Экологическая катастрофа на Чёрном море: пляжный отдых отменяется. Виновные отдыхают
![Экологическая катастрофа на Чёрном море: пляжный отдых отменяется. Виновные отдыхают Экологическая катастрофа на Чёрном море: пляжный отдых отменяется. Виновные отдыхают](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/03/81d8f96280e049989ccefcdeffc90241.jpg)
- Гарсон, почему уха пахнет мылом?
- Ничего удивительного! Видите ли, мсье, тунец очень пахнул нефтью. Пришлось его хорошенько помыть.
Ещё недавно этот анекдот казался забавным. Теперь уже не до смеха…
15 декабря 2024 года во время шторма произошла авария: из-за разлома корпусов российских нефтяных танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в воду Керченского пролива начал выливаться мазут: суда перевозили около 9,2 тысячи тонн этого нефтепродукта. Загрязнённым оказался значительный участок побережья Краснодарского края от мыса Панагия до Анапы. Течением мазут стало относить к побережью Крыма, а часть его осела на дне. Кроме того, жирная липкая масса пропитала прибрежный песок и гальку.
Нельзя исключать, что чёрное ядовитое пятно может подойти к берегам Румынии и Болгарии, а на юго-востоке - и к Турции. Тут уж как повезёт, всё зависит от морских течений и ветра. Могут пострадать Опукский заповедник, Феодосия, Коктебель, Судак, Ялта, Балаклава, Севастополь и Евпатория.
В ситуацию вмешался федеральный центр. Президент Владимир Путин посчитал усилия по минимизации ущерба недостаточными и потребовал принять меры по сокращению последствий до начала весенне-летнего сезона:
«Ещё раз обращаю внимание всех служб и ведомств - как федеральных, так и региональных - необходимо тщательно, в полном объёме провести весь комплекс планируемых мероприятий. Это имеет принципиальное значение для качества жизни людей, экологического благополучия в Крыму и Севастополе, во всех наших причерноморских регионах».
Разлилось на море чёрное пятно...
Эколог из Краснодарского края Валерий Бриних полагает, что, если смотреть по десятибалльной шкале, то критичность ситуации можно оценить в 7-8 баллов. После того, как была начата откачка мазута из танкеров, основная угроза начала потихоньку устраняться. До этого ситуация была близка к «девятке», потому что периодически происходили выбросы нефтепродукта в море.
«На первом этапе была, конечно, очень большая суета, неразбериха, я бы даже сказал, бардак. Многие необходимые вещи либо не делались, либо делались показушно, возможно, потому что краевые власти не сразу оценили масштаб бедствия. Очень тяжело приходилось волонтёрам и спасателям, которые работали на побережье, их труд напоминал сизифов. Только они уберут загрязнения - очередной шторм выносит мазут на берег, и всё нужно начинать по-новой. Но всё равно убирать приходилось. Ведь мы имеем дело с тяжёлыми фракциями нефтепродуктов, очень токсичными, которые потихоньку разлагаются в морской воде, отравляя всё живое», - рассказал Бриних.
![Волонтёры отмывают от мазута птиц.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/03/b1b75c1eda53418b91ad588eefe81107.jpg)
Для экосистемы аварии с танкерами стали страшным ударом: в отравленной мазутом среде практически ничего выжить не может, за исключением микроорганизмов, которые питаются мазутом и разлагают его. И это не единственная проблема: вывоз минимум 200-500 тысяч тонн загрязнённого грунта тоже не пройдёт бесследно. Уже отмечены места, где из-за удаления грунта море «откусило» от суши порядка 30-50 метров. Этот процесс называется переформатированием берега.
В принципе, южное Чёрное море может очиститься от загрязнений и само. В отличие от холодных северных морей, тёплые способны себя очищать. В тропиках такие процессы происходят ещё быстрее. Но если не убрать основную массу, на это потребуется 10, а то и 20 лет. Поэтому человек обязан помочь экосистеме, снять с неё лишнюю нагрузку. Это ускорит процесс очистки.
Курортный сезон отменяется?
Черноморское побережье - основной летний курорт России. А фото и видео волонтёров в защитных костюмах, отмывающих птиц от жирной гадости, к пляжному отдыху не располагают. По сообщениям оперштаба Краснодарского края, очистка загрязнённого мазутом песка с пляжей Анапы займёт до двух месяцев. Но этот прогноз кажется, как бы помягче сказать, слишком оптимистичным.
В этом году курортный сезон будет испорчен, и, возможно, ситуация сохранится на протяжении ещё нескольких лет. Конечно, не на всём побережье, а локально, там, где на пляжах остался мазут, который ушёл в песок. Этот нефтепродукт полностью не выбрать. Он имеет свойство просачиваться в глубину. Пропитанный мазутом песок сам по себе не переработается, он должен быть где-то захоронен. Это уже потом, когда шторма пойдут, волны начнут этот песок перебрасывать, затаскивать в море, промывать его и обратно возвращать на пляж. Тогда берег станет более или менее чистым. Но этот процесс, конечно, займёт определённое время.
«Повезло ещё, что пятна мазута не унесло далеко. Я не слышал, чтобы загрязнения обнаруживали за Новороссийском, в стороне Сочи, Геленджика. Там море чистое. А вот Крыму повезло меньше, там загрязнения до Севастополя. Но тоже не сплошняком, а на некоторых локальных участках», - поделился впечатлением волонтёр, задействованный в уборке мазута на пляже детского лагеря «Юбилейный» на берегу Анапы.
![Уборка мазута на пляже детского лагеря «Юбилейный» на берегу Анапы.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/03/523c00449d7f4731847ccab34625b68f.jpg)
Одна из самых сложных проблем, которую приходится оперативно решать, - это утилизация отходов, которые остаются в процессе очистки. Её необходимо осуществлять только в специально отведённых местах, чтобы избежать загрязнения воздуха и почвы. Спасатели используют все доступные в мировой практике методы утилизации, однако прогресс в этой области не слишком заметный.
Это не только наша беда, во всём мире подобные случаи происходят, и всегда ликвидация последствий - очень сложный и очень длительный процесс.
«Есть химические и микробиологические способы очистки, переработки. Но, опять-таки, это всё делается не на берегу, а в специально отведённых для этого местах, иначе это будет дополнительный источник загрязнения. Когда работы по очистке только начинались, жители жаловались, что возле их станиц складировали загрязнённый грунт. Подвозили, сбрасывали на землю, и он там неделями лежал. Люди задыхались от запаха, почва мазутом пропитывалась. Там уже ничего расти не будет. Сейчас песок и гравий с пляжа вывозят на полигон, и там на специальных площадках обрабатывают», - рассказал эколог Валерий Бриних.
Ошибка или... Чья вина?
Понятно, что ЧП такого рода требуют тщательного расследования. Основная вина, по всей видимости, возлагается на капитанов. Капитана «Волгонефть-212» суд отправил в СИЗО, а капитана «Волгонефть-239» - под домашний арест. На «Волгонефть-212» погиб матрос, отсюда и разница в мере пресечения.
Понятное дело, именно капитаны отвечают за вверенное судно. А тут явные нарушения: не ушли вовремя в укрытие, не там встали на якорь…
Но с этими двумя авариями всё непросто.
По той информации, которая публиковалась в СМИ, танкеры должны были выгрузить мазут до 25 ноября, чтобы успеть покинуть Керченский пролив и выйти в Азовское море. Документы на их пребывание в порту были действительны до 30 ноября, но с разгрузкой всё не складывалось.
Команда «Волгонефти-212» неоднократно просила ускорить процесс разгрузки. Но без толку. Несмотря на то, что у танкера сломался один из котлов, и оставшимся котлом отапливать весь груз было невозможно, разгрузка так и не была произведена. Причина - проблемы с погодой и… необходимость разгружать другие суда. В итоге до момента аварии танкеры болтались в море с нефтепродуктами на борту 20 дней.
А теперь насчёт того, что «не там встали». Когда переклинивает одного и он что-то нарушает, это - человеческий фактор. Но тут, получается, одновременно ошиблись двое. Это заставляет задуматься, насколько самостоятельными были их действия? По действующему законодательству капитан судна не может не выйти в рейс, если получает такое указание от судовладельца. Права отказаться он не имеет.
![Танкер «Волгонефть-239», стоящий на мели у мыса Панагия.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/03/fd63eb96b12b46fc9530364271f719d0.jpg)
А собственники затонувших танкеров - бизнесмены с репутацией, скажем так, неоднозначной. «Волгонефть-212» принадлежит отцу и сыновьям Сельковым, бывшим сотрудникам бизнесмена Михаила Антонова - владельца теплохода «Булгария», трагически затонувшего в 2011 году: из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 - дети. По словам бывшего босса, Сельковы были уличены в получении откатов и хищении векселей компании на многие миллионы рублей.
А «Волгонефть-239», по всей видимости, связана с известным предпринимателем Игорем Шаввой. Принадлежащую ему транспортную компанию в 2016 году лишили доступа к тендерам на перевозку нефтепродуктов «Роснефти». Причина - несоответствие требованиям. Как так получилось, что бизнесмены с таким подмоченным бэкграундом преспокойно возили нефтепродукты по Чёрному морю?
К тому же проходила информация, что танкеры, попавшие в аварию, нужно было списать по непригодности ещё 20 лет тому назад. Почему этого не сделали?
Никогда такого не было, и вот - опять...
Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян без устали напоминает, что суда класса «река-море» зимой в морское плаванье выпускать нельзя в принципе (поэтому и разрешение на пребывание в морском порту у танкеров было только до 30 ноября).
«Избежать катастрофических последствий с таким отношением невозможно: рано или поздно они бы наступили», - считает эксперт.
Кстати, декабрьская катастрофа с танкерами «Волгонефть» в Керченском проливе не первая. В 2007 году, также во время шторма, там переломился «Волгонефть-139». Но выводы сделаны почему-то не были.
И вот ещё один важный штрих: собственники злополучных танкеров в ликвидации экологической катастрофы, к которой они напрямую причастны, никакого участия не принимают. Ни личной помощью, ни финансированием.
![Российский танкер «Волгонефть-139», потерпевший крушение во время шторма в Керченском проливе, ноябрь 2007 г.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2025/02/03/410e7a32983c4b159a50d54bddf32280.jpg)
Хотя могли бы. Согласно информации Минтранса РФ, лимиты страховой ответственности по нефтяным танкерам, потерпевшим крушение в Чёрном море, составляют 20,2 млн долл. (это почти 4 млрд руб.).
23 января стало известно, что правительство РФ выделяет Краснодарскому краю 1,5 млрд руб. на возмещение расходов по ликвидации последствий крушения танкеров в Чёрном море. И, наверное, было бы справедливым, если бы их владельцы возместили государству эти расходы.