Легендарному крейсеру «Аврора» исполнилось 124 года
Сегодня на календаре - 24 мая, день с точки зрения истории для России весьма примечательный. В этот день 124 года назад в 11:15 в присутствии императора Николая II, а также императриц Марии Федоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» состоялся торжественный спуск на воду крейсера 1-го ранга «Аврора».
Одна из трёх «богинь»
Как и её «систершипы» - «Паллада» и «Диана», «Аврора» получила своё имя в память одного из парусных фрегатов Балтийского флота, чья судьба оказалась связана с событиями, происходившими на дальневосточных рубежах Российской империи. В частности, фрегат «Аврора» совершил плавание из Кронштадта до Камчатки и обратно, приняв во время Крымской войны активное участие в обороне Петропавловского порта (ныне Петропавловск-Камчатский) от превосходящих сил объединённой англо-французской эскадры.
Любопытно, что в момент спуска крейсера «Аврора» на воду на борту корабля присутствовали минимум два человека из состава экипажа фрегата «Аврора»: 78-летний отставной матрос Аким Павлов и бывший вахтенный начальник парусника Константин Пилкин, успевший к 1900 году дослужиться до адмирала. Добавлю, что под руководством Пилкина, как председателя Морского технического комитета, собственно, и начиналось проектирование «Паллады» и Ко.
Впрочем, вернёмся к «Авроре». Та относилась к первой серии стальных океанских бронепалубных крейсеров 1-го ранга, спроектированных и построенных в России. Именно по этой причине отечественная «богиня утренней зари», как и любой технический первенец, оказалась не лишена недостатков. «Тихоходная», «слабо вооружённая», «устарела ещё на стапеле», «за границей строят куда лучше» - так отзывались специалисты об «Авроре» на момент её вступления в строй. Тем удивительнее оказалась судьба корабля, который ещё на стадии постройки оценивался в Морском министерстве как «первый блин - комом».
За последующее время нахождения в боевом составе флота крейсер прошёл более 100 тысяч морских миль. Во время русско-японской войны «Аврора» приняла участие в походе Второй Тихоокеанской эскадры и Цусимском сражении. Кроме того, крейсер поучаствовал в Первой мировой войне, Октябрьской революции 1917 года, а также обороне Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
В наши дни Ордена Октябрьской революции Краснознамённый крейсер «Аврора» - филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. После очередной реконструкции в 2016 году крейсер вернулся на своё штатное место вечной стоянки. Легендарная «Аврора» является кораблем №1 ВМФ России.
Таким образом, сегодня исполняется 124 года старейшему отечественному кораблю-музею и легендарному символу… чего? Революции? Возможно. Но скорее - феноменальной везучести.
«Если думаю, значит, жив»
Давайте считать.
Первый раз «Аврора» имела все шансы погибнуть 14 мая 1905 года в Цусиме.
Каково в этом сражении пришлось нашей «богине утренней зари», лаконично, но предельно доходчиво описал в своих воспоминаниях старший минный офицер крейсера лейтенант Георгий Старк: «В начале боя мы попали под перекрёстный огонь. Один небольшой снаряд попал в трап, шедший на передний мостик, и разорвался как раз против прорези боевой рубки. Часть осколков попала в боевую рубку. На ногах остались только двое - старший штурман лейтенант Прохоров и рулевой. Сколько времени я пролежал, я не знаю; когда очнулся, первое, о чём я подумал, это убит я или нет. Сейчас же подумал: если думаю, значит, жив. Второе: ранен или нет? Для этого стал двигать руками и ногами - всё исправно, значит, не ранен, но когда тронул голову, а потом китель, то увидел, что всё было в крови. В меня попало семь маленьких осколков в голову и спину. Рядом со мной лежал командир [крейсера капитан 1 ранга Евгений Егорьев] и хрипел. Я хотел было поднять его, но увидел, что всё кончено… Старший артиллерийский офицер лейтенант Лосев был, как и я, ранен легко, только мы все, вероятно, надышались газами. Сейчас же известили старшего офицера, он пришёл через несколько времени, так как был в другом месте сильно ранен. После прибытия он сдал мне обязанность старшего офицера. Старше меня были штурман и артиллерист, но их нельзя было во время боя отрывать от их прямых обязанностей. Я был более свободный. За время боя в нас попало 18 снарядов... Убиты командир и 18 матросов, ранено 7 офицеров (из них 4 тяжело) и 75 матросов. Подводных пробоин не было, все разрушения выше ватерлинии».
Второй раз корабль мог погибнуть в Первую мировую. Однако судьба хранила «Аврору». Ей не суждено было напороться на мину или получить в борт вражескую торпеду. Вместо этого крейсер, ввиду изношенности корпуса и механизмов, довольно скоро оказался отправлен на капитальный ремонт в Петроград. Чем там прославился корабль в 1917-м, у нас почти всем известно…
Третий раз «Авроре» безбожно повезло 30 марта 1918-го, когда «пособники контрреволюции» подбросили на корабль «адскую машинку», проще говоря - взрывное устройство. Но крейсер уцелел.
Четвёртый раз «Аврора» обманула смерть в 1919 году, когда крейсер планировали затопить, чтобы преградить путь кораблям интервентов. Планировали, планировали, но так и не затопили.
В пятый раз крейсер оказался на грани гибели после окончания Гражданской войны, когда стоял на долговременном хранении в Кронштадте. Устаревший, разоружённый и лишённый команды, он почти гарантированно должен был быть разделан на металлолом. Однако Рабоче-Крестьянскому Красному флоту потребовалась «плавучая парта» для своих военморов, и «Аврора» вернулась из «плена ржавчины»!
Шестой пример удивительного везения «Авроры» - это то, что… в 1941 году началась Великая Отечественная война. Если бы не это обстоятельство, то исчерпавший к началу 40-х годов все разумные пределы ремонтопригодности корабль почти гарантированно подлежал бы списанию, которому сопутствовала бы передача прославленного имени одному из новейших советских крейсеров.
Седьмым чудесным спасением «Авроры» следует считать тот факт, что она, вновь разоружённая и почти без команды, пережила самую страшную войну в нашей истории. Не перевернулась и не разломилась под нацистскими снарядами и бомбами, а аккуратно легла на грунт в мелкой гавани Ораниенбаума.
«Доношу, что в результате артобстрела 1.10,41 от прямых попаданий затонул транспорт "Базис" у северного конца восточного мола, а Краснознамённый крейсер "Аврора" получил две подводные пробоины и имеет шесть надводных. "Аврора" сидит на грунте с креном на правый борт 3°. Пара и света нет. Личный состав находится на корабле», - сообщил в штаб КБФ вступивший во временное командование крейсером его старпом старший лейтенант Мечеслав Крылов.
Восьмое везение крейсера - это принятое в августе 1944 года исполкомом Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся постановление, по которому «Аврору» надлежало поднять, а затем и привести в приличный вид для использования в качестве музея и учебной базы нахимовцев.
В девятый раз «Аврора» едва спаслась 3 мая 1945 года, когда в крейсер, уже поднятый со дна, сквозь неисправный кингстон левого борта хлынула вода. Возможностей быстро её откачать не имелось. Корабль уже заваливался на левый борт в явной готовности к оверкилю, когда было принято решение крейсер снова затопить. «Аврора» легла на грунт на глубине 9 метров, но переворачивания вверх килем избежала.
Десятое везение - это то, что после всего случившегося на стальную руину под названием «Аврора» не плюнули. Страна, только начинавшая приходить в себя после Великой Отечественной войны, изыскала ресурсы для того, чтобы «Аврору» всё же поднять, отремонтировать и поставить на вечную стоянку у Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
Одиннадцатый раз крейсер был спасён в середине 80-х. Подводная часть его корпуса 1896-1900 годов постройки к 1984 году пришла в совершенно удручающее состояние. Встал вопрос: как ремонтировать корабль? Долго и фантастически дорого с применением аутентичных технологий начала XX века? Или - задействовав современные материалы, что позволяло закончить ремонт быстрее и дешевле? Историки голосовали за первый вариант. Экономисты, разумеется, за второй. Победили последние. Под охи-ахи общественности у крейсера полностью «ампутировали» всю старую подводную часть и вместо неё с применением электросварки «приживили» новую. Это было совершенно не исторично, но зато позволило закончить реставрацию «Авроры» уже к августу 1987 года. Если бы оказался выбран первый вариант ремонта, то работы на крейсере гарантированно затянулись бы до начала следующего десятилетия. Удалось бы нашей стране столь дорогостоящий проект закончить в «лихие 90-е» или нет - вопрос открытый. Специалисты утверждают, что, скорее всего, нет.
Ну, а в двенадцатый раз «Авроре» повезло в 2014-2016 годах, когда на корабле, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, удалось провести новый ремонт и реконструкцию.
Двенадцать, минимум двенадцать раз крейсер мог погибнуть или попасть под списание, чтобы, как мрачно шутят моряки, «пойти на патефонные иголки».
Вопреки всем невзгодам
Говорят, у кошки девять жизней. У крейсера 1-го ранга «Аврора» жизней оказалось значительно больше. При этом надо понимать, что за всеми случаями «чудесного спасения» корабля стояли живые люди. Наши люди.
Это они били по врагу из орудий «Авроры». Это они голыми руками тушили скатившиеся в артпогреб крейсера горящие патроны. Они заделывали пробоины и откачивали из отсеков воду. Они дважды вырывали крейсер из подводного плена. Они возвращали его к жизни даже тогда, когда это по сотне разных причин казалось невозможным и нерациональным. Они до последнего боролись за спасение корабля и - вопреки всему - спасли!
Вот почему этот трёхтрубный красавец, ощетинившийся частоколом орудий, уже больше ста лет числится в составе Флота. «Аврора» - не просто корабль-музей, но и символ феноменального везения, рождённого человеческими усилиями. Неспроста Александр Васильевич Суворов говаривал: «Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения».
Наша страна в чём-то подобна крейсеру «Аврора». Она тоже упрямо идёт сквозь войны и революции, сквозь шторма и ураганы. Следует своим курсом вопреки всем невзгодам и крикам «за границей строят лучше!». Россия тоже удивительно везуча - иначе её уже не было бы на карте. Везуча, потому что стране очень повезло с её народом. С людьми, которые своим неустанным трудом каждодневно спасают нашу страну от небытия и даже при этом не осознают, что совершают настоящий подвиг.
Что же до «Авроры», то я от всей души поздравляю крейсер и его экипаж. Ведь 124 года с момента спуска на воду - более чем впечатляющий срок для вымпела, продолжающего числиться кораблём №1 отечественного ВМФ. Так держать, «Аврора»! Твой дальний поход из прошлого в будущее продолжается.