Самолёты и вертолёты - в укрытия!

На пределе боевого радиуса
Когда в мае прошлого года кресло министра обороны РФ занял Андрей Белоусов, на всех уровнях управления войсками объективно стало больше серьёзной, солдатской, мозолистой работы. Причём первыми, на мой взгляд, это ощутили лётчики фронтовой и армейской авиации. Которые, если помните, приблизительно с осени 2023 года из-за начавшихся ударов американскими ракетами ATACMS (дальность полёта до 300 км) по нашим авиабазам, расположенным на ближних подступах к линии боевого соприкосновения, начали нести ничем не оправданные потери в людях и технике.
Однако, прежде чем продолжить разговор о переменах, которых военному командованию удалось удивительно быстро добиться в этой сфере на фронте, пару слов о проблемах, постигших нашу авиацию полтора года назад. Как выяснилось, ни до начала специальной военной операции на Украине, ни уже в ходе боевых действий на первых порах надёжных укрытий для личного состава, самолётов и вертолётов на прифронтовых аэродромах выстроено не было. Причём закономерный вопрос, как же и почему так вышло, на мой взгляд, непростительно долго оставался без ответа.
Между тем первый тревожный «звоночек» на эту тему прозвучал ещё 17 октября 2023 года, когда сразу шесть оперативно-тактических ATACMS дальнего боя внезапно залпом обрушились на наши вертолётные стоянки в окрестностях Бердянска. И, по данным западных источников, а также на основе анализа информации с разведывательных спутников, тогда были выведены из строя несколько Ка-52, Ми-8 и Ми-24.
А следом почуявший «запах русской крови» враг словно с цепи сорвался. В течение нескольких месяцев один за другим аэродромы Воздушно-космических сил РФ, расположенные в Джанкое, на Бельбеке под Севастополем, в Халино под Курском, а также в Миллерово и Таганроге, подверглись массированным ракетным атакам, о чём на весь мир с ликованием раструбила западная пресса, да ещё с соответствующими иллюстрациями. Часть ракет противника была сбита на подлёте средствами ПВО, но другие всё-таки достигли целей.

Понятно, что на войне как на войне - без потерь не обходится, но в авральном порядке обеспечить все аэродромы укрытиями было практически невозможно, поскольку дело это хлопотное, дорогостоящее и, увы, не быстрое. Поэтому авиационные начальники приняли единственное разумное в сложившейся ситуации решение: плотно работавшие по целям на Украине бомбардировочные, штурмовые и истребительные полки начали срочное перебазирование с прифронтовых аэродромов вглубь страны - куда ATACMS гарантированно не могли добраться.
О том, как это виделось со стороны Запада, с нескрываемым удовлетворением описал натовский сайт BulgarianMilitary: «На сентябрь 2024 года спутниковый анализ нескольких российских авиабаз показывает чёткую схему эвакуации. Такие базы, как Халино, Ейск, Балтимор и другие, когда-то густо "заселённые" российскими боевыми самолётами, теперь в значительной степени заброшены. Эти аэродромы, расположенные ближе трёхсот километров от линии фронта, всё чаще становятся "призраками", неспособными противостоять нарастающим точным ударам украинских войск».
По данным американского издания Defense Express, в итоге начавшегося отвода боевой авиации России от линии боевого соприкосновения в глубокие тылы, сразу девять фронтовых бомбардировщиков типа Су-34 и два истребителя типа Су-27/30 были вскоре замечены натовской разведкой, например, даже на авиабазе Энгельс-2 в Саратовской области. Откуда их экипажам летать на выполнение боевых заданий было, мягко говоря, далековато, поскольку расстояние по прямой между Энгельсом и, предположим, Курском порядка 700 километров. На такой дистанции поддерживать с берегов Волги сражающуюся в Курской области пехоту было довольно сложно.
Хотя технически возможно - боевой радиус позволял. Но на пределе, потому что для боевых вылетов к линии фронта топлива на борт приходилось брать по максимуму. Естественно - за счёт пропорционального уменьшения боевой нагрузки. И времени маневрирования в районе боевых действий до нанесения удара оставалось немного. Словом, ситуация непростая.
Ничего хитрого…
Можно ли было предусмотреть всё заранее и заблаговременно построить капитальные укрытия для самолётов и вертолётов хотя бы на прифронтовых аэродромах? Конечно. Тем более, что отечественная промышленность давным-давно освоила производство арочных ЖБУ - железобетонных укрытий для авиационной техники. И ничего особенно хитрого в этом не было.
В СССР в массовом порядке ЖБУ начали возводить с 1968 года. В необходимости такого рода укрытий в Москве убедились после сокрушительных бомбёжек военных аэродромов некоторых арабских стран израильскими ВВС во время так называемой «Шестидневной войны»: расставленные в линейку на групповых стоянках самолёты израильские лётчики напалмовыми и кассетными боеприпасами уничтожали практически за один заход. С учётом ещё того боевого опыта в СССР буквально за год было возведено более 800 арочных ЖБУ на военных аэродромах. Спустя год - ещё около 900. В 1970-м - очередные 600.

Мощные бетонные арки, для надёжности обсыпанные слоями земли, по расчётам создателей, могли уберечь боевые машины даже от прямого попадания достаточно серьёзной фугасной авиабомбы или фугасной боевой части крылатой ракеты. Но даже в случае уничтожения хотя бы одного такого ЖБУ более могущественным боеприпасом машины, стоявшие в соседних укрытиях, оставались бы невредимыми.
Проблема для нас, нынешних, в том, что строительство укрытий велось в основном в группах советских войск на территориях Польши, Чехословакии, Венгрии и ГДР. А ещё - в Прибалтике и в самых западных областях Украины и Белоруссии. То есть там, куда, как считалось в ту пору, в состоянии были ракетами и авиацией «дотянуться» войска НАТО.
Будь у нас сегодня хоть что-то подобное под теми же Курском или Белгородом - опасностей для российских ВКС в этих краях было бы намного меньше. Но к осени 2023-го ситуация оказалась иной. И, к сожалению, не только в прифронтовых областях. На подавляющем большинстве авиабаз России капитальных арочных укрытий для авиатехники тоже негусто, хотя сильнейший вооружённый конфликт с очевидным вмешательством НАТО на стороне Киева на Украине (в Донбассе) бушует уже больше десятилетия. Да и кровопролитнейшая спецоперация продолжается уже третий год.
Видело ли такую угрозу российским военным аэродромам ВКС наше руководство? Вне всякого сомнения. Ещё в 2019 году тогдашний министр обороны Сергей Шойгу объявил о планах провести масштабную реконструкцию отечественных авиабаз, которые на тот момент не могли обеспечить «оперативное применение авиации и её безопасную эксплуатацию». Срочную реконструкцию предстояло развернуть аж на 106 аэродромах и завершить к 2028 году. И логично было предположить, что наибольшая активность по этому поводу возникнет прежде всего у российских границ с Украиной и странами НАТО. И что?..
Спустя два года, в апреле 2021-го, Сергей Шойгу снова заговорил ровно о том же. На этот раз - на основе нашего собственного боевого опыта, накопленного в Сирии. Там, на авиабазе Хмеймим, нам пришлось срочно прикрывать бронированными ангарами стоянки боевых самолётов и вертолётов от ударов кустарными беспилотниками исламистов. Тогда бывший министр обороны пообещал и в других местах соорудить ещё не менее 300 таких же укрытий. Но что-то снова пошло не так…
На этот раз по причине своеобразной «фортификации». В последних числах мая 2024 года западные разведывательные спутники, которые постоянно висят у нас над головами, разглядели, что на российском военном аэродроме Мариновка в Волгоградской области, где базируются фронтовые бомбардировщики и самолёты-разведчики 11-го смешанного авиаполка, выстроено сразу 12 арочных укрытий. Но установленных весьма своеобразно - вплотную одно к другому, что с учётом габаритов российских бомбардировщиков, наверняка затруднит одновременную рулёжку, если такая необходимость возникнет в критической ситуации.

«Понятно, что данные арочные навесы строились в спешке и так, что самолёт самостоятельно внутрь зарулить не сможет. А запихивать его туда тягачом будет весьма непросто, ибо места мало, стоянка узкая», - так откликнулся на вроде бы ободряющие новости из Мариновки отставной, но, по всему видно, опытный военный лётчик с ником Fighterbomber, ведущий собственный сайт в Сети.
С другой стороны, под Мариновкой хоть что-то было сделано. Только возникший было оптимизм тут же развеял другой российский информированный Telegram-канал - «Рыбарь». Как сообщил источник, выявленные спутниковой разведкой противника сооружения - «полностью частная инициатива личного состава, базирующегося на этот аэродром авиаполка» и некоего неравнодушного спонсора. Они и построили укрытия для самолётов по мере своих отнюдь не безграничных средств и возможностей, не дожидаясь централизованного строительства ЖБУ на российских аэродромах. Хотя спонсору при этом, конечно, большое спасибо, но…
…И нет проблемы
Самое примечательное, что Андрей Белоусов, абсолютно гражданский и прежде достаточно далёкий, насколько можно судить, от Вооружённых сил человек, разобрался с проблемой строительства самолётных и вертолётных укрытий в прифронтовой зоне буквально влёт. Спустя всего пару месяцев, он перед телекамерами дал слово, что там, где надо, защитные сооружения на аэродромах будут возведены быстро и в приоритетном порядке и что соответствующее финансирование в военном бюджете уже предусмотрено.
С учётом застарелости и масштаба возникших перед ВКС РФ проблем в реальность быстрых перемен, хотя тянуть время фронтовая реальность не позволяла, честно говоря, всё равно верилось слабо. Тем приятнее, что развеяли эти сомнения структуры, тесно связанные с командованием НАТО - со второй половины ноября минувшего года космическая разведка альянса обнаружила «признаки серьёзной реконструкции восьми пограничных авиабаз, где прежде располагалась тактическая авиация России. К ним относятся Халино, Ахтубинск, Приморско-Ахтарск, Ейск, Морозовск, Миллерово, Краснодар и Бельбек. Всего зафиксировано строительство более сотни сильно укреплённых капониров и десятки лёгких ангаров». Об этом написало американское издание Defense News.
А уже упомянутый сайт BulgarianMilitary на днях существенно дополнил эту информацию. По информации сайта, на авиабазе в Миллерово, помимо пассивной обороны, готовятся и к обороне активной. Для этого там, помимо укрытий для авиатехники, разворачивают и стартовые позиции для зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», способных прикрыть от вражеских налётов не только сам аэродром, но и всю Ростовскую область.

От себя добавим: нельзя исключать, что на позиции под Миллерово вскорости встанут как раз те «Триумфы», которые сейчас морскими транспортами эвакуируются из Сирии на Балтику. Те самые С-400, что прежде прикрывали российские аэродром в Хмеймим и военно-морскую базу в Тартусе.
Полагаю, бывшие «сирийские» «Триумфы» ещё повоют, теперь в рамках спецоперации против обезумевшей Украины. Не пропадать же такому добру где-нибудь на военных складах.