Акватория конфликтов в спорных водах Южно-Китайского моря
Конфликт в Южно-Китайском море обостряется. С прошлого года столкновения между Манилой и Пекином рядом со спорными для этих стран островами участились. Крайний на сегодня инцидент произошёл 31 августа близ спорной отмели Сяньбинь (Сабина). Тогда, по информации сингапурского англоязычного телеканала CNA, столкнулся корабль береговой охраны Китая №5205 и филиппинское патрульное судно №9701. Этот инцидент знаменовал собой пятое столкновение между двумя государствами в спорных водах Южно-Китайского моря всего за один месяц.
Опустим, что очередная эскалация напряжённости произошла после того, как Пекин и Манила, якобы, условились урегулировать разногласия на море, поскольку можно с уверенностью сказать, что деэскалации напряжённости в ближайшее время не произойдёт. Это не отвечает интересам США.
Соединённые Штаты, серьёзно взявшиеся за Филиппины, в своём противостоянии с Китаем отводят Маниле всё большую роль. Речь идёт как о военном освоении азиатского государства, так и о формировании мнения в международном сообществе о том, что Филиппины несут на себе основную тяжесть притеснений Пекина в Южно-Китайском море.
Именно для создания этого эффекта на филиппинских кораблях присутствуют западные журналисты, широко тиражирующие в средствах массовой информации столкновения с китайскими силами береговой охраны.
Иными словами, создаётся мнение в международном сообществе о том, что Китай запугивает соседей. Де-факто против Пекина развязана когнитивная война с целью дискредитировать его действия в оспариваемых водах Южно-Китайского моря. Первые результаты такой политики США, стоит признать, уже есть.
Постепенно в Индо-Тихоокеанский регион включается всё большее количество государств-членов НАТО. Германия, Франция, Великобритания, Испания и Италия размещают корабли и самолёты в Тихом океане в беспрецедентных масштабах, присоединяясь к совместным с Японией, Филиппинами и США учениям по всему Индо-Тихоокеанскому региону, включая Южно-Китайское море.
Все эти страны заявляют о поддержании международного порядка, основанного на правилах, а также стремятся усилить сотрудничество по обеспечению «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», который, как считают в Вашингтоне и ряде других столиц, подрывается морской деятельностью Китая.
Основным проводником в регион, помимо Штатов, значится Япония. С ней под предлогом решения общих угроз заключено соглашение о расширенном военном доступе у Великобритании. Переговоры о размещении войск на территории друг друга также ведутся с властями Франции и Германии. Примечательно, что с двумя последними странами уже заключены соглашения о поставках и техническом обслуживании, поэтому вооружённые силы каждой из стран могут использовать базы друг друга для материально-технической поддержки. Кроме того, Япония укрепляет оборонные связи с Италией.
В результате такого налаживания связей, когда заключаются оборонные соглашения, облегчающие размещение войск государств-членов Североатлантического альянса в регионе, вооружённые силы Германии, Италии, Испании, Франции и Великобритании закономерно будут появляться в Индо-Тихоокеанском регионе значительно чаще, в том числе не забывая заходить в Южно-Китайское море.
В конце июня через это море уже проходила авианосная ударная группа, которая была впервые развёрнута в Индо-Тихоокеанском регионе. Она состояла из авианосца ITS Cavour (CVH 550), флагмана флота ВМС Италии, и фрегата FREMM класса Carlo Bergamini ITS Alpino (F 594).
Не отстаёт от Рима и Берлин. Как ожидается, в ближайшее время через Тайваньский пролив пройдут фрегат «Баден-Вюртемберг» и судно снабжения «Франкфурт-на-Майне» ВМС Германии. Военных кораблей Западной Европы в этой акватории не было 22 года, сообщает Spiegel.
Также санкционирует военное присутствие в водах Южно-Китайского моря сама Манила, активизировавшая манёвры со своими союзниками.
Так, 2 августа Филиппины и Япония под эгидой укрепления регионального и международного сотрудничества в целях реализации свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона провели свои первые совместные военные учения в Южно-Китайском море. Манёвры проходили в исключительной экономической зоне Филиппин и последовали за аналогичными учениями с Вашингтоном.
Уже 7 августа с целью повышения оперативной совместимости вооружённых сил и поддержки права на свободу судоходства и пролёта над Южно-Китайским морем начались учения военно-морских и военно-воздушных сил Филиппин, США, Канады и Австралии. Манёвры в спорном Южно-Китайском море с участием четырёх стран также проходили впервые.
Как заявили в военном ведомстве Манилы, учения были направлены на содействие свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону и являются «коллективным выражением поддержки международного порядка, основанного на правилах».
По итогам учений глава Индо-Тихоокеанского командования США адмирал Сэмюэль Папаро, а также представители оборонных ведомств Австралии, Канады и Филиппин выпустили совместное заявление, в котором отметили, что они «совместно решают общие морские проблемы», и подчеркнули «общую приверженность соблюдению международного права и порядка, основанного на правилах». Кроме того, обещали проводить больше морских военных учений, стремясь усилить сотрудничество по обеспечению «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
В том, что заходы американских, а вместе с ними и европейских кораблей в воды Южно-Китайского моря участятся, можно не сомневаться. Для этого Пентагон готовит соответствующую инфраструктуру.
Как пишет Nikkei Asia, министерство обороны США откроет центры технического обслуживания и ремонта в Японии, Южной Корее, Австралии, Сингапуре и на Филиппинах.
Планы Пентагона предусматривают использование существующих промышленных возможностей союзников и партнёров по региону для проведения технического обслуживания и капитального ремонта кораблей, самолётов и транспортных средств на потенциальном театре военных действий, вместо того чтобы возвращать их на континентальную часть США. Это дополнение к нескольким государственным индийским судоверфям, которые уже получили право ремонтировать корабли ВМС США. Они обслуживают американские военные суда с 2022 года.
Кроме того, уже сейчас Соединённые Штаты арендуют объекты топливообеспечения корпорации Philippine Coastal Storage & Pipeline Corporation (PCSPC). Она управляет нефтехранилищами и трубопроводными объектами бывших военных баз США в заливе Субик, где прежде располагалась крупнейшая американская военно-морская база в Азии Субик-Бей. Сегодня она преобразована в порт, сохранивший более двадцати причалов для кораблей всех классов, включая одну причальную стенку для авианосца.
Нет сомнений, что заправочные станции в этом районе будут обеспечивать топливом не только корабли Военно-морских сил США, которые развёрнуты в Южно-Китайском море для участия в совместных учениях с Филиппинами, но и суда военно-морских сил Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании и Сил самообороны Японии, которые также прибыли для участия в манёврах.
Попутно с этим для увеличения присутствия американских кораблей и их союзников в водах Филиппинского и Восточно-Китайского морей, а также в западной части Тихого океана Соединённые Штаты размещают запросы на строительство и модернизацию объектов топливообеспечения в Японии.
Словом, ожидать деэскалации ситуации в Южно-Китайском море не приходится. Усиление напряжённости в регионе используется Вашингтоном для расширения его военного присутствия. А значит, совместные учения с государствами-членами НАТО, в том числе в водах Южно-Китайского моря, только интенсифицируются.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.