормализации отношений между Израилем и арабскими странами были сорваны. Можно забыть и о создании «Арабского НАТО» - антииранского союза, о котором США заговорили ещё в 2018 году.
Из-за амбиций Биньямина Нетаньяху пострадало и реноме США на Ближнем Востоке. 23 апреля, несмотря на предупреждение Госдепа США о санкциях из-за деловых связей с Ираном, Пакистан и Иран провели переговоры о завершении строительства магистрального газопровода «Мир», который будет служить интересам обеих стран. Строительство газопровода должно было быть закончено ещё в 2015 году, но тогда Исламабад не устоял под давлением Вашингтона. А тут ещё Турция разрывает с Израилем торговые отношения…
Стратегически Израиль уже потерпел поражение. Он не смог ни уничтожить идеологию ХАМАС, которая только укрепилась и стала ещё более популярной, ни установить мир на своих условиях. Но, поскольку Нетаньяху грозит тюрьма - и по прошлым обвинениям, и за провал 7 октября 2023 года - если он потеряет власть, провокации не исключены. А всё идёт к тому, что шанс потерять власть очень большой, о чём, в частности, свидетельствует отставка начальника управления военной разведки Израиля, которая может стать сигналом для действующего кабинета министров - пора разбегаться, пока не поздно.
Но в любом случае - с Нетаньяху или без - Израиль вряд ли сможет сохраниться в том виде, в котором существует, поскольку его амбиции превышают не только его возможности, но и возможности США влиять на ситуацию в регионе. Биньямину Нетаньяху нужна победоносная война и поддержка Вашингтона в этой войне, а администрация американского президента всячески старается погасить страсти на Ближнем Востоке, чтобы возмущение мусульманских общин в США и высокие цены на нефть не сорвали Джо Байдену выборную кампанию.
При этом есть опасения, что уже в 2025 году Израиль не сможет позволить себе такие же расходы на оборону, как сейчас. И поскольку в исламском мире отношение к жителям Земли обетованной не самое лучшее, прогнозировать что-либо сложно.