«Мёртвая петля» военного образования
© РИА Новости
Курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков перед принятием Военной присяги на Казачьей площади города.

«Мёртвая петля» военного образования

Сегодня многие говорят о необходимости восстановления разрушенной системы военного образования. Но кто знает, как это сделать?
11 мая 2024, 09:26
Реклама
«Мёртвая петля» военного образования
© РИА Новости
Курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков перед принятием Военной присяги на Казачьей площади города.
Читайте нас на: 

Благая весть

На первый взгляд, для Вооружённых сил России это радостное событие: в Ульяновске скоро откроется новое высшее военное авиационное училище. Второе в нашей стране после единственного выжившего после сердюковских реформ Краснодарского высшего военного авиационного ордена Дружбы народов училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ).

Правда, несколько озадачивает, что эту давно ожидаемую в армии информацию почему-то озвучил не Генштаб ВС РФ и не Министерство обороны, а губернатор Ульяновской области Алексей Русских на отчётном совещании Законодательного собрания региона.

По словам Русских, новая «альма-матер» военных пилотов вскоре станет выпускать лётчиков для Военно-транспортной авиации (ВТА). При этом создавать училище в Ульяновске собираются, не сказать чтобы совсем уж на пустом месте. Речь идёт о передислокации в этот город из Саратовской области того, что осталось от некогда прославленного Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Главного маршала авиации Новикова (Балашовского ВВАУЛ). А осталось, если честно, очень мало чего.

Многие десятилетия уникальное военно-учебное заведение в Балашове было единственным в стране, готовившим пилотов сначала для советской, а потом и российской ВТА. Среди его выпускников более 130 Героев Советского Союза и восемь Героев Российской Федерации. Трое (Вячеслав Зудов, Владимир Коваленок и Геннадий Сарафанов) впоследствии стали лётчиками-космонавтами. 

Но в 2002 году училище по какой-то причине было лишено административной и учебной самостоятельности. Его преобразовали в Балашовский учебный авиационный центр (785-й УАЦ) - 4-й авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института. Теперь этот институт снова называется КВВАУЛ.

Только ли по этой причине или по каким-то ещё, но бывшее Балашовское ВВАУЛ после реорганизации на глазах стало приходить в полнейшее запустение. Сегодня многие его здания, некоторые из которых построены ещё в 1930 году, очень подошли бы для места съёмок какого-нибудь очередного фильма-катастрофы. Выбитые стёкла, заколоченные фанерой окна, облупившаяся краска на стенах, протекающие крыши. На центральном плацу огромные рытвины в асфальте. Похоже, что отремонтировать всё это будет намного сложнее и дороже, чем просто снести бульдозерами. Но где тогда готовить будущих курсантов для нашей военно-транспортной авиации?

- Курсанты занимаются в обветшавших корпусах с устаревшим оборудованием, площадей не хватает, есть дефицит кадров. Мечтают о переезде, - так, на мой взгляд, даже слишком деликатно описал сложившуюся в Балашове ситуацию сенатор Сергей Рябухин, представитель от Законодательного собрания Ульяновской области в Совете Федерации ФС РФ, в разговоре с местным изданием 73online.ru.

Поэтому переезд нынешнего 4-го факультета КВВАУЛ в Ульяновск кажется разумным выходом не только Русских и Рябухину, но и многим в Министерстве обороны РФ.

Глава региона доложил законодательному собранию области, что новое авиационное училище будет развёрнуто в старинных помещениях на улице Спасской в центре Ульяновска, в которых разумному, доброму, вечному будущих командиров прежде учили почти 150 лет. Вначале - в военной гимназии, вскоре преобразованной в Симбирский кадетский корпус. С 1918 года здесь располагалась Симбирская школа взводных инструкторов РККА, впоследствии преобразованная в дважды Краснознамённую Симбирскую пехотную школу командного состава.  

А с 1932 года - Ульяновское гвардейское высшее дважды Краснознамённое ордена Красной Звезды военное танковое училище имени Ленина, приказавшее, как и многие другие подобные «кузницы» офицерских кадров России, в ходе наших бесконечных и бестолковых военных «реформ» долго жить в 1991 году. Затем в этих славных казармах попытались было обосновать новое Суворовское училище. Но ненадолго. В 2011-м выселили и его. После этого по городу долго ползали слухи о грядущей застройке пустующего огромного военного городка элитным жильём. Патриотически настроенная общественность вяло огрызалась. И в меру сил тормозила казавшийся неминуемым разгром старинных зданий.

Главный вход в здание Ульяновского танкового училища, 2013 г.
© wikipedia.org/Oblam
Главный вход в здание Ульяновского танкового училища, 2013 г.

Решение проблемы было найдено только в 2022 году. Суворовцев планируется переселить в Заволжский район города, где уже возводятся новые общежития и другие помещения для них. По словам губернатора, учебный процесс в этих зданиях начнётся 1 сентября.

То, что осталось от бывшего Ульяновского танкового училища, передали Министерству обороны, которое, стало быть, и начнёт его срочно приспосабливать для подготовки лётчиков военно-транспортной авиации. Как и когда это произойдёт? Пока неизвестно. Дело в том, что легко сказать: «перевести соответствующий факультет КВВАУЛ из Краснодара в Ульяновск». Каким образом это осуществить на практике?

Едем мы друзья...

Прежде всего, отметим, что решение руководства оборонного ведомства о создании нового училища именно в Ульяновске вполне объяснимо.

Первое: здесь, на заводе «Авиастар», налажен более или менее ритмичный выпуск тех самых военно-транспортных воздушных «грузовиков» типа Ил-76МД-90А, на которых и предстоит, очевидно, летать будущим курсантам новообразованного училища. Так что на некоторые практические занятия им можно будет ездить даже общественным транспортом.

Второе: буквально под боком, в этом же городе Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Бугаева. С хорошо оборудованным аэродромом в окрестной Баратаевке. С опытными преподавательскими кадрами, с которыми в институте с давней историей, скорее всего, особых проблем нет. Выходит, есть надежда хотя бы часть из них переманить в возникающее фактически на голом месте высшее военное училище лётчиков.

Однако, на мой взгляд, Министерству обороны не удастся полностью решить проблему с помощью этого подхода. Ведь это военное училище, и для работы на многих кафедрах потребуются не просто преподаватели с научными степенями, а офицеры, которые смогут передать курсантам знания о боевом применении, радиоэлектронной борьбе, истории и тактике военно-транспортной авиации. Именно они смогут объяснить взаимодействие с наземными службами, истребительной авиацией и другими видами авиации. Кроме того, для курсантских рот в немалом количестве будет необходим командный состав.

Самолёты Л-410 Краснодарского училища лётчиков.
© Министерство обороны РФ
Самолёты Л-410 Краснодарского училища лётчиков.

Словом, для полноценного перевода факультета КВВАУЛ из Краснодара в Ульяновск не обойтись без переезда туда же очень и очень многих офицерских семей. Наверняка в большинстве с собственными квартирами в очень благодатном и солнечном крае. Которые (квартиры) не очень-то хочется бросать и переезжать на пустое место с неопределёнными пока перспективами на обретение другой собственной крыши над головой.

Как было: хроника разгрома

Какими сложностями это грозит, хорошо видно на примере передислокации всемирно известной Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского (ВВИА) из Москвы в Воронеж, которая должна была произойти к 1 сентября 2012 года. О том, насколько трудным и болезненным был этот процесс и какие невосполнимые потери он принёс, мне рассказывали в своё время бывший председатель диссертационного совета академии Иван Найденов и в ту пору учёный секретарь учёного совета академии Борис Фомкин.

По их информации, за десятилетия работы в столице в академии было создано 30 научных школ мирового уровня. По состоянию на 28 ноября 2012 года, в научных подразделениях академии работало 670 человек: 320 из них были офицерами, а 350 - гражданским персоналом. Среди них было 75 докторов наук и 130 кандидатов наук, которые занимались научно-исследовательской работой и подготовкой научных кадров.

О том, как, ломая через колено, этих заслуженных людей склоняли к переезду из столицы в Воронеж, мои собеседники рассказывали с нескрываемой болью: «Отдельного рассказа заслуживает история того, как наши сотрудники уезжали в Воронеж. Прибыл полковник Акентьев из Департамента военного образования Минобороны, собрал весь профессорско-преподавательский состав - более 400 человек. И сказал: «Товарищи, в силу таких-то и таких-то причин происходит перебазирование академии в Воронеж. Тех, кто согласен продолжить работу там, прошу остаться в аудитории - мы продолжим разговор. Остальные могут быть свободны».

Из зала вышли практически все. Осталось только два адъюнкта. Тогда Акентьев стал вызывать конкретных людей и говорить: «Всё равно здесь ничего не будет. В Воронеже вы защитите диссертации и продолжите службу. В противном случае ничего не получите и будете уволены в запас без жилья». В дальнейшем тогдашний главком ВВС на встрече с руководителями кафедр сделал «накачку»: «Я вас отправлю служить на подводную лодку, вы никуда не денетесь. Уволю без квартир».

Вот таким способом в Минобороны наскребли для Воронежа всего 29 человек из 400. Большинство - либо адъюнкты, либо те, кому осталось дослужить один-два года.

Например, начальником кафедры боевой подготовки и безопасности полётов академии был назначен хороший офицер, но не проведший ни одного часа занятий. Ему самому требовалось становление как преподавателю. Ведь в нормальных условиях, чтобы дорасти до начальника кафедры, нужно преподавать не меньше 10 лет.

Выпуск офицеров Военного учебно-научного центра в Воронеже, 2019 г.
© Министерство обороны РФ
Выпуск офицеров Военного учебно-научного центра в Воронеже, 2019 г.

Каков оказался итог всего этого безобразия? Поскольку 1 сентября 2012 года было приказано провести в Воронеже первые лекции для слушателей, но ничего не было готово, первое занятие с будущими командирами посвятили тому, как рыть окопы в песчаной и глинистой местности.

Эту откровенную «лабуду» всего 12 лет назад слушал будущий высший командный состав наших ВВС! И вот теперь, в рамках специальной военной операции, наши военные лётчики сталкиваются с последствиями тех «лекций» в небе над Украиной.

Но в какой степени нечто подобное в связи с созданием в ближайшей перспективе нового лётного военного училища в Ульяновске вскоре повторится и в Краснодаре? Наверняка людские страдания там будут не столь масштабными, как в Москве. Всё же речь идёт не об уникальной Военно-воздушной академии. Но страдания будут - не извольте сомневаться.

И в завершение: я и многие мои коллеги, занимающиеся военными комментариями, неоднократно писали о том, что мы только начинаем осознавать последствия решений, принятых предыдущим руководством Министерства обороны в сфере военного образования. Речь идёт не только об «эффективном менеджере» Анатолии Сердюкове, который, как становится ясно, был очень самоуверенным и совсем не разбирался в этой области. В период его работы в Вооружённых силах Российской Федерации было закрыто более 70 военных учебных заведений.

Те, кто занимал этот пост до Сердюкова, тоже внесли свой «вклад». Ведь до 1990 года учебные заведения ВВС были рассредоточены по всей территории страны. Так, академии имени Жуковского и имени Гагарина располагались в Москве и посёлке Монино. Высшие лётные училища в городах Балашов, Барнаул, Волгоград, Ворошиловград, Краснодар, Ейск, Оренбург, Саратов, Сызрань, Уфа, Фрунзе, Харьков, Челябинск, Чернигов. Высшие инженерные училища - в Воронеже, Даугавпилсе, Иркутске, Киеве, Риге, Ставрополе, Тамбове, Харькове. Средние технические училища - в Ачинске, Василькове, Калининграде, Кирове, Ломоносове, Перми.

Теперь же вся подготовка лётных и инженерных кадров осуществляется лишь в Воронеже, Краснодаре, Челябинске и Сызрани.

Кто завтра будет воевать

Однако это, если вести речь только о нелёгкой судьбе нашей военной авиации. В других видах и родах войск ситуация не лучше. Скажем, уже после начала нашей спецоперации тогда командир чеченского спецназа «Ахмат», а ныне начальник Главного военно-политического управления МО РФ генерал-майор Апти Алаудинов в эфире одного из федеральных телеканалов обращал внимание на необходимость срочного восстановления системы артиллерийских училищ, поскольку, с его слов, на фронт артиллеристы сейчас попадают «совсем необученными».

Где сегодня можно получить образование офицера-артиллериста? В Михайловской военной артиллерийской академии, которая находится в Санкт-Петербурге. А между тем в СССР по состоянию на 1991 год насчитывалось шесть высших командных артиллерийских училищ. Три из них на Украине: Одесское, Сумское, Хмельницкое. Остальные - в Ленинграде, Коломне и Тбилиси.

Как теперь восстановить хотя бы часть этого военно-образовательного капитала? Судя по всему, никто не знает.

Курсанты Михайловской военной артиллерийской академии во время боевых стрельб из 100-мм противотанковой пушки МТ-12 «Рапира».
© РИА Новости
Курсанты Михайловской военной артиллерийской академии во время боевых стрельб из 100-мм противотанковой пушки МТ-12 «Рапира».

Ещё в июне 2014 года, когда Сергей Шойгу только занял пост министра обороны РФ, он приказал восстановить артиллерийское училище в Казани. Это училище было расформировано всего за три года до этого.

Как сообщил порталу ProKazan.ru один из участников собрания, которое прошло в местном Суворовском училище, генерал армии Шойгу через своего заместителя, статс-секретаря Николая Панкова, даже дал команду рассчитать стоимость восстановления двух учебных корпусов бывшего артучилища. Но то ли «нарисовавшаяся» в итоге сумма денежных средств показалась неподъёмной, то ли военное ведомство охладело к этой идее почему-то. Ничего с воссозданием Казанского артиллерийского училища так до сих пор и не вышло. 

И вот в минувшем ноябре известный военный репортёр Александр Сладков в своём Telegram-канале написал, что будто бы Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации всё же принял решение о создании ещё одного артиллерийского военного вуза, помимо существующей Михайловской военной артиллерийской академии.

Хотя бы где собираются воссоздавать то училище? Вариант с Казанью наконец «дозрел»? Или теперь решено взяться за что-то иное? Информации об этом пока нет...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама