От Мерца требуют «слушать мамочку»
В минувшие выходные по Германии прокатилась мощная волна протестных акций. Демократические силы (те, что в левую сторону от центра) дружно осуждали планы оппозиционного блока ХДС/ХСС по ужесточению миграционного законодательства, которые кандидат в канцлеры от консерваторов Фридрих Мерц попробовал претворить в жизнь при поддержке правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ).
На митинге в Лейпциге одна из организаторов заявила: «Тот, кто сотрудничает с фашистами, должен ожидать нашего сопротивления».
В Кёльне были замечены протестующие с плакатами, призывающими Мерца «не шалить и слушать мамочку». «Mutti» - это прозвище экс-канцлера Ангелы Меркель, которая в специальном заявлении осудила однопартийца за формирование большинства в бундестаге по его проекту с привлечением националистов.
В бундестаге взорвалась «бомба»
Событие, всколыхнувшее немецкую демократическую общественность, случилось 29 января. На повестку дня очередного заседания парламента по инициативе консервативной оппозиции был вынесен вопрос «Актуальные внутриполитические темы». Предполагалось, что канцлер сделает 25-минутное заявление, после чего состоится полуторачасовая дискуссия.
Поначалу ничто не предвещало бури. Канцлер Олаф Шольц во вступительном слове в своей вкрадчивой манере напомнил депутатам бундестага, что человечность и справедливость - неотъемлемые ценности немецкого общества, а право на политическое убежище гарантировано Основным законом и поэтому не может быть предметом политического торга.
Но оказалось, что под безобидной и (на первый взгляд) неконкретной формулировкой темы обсуждения скрывалась бомба замедленного действия. Мерц вынес на голосование проект резолюции декларативного характера о радикальном ужесточении миграционного законодательства.
Для понимания
Не проект закона, а документ, после принятия которого может последовать и законодательная инициатива.
В тексте резолюции содержались предложения ввести постоянный паспортный контроль на всей внешней границе Германии; предусмотреть возможности отказа просителям убежища уже на границе; запретить въезд в страну лицам без соответствующих документов; укрепить полномочия полиции по высылке нелегалов; задерживать иностранцев, которых власти обязали покинуть страну; увеличить число депортаций. Примечательно, что ряд этих идей на национальном уровне не вписывается в законодательство Евросоюза.
«Тектонический сдвиг» в немецкой политике
Мерц заявил, что побудительным мотивом стала серия убийств мигрантами-одиночками случайных прохожих в немецких городах. В декабре 2024 года в Магдебурге выходец из Саудовской Аравии задавил насмерть шестерых посетителей рождественского базара, в январе в баварском Ашаффенбурге уроженец Афганистана с психическим расстройством зарезал двух человек (в том числе двухлетнего ребёнка), в Белице (земля Бранденбург) 23-летний мигрант из Гвинеи перерезал горло 24-летнему активисту ХДС.
Обсуждение резолюции было бурным, дискуссия велась, мягко говоря, на повышенных тонах, неоднократно прерывалась криками с мест. Разгорячённых депутатов призывали к порядку и даже отключали микрофон тем, кто не укладывался в отведённое время.
В итоге поимённое голосование всё же состоялось. Предложение Мерца поддержали 348 народных избранников, против выступили 345, воздержались 10. Большинство всего в три голоса было сформировано за счёт консерваторов, либералов и... «альтернативщиков». На противоположном фланге оказались представители всё ещё правящих СДПГ и «зелёных», а также Левой партии. Депутаты альянса «Союз Сары Вагенкнехт» воздержались.
После оглашения в зале наступила гробовая тишина, в заседании был объявлен получасовой перерыв. Фракция социал-демократов в полном составе вышла к прессе. Более двухсот депутатов встали стеной за своим руководителем Рольфом Мютценихом, который объявил, что партия канцлера Шольца возмущена лёгкостью, с которой блок ХДС/ХСС покинул политический центр, а также призвал к защите демократии.
Левая партия вообще позвала бундесбюргеров «на баррикады». Мерц тоже осознал, что наломал дров. Он выразил сожаление, что привлёк на свою сторону АдГ.
Когда заседание возобновилось, представитель «альтернативщиков» Бернд Бауман обратился к пригорюнившемуся Фридриху: «Это исторический момент. Вы же помогли приблизить его, а теперь стоите с трясущимися коленками, заикаетесь и извиняетесь. <...> И вы, господин Мерц, ещё можете следовать за нами. Если у вас хватит сил».
Для сведения
В рейтинге компании YouGov, опубликованном 29 января, блок консервативных партий (29%) совсем немного опережает набирающих очки правых популистов (23%), которых, между прочим, поддерживает влиятельный советник заокеанского президента Илон Маск. А вот социал-демократы Олафа Шольца опустились на отметку в 15%.
На следующий день, 30 января, стряхнула нафталин и вышла из тени экс-канцлер Ангела Меркель, открывшая в своё время дорогу мигрантам в ФРГ. Она напомнила, что в ноябре прошлого года Мерц обещал до досрочных парламентских выборов (назначены на 23 февраля) не ставить на голосование проекты, одобрение которых возможно только при поддержке АдГ. Она призвала его вернуться к этой позиции, которую обозначила как «выражение большой государственной политической ответственности».
На самом деле результаты скандального голосования сами депутаты и наблюдатель назвали «тектоническим сдвигом» немецкой политики. В послевоенной Германии пало, дескать, табу на сотрудничество с националистами. В это, конечно, трудно поверить, но забрезжила перспектива после досрочных выборов правительственного альянса блока ХДС/ХСС, которому прочат победу, с «Альтернативой для Германии». Для немецкой и европейской либеральной демократии это страшнее чумы.
После бури в бундестаге Мерц в интервью воскресному еженедельнику газеты «Бильд» (BamS) ушёл от ответа на прямой вопрос о возможном составе правительственной коалиции в свете утраты доверия к нему со стороны социал-демократов и «зелёных».
«Я хотел бы, чтобы мы стали настолько сильными, чтобы другим пришлось подстраиваться под нас, а не нам - под других», - витиевато заявил лидер консерваторов.
Откуда у Мерца «хохляндская грусть»?
Мерц вообще противоречив. За месяц до досрочных парламентских выборов он выступил с программной речью. В качестве трибуны выбрал не близкий к его партии Фонд Аденауэра, а предпочёл более нейтральный Фонд Кёрбера, который представляет собой межпартийную платформу для обсуждения актуальных международных и политических тем. Его выступление длилось 30 минут.
Оставим за скобками другие острые темы (экономический спад, та же миграция), которые тоже были затронуты, и заострим внимание на его отношении к событиям вокруг Украины. Тем более, что он уделил этому много внимания в свете приближающейся третьей годовщины со дня начала специальной военной операции.
Начал он с признания, что после падения железного занавеса европейской архитектуры безопасности больше не существует, а от «географически самой большой страны в мире (то есть России) исходит прямая угроза». Москва-де не намерена менять свои подходы, а притязания Кремля ограничиваются не только самостийной, а нацелены «на всю территорию бывшего СССР». По его мнению, через несколько лет «Россия будет в состоянии бросить вызов обычными (неядерными) вооружениями и НАТО».
Мерц полагает, что происходит «слом эпох». Не «смена эпох», как утверждает действующий канцлер Олаф Шольц (СДПГ), а именно «слом», то есть действие с применением силы.
Он рассматривает украинский кризис как «зарождающуюся эру нового системного конфликта между либеральными демократиями и антилиберальными автократиями». Россия и Китай (в первую очередь) вкупе с примкнувшими Ираном, Северной Кореей сформировали некую «ось автократий», которая открыто ищет соперничества со свободным миром.
В случае победы на выборах Мерц не собирается делать Германию по американскому образцу «снова великой», а для подъёма использует другой слоган, обещая, что при его правлении «на Германию снова можно будет положиться».
Он хочет усилить обороноспособность ФРГ и Евросоюза, восстановить ослабленные позиции страны в сфере внешней политики, учредить Национальный совет безопасности (по типу штатовского), который должен разработать новую Стратегию нацбезопасности. При этом одним из главных и первоочередных приоритетов Мерц назвал «окончание российской войны против Киева».
«Для Украины, я считаю, главный ответ - она должна выиграть эту войну», - полагает лидер консерваторов.
Как ему представляется победа? Незалежная просто обязана восстановить свою территориальную целостность, избрать демократическое легитимное правительство, сохранить и укрепить суверенитет, а также получить полную свободу выбора экономических и военных союзов. Примечательно, что в этом контексте потенциальный канцлер не упомянул о её членстве в НАТО.
Грядёт реванш
Особо примечательна игра фраз в его исполнении. В начале декабря прошлого года Мерц обозначил свои представления так: «Россия должна проиграть». Нынче же он озвучил иную формулировку: «Россия не должна больше видеть шансов успешно продолжать эту войну военным путём».
Такая же трансформация прямо на глазах у него происходит и с немецкими крылатыми ракетами TAURUS. Совсем недавно он решительно требовал передать их киевскому режиму. Теперь замах поубавился. Мерц полагает, что этот шаг следует согласовывать с партнёрами, в первую очередь - с США. Глава ХДС глубокомысленно отметил: «Если бы у европейских стран был всего один тип крылатых ракет, а не несколько, то это облегчило бы принятие решения. Франция и Великобритания передают свои ракеты Киеву, Германия - нет». Короче, понимай как хочешь.
Не мог Мерц обойти и новое пришествие Дональда Трампа. Он, заметим, не числится среди его преданных друзей или почитателей, хотя в своё время и возглавлял неправительственную германо-американскую организацию «Атлантический мост». Ему ближе были демократы... В своей речи он посоветовал европейцам не смотреть на Трампа как «кролики на удава»! Надобно, по его убеждению, засучить рукава и работать: увеличивать натовский сбор, крепить оборонный потенциал. Но как это осуществить, если в этом году расходы Германии, вероятно, достигнут только 2% от ВВП, а хозяин Овального кабинета настаивает на 5%?
Мерц полагает, что Германия должна «прагматично развивать партнёрство с США без романтики и с чётким взглядом на собственные интересы». А также - «без взаимных нравоучений». Получится?
Признаемся, оторопь берёт, какой всё же сумбур, судя по выборке из его выступления, царит в голове политика, который, скорее всего, станет во главе страны, бывшей ещё недавно главным «локомотивом» Евросоюза.
…31 января бундестаг рассмотрел законопроект консерваторов об ограничении миграции, который стал логическим продолжением принятой ранее при поддержке «альтернативщиков» резолюции. Он был отклонён депутатами с небольшим перевесом (в 12 голосов). Мерца, выходит, притормозили. Поддержка АдГ никуда не делась, а вот несколько народных избранников, представляющих свободных демократов, переметнулись на противоположную сторону. Воздержавшихся тоже оказалось всего пятеро. Можно предположить, что половина сторонников Сары Вагенкнехт очутилась среди противников законопроекта. Баланс (то в одну, то в другую сторону), признаться, зыбкий. Известно, что будущий канцлер - человек мстительный. Он будет ставить на реванш. А вот тут ему без АдГ точно не обойтись...