Изнанка великих открытий, или «Просвещённое» мореплавание как инструмент мирового господства
Эпоха великих географических открытий - особый период в истории человечества, который начался в XV столетии и продолжался до XVIII века. За это время европейцы открыли новые территории и проложили морские маршруты в Америку, Африку, Азию и Океанию. Причём главной целью была не столько terra incognita, сколько, если верить интернету, поиск новых источников товаров и торговых партнёров. Получается, Колумб в Новом Свете, Васко да Гама в Индии и Магеллан на Филиппинах рассматривали местное население как торговых партнёров? Скорее всего, это слишком наивное представление о реальном историческом процессе.
Не счесть алмазов в каменных пещерах
Во всех школьных учебниках написано, что в 1498 году португальский мореплаватель Васко да Гама открыл Индию. И действительно, он открыл её для себя и для своего короля Мануэля I. Но ещё в 1474 году Индию открыл тверской купец Афанасий Никитин. Но и он не был первым. В 117 году до н.э. морским путём до Индии добрался Евдос Кизикийский. Правда, он шёл не вокруг Африки, а коротким путём: Египет - Красное море - Аравийское море - Индия. В XIII-XV веках уже десятки кораблей ежегодно посещали экзотическую страну чудес.
Так что целью же экспедиции Васко да Гамы было не открытие хорошо известной европейцам Индии, а поиски нового маршрута для португальских кораблей и контроль над уже существовавшими торговыми путями в Индию. Причём, обогнув мыс Доброй Надежды, Васко да Гама обнаружил на восточном побережье Африки не дикарей, а два десятка процветающих городов с многотысячным населением: Кияву, Момбасу, Малинду, Занзибар и другие, которые были основаны арабскими мореходами в VIII веке.
Товары из современных Кении и Мозамбика арабские купцы экспортировали в Индию и Европу. Кстати, в 1414 году Малинду посетил флот Чжан Хе. Местный султан подарил китайцам жирафа.
В Малинде, которая существовала уже пятьсот лет, Васко да Гама взял опытного лоцмана Ахмада Ибн Маджида, он и довёл его каравеллы до Индии, где выяснилось, что португальские товары никого здесь не интересуют. Тогда Васко да Гама занялся грабежом на суше и на море. А захватив несколько тонн пряностей и золота, вернулся в Лиссабон, где король произвёл его в адмиралы. Риторический вопрос: чем экспедиция Васко да Гамы в Индию отличалась, например, от похода Стеньки Разина в Персию «за зипунами»? Разве что маршрутом.
В феврале 1502 года Васко да Гама отправился в Индию во главе второй экспедиции, состоявшей из 20 кораблей с вооружёнными людьми на борту. У берегов Индии португальская эскадра захватила большое арабское судно с 400 паломниками из Джидды (гавань Мекки). Пассажиров и команду португальцы заперли в трюме и подожгли корабль. В районе Каликута к португальской флотилии подошли рыбаки и предложили «путешественникам» рыбу.
Васко да Гама приказал повесить рыбаков за ноги на реях, а потом использовать их как мишени для стрельбы из арбалетов. А по прибытии в Индию Васко да Гама начал громить индийские города и топить все суда как в гаванях, так и в открытом море.
Впрочем, Васко да Гама и Колумб, о котором речь пойдёт позже, были не первыми представителями Старого Света, внёсшими «посильный вклад» в установление европейского господства на море, да что там, и мирового господства вообще. Первыми были всё-таки крестоносцы.
С мечом, крестом и астролябией
27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился к Клермонскому собору с вдохновенным призывом к крестовому походу в Святую землю: «Долг каждого доброго христианина - поднять оружие против тех, кто осквернил землю, по которой некогда ступал Христос, и вернуть её под власть поборников истинной веры».
Папа утверждал, что «персидское племя турок» захватило священные для христиан реликвии, что они превращают храмы в хлева для скота, «топчут ногами предназначенные для богослужения сосуды», наносят побои и оскорбления духовенству.
При этом Урбан II откровенно врал: ни арабы, захватившие Иерусалим у византийцев, ни турки-сельджуки, выбившие оттуда арабов, никогда не посягали на христианские святыни и не препятствовали отправлению христианской веры. Так что «жаждать освобождения» и молить войска католиков о приходе в Палестине было попросту некому.
С помощью византийского флота рыцари овладели Никеей, а 20 октября 1097 года подошли к Антиохии. В 1099 году после длительной осады крестоносцам удалось взять штурмом Иерусалим. Всё мусульманское население города - около 70 тысяч человек - было перебито. Перебили и часть евреев, а остальных загнали в синагогу и сожгли. Иерусалим стал столицей нового Латинского королевства, а один из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский, был избран первым королём.
Православные патриархи - антиохийский Иоанн Оксита и иерусалимский Досифей - были вынуждены бежать из захваченных крестоносцами Антиохии и Иерусалима. Так «освобождение» обернулось для православных страшной бедой, чего никогда не было в годы правления мусульман. Досифей II (1669-1707) сказал о крестовых походах: «Эти войны можно назвать священными с таким же правом, как проказу - священной болезнью».
Вслед за Вторым крестовым походом 1147-1150 годов в Палестину рыцари в 1163, 1164, 1166 и 1168 годах совершали походы в Египет, доходили до Нила, но возвращались несолоно хлебавши. Третий крестовый поход возглавил король Ричард Львиное Сердце. Одновременно из Генуи в Палестину двинулся французский король Филипп II. Англичане и французы соединились в конце сентября в Мессине.
Там британские рыцари издевались над святынями, громили монастыри, насиловали женщин. Греки, которые тогда составляли большинство населения Мессины, 3 октября 1190 года дали отпор захватчикам. Тогда король Ричард сжёг город и перебил почти всё население.
Теперь путь английской эскадры лежал мимо Кипра. Ричард Львиное Сердце снова не смог устоять перед соблазном: в нескольких сражениях он разбил византийские войска и разграбил остров. Но, не имея возможности держать здесь постоянный гарнизон, Ричард продал Кипр тамплиерам за 100 тысяч безантов, причём орден внёс только задаток в 40 тысяч. Тамплиеры обложили местное население высоким налогом, чтобы поскорее расплатиться с Ричардом.
Православные жители Кипра пережили страшную трагедию. Из 14 епархий уцелели только четыре. Их вывели из подчинения Константинопольского патриарха и подчинили римскому папе. Католический архиепископ Кипра сам назначал православных епископов. Притеснения православных продолжались до захвата острова турками в 1571 году. После этого османы вытурили с острова католиков, а православные получили свободу выбора своего архиепископа.
В ходе Четвёртого крестового похода рыцари уже не вспоминали о Палестине. Вместо этого в апреле 1204 года они захватили Константинополь. Одна из латинских хроник, в которой были описаны «подвиги» крестоносцев, так и называлась: «Константинопольское опустошение».
Полному разграблению и разрушению подвергся и русский торговый квартал у церкви святой Мамы. В храме Святой Софии крестоносцы открыли саркофаги с прахом византийских императоров. Все драгоценности были украдены, а кости выброшены на пол.
В том же 1204 году венецианцы захватили принадлежавший Византии остров Крит. В итоге вся островная и материковая Греция была захвачена крестоносцами, венецианцами и генуэзцами. Везде православное духовенство подверглось преследованию и в большей или меньшей степени было подчинено Риму. А во всех греческих областях государственным языком стал язык оккупантов.
Нравится кому или нет, но своей идентичностью и самим существованием Греция обязана именно туркам. Без создания Османской империи греки стали бы католиками, утратили бы свой язык и культуру. Недаром в начале XV века афинский православный епископ слёзно молил султана защитить город от венецианцев.
А крестоносцы, забыв о Гробе Господнем, продолжали разбои на суше и на море. В 1226 году королём Франции стал 12-летний Людовик IX Капетинг, который со временем подрос и стал инициатором и руководителем Седьмого крестового похода. 25 августа 1248 года французская 15-тысячная армия, включавшая в себя три тысячи рыцарей, отплыла из Марселя. О Палестине уже никто не помышлял, целью похода стал богатый Египет. Но в итоге всё закончилось печально: около 30 тысяч французов были убиты, а король, два его брата, три тысячи рыцарей и 15 тысяч пехотинцев попали в плен.
Подвигнуть рыцарство на Восьмой крестовый поход удалось только в начале 1270 года: 60 тысяч крестоносцев отплыли из Эг-Морта и 8 июля бросили якорь в порту Кальяри в Сардинии. Там благочестивые рыцари собрали совет - решали, кого бы ограбить. Как и в 1248 году, вопрос о Палестине даже не поднимался. Брат Луи IX Карл Анжуйский, он же король Сицилийский, предложил напасть на Византию и овладеть Константинополем. Ему резонно возразили, что ещё в 1204 году «всё уже украдено до нас».
Тогда Карл предложил напасть на богатый североафриканский город Тунис. Доводы Карла были остроумны, мол, эмир Тунисский сочувственно настроен по отношению к христианской вере и вполне может согласиться принять её. Если он действительно так сделает, то истинная вера может распространиться вдоль всего побережья Африки.
1 июля 1270 года флот крестоносцев вышел в море. И уже 17 июля флот Луи IX достиг Туниса. Там в боях и от болезней погибла половина армии крестоносцев, а 13 августа 1270 года умер и сам Луи IX. Восьмой поход стал последним из «номерных» крестовых походов.
Пожалуй, деяниям крестоносцев уделено достаточно много внимания. Но как иначе доказать, что крестовые походы были банальным грабежом по всему Центральному и Восточному Средиземноморью. Причём, не менее 40% территорий, ограбленных крестоносцами, были населены исключительно христианами.
«Рыцари» морей
Но и после формального окончания крестовых походов захватнические действия французов, итальянцев и англичан в Средиземном море не прекращались ни на один год в течение столетий. В XIX веке к ним присоединились и американцы. Да и сейчас 6-й флот США угрожает в Восточном Средиземноморье всем и вся, а английские военные базы по-прежнему на Кипре. В 1956 году стартовавшие отсюда британские самолёты бомбили Египет, а в XXI веке - Сирию и Ирак.
Помимо крестовых походов, стоит упомянуть и о каталонских пиратах, за которыми недобрая слава тянется с XI века. В 1120 году появились упоминания об особом виде «каталонской галеры» - более мореходной, чем итальянские галеры, с двумя мачтами и косыми парусами.
На этих кораблях в 1280 году каталонские пираты по приказу арагонского короля Педро III отправились в Тунис. Пограбили и двинулись далее в Сицилию, где провоевали до 1302 года. А затем пират Рожер де Флор во главе эскадры, которую он гордо именовал «Великая каталонская компания», отправился на службу в Византию.
Порт Палос (Палос-де-ла-Фронтера) находился на реке Тинто в четырёх милях от Средиземного моря. Сама природа сделала его малоуязвимой базой пиратов. В XIV веке пиратские походы приносили сказочные богатства владевшему Палосом семейству Пинсонов. В 1440-1445 годах родились три брата Пинсона: Мартин Алонсо, Франциско Мартин и Висенте Яньес. Поначалу братья занялись семейным промыслом - пиратством. По мнению ряда западных историков, Мартин Алонсо был близок к тамплиерам и знал их многие тайны, в том числе о наличии нового континента на западе Атлантики.
Колумб и его компаньоны
Видимо, мы никогда не узнаем, как братья Пинсоны познакомились с Христофором Колумбом. Известно лишь, что Мартин дал Колумбу 500 тысяч мараведи, это восьмая часть бюджета экспедиции, а также две свои каравеллы - «Пинту», где стал капитаном сам Мартин, и «Нинью», где капитаном стал его брат Висенте. Франциско тоже принял участие в экспедиции. Любопытно, что три каравеллы Колумба 3 августа 1492 года вышли именно из порта Палос - вотчины Пинсонов.
Длительное плавание в неизвестность напугало моряков. На кораблях Колумба зрел мятеж. Накануне мятежа, 6 октября 1492 года, Мартин Пинсон потребовал у адмирала изменить курс и точно указал, куда.
А через шесть дней, 12 октября, на «Пинте» заметили землю. Мартин приказал выстрелить из пушки и подозвал к себе остальные каравеллы.
Растроганный Колумб пообещал Мартину за открытие 5 тысяч мараведи, но так и не отдал. Между ним и Мартином Пинсоном возникло соперничество. Ну а сам Колумб позже объявил, что в ночь с 11 на 12 октября он-де видел огонь. Замечу, что в тот момент до берега было 50-60 миль, адмирал стоял на палубе, а не лез в «воронье гнездо» на верхушке мачты. Какой там огонь…
Между прочим, именно Мартин Пинсон, а не Колумб открыл Гаити. Как бы там ни было, перспективы впечатляли. При этом римский папа Павел III заявил, что в новооткрытых территориях туземцев в рабство обращать нельзя, за исключением тех, кто не хочет обращаться в истинную веру. А «просвещённые мореплаватели» не особенно разбирались. В Америке в рабство было обращено 5 миллионов индейцев. Специалисты Кембриджского университета в 2000 году подсчитали, что из Африки с 1450 по 1850 год было вывезено 11,2 миллиона чернокожих рабов.
И хотя в XIX веке просвещённая Европа запретила работорговлю и рабовладение, рабство в африканских колониях не исчезло, а трансформировалось в принудительный труд. Не слишком, надо отметить, большая разница.
Крестовые походы, а позже колониальные захваты европейская пресса, историки и писатели исказили до неузнаваемости. С их лёгкой руки пираты и работорговцы превратились в великих географов и просветителей туземцев. И лишь в XXI веке в США и Западной Европе появились исследования, показывающие истинное лицо великих мореплавателей.
Так, историки США доказали, что в Америке с 1492 по 1600 год было истреблено 55 миллионов индейцев. На волне BLM в США в 2019 году было снесено 33 памятника Христофору Колумбу, а в Бельгии снесли три памятника королю Леопольду II, который признан архитектором геноцида туземцев в Бельгийском Конго.
Снос памятников - занятие неконструктивное, по ним надо изучать историю, что называется, в лицах. С другой стороны, будет не лишним выкинуть из наших школьных и вузовских учебников по истории мифы и легенды о благородных крестоносцах и просвещённых мореплавателях.