Европа играет одряхлевшими мускулами

Не так давно Евросоюз заявил о запуске масштабной оборонной программы «Готовность 2030» (ReArm EU). Программа предусматривает 800 миллиардов евро на перевооружение блока, из которых 150 миллиардов через новый фонд SAFE планируется направить в том числе на поддержку Украины. Порядок цифр впечатляющий, однако эксперты убеждены, что на самом деле у Брюсселя не хватит ни средств, ни сил реализовать эту амбициозную стратегию.
Урсула идёт на войну
Но главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен любые вразумительные доводы, которые не совпадают с её «видением мира», - божья роса: «Мы должны инвестировать в оборону, укреплять наши возможности и использовать проактивный подход к безопасности. Мы предпринимаем решительные действия, представляя дорожную карту "Готовность-2030" с увеличением расходов на оборону и инвестициями в европейский оборонно-промышленный комплекс», - никак не угомонится еврофюрер.
Но если госпожа фон дер Ляйен с высоты служебного положения может рассуждать как бы в целом, то еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс прямым текстом назвал Россию «главной угрозой европейской безопасности».
«Россия - серьёзная стратегическая угроза на поле боя, это самое вооружённое европейское государство. За три года она серьёзно расширила мощности своего ВПК. Ожидается, что в этом году расходы РФ на оборону превысят расходы всех государств-членов ЕС по паритету покупательной способности. Мы должны обеспечить защиту всех сухопутных, воздушных и морских границ ЕС, создать "щит" на наших восточных границах. Он должен стать сочетанием физических барьеров, развитой инфраструктуры и современных систем наблюдения», - указал Кубилюс.
Очень похоже на маккартизм европейского разлива, который, как известно, кончился для Джозефа Маккарти алкоголизмом и циррозом печени со смертельным исходом, а для Джеймса Форрестола, который бредил словами «Русские идут!», - шизофренией и свободным полётом из окна. Теперь вот Кубилюс валяет дурака. Хотя если за русофобию дают деньги, и немалые, что тут предосудительного?..

Для реализации программы ReArm Europe Брюссель предлагает в первую очередь увеличить расходы на оборону каждого государства, входящего в Евросоюз. А также, как уже говорилось, привлечь кредит на 150 миллиардов евро для закупок вооружений у европейских производителей. К этим закупкам, по мысли ЕК, сможет присоединиться и Украина. Но для начала глава евродипломатии Кая Каллас предлагает увеличить собственное производство вооружений, чтобы «избежать зависимости от внешних поставщиков и ограничений в использовании оружия в кризисных ситуациях». И действительно, где покупать европейское оружие и боевую технику, если в Европе утрачены такого рода технологии и производство? Так что в данном случае, что случается редко, у Каллас всё нормально с головой.
Приоритетными направлениями для развития ВПК Европы обозначены противовоздушная и противоракетная оборона, артиллерийские системы, боеприпасы, ракеты, беспилотные технологии, а также сферы искусственного интеллекта, квантовых технологий, киберзащиты и стратегического обеспечения. И фонд SAFE (Security Action for Europe) - это инструмент, который должен позволить Брюсселю контролировать объём национальных инвестиций в ВПК, а также оказывать военную помощь Украине.
Помимо кредитов, механизм предусматривает ослабление налоговых правил с целью увеличить расходы стран ЕС на оборону на 1,5% от национальных ВВП. В результате, по замыслу Брюсселя, члены Евросоюза смогут отступить от установленной правилами ЕС границы госдолга в 3% ВВП, чтобы аккумулировать 650 миллиардов евро на производство вооружений. Киев, по планам европейцев, будет регулярно получать 155-мм артиллерийские боеприпасы (не менее 2 миллионов в год), системы ПВО, дальнобойные ракеты и соответствующую логистическую поддержку.
Пятипроцентное мышление
В последние годы Европа динамично наращивала расходы на оборону. В 2022 году они достигли 240 миллиардов евро, в 2023-м выросли до 270 миллиардов, а в 2024-м страны ЕС установили новый рекорд, выделив 326 миллиардов евро на развитие военно-промышленного комплекса и закупку вооружений. Только в 2023 году Евросоюз инвестировал 58 миллиардов евро в свой ВПК. Однако, как считают экономисты, для устранения «критических пробелов» в военном потенциале ЕС в течение следующего десятилетия потребуется значительно больше - 500 миллиардов евро.
В марте ЕС обнародовал «Белую книгу по вопросам европейской обороны и безопасности», где на 23 страницах объяснялось, почему Европа вынуждена наращивать оборонные закупки. Главный аргумент, кто бы сомневался, - «фундаментальная угроза» со стороны России, из-за которой возможен сценарий «большой войны» на европейском континенте. Вторым номером - опасения, что с возвращением Дональда Трампа в Белый дом США откажутся от защиты соратников по атлантизму.
Напомним, что Трамп требовал от Европы увеличить расходы на оборону ещё в свой первый президентский срок. В сентябре 2014 года, вскоре после присоединения Крыма к РФ, страны НАТО установили обязательную планку по военным расходам в 2% национальных ВВП. К началу 2025-го две трети стран-членов блока уже достигли этого показателя. Правда, теперь Трамп настаивает на росте военных расходов уже до 5% ВВП каждой из стран НАТО.

Именно эту проблему европейцы и намерены решить за счёт Украины. Как сообщило издание Euractiv, страны НАТО по внутриблоковой договорённости планируют учитывать военную помощь Украине под видом «трат на оборону». Эта незамысловатая схема позволит им отчитаться о росте оборонных расходов до 5% ВВП, чего давно требует настырный Трамп.
Американский профит
Впрочем, есть мнение, что Евросоюз подготовил амбициозные планы перевооружения, в первую очередь и главным образом для того, чтобы стимулировать свою экономику, которая переживает трудные времена после пандемии COVID-19 и последствий экономических санкций против России, которые сами же и ввели после начала специальной военной операции. И уже понятно, что массовые закупки вооружений, на которых настаивает Брюссель, будут финансироваться за счёт кредитов, хотя многие страны ЕС уже и так страдают от высокого госдолга. А дополнительный рост госдолга способен серьёзно навредить экономике.
Согласно фискальным правилам ЕС, национальный госдолг стран союза не должен превышать 60% ВВП. По данным Eurostat, на конец 2024 года самый высокий уровень госдолга по отношению к ВВП у Греции (153,6%), Италии (135,3%), Франции (113%), Бельгии (104,7%) и Испании (101,8%). Ряд стран из этого списка, например Испания, Бельгия или Италия, уже сейчас с трудом достигают целевого показателя в 2% по расходам на оборону.
Экономисты уверены: Брюссель здорово рискует, заставляя союзников идти на дополнительные военные траты. Слабые в экономическом отношении государства юга и востока Европы вполне могут стать жертвами внутреннего финансового кризиса. А страны вроде Германии или Франции вовсе не обязаны делиться своей оборонной мощью с неудачниками, поскольку безопасность и оборона - крайне чувствительные сферы, и как милостыню их не подают.
Прямая речь
«Мне кажется, России не стоит драматизировать ситуацию с перевооружением Европы. Да, с геополитической точки зрения это крайне неприятно. Но реализуемость европейских программ вроде ReArm EU вызывает большие сомнения. Начнём с того, что таких огромных сумм, как заявленные, у европейцев пока что просто нет. Другая проблема для Брюсселя - сами европейские общества не готовы к таким тратам в ущерб социальному обеспечению, компенсациям за ЖКХ и прочим льготам. Да, руководство ЕК изо всех сил "продавливает" такие траты через национальных лидеров Германии, Франции или Польши. Но европейцы в массе своей не готовы жертвовать собственным благополучием ради эфемерных идей "борьбы с Россией"».
Владимир Евсеев, военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции Института стран СНГ.
Русофобия, подогретая вооружённым конфликтом на Украине, из Европы никуда не улетучилась, а в Германии на этом фоне расцвели ещё и реваншистские настроения. Но европейцы уже и так сильно потратились на поддержку киевского режима - значительно больше, чем планировали. Кроме того, вследствие отказа от российских энергоресурсов и вообще от торговли с Россией у Европы возникли большие проблемы в экономике. Например, в той же Германии не первый год наблюдается экономическая рецессия.

Но поскольку в таких ситуациях «денежки всегда врозь», Америка активно извлекает пользу из незавидного положения оказавшегося на боку Старого Света - агрессивно стимулирует крупные мировые и европейские компании переносить производство из ЕС за океан. Речь об автогигантах вроде «Мерседес» или «Фольксваген». Из Германии в Штаты уже перенесены десятки различных производств, и этот отток идёт незаметно, но неуклонно.
Кроме того, Европа фактически уничтожила собственное производство минеральных удобрений, которое без русского газа стало нерентабельным. Проблемы есть и у многих других отраслей европейской экономики - например, химической и аграрной. По данным Евростата, с июля 2023 года по июль 2024-го выпуск промышленной продукции сократился на 2,2%. Хуже всего дела обстоят в Венгрии (- 6,4%), Германии (- 5,5%), Италии (- 3,3%) и Франции (- 2,3%).
Москва запаслась терпением
Такое впечатление, что лидеры Германии, Франции, Польши вместе с руководством ЕС, ничего не замечая вокруг, продолжают двигаться в рамках «военной инерции». Но по богатому мировому опыту хорошо известно, что это прямой путь к нарастанию внутренних проблем. «Уверен, что канцлер ФРГ Фридрих Мерц не досидит до конца своей каденции, возможна смена лидеров и в других странах ЕС. Ещё сильнее ситуация может усугубиться, если ВСУ начнут терпеть катастрофические поражения, а украинский фронт посыплется. Впрочем, это вопрос даже не завтрашнего дня, Украина остаётся для нас далеко не слабым противником», - полагает Владимир Евсеев.
Сегодня позитив для России состоит в том, что урегулирование конфликта идёт по сценарию, который в итоге определяет Москва. При всём нечеловеческом старании ни Лондону, ни Вашингтону не удаётся перехватить у нас дипломатическую инициативу, и для Запада это, мягко говоря, очень болезненно. Именно поэтому европейские лидеры предпринимают столь неосмотрительные в стратегическом плане провокации, как недавняя атака дронов на российские аэродромы, где базируются носители ядерного оружия.
По мнению Евсеева, в ближайшее время на фронте может сильно сократиться количество наёмников из стран Европы, присоединившихся к укронацистам. Многим стало окончательно ясно, что наёмничество в рядах ВСУ - это почти неизбежная смерть. Кроме того, социально-экономические проблемы Старого Света нарастают по мере усугубления миграционной проблемы.
Недаром сегодня сразу в нескольких странах ЕС открыто заговорили о необходимости сокращения числа мигрантов, особенно с Украины, урезания для них социальных льгот. Ещё один тренд, сильно затрудняющий запланированное перевооружение Европы, - усиление экономического давления со стороны США. Как известно, Дональд Трамп резко повысил пошлины на импортируемые в Штаты сталь и алюминий - с 25% до 50%, и это серьёзный удар по европейским компаниям. Не снята с повестки дня и угроза введения Америкой пошлин в 50% вообще на все виды товаров из ЕС. А это для Евросоюза уже катастрофа. Трамп, судя по всему, больше заинтересован в ослаблении связей между Европой и Америкой, чем в их укреплении.

На фоне обещаний Вашингтона вывести до 20 тысяч своих военных с территории европейских стран, Евросоюз делает всё возможное, чтобы снизить геополитическую, экономическую и военную зависимость от США. Но это долгий путь, связанный с огромными трудностями, и не факт, что он будет пройден до конца. Однако недооценивать Европу вряд ли конструктивно. Хоть и не стахановскими темпами, военное производство в ряде стран ЕС реально растёт.
Помогают Европе решать военные вопросы и страны, формально не входящие в ЕС, - это подтвердил недавний скандал с Сербией, поставлявшей вооружения ВСУ через третьи страны. При этом такие крупные европейские компании, как Rheinmetall или BAE Systems, вынашивают планы организовать производство оружия и боевой техники на территории самой Украины. И уже есть результаты.
Тем не менее в ближайшей перспективе Европе, несмотря на все усилия, вряд ли удастся стать полностью независимым внешнеполитическим игроком. Программу ReArm скорее следует рассматривать как политическую декларацию.
Реальных же возможностей придать своему ВПК резкий толчок у Европы немного. Во-первых, ЕС испытывает серьёзный дефицит высококвалифицированных рабочих рук, без которых не обходится военное производство. Во-вторых, рабочая сила в Европе очень дорогая. В-третьих, энергоресурсы стоят дорого. В-четвёртых, дотации на развитие ВПК в Европе крайне ограниченны, а кредиты в рамках инициативы SAFE не могут считаться полноценным решением проблемы.
К тому же США совершенно не заинтересованы в усилении европейского ВПК, их цель - заставить Европу закупать как можно больше американских вооружений. Поэтому американские лоббисты попытаются скрыто торпедировать европейские усилия по переводу промышленности на военные рельсы. «Глобалисты, стоящие во главе управленческих структур ЕС, сами обрекают Европу на скорое усугубление экономических проблем. Что, впрочем, полностью отвечает национальным интересам России», - считает Евсеев.
Игры взрослых
Такое впечатление, будто Брюссель изо всех сил старается доказать, что по-прежнему играет значительную роль в международной политике. Но от чрезмерного усердия, что называется, переигрывает лицом. И если раньше неловкие жесты и неуместные фразы европейцев выглядели частными проявлениями слабости, то теперь беспорядочная клоунада становится фирменным политическим стилем европейских столиц. Похоже, Европа в какой-то момент действительно потеряла ориентиры в пространстве.
Только за последние месяцы европейцы умудрились несколько раз попасть впросак. Сначала лидеры ведущих стран ЕС выставили Москве ультиматум в рамках украинского урегулирования - «перемирие на 30 дней или жёсткие санкции». А когда Москва его проигнорировала, вся решимость сторонников Киева - в лице Британии, ФРГ, Польши и Франции - ушла в пустые разговоры.
Единственным «грозным порывом» европейцев можно считать попытку захвата эстонскими моряками российского судна в Финском заливе. Но и она была отбита - от эстонцев отмахнулись, словно от мух.

Ряд очередных воинственных заявлений сделал французский лидер Эмманюэль Макрон. Но поскольку он грешит этим давно, на него уже перестали обращать внимание. Отметился и немецкий канцлер Фридрих Мерц. Сначала он неожиданно «разрешил» Украине атаковать дальнобойными ракетами российские города, но в тот же день был опровергнут главой минфина ФРГ. А «план размещения миротворцев на Украине», с которым носились Париж и Лондон, без поддержки США был признан «мёртвым». Грозные инициативы Брюсселя по перевооружению Европы вполне может постигнуть такая же участь. Тем более, что денег нет.
В данном контексте политика ЕС приобретает форму некой «игры», оторванной от реальности. Поэтому в Китае и других странах Глобального Юга Европу больше не воспринимают как участника глобальной игры, способного серьёзно изменить её ход. Возникает вопрос: как долго это может продолжаться? По многолетней привычке мир всё ещё прислушивается к европейским лидерам и обдумывает возможные ответы на их безумные инициативы. Европа, кажется, играет не только в «войну», но и в «мировые дела». Но ведь когда-то этот обман обязательно раскроется.